дело №
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
<адрес> <дата> года
Воскресенский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Соболевой Г.В.,
прокурора Кисловой Н.И.,
адвоката Торуховой В.С.,
при секретаре судебного заседания ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Администрации городского поселения Воскресенск Воскресенского муниципального района Московской области к ФИО2 о расторжении договора найма служебного жилого помещения, снятии с регистрационного учета, выселении, встречные исковые требования ФИО2 к Администрации городского поселения Воскресенск Воскресенского муниципального района Московской области о признании недействительным договора найма служебного жилого помещения в части указания на служебное помещение, признании недействительным постановления о включении муниципального жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебному жилому помещению, признании права пользования по договору социального найма и обязании заключить договор социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского поселения Воскресенск Воскресенского муниципального района <адрес> /далее – Администрация/ обратилась в Воскресенский городской суд Московской области с иском к ФИО2 о расторжении договора найма служебного жилого помещения от <дата> №, снятии с регистрационного учета из однокомнатной квартиры, общей площадью 41,0 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>, выселении из указанной квартиры без предоставления другого жилого помещения, мотивируя заявленные требования тем, что администрация является собственником указанной квартиры, которая включена в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебному жилому помещению. <дата> между администрацией и ФИО2 был заключен договор найма служебного помещения № – однокомнатной квартиры, общей площадью 41,0 кв.м., расположенной по адресу: <адрес> /далее – Договор/.
Пунктом 1.1 Договора предусмотрено, что администрация передает ФИО2 за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности.
Согласно пункту 1.4 Договора договор найма служебного жилого помещения заключается на период прохождения службы. Согласно подпункту 4 пункта 4 указанного Договора он прекращается в связи с окончанием срока службы.
Пунктом 4.5 Договора предусмотрено, что в случае расторжения или прекращении договора в связи с окончанием срока службы ФИО2 и члены его семьи должны освободить жилое помещение. В случае отказа освободить жилое помещение граждане подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных ЖК РФ. Приказом УВД России по Воскресенскому району от <дата> № л/с ФИО2 был уволен из органов внутренних дел, при этом до настоящего момента не сообщил об этом собственнику жилого помещения.
Согласно выписке из домовой книги, выданной ООО «Инстрой XXI-век», ФИО2 зарегистрирован и проживает в спорном жилом помещении с <дата>.
ФИО2 не подпадает под категорию лиц, входящих в исключительный случай, предусмотренный ч. 2 ст. 103 ЖК РФ, в связи с чем, администрация обратилась в суд с настоящим иском.
В свою очередь ФИО2 обратился со встречным иском к администрации городского поселения Воскресенск Воскресенского муниципального района <адрес>, в котором просит признать недействительным договор найма служебного жилого помещения № от <дата> в части указания на служебное помещение, признать недействительным постановление администрации № от <дата> о включении муниципального жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такового к служебному жилому помещению, признать право пользования жилым помещением по договору социального найма, обязать Администрацию заключить договор социального найма.
В обоснование встречных исковых требований ФИО2 указал, что он проходил службу в органах внутренних дел РФ с <дата> по <дата>. Состоял в очереди на получение жилого помещения с 2004 года и в 2009 году ему предоставлена спорная однокомнатная квартира, в которой с <дата> он постоянно зарегистрирован.
ФИО2 полностью произведен ремонт квартиры /сантехнические работы, электротехнические работы, штукатурно-малярные работы и т.д./ и отделка квартиры /поклейка обоев, укладка напольного покрытия, установка межкомнатных дверей и т.д./, так как в квартире были только голые стены. ФИО2 своевременно вносит плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Данное жилое помещение является единственным место жительства, иного жилого помещения для постоянного проживания на территории РФ и за ее пределами он не имеет.
ФИО2 уволился из органов внутренних дел с правом на пенсию по выслуге лет и по основаниям, дающим право на получение жилого помещения для постоянного проживания, кроме того, при предоставлении однокомнатной квартиры был снят с очереди на получение жилого помещения. Указанный Договор найма был подписан в отсутствие надлежащих документов, подтверждающих присвоение квартире статуса служебного помещения. Договор является фактически договором социального найма жилого помещения, так как на момент вселения квартира не была включена в специализированный фонд с отнесением такового к служебному помещению, то есть не признана служебным жилым помещением.
Представитель истца по первоначальному иску, ответчика – по встречному, администрации городского поселения Воскресенск Воскресенского муниципального района <адрес> ФИО5, действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, первоначальные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске, встречные исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении по основаниям, указанным в возражениях.
Ответчик по первоначальному иску, истец – по встречному, ФИО2 и его представитель – адвокат ФИО6, первоначальные исковые требования не признали, просили применить последствия пропуска исковой давности. Встречные исковые требования просили удовлетворить по основаниям, изложенным во встречном иске. ФИО2 пояснил, что на момент предоставления спорной квартиры он был прописан в <адрес>, в трехкомнатной квартире, в которой также были зарегистрированы его мать, жена и двое разнополых детей, также в собственности имеется земельный участок без строений. В <адрес> на учете по улучшению жилищных условий не состоял, поскольку было трудно встать на очередь. В Воскресенское УВД он был переведен в 2003 году, после чего в 2004 году встал на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий. Согласился на подписание договора найма служебного жилого помещения, так как иных договоров с сотрудниками органов внутренних дел администрация не заключала, поскольку он не состоял на очереди в администрации. О том, что квартира является служебной, он узнал только в 2016 году, когда обратился по вопросу приватизации. Намерений заключать договор служебного найма жилого помещения ФИО2 не имел, поскольку знал, что в скором времени из органов внутренних дел уволится по выслуге лет. Пояснил, что с 2011 года неоднократно обращался в жилищный отдел администрации, однако в приватизации ему отказывали. Считает, что за ним должно быть сохранено право на спорное жилое помещение в соответствии с п.64 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года № 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации», а также в соответствии со ст. 30 ФЗ РФ от 18.04.1991 года № 1026-1 (в ред.ФЗ от 31 марта 1999 года № 68-ФЗ, от 29.12.2000 года № 163-ФЗ) «О милиции».
Представитель третьего лица УМВД России по Воскресенскому району в судебное заседание не явился, подал ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие. Представил отзыв по заявленным требованиям, в котором просил признать исковые требования администрации подлежащими удовлетворению, в удовлетворении встречных исковых требований ФИО2 отказать.
Представитель третьего лица отдела по вопросам миграции УМВД России по Воскресенскому району в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Свидетель ФИО7, эксперт отдела муниципальной собственности и жилищных отношений администрации городского поселения Воскресенск Воскресенского муниципального района Московской области показала, что ФИО2 ей знаком. Между администрацией и ФИО2 заключен типовой договор найма служебного жилого помещения, на основании устного указания руководителя. Администрации стало известно, что ФИО2 уволился из органов внутренних дел в 2016 году, когда он изъявил желание приватизировать квартиру, ранее ни с какими вопросами с момента увольнения ФИО2 не обращался. Решение о выселении рассматривалось на комиссии, и было принято решение. Считает, что в настоящий момент оснований для предоставления ФИО2 жилья по договору социального найма, не имеется, поскольку он не является очередником. С 2002 года по настоящее время в г/п Воскресенск денежные средства из каких-либо бюджетов для обеспечения жилыми помещениями сотрудников органов внутренних дел не поступали. При заключении договоров найма с сотрудниками органов внутренних дел, стоящих на очереди в УВД, их жилищные условия не проверялись. Все договора служебного найма были составлены и подписаны по устному распоряжению руководства.
В своем заключении прокурор указал, что согласно представленным материалам ФИО2 обратился с рапортом о постановке на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий Воскресенского УВД <дата>, то есть после введения ЖК РФ, протоколом жилищно-бытовой комиссии ФИО2 был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. Доказательств постановки на учет в иной срок ФИО2 не представлено. На момент принятия ФИО2 на учет жилые помещения муниципального жилищного фонда могли быть выделены гражданам, не являющимися малоимущими, но признанными нуждающимися в жилье в порядке, установленном ЖК РФ, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, законом субъекта, указом Президента, в случае наделения органа местного самоуправления в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Из представленных документов следует, что спорная квартира в федеральной собственности никогда не находилась, за МВД никогда не закреплялась, на данную квартиру оформлялось только право муниципальной собственности. На момент признания ФИО2 по месту работы нуждающимся в улучшении жилищных условий, собственного фонда у УВД <адрес> не имелось. На этот момент ФИО2 проживал и был зарегистрирован в <адрес>, на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства не состоял, с заявлением о постановке его на учет в органы местного самоуправления <адрес> никогда не обращался. Обеспеченность ФИО2 и членов его семьи жилой площадью не позволяла признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий. Таким образом, с точки зрения действовавшего законодательства, постановка ФИО2 на учет нуждающихся являлась незаконной. Признание за ФИО2 права пользования спорным жилым помещением по основаниям, указанным во встречном иске невозможно. В соответствии с ч. 1 ст. 44 ФЗ от 07.02.2011 года №3-ФЗ «О полиции», обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а не за счет средств органов местного самоуправления. Прокурор просил отказать в удовлетворении встречных исковых требований ФИО2. <дата> ФИО2 было предоставлено служебное жилое помещение. <дата> ФИО2 уволился из органов внутренних дел. Оснований для сохранения за ним права пользования служебным жилым помещением в соответствии с ч. 2 ст. 103 ЖК РФ не установлено, в связи с чем, ФИО2 подлежит выселению из занимаемого им служебного помещения в соответствии с ч. 1 ст. 103 ЖК РФ, считает, что исковые требования администрации г/п Воскресенск подлежат удовлетворению.
Заслушав явившихся лиц, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования администрации городского поселения Воскресенск Воскресенского муниципального района <адрес> обоснованными и подлежащими удовлетворению, встречные исковые требования ФИО2 не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Вопросы предоставления сотрудникам жилых помещений специализированного жилищного фонда /служебных жилых помещений/ регламентируются следующими нормативными правовыми актами: Жилищным кодексом РФ, постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 года № 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений», постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2002 года № 897 «Об утверждении типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам РФ и внутренним войскам МВД РФ». Порядок предоставления жилых помещений регламентируется разделом 4 ЖК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 35 ЖК РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
В силу статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к специализированным жилым помещениям относятся, в том числе, служебные жилые помещения.
В соответствии со статьей 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Согласно статье 99 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Жилищным кодексом Российской Федерации предусмотрено предоставление служебных жилых помещений на период трудовых отношений (часть 3 статьи 104 ЖК РФ).
Частью 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
На основании части 1 статьи 44 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность, либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Федеральный законодатель, определяя специальный правовой статус сотрудников органов внутренних дел, вправе устанавливать для них специальные социальные гарантии, которые могут предоставляться как в период прохождения службы, так и после увольнения из органов внутренних дел.
Согласно пункту 27 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2002 года N 897 (в ред. от 01.10.2004 г. с изм. от 16.03.2013 г.) сотрудник, проживающий в служебном жилом помещении и прекративший службу, подлежит выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ним лицами без предоставления другого жилого помещения в сроки, установленные в договоре найма. Пунктом 28 Типового положения установлено, что без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в пункте 27 настоящего типового положения, не могут быть выселены, в том числе, сотрудники, имеющие выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет.
Часть седьмая статьи 64 ранее действовавшего Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации предусматривала для определенной категории сотрудников органов внутренних дел сохранение права на безвозмездное закрепление жилых помещений в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Однако указанная норма (как в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, так и в ранее действовавшей редакции) не регламентировала порядок предоставления служебных жилых помещений, а также условия и основания для их освобождения.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30 марта 2012 года N 9-П, служебные жилые помещения из муниципального жилищного фонда предоставляются сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи на период выполнения сотрудником обязанностей по указанной должности (часть 2 статьи 9 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"); при этом общее правило, в силу которого служебные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду и внаем (пункт 1 части 1 и часть 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации), применительно к муниципальному жилищному фонду соответствует конституционной природе местного самоуправления как публичной власти, наиболее приближенной к населению.
Как установлено в судебном заседании, распоряжением главы муниципального образования «Городское поселение Воскресенск» Воскресенского муниципального района <адрес> от <дата> №-р выделена УВД по Воскресенскому муниципальному району под служебное жилое помещение однокомнатная <адрес> общей площадью 41,0 кв.м, в новом <адрес>-а по <адрес> /Т. 1 л.д. 46/.
Согласно журналу регистрации рапортов сотрудников по жилищным и бытовым вопросам УВД по Воскресенскому муниципальному району /Т. 1 л.д. 206-212/ ФИО2 поставлен на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании протокола № от <дата> заседания жилищно-бытовой комиссии УВД <адрес>.
Согласно копии протокола № от <дата> заседания жилищно-бытовой комиссии УВД по Воскресенскому муниципальному району служебная однокомнатная <адрес>, выделена младшему инспектору – кинологу УВД по Воскресенскому муниципальному району ст. прапорщику милиции ФИО2 на одного, без учета регистрации брака, со снятием его с очереди. Из п. 2 Протокола следует: Просить администрацию утвердить данное решение и заключить с ФИО2 договор найма служебного жилого помещения на период прохождения службы /Т. 1 л.д. 44/.
Как следует из протокола № заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации городского поселения Воскресенского муниципального района <адрес> от <дата> постановлено: согласиться с указанным выше решением заседания жилищно-бытовой комиссии УВД по Воскресенскому муниципальному району от <дата>, с ФИО2 заключить договор найма служебного жилого помещения /Т. 1 л.д. 64—65/. Вместе с тем, согласно пояснениям представителя администрации городского поселения Воскресенск Воскресенского муниципального района <адрес> законность постановки ФИО2 на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий в УВД по Воскресенскому муниципальному району не проверялась.
На основании договора найма служебного жилого помещения № от <дата>, /далее – Договор/, администрацией городского поселения Воскресенск Воскресенского муниципального района <адрес> / Наймодатель/ ФИО2 /нанимателю/ передано за плату во владение и пользование служебное изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из одной комнаты в однокомнатной квартире общей площадью без учета лоджий и балконов 41,0 кв.м, в том числе жилой площадью 20,5 кв.м. по адресу: <адрес>, для временного проживания в нем /Т. 1 л.д. 8-10/.
Согласно пункту 1.2 Договора жилое помещение предоставляется в связи с работой.
В пункте 1.4 Договора указано, что договор найма служебного жилого помещения заключается на период прохождения службы. Прекращение службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Как следует из пункта 4.4.4 Договора настоящий Договор прекращается в связи с окончанием срока службы.
В соответствии с пунктом 4.5 Договора в случае расторжения или прекращения настоящего Договора в связи с истечением срока трудового договора, окончания срока службы, истечением срока пребывания на государственной, муниципальной или выборной должности Наниматель и члены его семьи должны освободить жилое помещение. В случае отказа освободить жилое помещение граждане подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных ЖК РФ.
Согласно выписке из домовой книги /Т. 1 л.д. 13/ ФИО2 зарегистрирован в указанном жилом помещении с <дата>.
Как следует из копии трудовой книжки /Т. 1 л.д. 11-12/ и копии выписки из приказа /Т. 1 л.д. 205/ ФИО2 был уволен из органов внутренних дел <дата>, при этом его выслуга на день увольнения составила 25 лет 04 месяца 28 дней в календарном исчислении.
Постановлением администрации городского поселения Воскресенск Воскресенского муниципального района <адрес> от <дата> № спорная квартира включена в специализированный жилищный фонд с отнесением такового к служебному жилому помещению /Т. 1 л.д. 47/.
<дата> Администрацией направлено ФИО2 уведомление об освобождении занимаемого жилого помещения, в связи с увольнением из органов внутренних дел, в срок до <дата> /Т. 1 л.д. 14/, однако ФИО2 требование не выполнил.
Статьей 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - статья 13 Вводного закона) установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, статья 13 Вводного закона дополняет определенный частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень лиц, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что ст. 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма (ч. 1 ст. 51 ЖК РФ), или имеющие право состоять на данном учете (ч. 2 ст. 52 ЖК РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 Жилищного кодекса РСФСР.
Как установлено судом, спорное жилое помещение предоставлено ФИО2 после введения в действие ЖК РФ, в очереди на улучшение жилищный условий ни в Коломенском районе, ни Воскресенском районе не стоял, по месту работы поставлен на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий лишь <дата>, ФИО2 не представлено, а судом не добыто достоверных доказательств о поставке его на учет до 2005 года. Суд также учитывает, что ФИО2 был снят с очереди на улучшение жилищных условий в связи с предоставлением квартиры на основании договора найма служебного жилого помещения. Законность снятия его с очереди надлежащим образом не обжаловалась.
Кроме того, согласно отзыву третьего лица УМВД России по Воскресенскому району /Т. 3 л.д. 3-8/ основания для постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, перечисленные в ст. 29 ЖК РСФСР, на ФИО2 не распространялись, следовательно, законных оснований для постановки ФИО2 на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в УВД по Воскресенскому муниципальному району не имелось.
Суд принимает во внимание указанные обстоятельства в силу следующего:
В силу ст. 29 ЖК РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане:
1) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов;
2) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям;
3) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно;
4) проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;
5) проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением;
6) проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади.
На основании решения Совета депутатов муниципального образования «<адрес>» <адрес> от <дата> № «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилья в <адрес>», учетная норма жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан в целях их принятия в качестве нуждающихся в жилых помещения, установлена не более 9 кв.м. общей площади на одного члена семьи.
На момент постановки ФИО2 на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в 2008 году, его семья состояла из пяти человек и была зарегистрирована по адресу: <адрес>, общей площадью 60,7 кв.м.. Исходя из установленной учетной нормы жилого помещения ФИО2 считался обеспеченным жильем, поскольку на 1 члена семьи приходилось 12,14 кв.м. площади. Учитывая изложенное, ФИО2 не мог быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Суд не находит оснований для применения к исковым требованиям администрации городского поселения Воскресенск Воскресенского муниципального района Московской области срока исковой давности по следующим основаниям:
В соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Общий срок исковой давности в соответствии с пунктом 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 названного Кодекса (пункт 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу ч. 3 ст. 104 ЖК РФ и ч. 1 ст. 103 ЖК РФ прекращение трудовых отношений с работодателем, предоставившим жилое помещение, служит лишь основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения, но не влечет за собой автоматическое прекращение договора в момент увольнения сотрудника. Договор найма служебного жилого помещения сохраняет свое действие вплоть до его добровольного освобождения нанимателем, при отказе от которого гражданин подлежит выселению в судебном порядке с прекращением прав и обязанностей в отношении занимаемого жилья.
Учитывая, что возникшие между сторонами правоотношения, регулируемые нормами жилищного законодательства, носят длящийся характер, а договор найма служебного жилого помещения, на основании которого ФИО2 продолжает занимать жилое помещение, не прекратил своего действия, оснований для исчисления срока исковой давности с даты увольнения ФИО2 из УВД по Воскресенскому муниципальному району, а равно и применения исковой давности в рассматриваемом споре, у суда не имеется.
Кроме того, о прекращении службы ФИО2 в органах внутренних дел, истец узнал только осенью 2016 года при обращении ФИО2 с заявлением о приватизации спорного жилого помещения, так как ни ответчик, ни УВД по Воскресенскому муниципальному району сведения о данном факте не предоставляли. Тот факт, что ФИО2 до указанного времени в администрацию не обращался с какими-либо заявлениями, подтвержден также показаниями свидетеля.
Таким образом, данное жилое помещение является служебным, было предоставлено ФИО2 для временного проживания на период прохождения им службы в УМВД России по <адрес>, в связи с увольнением ФИО2 из органов внутренних дел его право пользования жилым помещением прекратилось, к категории граждан, предусмотренной ч. 2 ст. 103 ЖК РФ, ФИО2 не относится, в связи с чем, договор найма служебного жилого помещения № от <дата> подлежит расторжению, а ответчик ФИО2 – выселению из квартиры по адресу: <адрес>, без предоставления другого жилого помещения.
Исходя из анализа приведенных выше правовых норм, в случае прекращения трудовых отношений гражданин должен освободить занимаемое жилое помещение по договору служебного найма. При этом имеются исключения, установленные только ч. 2 ст. 103 ЖК РФ, в соответствии с которой не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;
2) пенсионеры по старости;
3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;
4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.
Данный перечень является исчерпывающим.
Типовое положение, утвержденное постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2002 года № 897 предусматривало еще одно основание невозможности выселения сотрудника без предоставления иного жилого помещения, а именно, сотрудников, имеющие выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет. Однако данное постановление Правительства применяется только в отношении сотрудников, у которых право на предоставление служебного жилого помещения возникло до введения в действие ЖК РФ, то есть до 31 марта 2005 года. В отношении других сотрудников, которым служебные жилые помещения предоставлены после 01 марта 2005 года, нормы Типового положения противоречат ЖК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» впредь до приведения в соответствие с ЖК РФ законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ, законы и иные нормативные акты применяются постольку, поскольку они не противоречат ЖК РФ и настоящему Федеральному закону.
Таким образом, пункт 28 Типового положения противоречит ч. 2 ст. 103 ЖК РФ и не должен применяться к правоотношениям, возникшим после введения ЖК РФ, то есть постановление Правительства РФ от 17.12.2002 года № 897 не подлежит применению к рассматриваемым обстоятельствам.
Доводы ФИО2 о том, что он является пенсионером, и не может быть выселен без предоставления другого жилого помещения, необоснованны, поскольку к категории лиц, не подлежащих выселению из служебного жилого помещения (ч. 2 ст. 103 ЖК РФ), ответчик не относятся. Обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 103 ЖК РФ, при которых выселение без предоставления другого жилого помещения не допускается, в данном случае не имеется.
Одновременно, суд не находится оснований для сохранения за ФИО2 права на спорное жилое помещение в соответствии с п.64 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года № 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации», а также в соответствии со ст. 30 ФЗ РФ от 18.04.1991 года № 1026-1 (в ред.ФЗ от 31 марта 1999 года № 68-ФЗ, от 29.12.2000 года № 163-ФЗ) «О милиции», поскольку указанные нормы Положения и Закона не подлежат применению к правоотношениям сторон.
Кроме того, как указывает представитель УМВД по Воскресенскому муниципальному району <адрес>, в соответствии с приказом ГУВД <адрес> от <дата> № «Об организационно-штатных вопросах ЦКС», должность младшего инспектора-кинолога группы кинологической службы УВД по Воскресенскому муниципальному району предполагала несение службы по графику сменности /в 2008-2010 годах ФИО2 производилась оплата за работу в ночное время/.
Исходя из пояснений ФИО2, он работал водителем у начальника УВД по Воскресенскому муниципальному району, ежедневно отвозил его домой в <адрес>, оставлял автомобиль в гараже, ночевал в квартире, где был зарегистрирован ранее. Таким образом, показаниями ФИО2 подтверждено, что основания для предоставления ему служебного жилого помещения для приближения к месту службы не имелось. Кроме того, <адрес> расположен на расстоянии 45,6 км от <адрес> /Т. 3 л.д. 9/, в связи с чем, доказательства невозможности ежедневного возвращения ФИО2 в жилое помещение в <адрес> отсутствуют.
Что касается встречных исковых требований ФИО2, то суд приходит к следующему:
В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от <дата> N 329, Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности.
Части 3 и 4 ст. 49 Жилищного кодекса РФ устанавливают, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Категориям граждан, указанным в ч. 3 ст. 49 ЖК РФ, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями по обеспечению указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Части 1 и 2 ст. 44 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" предусматривают, что обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Полиция имеет специализированный жилищный фонд, формируемый федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Часть 1 ст. 9 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" гласит, что территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел предоставляет сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, не имеющему жилого помещения на территории соответствующего муниципального образования, и совместно проживающим с ним членам его семьи жилое помещение специализированного жилищного фонда в течение шести месяцев со дня вступления в указанную должность.
Таким образом, обязанность по предоставлению жилых помещений возложена на федеральные органы исполнительной власти РФ.
Положения ст. 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в данном случае не регулируют спорные правоотношения. Действующее законодательство не содержит положений, позволяющих отнести жилое помещение, предоставленное в соответствии с нормами о специализированном жилищном фонде к жилищному фонду социального использования, предоставляемому гражданам по договору социального найма.
Между тем, согласно положениям ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Спорное помещение предоставлено ФИО2 муниципальным образованием по ходатайству УВД по Воскресенскому муниципальному району, а не в порядке обеспечения сотрудника полиции жилым помещением в рамках Федерального закона "О полиции". Предусмотренных законом оснований для обеспечения Администрацией городского поселения Воскресенск Воскресенского муниципального района Московской области иным жилым помещением не имеется. Согласно материалам дела и пояснениям ФИО2 на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий он ни в Коломенском, ни в Воскресенском районе не состоял и не состоит. При этом ФИО2 не представлено доказательств того, что он имеет право на обеспечение жилым помещением в соответствии с ФЗ "О полиции".
Согласно ст. 67 Жилищного кодекса РФ, наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке вселить в занимаемое помещение иных лиц.
В судебном заседании ФИО2 пояснил, что имел намерение зарегистрировать в предоставленной квартире дочь, однако ему было отказано. ФИО2 не обжаловал отказ в регистрации дочери в качестве члена семьи нанимателя.
ФИО2 было доподлинно известно, что он вселяется в спорное жилое помещение на основании договора найма служебного жилого помещения. Довод ФИО2, что иных договоров с сотрудниками УВД по Воскресенскому муниципальному району, Администрацией городского поселения Воскресенск Воскресенского муниципального района не заключалось, суд находит не состоятельными и не относящимися к рассматриваемому спору, правового значения для дела не имеющими.
Согласно справке от <дата> администрации городского поселения Воскресенск Воскресенского муниципального района <адрес> /Т. 3 л.д. 28/ денежных средств из федерального бюджета для обеспечения жильем сотрудников УВД по Воскресенскому муниципальному району в органы местного самоуправления не поступало.
Совокупность приведенных выше норм закона в их системном толковании позволяет суду сделать вывод об отказе в удовлетворении встречных исковых требований ФИО2 о признании недействительным договора найма служебного жилого помещения в части указания на служебное помещение, признании недействительным постановление о включении муниципального жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебному жилому помещению, признании право пользования по договору социального найма и обязании заключить договор социального найма,
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Администрации городского поселения Воскресенск Воскресенского муниципального района <адрес> к ФИО2 о расторжении договора найма служебного жилого помещения, снятии с регистрационного учета, выселении - удовлетворить.
Расторгнуть договор найма служебного жилого помещения от <дата> №, заключенный между Администрацией городского поселения Воскресенск Воскресенского муниципального района <адрес> и ФИО2. Выселить ФИО2 из однокомнатной квартиры, общей площадью 41 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, без предоставления другого жилого помещения.
Обязать отдел по вопросам миграции УМВД России по <адрес> снять ФИО2 с регистрационного учета по адресу: <адрес>.
В удовлетворении встречных исковых требований ФИО2 к Администрации городского поселения Воскресенск Воскресенского муниципального района <адрес> о признании недействительным договора найма служебного жилого помещения № от <дата> в части указания на служебное помещение – однокомнатной квартиры, общей площадью 41,0 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, заключенного между Администрацией городского поселения Воскресенск Воскресенского муниципального района <адрес> и ФИО2, признании недействительным Постановление Администрации городского поселения Воскресенск Воскресенского муниципального района <адрес> № от <дата> о включении муниципального жилого помещения: однокомнатной квартиры, общей площадью 41,0 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, в специализированный жилищный фонд с отнесением такового к служебному жилому помещению, признании право пользования жилым помещением: однокомнатной квартиры, общей площадью 41,0 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, по договору социального найма и обязании заключить договор социального найма жилого помещения - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Московского областного суда через Воскресенский городской суд Московской области в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме, а лицами, участвующими в деле, но не присутствовавшими в судебном заседании, – в тот же срок со дня получения его копии.
Решение изготовлено <дата>.
Судья Соболева Г.В.