Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1433/2020 ~ М-1129/2020 от 13.04.2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

07 июля 2020 года                                г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Ивановой А.И.

при секретаре Ахметовой Л.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-1433/2020 по административному исковому заявлению Белодворцевой Анны Александровны к Администрации Ленинского внутригородского района г.о.Самара об оспаривании распоряжения,

установил:

Белодворцева А.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации Ленинского внутригородского района г.о.Самара о признании незаконным распоряжения об отказе в переводе жилого помещения в нежилое.

В обоснование заявленных требований указано, что 07.05.2019 административный истец подала комплект документов, соответствующий перечню ст.23 Жилищного кодекса РФ, для получения государственной услуги по переводу жилого помещения: квартиры № в доме № по <адрес> в нежилое помещение. Распоряжением Администрации Ленинского внутригородского района г.о. Самара №114 от 16.05.2019 в переводе жилого помещения в нежилое отказано. Решением Ленинского районного суда г.Самары от 25.10.2019 по делу №2а-4689/19 указанное распоряжение признано незаконным с возложением на Администрацию Ленинского внутригородского района г.о.Самара обязанности устранить в полном объеме допущенное нарушение прав Белодворцевой А.А., возобновив работу по ее заявлению о переводе жилого помещения в нежилое. При повторном рассмотрении Администрация Ленинского внутригородского района г Самары издала распоряжение №5 от 21.01.2020 об отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение с примерно тем же обоснованием отказа. Так, в п.1.2 оспариваемого распоряжения с включенными в него подпунктами Администрация вновь ссылается на несоответствие проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме требованиям законодательства. Проект переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме уже был предметом всестороннего анализа в ходе рассмотрения дела №2а-4689/19 и судом уже дана ему однозначная оценка. Административный ответчик не смог представить суду доказательств несоответствия проекта требованиям законодательства, в результате чего исковые требования были удовлетворены. Таким образом, п.1.2 и подпункты к нему распоряжения №5 от 21.01.2020 являются незаконными и подлежат отмене как противоречащие вступившему в законную силу решению Ленинского районного суда г.Самары от 25.10.2019.

Другим основанием для отказа в п.1.1 административный ответчик указал на отсутствие в приложенных к заявлению документах протокола общего собрания собственников в многоквартирном доме, содержащего решение об их согласии на перевод жилого помещения в нежилое, а также согласие каждого собственника всех помещений, примыкающих к переводимому помещению, на перевод жилого помещения в нежилое помещение. Вместе с тем, пункты 6, 7 части 2 статьи 23 ЖК РФ, предусматривающие необходимость представления указанных документов, введены Федеральным законом от 29.05.2019 N 116-ФЗ. Заявление с исчерпывающим перечнем документов, установленных на тот момент ст.23 ЖК РФ, Белодворцева А.А. подала 07.05.2019, то есть до введения новых норм. Согласно вступившему в законную силу решению Ленинского районного суда от 25.10.2019 административный ответчик был обязан возобновить работу по ее заявлению о переводе жилого помещения в нежилое. Возобновление работы по заявлению, поданному до введения обязанности представлять вышеуказанные документы, должно было быть рассмотрено без их представления.

Ссылаясь на изложенное, просит признать незаконным и отменить распоряжение Администрации Ленинского внутригородского района г.о. Самара от 21.01.2020 №5 об отказе в переводе жилого помещения: квартиры № в доме № по ул.<адрес> в нежилое помещение; обязать Администрацию Ленинского внутригородского района г.о. Самара выполнить государственную услугу по переводу указанного жилого помещения в нежилое помещение.

Определением суда от 25.06.2020 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «Консоль», подготовившее проект перепланировки квартиры.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности – Разагатов Ф.А. административный иск поддержал по изложенным в нем основаниям, указал, что в результате перепланировки квартиры общее имущество дома не затрагивается, что подтверждается заключением специалиста №744/2019, представленным в ходе рассмотрения дела №2а-4689/19. Земельный участок для организации входа также не затрагивается, так как вход расположен на одном уровне с землей, оборудование входной группы проектом не предусмотрено.

Администрация Ленинского внутригородского района г.о.Самара представителя в судебное заседание не направила, представила отзыв, в котором просит в удовлетворении требований отказать.

Заинтересованное лицо ООО «Консоль» в судебное заседание представителя не направило, о слушании дела надлежаще извещено, представило информационное письмо, в котором указало, что проект перепланировки и переустройства квартиры для перевода в нежилой фонд выполнен в соответствии с действующими строительными и санитарными нормами и правилами.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения лица, участвующего в деле, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий требования удовлетворению не подлежат.

В соответствии со ст. 22 Жилищного кодекса РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности (ч.1).

Перевод квартиры в многоквартирном доме в нежилое помещение допускается только в случаях, если такая квартира расположена на первом этаже указанного дома или выше первого этажа, но помещения, расположенные непосредственно под квартирой, переводимой в нежилое помещение, не являются жилыми (ч.3).

В силу ст. 23 Жилищного кодекса РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.

Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо представляет: 1) заявление о переводе помещения; 2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); 4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; 5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения); 6) протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий решение об их согласии на перевод жилого помещения в нежилое помещение; 7) согласие каждого собственника всех помещений, примыкающих к переводимому помещению, на перевод жилого помещения в нежилое помещение.

Из материалов дела следует, что 08.05.2019 Белодворцева А.А. обратилась в Администрацию Ленинского внутригородского района г.о. Самара с заявлением о переводе жилого помещения: квартиры № в доме № по ул.<адрес> в нежилое помещение.

Распоряжением Администрации Ленинского внутригородского района г.о. Самара №114 от 16.05.2019 в переводе жилого помещения в нежилое отказано на основании п.4 ч.1 ст.24 ЖК РФ (несоответствие проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме требованиям законодательства).

Решением Ленинского районного суда г.Самары от 25.10.2019 по делу №2а-4689/19 указанное распоряжение №114 от 16.05.2019 признано незаконным, на Администрацию Ленинского внутригородского района г.о.Самара возложена обязанность устранить в полном объеме допущенное нарушение прав Белодворцевой А.А., возобновив работу по ее заявлению о переводе жилого помещения в нежилое.

По результатам повторного рассмотрения заявления Администрацией Ленинского внутригородского района г Самары издано распоряжение №5 от 21.01.2020 об отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение на основании п.1 ч.1 ст. 24 ЖК РФ (непредставление определенных частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя) и п.3 ч.1 ст. 27 ЖК РФ (несоответствие проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме требованиям законодательства).

Согласно п. 1.2 распоряжения в проектной документации выявлены следующие нарушения действующих норм: в нарушение п.15 гл.II Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87, в проектной документации отсутствует раздел архитектурные решения, сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений (п. 1.2.1); в нарушение п. 30 гл.16 разд.4 Правил благоустройства территории городского округа Самара и территорий внутригородских районов городского округа Самара, утвержденных постановлением Главы г.о.Самара от 10.06.2008 №404, не представлен колерный паспорт, в то время как демонтаж подоконной части наружной стены влечет изменение конструктивных элементов и отделки фасада, том числе окраски фасада (п.1.2.2); согласно п.31 гл.16 разд.4 Правил благоустройства территории городского округа Самара и территорий внутригородских районов городского округа Самара, утвержденных постановлением Главы г.о.Самара от 10.06.2008 №404, запрещается произвольное изменение цветового решения, рисунка, толщины переплетов и других элементов устройства и оборудования фасадов, в том числе окон и витрин, дверей, балконов и лоджий, не соответствующее общему архитектурному решению фасада, а именно, демонтаж оконного блока и ненесущей подоконной части наружной кирпичной стены (несущей) без расширения проема, в результате образован узел входа (п.1.2.3).

Вопреки доводам административного истца, приведенные основания отказа в рамках дела №2а-4689/19 судом по существу не оценивались. Как следует из решения Ленинского районного суда г.Самары от 25.10.2019 по делу №2а-4689/19, признавая незаконным распоряжение №114 от 16.05.2019, суд исходил из того, что в распоряжении не указаны нормы законодательства, которым не соответствует проект перепланировки и переустройства квартиры. Таким образом, данное решение не содержит выводов, имеющих преюдициальное значение для разрешения настоящего дела, касающихся оснований отказа, указанных в п.1.2 оспариваемого распоряжения.

Оценивая данные основания, суд приходит к следующему.

Проектом перепланировки и переустройства квартиры для перевода в нежилой фонд не предусмотрено изменение инженерных сетей, подключение сантехприборов должно осуществляться к внутренним существующим инженерным сетям здания в соответствии с техническими нормами. Трубопроводы санитарно-технического стояка и система вентиляции сохраняются без изменения (стр. 4 проекта). Таким образом, сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений в проекте содержаться.

Ссылка в распоряжении на то, что проект не соответствует Правилам благоустройства территории городского округа Самара и территорий внутригородских районов городского округа Самара, утвержденных постановлением Главы г.о.Самара от 10.06.2008 №404, является необоснованной, поскольку на момент издания распоряжения указанные Правила утратили силу (с 13.08.2019).

Таким образом, выводы административного ответчика о несоответствии проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме требованиям законодательства, нельзя признать обоснованными.

В то же время основание отказа, указанное в п.1.1 распоряжения, а именно, отсутствие протокола общего собрания собственников в многоквартирном доме, содержащего решение об их согласии на перевод жилого помещения в нежилое, а также согласия каждого собственника всех помещений, примыкающих к переводимому помещению, на перевод жилого помещения в нежилое помещение, основано на законе и соответствует действительности.

Доводы административного истца о том, что правовые нормы, предусматривающие необходимость представления указанных документов, введены Федеральным законом от 29.05.2019 N 116-ФЗ, то есть после подачи заявления о переводе жилого помещения в нежилое, основаны на неверном толковании законодательства, которое и до внесения изменений в Жилищный кодекс РФ предусматривало обязательное наличие согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме в случае, если в результате реконструкции, переустройства или перепланировки затрагивается общее имущество многоквартирного дома.

Положениями пунктов 3 и 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства.

Частью 2 названной статьи предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных Жилищным кодексом РФ и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.

Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции (часть 3 статьи 36 Жилищного кодекса РФ).

В соответствии с частью 2 статьи 40 Жилищного кодекса РФ, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Исходя из приведенных положений Жилищного кодекса РФ в качестве обязательного условия перевода жилого помещения в нежилое необходимо наличие согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме в случае, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме либо передачи при этом части общего земельного участка.

Согласно пункту "в" части 2 раздела 1 (определение состава общего имущества) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, в состав общего имущества включаются ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие конструкции).

В силу части 1 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно проекту перепланировки и переустройства квартиры для перевода в нежилой фонд, подготовленному ООО «Консоль», запланировано оборудование отдельного входа путем демонтажа оконного блока и подоконного участка в проеме в наружной кирпичной стене, в результате чего будет образован узел входа.

Таким образом, в результате перевода жилого помещения, принадлежащего Белодворцевой А.А., будет затронуто общее имущество многоквартирного дома (изменен фасад здания) и произойдет передача указанному лицу части придомовой территории для оборудования отдельного входа в нежилое помещение. В нарушение требований ст. 36, ст. 40 ЖК РФ согласие всех собственников многоквартирного дома на такие работы не получено.

При таких обстоятельствах у административного ответчика имелись основания для отказа в переводе жилого помещения в нежилое, поскольку не соблюдены условия перевода помещения, предусмотренные ст. 22 ЖК РФ, что выразилось в неисполнении требований жилищного законодательства, касающихся использования общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Ссылка административного истца на заключение специалиста №744/2019, представленное в ходе рассмотрения дела №2а-4689/19, о том, что проект перепланировки и переустройства квартиры не предусматривает работы, затрагивающие общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, не может быть принята во внимание по основаниям, изложенным выше.

Доводы административного истца о том, что обустройство входной группы проектом не предусмотрено и, соответственно, занятие части земельного участка не произойдет, также не могут быть приняты во внимание, поскольку в любом случае затрагивается общее имущество многоквартирного дома - часть наружной стены.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что распоряжение Администрации Ленинского внутригородского района г.о. Самара от 21.01.2020 №5 об отказе в переводе жилого помещения в нежилое соответствует закону и права административного истца не нарушает, в связи с чем в удовлетворении административных исковых требований следует отказать в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Белодворцевой Анны Александровны к Администрации Ленинского внутригородского района г.о.Самара о признании незаконным распоряжения отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 20.07.2020.

Судья                (подпись)                А.И. Иванова

Копия верна: судья

2а-1433/2020 ~ М-1129/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Белодворцева А.А.
Ответчики
Администрация Ленинского внутригородского района г.о. Самара
Другие
ООО "Консоль"
Разагатов Ф.А.
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Иванова А. И.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
13.04.2020Регистрация административного искового заявления
14.04.2020Передача материалов судье
15.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
15.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.04.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
22.04.2020Предварительное судебное заседание
04.06.2020Производство по делу возобновлено
04.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.06.2020Судебное заседание
07.07.2020Судебное заседание
20.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее