Дело № 2-1-358/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Ульяновская область, 13 июля 2021 года
р.п. Карсун
Карсунский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Лобиной Н.В.,
при секретаре Коноваловой К.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Козлова Александра Ивановича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Инзенском районе Ульяновской области (межрайонное) о возложении обязанности включить в специальный стаж период работы,
УСТАНОВИЛ:
Козлов А.И. обратился в суд с вышеуказанным иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Инзенском районе Ульяновской области (межрайонное). В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и на основании Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием у него такого права на момент обращения, при этом, по мнению ответчика, его специальный трудовой стаж составил 2 года 11 месяцев 4 дня. В специальный трудовой стаж не был зачтен период его работы в Карсунском ДРСУ (после переименования МДРСУ № 5) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности машиниста асфальтоукладчика, так как из представленных документов не усматривается льготный характер работы. Данное решение считает незаконным, поскольку Списком № 2 работа машиниста укладчика асфальтобетона включается в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии без дополнительных условий. При этом неисполнение работодателем обязанности по представлению индивидуальных сведений персонифицированного учета с кодом льготы застрахованного лица в органы пенсионного фонда не может быть основанием для отказа во включении периода его работы в специальный стаж. На основании вышеизложенного истец просит суд обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Инзенском районе Ульяновской области (межрайонное) включить в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда, периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве машиниста асфальтоукладчика в Карсунском ДРСУ и МДРСУ № 5.
В судебном заседании Козлов А.И. поддержал заявленные требования по указанным в иске основаниям, дополнив, что работал в Карсунском ДРСУ с ДД.ММ.ГГГГ машинистом асфальтоукладчика, работа была сезонной: летом работал машинистом, зимой – оператором котельной. Работал полный рабочий день, за работу дополнительно давали три дня к отпуску.
Представитель ответчика - Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Инзенском районе Ульяновской области (межрайонное) в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела без его участия. Из представленного им отзыва на исковое заявление следует, что с заявленными истцом требованиями пенсионный орган не согласен и просит в их удовлетворении отказать. Указывает, что Козлов А.И. зарегистрирован в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ истец обратилсь с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. По представленным документам в специальный стаж Козлову А.И. не представляется возможным засчитать период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве машиниста – асфальтоукладчика в Карсунском ДРСУ, поскольку согласно Списку № 2 правом на льготное пенсионное обеспечение пользуются машинисты укладчиков асфальтобетона. Из трудовой книжки не усматриваетя льготный характер работы, льготно-уточняющую справку истец не представил, в выписке из индивидуального лицевого счета данный период отражен общими условиями.
Выслушав истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с требованиями ст. ст. 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона в судебном разбирательстве должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Положениями статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Согласно пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 статьи 30, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Закона о страховых пенсиях).
Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» утвержден Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях.
В указанном списке в разделе XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт» под кодом 2290000а-14288 предусмотрены машинисты укладчиков асфальтобетона.
Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В силу пункта 4 Постановления Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 «Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью основных трудовых функций (пункта 5 Разъяснения Минтруда РФ от 22 мая 1996 года № 5).
В судебном заседании установлено, что Козлов А.И. ДД.ММ.ГГГГ обратился в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Инзенском районе Ульяновской области (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии по стрости.
Решением Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Инзенском районе Ульяновской области (межрайонное) № от ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии истцу отказано в связи с отсутствием требуемой продолжительности специального стажа и проживания в местности с льготным социально-экономическим статусом. При этом в специальный стаж Козлова А.И. не включен период работы в качестве машинистра-асфальтоукладчика в Карсунском ДРСУ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (для назначении пенсии) страхователем сведения о стаже за вышеуказанные периоды представлены общими условиями, из трудовой книжки не усматривается льготный характер работы, льгттная-уточняющая справка не представлена.
Судом установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Козлов А.И. работал в Карсунском ДРСУ (переименованном в МДРСУ–5) в должности машиниста асфальтоукладчика 4 разряда, что подтверждается трудовой книжкой.
Указанная должность в Списке № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, не поименована.
Согласно архивным справкам, выданным Администрацией МО «Карсунский район» Ульяновской области на основании ведомостей Карсунского МДРСУ № 5, Козлову А.И. начислялась заработная плата в связи с работой в названное организации с мая ДД.ММ.ГГГГ г. по декабрь ДД.ММ.ГГГГ.
Каких-либо других документов, подтверждающих работу Козлова А.И. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Карсунском ДРСУ (МДРСУ 5), суду не представлено.
Положениями статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что: установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией (ч. 1); перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ч. 6); необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов (ч. 7); иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8).
Согласно пункта 12 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденному приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года № 958н, для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 настоящего перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статьи 33 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи следует, что для подтверждения периода работы, учитываемого для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1 статьи 30 ФЗ «О страховых пенсиях», лицу, обращающемуся за назначением страховой пенсии по старости, при отсутствии в трудовой книжке данных, подтверждающих конкретный период работы и ее льготный характер, необходимо предоставить соответствующие документы - справку работодателя и (или) иные документы, содержащие такие сведения.
При этом в силу положений статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2).
Таким образом, стаж, необходимый для назначения пенсии, после регистрации гражданина в системе обязательного пенсионного страхования подтверждается исключительно сведениями из индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
В пункте 4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 258н, предусмотрено, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В соответствии со статьей 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Как следует из материалов дела, справок, уточняющих особый характер работ и подтверждающих постоянную занятость истца на льготной основе с полным рабочим днем, необходимой для назначения досрочной пенсии, в отношении спорного периода работы, истцом ни в пенсионный орган, ни при рассмотрении дела не представлено, равно как не представлено и иных допустимых доказательств, подтверждающий его работу полный рабочий день, не менее 80 процентов рабочего времени в должности, предусмотренной позицией 2290000а-14288 раздела XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов».
В пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Таким образом, суд, являясь правоприменительным органом, в силу приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации не уполномочен устанавливать тождественность (идентичность) различных наименований работ, профессий и должностей. Вопрос же о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, мог быть решен судом только в случае неправильного наименования работодателем должности истца.
Козлов А.И. был зарегистрирован в системе государственного обязательного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из материалов дела, в индивидуальном лицевом счете истца не содержится сведений о его особых условиях труда в спорный период работы.
При таких данных предоставление страхователем в Пенсионный фонд Российской Федерации индивидуальных сведений, которые истцом в судебном порядке не оспорены, без кода льготы, влечет для истца определенные юридические последствия в виде не подтверждения в установленном законом порядке при обращении в пенсионный орган страхового стажа работы в особых условиях в спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, который имел место после регистрации истца в системе государственного обязательного пенсионного страхования.
Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Обязанность по предоставлению доказательств в подтверждение периодов работы при включении их в специальный стаж возложена на гражданина, претендующего на досрочное назначение страховой пенсии, а не на пенсионный орган.
Доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости, которые бы в своей совокупности подтверждали работу истца в спорный период в тяжелых условиях труда, в материалы дела не представлено.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения требований Козлова А.И. у суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Козлова Александра Ивановича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Инзенском районе Ульяновской области (межрайонное) о возложении обязанности включить в специальный стаж период работы отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Карсунский районный суд Ульяновской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.В. Лобина
Решение в окончательной форме
принято 19.07.2021