Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2269/2020 ~ М-1967/2020 от 25.08.2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 октября 2020 года г. Тольятти

Ставропольский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Топчиёвой Л.С., при секретаре Долговой К.В.,

с участием: представителя истца Мусьянова Ю.Б. – Немовой Т.С. ( по доверенности);

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2269/2020 по исковому заявлению Мусьянова Юрия Борисовича к Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области о признании права собственности на земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

Мусьянов Ю.Б. обратился в Ставропольский районный суд Самарской области с указанным исковым заявлением, в котором просит признать за ним право собственности на земельный участок, площадью 3958 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером:

Заявленные требования мотивированы тем, что истцу на праве собственности принадлежит земельный участок, с кадастровым номером площадью 2500 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ администрацией муниципального района Ставропольский Самарской области было вынесено постановление об утверждении расположения земельного участка, согласно которому к принадлежащему истцу земельному участку присоединяется земельный участок, площадью 1458 кв.м., в результате чего площадь вновь образованного земельного участка составила 3958 кв.м. Вновь образованный участок был поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый . ДД.ММ.ГГГГ между истцом и администрацией муниципального района Ставропольский Самарской области было заключено соглашение о перераспределении земли, государственная собственность на который не разграничена. В силу указанного соглашения стороны договорились произвести перераспределение исходных земельных участков путем объединения земельного участка, площадью 1458 кв.м. с земельным участком, площадью 2500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером: в земельный участок, общей площадью 3958 кв.м., с кадастровым номером. Обратившись в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок, истцом было получено уведомление об отказе во включении земельного участка в ЕГРН в связи с наличием противоречий между с заявленными и зарегистрированными правами. В настоящее время оформить права на спорный земельный участок без обращения в суд истец не имеет возможности.

Определениями Ставропольского районного суда Самарской области от 27.08.2020 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмет спора привлечены ФГБУ "Национальный парк "Самарская Лука", Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

В судебном заседании представитель истца заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика – администрации муниципального района Ставропольский Самарской области в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, представила отзыв на исковое заявление.

Представитель третьего лица - администрации сельского поселения Жигули муниципального района Ставропольский Самарской области в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, представили отзыв на исковое заявление, в котором просит в удовлетворении исковых требований отказать, дело рассмотреть в отсутствие представителя.

Представители третьих лиц Управления Росреестра по Самарской области, ФГБУ "Национальный парк "Самарская Лука" в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, третьих лиц.

Заслушав представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, суд, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, находит исковые требования необоснованными и неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований.

Согласно ч. 1 ст. 15 Земельного кодекса РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 8 ГК РФ Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей;

Представление земельного участка осуществляется в пределах норм установленных законодательством.

Согласно ч. 3 ст. 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.

В силу ст. 70 ЗК РФ отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельностью регулируются Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

В силу ч. 2 ст. 8 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

В кадастр недвижимости в числе основных сведений об объекте недвижимости вносится, в том числе, описание местоположения объекта недвижимости.

Судом установлено, что истцу на основании договора купли-продажи земельного участка от 04.08.2005 года принадлежит земельный участок, площадью 2500 кв.м., с кадастровым номером: , по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 63-АБ от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией муниципального района Ставропольский Самарской области было вынесено постановление об утверждении расположения земельного участка, согласно которому к принадлежащему истцу земельному участку присоединяется земельный участок, площадью 1458 кв.м., в результате чего площадь вновь образованного земельного участка составила 3958 кв.м.

ДД.ММ.ГГГГ между истцом и администрацией муниципального района Ставропольский Самарской области было заключено соглашение о перераспределении земли, государственная собственность на который не разграничена. В силу указанного соглашения стороны договорились произвести перераспределение исходных земельных участков путем объединения земельного участка, площадью 1458 кв.м. с земельным участком, площадью 2500 кв.м., расположенного по адресу<адрес> с кадастровым номером: в земельный участок, общей площадью 3958 кв.м., с кадастровым номером:

Истец обратился в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок. Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ в осуществлении государственной регистрации права собственности истцу было отказано.

В качестве правоустанавливающего документа истцом представлено соглашение о перераспределении земли, государственная собственность на который не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности от ДД.ММ.ГГГГ., согласно которому земельный участок, площадью 1458 кв.м., государственная собственность на который не разграничена, и земельный участок с кадастровым номером площадью 2500 кв.м, объединены и образован земельный участок с кадастровым номером , площадью 3958, кв.м, с местоположением: <адрес>

Согласно пп. 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований, а именно образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса.

Согласно правилам землепользования и застройки сельского поселения Жигули муниципального района Ставропольский Самарской области, минимальная площадь земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства составляет 600 кв.м.

Однако согласно представленным документам образование заявленного земельного участка предусматривается путем перераспределения земли, государственная собственность на которую не разграничена, площадью 1458 кв.м., что позволяет сформировать самостоятельный земельный участок.

Кроме того, в ходе рассмотрения дела судом установлено, что спорный земельный участок входит в границы ФГБУ «Национальный парк Самарская Лука».

НП «Самарская Лука» создан Постановлением Совета Министров РСФСР от 28.04.1984 № 161 «О создании государственного природного Национального парка «Самарская Лука».

Как усматривается из карты-схемы функционального зонирования национального парка «Самарская Лука», являющейся Приложением к Положению о национальном парке, село Жигули расположено в границах зоны хозяйственного назначения национального парка «Самарская Лука».

Согласно представленной ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука» информации (письмо от ДД.ММ.ГГГГ ) земельный участок с кадастровым номером расположен в зоне хозяйственного назначения национального парка «Самарская Лука».

Расположенный в границах национального парка «Самарская Лука» земельный участок с кадастровым номером относится к федеральной собственности в силу закона, в связи с чем у органа местного самоуправления отсутствуют полномочия по распоряжению данным земельным участком.

Как ранее было указано, уведомлением Управления Росреестра по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в осуществлении государственной регистрации права собственности на земельный участок, с кадастровым номером: , в том числе по основанию, что данный земельный участок расположен в границах Национального парка «Самарская Лука», при этом ответ на запрос Управления Росреестра по Самарской области по вопросу наличия основания распоряжения землями, расположенными в границах национального парка, от администрации района получен не был.

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

Следовательно, к государственной собственности относятся земельные участки, находящиеся в федеральной собственности (статья 17 Земельного кодекса Российской Федерации), находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации (статья 18 Земельного кодекса Российской Федерации), а также земельные участки, на которые установлена государственная собственность, но она не разграничена между федеральной и собственностью субъекта Российской Федерации.

Из взаимосвязанных положений пункта 4 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Закон об ООПТ) и пункта 2 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления,

В зависимости от статуса и ведомственной принадлежности особо охраняемых природных территории земли данных территории могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности.

Следовательно, возможность нахождения в границах национальных парков земель, государственная собственность на которые не разграничена, действующим законодательством не предусмотрена.

Из смысла постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» и пункта 6 статьи 95 Земельного Кодекса Российской Федерации следует, что в силу прямого указания закона земельные участки в границах национальных парков относятся к федеральной собственности.

При этом моментом, с которым необходимо связывать возникновение права собственности Российской Федерации, является принятие уполномоченным органом решения о создании национального парка и установлении его границ.

Следовательно, с момента принятия постановления Совета Министров РСФСР от 28.04.1984 № 161 земли Национального парка «Самарская Лука» являлись государственной собственностью, а с 1991 года относятся исключительно к федеральной собственности.

Согласно части 2 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015№ 218-ФЗ О государственной регистрации недвижимости» права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти и нотариусов сведений, подтверждающих факт возникновения таких прав, кроме случаев, установленных федеральными законами.

Таким образом, право собственности на спорный земельный участок принадлежит Российской Федерации в силу прямого указания закона и является юридически действительным.

Согласно пункту 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности) осуществляет Российская Федерация.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по правлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432, Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, и полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации.

Таким образом, суд приходит к выводу, что органам местного самоуправления не предоставлено право распоряжения землями, относящимися к федеральной собственности.

Статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлены ограничения оборотоспособности земельных участков, находящихся в государственной собственности и в собственности муниципальных образований. Оборотоспособность таких земельных участков ограничивается либо в связи с отнесением земельных участков к изъятым из оборота либо в связи с отнесением к ограниченным в обороте.

Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункт 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации).

Действующим законодательством установлен запрет на предоставление в собственность земельных участков, расположенных в границах национальных парков.

Поскольку спорный земельный участок расположен в границах Национального парка «Самарская Лука», является федеральной собственностью, изъят из оборота и отчуждению не подлежит, изначально предоставлен истцу не уполномоченным на то лицом.

Учитывая, что истцом не приведены соответствующие основания возникновения права собственности на земельный участок, а также учитывая, что спорный земельный участок расположен в границах Национального парка «Самарская Лука», то есть находится в государственной собственности в силу закона, является изъятым из оборота и не подлежащим отчуждению и передаче в частную собственность, оснований для признании права собственности за истцом Мусьяновым Ю.Б. на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 3958 кв.м. не имеется, в удовлетворении исковых требований следует отказать. Представленное к материалам дела заключение кадастрового инженера ООО «Роспроект» от ДД.ММ.ГГГГ основанием для удовлетворения исковых требований также не является.

Руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 19 ░░░░░░░ 2020 ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

2-2269/2020 ~ М-1967/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Мусьянов Ю.Б.
Ответчики
Администрация м.р. Ставропольский Самарской области
Другие
Администрация с.п. Жигули м.р. Ставропольский Самарской области
Министерство природных ресурсов и экологии РФ
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
Национальный парк «Самарская Лука»
Немова Т.С.
Суд
Ставропольский районный суд Самарской области
Судья
Топчиёва Л.С.
Дело на сайте суда
stavropolsky--sam.sudrf.ru
25.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.08.2020Передача материалов судье
27.08.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.08.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
22.09.2020Предварительное судебное заседание
12.10.2020Судебное заседание
19.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее