Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-716/2021 ~ М-447/2021 от 03.03.2021

УИД 63RS0-92

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес> 04 июня 2021 года

Куйбышевский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Маркеловой М.О.,

с участием прокурора ФИО2,

при помощнике судьи ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента управления имуществом г.о.Самара к ФИО1 об изъятии недвижимого имущества путем выкупа и по встречному исковому заявлению ФИО1 к Департаменту управления имуществом г.о.Самара об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение ( квартиру),

УСТАНОВИЛ:

Департамент управления имуществом г.о. Самара обратился в суд с иском, в котором просит изъять жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, путем выкупа у ФИО1 жилого помещения, в том числе стоимости доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, за 1656088 рублей, прекратить право собственности ФИО1 на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. После выплаты денежной компенсации ФИО1 признать право собственности на объект недвижимости, по вышеуказанному адресу за муниципальным образованием г.о. Самара и снять ее с регистрационного учета.

В обоснование заявленных исковых требований указано, что распоряжением первого заместителя главы г.о. Самара -р от <дата>, многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Указанный дом включен в государственную программу <адрес> «Развитие жилищного строительства в <адрес>» до 2022 года, утвержденную Постановлением <адрес> от <дата> . Финансирование программы строго целевое и осуществлялось за счет средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и средств бюджета <адрес>. Постановлением Администрации г.о. Самара от <дата> принято решение изъять для муниципальных нужд земельный участок, находящийся по адресу: <адрес>, и расположенные в многоквартирном доме по данному адресу жилые помещения у правообладателей. Ответчик является собственником <адрес>. Согласно отчету по определению рыночной стоимости жилого помещения площадью 43,8 кв.м, находящегося в многоквартирном доме, признанным аварийным и подлежащим сносу, расположенным по адресу: <адрес>, в соответствии со ст. 32 ЖК РФ от <дата> № 188-ФЗ, выполненному ООО «Эксперт-Центр», итоговая величина размера возмещения за изъятие жилого помещения составила 1605 088 рублей. <дата> истцом подготовлен проект соглашения о возмещении за изымаемое жилое помещение для муниципальных нужд, который направлен в адрес ответчика <дата>. Проект соглашения ответчиком получен <дата>, однако ответчик до настоящего времени своего соглашения на заключение соглашения не выразила.

В ходе рассмотрения дела, в судебном заседании от ответчика ФИО1 поступило встречное исковое заявление, в котором она просит признать за ней право на получение в собственность взамен изымаемого помещения по адресу: <адрес>, признанного аварийным и не пригодным для проживания, равнозначное благоустроенное жилое помещение в виде изолированной двухкомнатной квартиры, площадью не менее 43,8 кв.м в <адрес> и обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара предоставить ей в собственность взамен изымаемого помещения, по адресу: <адрес>, признанного аварийным и непригодным для проживания, равнозначное благоустроенное жилое помещение в виде изолированной двухкомнатной квартиры, площадью не менее 43,8 кв.м в <адрес>. Встречный иск принят на рассмотрение с первоначальным иском.

В обоснование заявленных встречных требований указано, что распоряжением первого заместителя главы г.о. Самара -р от <дата>, многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Указанный дом включен в государственную программу <адрес> «Развитие жилищного строительства в <адрес>» до 2022 года, утвержденную Постановлением <адрес> от <дата> . Считает, что у нее имеется право требовать предоставление жилого помещения взамен изымаемого, поскольку в материалах дела не имеется сведений, что она в качестве способа обеспечения ее жилищных прав выбрала возмещение стоимости жилого помещения и она как собственник по своему выбору имеет право требовать либо выкупа жилого помещения, либо предоставления другого жилого помещения в собственность.

В судебном заседании представитель Департамента управления имуществом городского округа Самара – ФИО4, действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала по вышеизложенным основаниям и просила их удовлетворить. В удовлетворении встречных требований ФИО1 просила отказать.

Ответчик по первоначальному иску ФИО1 в судебном заседании возражала против удовлетворения первоначальных требований, просила встречные исковые требования удовлетворить.

Представители третьих лиц Управления Росреестра по <адрес>, Управления МВД России по <адрес> в судебное заседание не явились, о дате и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении иска Департамента управления имуществом г.о. Самара отказать и удовлетворить встречные исковые требования, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что распоряжением первого заместителя главы г.о. Самара -р от <дата>, многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.

Указанный дом включен в государственную программу <адрес> «Развитие жилищного строительства в <адрес>» до 2022 года, утвержденную Постановлением <адрес> от <дата> .

Финансирование программы строго целевое и осуществлялось за счет средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и средств бюджета <адрес>.

Постановлением Администрации г.о. Самара от <дата> принято решение изъять для муниципальных нужд земельный участок, находящийся по адресу: <адрес>, и расположенные в многоквартирном доме по данному адресу жилые помещения у правообладателей, в том числе <адрес> общей площадью 43,8 кв.м.

Установлено, что собственником жилого помещения, а именно <адрес>, по адресу: <адрес>, куйбышевский район, <адрес>, является ФИО1, что подтверждается выпиской из ЕГРН.

Согласно отчету от <дата> об определении рыночной стоимости жилого помещения площадью 43,8 кв.м, находящегося в многоквартирном доме, признанным аварийным и подлежащим сносу, расположенным по адресу: <адрес>, в соответствии со ст. 32 ЖК РФ от <дата> № 188-ФЗ, выполненному ООО «Эксперт-Центр», итоговая величина размера возмещения за изъятие жилого помещения составила 1656 088 рублей.

В адрес ответчика Департаментом управления имуществом направлен проект соглашения о возмещении за изымаемое жилое помещение для муниципальных нужд, что подтверждается уведомлением от <дата> .

Данный проект получен ответчиком, однако своего соглашения на заключение соглашения ФИО1 не выразила.

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Федеральный закон от <дата> № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).

В пункте 3 статьи 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.

По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса РФ.

Так, в соответствии с частью 1 статьи 32 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (часть 2 статьи 32 ЖК РФ).

Частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ установлено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием для предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.

Исходя из вышеуказанных норм права, в случае, когда собственники жилых помещений в аварийном доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.

Частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Таким образом, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, может быть произведено путем предоставления другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену только по соглашению с собственником.

В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации (2019)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ <дата>) разъяснено, что если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого, равнозначного, жилого помещения либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Суд считает, что включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями ч. 8 ст. 32 ЖК РФ.

Таким образом, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п.3 ст.2, ст.16 ФЗ от <дата> № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.

Поскольку жилой дом, в котором расположено принадлежащее ответчику жилое помещение, признан аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то ответчик имеет право выбора способа реализации своих жилищных прав.

Во встречных требованиях, ответчик просит о предоставлении ей жилого помещения.

Таким образом, оснований для удовлетворения исковых требований Департамента управления имуществом г.о. Самара о выкупе у них спорного жилого помещения не имеется, в связи с чем, на Департамент управления имуществом г.о.Самара необходимо возложить обязанность предоставить ответчикам благоустроенное жилое помещение, взамен изымаемого для муниципальных нужд.

Встречные исковые требования ФИО1 в части предоставления в собственность жилого помещения именно в <адрес> удовлетворению не подлежат, поскольку предоставляемое другое жилое помещение должно находиться в границах того же населенного пункта, что и ранее занимаемое, при этом предоставление жилого помещения в том же районе, законодательством не предусмотрено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Департамента управления имуществом г.о. Самара оставить без удовлетворения.

Встречное исковое заявление ФИО1 удовлетворить частично.

Обязать Департамент управления имуществом г.о.Самара предоставить в собственность ФИО1 жилое помещение, площадью не менее 43,8 кв.м., в границах городского округа Самара, взамен жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес>, подлежащего сносу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи жалобы через Куйбышевский районный суд <адрес>..

Мотивированное решение изготовлено <дата>.

Судья М.О. Маркелова

2-716/2021 ~ М-447/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Чикина С.Ю.
Департамент управления имуществом г.о. Самара
Ответчики
Артамонова В.А.
Другие
Управление Росреестра по Самарской области
Зелецкая А.В.
Управление МВД России по г.Самаре
Суд
Куйбышевский районный суд г. Самары
Судья
Маркелова М. О.
Дело на странице суда
kuibyshevsky--sam.sudrf.ru
03.03.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.03.2021Передача материалов судье
10.03.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.03.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.03.2021Судебное заседание
14.04.2021Судебное заседание
13.05.2021Судебное заседание
28.05.2021Судебное заседание
04.06.2021Судебное заседание
11.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее