Дело <Номер обезличен>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 сентября 2015 года г. Зея, Амурской области
Зейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Клаус Н.В.,
при секретаре Кононенко Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Артюшевской В.П. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Зея и Зейском районе Амурской области о взыскании стоимости проезда к месту отдыха и обратно,
УСТАНОВИЛ:
Истец Артюшевская В.П. являясь неработающим пенсионером по старости и проживающая в районе, приравненном к Крайнему Северу, в июле - августе 2015 года использовала льготный проезд к месту отдыха и обратно, обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Зея и Зейском районе Амурской области о взыскании компенсации расходов по проезду к месту отдыха и обратно в пределах территории Российской Федерации по маршруту Зея-Благовещенск-Москва-Анталия-Москва-Благовещенск-Зея в общей сумме 25 310 руб.
В судебное заседание истица Артюшевская В.П. не явилась, ходатайствовав о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Зея и Зейском районе Амурской области Сердюкова Е.А. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласна, пояснила, что в соответствии со ст.34 Закона РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» и пункта 1 Правил, компенсация расходов, связанных с оплатой стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, осуществляется к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно. Поскольку из представленных истцом документов видно, что отдых протекал за пределами РФ, то основания для выплаты такой компенсации отсутствуют. В связи с изложенным просит в удовлетворении исковых требований отказать.
В силу ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему:
На основании ст.34 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (с изменениями), компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховой пенсии по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховой пенсии по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации.
В силу ст.4 вышеназванного Закона, гарантии и компенсации, установленные настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации в части, касающейся граждан, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, лиц, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, военнослужащих, уволенных по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации, в части граждан, получающих пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, в части неработающих граждан, получающих страховую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации и федерального бюджета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 года №176 утверждены Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховой пенсии по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно.
Постановлением Правительства № 790 от 04 августа 2015 года «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» в указанные правила внесены изменения.
Согласно п.3 названных Правил (с изменениями), компенсация может производиться в виде:
а) предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд пенсионера к месту отдыха и обратно;
б) возмещения фактически произведённых пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в пределах, установленных пунктом 10 настоящих Правил.
Согласно п.7, п.9 Правил, заявление о компенсации в виде предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд к месту отдыха и обратно, по установленной форме с указанием места отдыха пенсионер подает в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства либо через многофункциональный центр предоставления государственных или муниципальных услуг с документальным подтверждением предстоящего пребывания пенсионера в санатории, профилактории, доме отдыха, на туристической базе или в другом месте отдыха (путевка, курсовка, иной документ, содержащий сведения о предстоящем нахождении пенсионера в избранном им для проведения отдыха месте).
Заявление о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно по установленной форме с указанием места отдыха пенсионер подает в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства либо через многофункциональный центр предоставления государственных или муниципальных услуг с приложением проездных документов, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации транспортными организациями независимо от их организационно-правовой формы.
Таким образом, в числе тех, кому выплачиваются компенсации, не указаны пенсионеры, отдыхающие не в местах, где предоставляются услуги по организации отдыха, а в других местах. Вместе с тем, компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно раз в два года гарантирована статьёй 34 вышеуказанного Закона.
Согласно п.10 Правил, компенсация в виде возмещения фактически произведённых расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в размере, не превышающим стоимость проезда:
а) железнодорожным транспортом - в плацкартном вагоне пассажирского поезда;
б) внутренним водным транспортом - в каюте III категории речного судна всех линий сообщений;
в) морским транспортом - в каюте IV - V групп морского судна регулярных транспортных линий;
г) воздушным транспортом - в салоне экономического (низшего) класса;
д) автомобильным транспортом - в автобусе общего типа, а при отсутствии - в автобусах с мягкими откидными сиденьями.
Гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физических затрат таким гражданам представляются в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера. (Преамбула к Закону).
Согласно ст.19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Пенсионеры, являющиеся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, также имеют право на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно и в том случае, если отдых осуществлялся не в месте, где предоставляются услуги по организации отдыха.
Согласно определению Конституционного суда Российской Федерации от 02.02.2006 г. № 38-О «По запросу Думы Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа о проверке конституционности положений пунктов 7 и 9 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно» данные нормативные положения устанавливают порядок реализации пенсионерами - получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, проживающими в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, льготы, имеющей целью создание условий, обеспечивающих им отдых и оздоровление в более благоприятных по климатическим условиям регионах Российской Федерации, чем регионы, в которых они постоянно проживают и, как правило, значительно удалённых от места их постоянного жительства. С учётом целевой направленности этой льготы для данной категории пенсионеров предусматривается оплата транспортных расходов, связанных не с любой желаемой поездкой, а лишь с проездом к месту отдыха и обратно.
Поскольку получателям страховой пенсии по старости и по инвалидности не гарантируется предоставление путёвок для отдыха и лечения на предусмотренных Законом Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» условиях, нормативные положения, содержащиеся в пунктах 7 и 9 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховой пенсии по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, не могут рассматриваться как препятствующие возмещению пенсионерам фактически произведённых расходов по оплате стоимости проезда к любому месту в Российской Федерации, избранному ими для отдыха, в том числе для самостоятельно организованного, и обратно - при наличии доказательств, подтверждающих нахождение (период пребывания) пенсионера в этом месте отдыха.
Исключение такой возможности не согласуется со смыслом статьи 34 названного Закона и вопреки требованиям статьи 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации при реализации мер государственной поддержки ставит часть проживающих в северных регионах получателей страховых пенсий по старости и по инвалидности в неравное положение с другими, а также приводит к неоправданному ограничению прав пенсионеров, которые при отсутствии регулярного обеспечения их путёвками бесплатно или на льготных условиях свободны в выборе вида и места своего отдыха.
Ограничение права пенсионеров на получение гарантированной государством компенсации проезда один раз в два года к месту отдыха и обратно по основаниям отдыха за пределами Российской Федерации, при том, что эти граждане являются также пенсионерами, получающими трудовую пенсию и (или) инвалидами и тоже проживают в районах Крайнего Севера (или приравненных к ним местностях), ставит их в неравное положение с теми, кто отдыхает организованно и в пределах территории России.
Согласно представленной копии трудовой книжки, а также пенсионному удостоверению, истец является неработающим пенсионером, льготным проездом по Закону РФ от 19 февраля 1993 года <Номер обезличен> «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» она ранее пользовалась в декабре 2013 года, что подтверждено справкой ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Зея и Зейском районе Амурской области.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что истец имеет право на получение компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно по территории РФ.
Истица просит взыскать с ответчика расходы по оплате проезда к месту отдыха и обратно по маршруту Зея-Благовещенск-Москва-Сочи-Мосвка-Благовещенск-Зея в сумме 25 310 руб. Понесенные истицей расходы подтверждены проездными документами – билетом на автобус серии ИЛ <Номер обезличен> ИП Лыс И.П. по маршруту Зея-Благовещенск, электронным билетом <Номер обезличен> от <Дата обезличена> по маршруту Благовещенск-Москва (Домодедово) и посадочным талоном к нему, маршрутной квитанцией электронного билета от <Дата обезличена> по маршруту Москва (Домодедово) – Анталия (Турция) и посадочным талоном к нему, маршрутной квитанцией электронного билета от <Дата обезличена> по маршруту Анталия (Турция) – Москва (Домодедово) и посадочным талоном к нему, электронным билетом <Номер обезличен> от <Дата обезличена> по маршруту Москва (Домодедово) – Благовещенск и посадочным талоном к нему, билетом на автобус <Номер обезличен> от <Дата обезличена> по маршруту Благовещенск-Зея, что ответчиком не оспаривается.
Сумма по оплате стоимости проезда, затраченная истицей по маршруту Зея- Благовещенск-Москва-Благовещенск-Зея в полном объеме подтверждена проездными документами на общую сумму 15 850 рублей 00 коп.
Также истица просит взыскать с ответчика расходы на оплату проезда по маршруту Москва-Сочи-Москва в общей сумме 9 460 рублей на основании справки, предоставленной ООО «Транс Экспресс» от <Дата обезличена>.
Согласно указанной справки, стоимость перелета по минимальному тарифу в салоне экономического класса на дату вылета <Дата обезличена> по маршруту Москва – Сочи (г. Сочи – ближайший международный аэропорт к точке пересечения границы РФ при следовании по маршруту Москва – Анталия (Турция) составляет 4 730 рублей 00 коп., на дату вылета <Дата обезличена> стоимость перелета по минимальному тарифу в салоне экономического класса по маршруту: г. Сочи – ближайший международный аэропорт к точке пересечения границы РФ при следовании по маршруту Анталия (Турция) – Москва) – Москва составляет 4 730 рублей 00 коп.
Исходя из изложенного, суд полагает требования истицы подлежащими удовлетворению и взыскивает с ответчика в пользу Артюшевской В.П. стоимость проезда сообщением Зея-Благовещенск-Москва-Сочи-Москва-Благовещенск-Зея в общей сумме 25 310 руб.
По требованию о взыскании денежной компенсации за льготный проезд истица при подаче искового заявления государственную пошлину не платила. На основании ст. 333. 19 ч. 1 и ст. 333.20 ч.1 п. 8 Налогового Кодекса РФ, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истица освобождена.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Артюшевской В.П. удовлетворить.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Зея и Зейском районе Амурской области в пользу Артюшевской В.П. компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, использованного в июле - августе 2015 года, в сумме 25 310 рублей (двадцать пять тысяч триста десять рублей).
Взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Зея и Зейском районе Амурской области государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 959 рублей 30 коп. (девятьсот пятьдесят девять рублей 30 коп.).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Зейский районный суд в течение месяца со дня его провозглашения.
Председательствующий Н.В. Клаус