Дело № 2-124/2021
УИД 69RS0009-01-2021-000178-62
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Зубцов 14 июля 2021 года
Зубцовский районный суд Тверской области,
в составе председательствующего судьи Титовой Л.Н.,
с участием представителя истца Ивасенко Д.Н., Кудрявцевой Ю.Р.
истицы Кузнецовой Т.В.,
представителей ответчиков Меладзе Д.А., Самохваловой Т.М.,
при секретаре Захаровой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Зубцовского района Тверской области в защиту интересов Кузнецовой Тамары Владимировны к Администрации Городского поселения - город Зубцов Зубцовского муниципального района Тверской области, Администрации Зубцовского района о возложении обязанности предоставления вне очереди жилого помещения по договору социального найма, отвечающего санитарным и техническим требованиям
установил:
Прокурор Зубцовского района Тверской области в защиту интересов Кузнецовой Тамары Владимировны обратился в суд с иском к Администрации Городского поселения - город Зубцов Зубцовского муниципального района Тверской области, Администрации Зубцовского района о возложении обязанности предоставления вне очереди жилого помещения по договору социального найма, отвечающего санитарным и техническим требованиям.
В основание заявленных требований, прокурор указал, что Кузнецова Т.В. является собственником <адрес>.
Согласно заключению о техническом состоянии строительных конструкций жилого <адрес> по адресу: <адрес> тверская область, данному проектным институтом «ТВЕРЬЖИЛКОММУНПРОЕКТ», здание не отвечает требованием СанПИН 2.1.2.1002 – 00 «Санитарно –эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям»; требованиям от 22.07.2008 г. № 123 – ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений»; ограждающие конструкции здания не отвечают требованиям СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий» несущие конструкции здания не отвечают требованиям СНиП 2.01.07 -0 85 – «Нагрузки и воздействия».
01.07.2015 г. межведомственная комисся, назначенная постановлением Администрации МО «Городское поселение – город Зубцов» № 17 от 04.04.2014 г. по заявлению Кузнецовой Т.В. произвела обследование жилого помещения № 2 двухквартирного дома № 8 по ул. заводская г. Зубцова. Согласно заключению межведомственной комиссии от 01.07.2015, имеются основания для признания жилого помещения № <адрес> непригодным для проживания, а весь жилой дом аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением главы муниципального образования «Городское поселение-город Зубцов» № 195 от 17.11.2015 Кузнецова Т.В. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и принята на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемых по договорам социального найма по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ (проживающие в помещении, не отвечающим установленным для жилых помещений требованиям).
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат
Распоряжением главы муниципального образования «Городское поселение - город Зубцов» № 26 от 06.03.20217, многоквартирный <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением главы муниципального образования «Городское поселение - город Зубцов» № 67 от 03.07.2017, жилые помещения № 1, № 2 г. Зубцова признаны непригодными для проживания и подлежащими сносу.
Жилое помещение, принадлежащее Кузнецовой Т.В., 03.07.2017 в установленном порядке признано непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежит, в связи с чем, Кузнецова Т.В. с 04.07.2017 приобрела право на получение вне очереди жилого помещения по договору социального найма.
В нарушение указанных требований законодательства, ответчиком Кузнецова Т.В. жилым помещением по договору социального найма не обеспечена, чем нарушены её жилищные права.
В апреле 2021 г. осуществление полномочий по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями от Администрации МО «Городское поселение – город Зубцов» Зубцовского района переданы Администрации МО Тверской области «Зубцовский район».
С учтём уточнённых требований, прокурор просит суд возложить на Администрацию муниципального образования «Городское поселение – город Зубцов» Зубцовского района Тверской области, Администрацию муниципального образования Тверской области «Зубцовский район» обязанность предоставить Кузнецовой Т.В. вне очереди жилое помещение по договору социального найма, отвечающую санитарным и техническим требованиям.
Помощник прокурора Зубцовского района Тверской области Кудрявцева Ю.Р. в судебном заседании заявленные исковые требования с учётом уточнения поддержала, по основаниям, изложенным в иске, просил их удовлетворить.
Истец Кузнецова Т.В. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала по основаниям изложенным в исковом заявлении с учетом уточненных исковых требований.
Представители ответчиков Администрации Городского поселения - город Зубцов Зубцовского муниципального района Тверской области, Администрации Зубцовского района Самохвалова Т.М. и Меладзе Д.А. возражали удовлетворить заявленные исковые требования в рамках отзыва на иск.
Из отзыва, возражений на исковое заявление следует, что Кузнецова Т.В. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 52 кв.м. На основании заключения межведомственной комиссии от 01.07.2015 г. Администарцией вынесено распоряжение от 06.03.2017 г. № 26, согласно которого многоквартирный дом № 8 по ул. Заводская признан аварийным и подлежащим сносу. Указанный дом не включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
14.05.2020 г. Кузнецовой Т.В. выдано требование о сносе аварийного дома, срок сноса до 31.12.2024г.
Распоряжением № 04 от 27.01.2016 г. срок сноса жилого дома № 8 установлен до 31.12.2024 г.
Считает, что государство обязывает обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путём предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законое гражданам, нуждающимся в жилище.
Кузнецова Т.В. обращалась в Администрацию Городского поселения - город Зубцов Зубцовского муниципального района Тверской области с заявлением о признании её малоимущей, однако в признании малоимущей ей было отказано, в связи с превышением среднедушевого дохода.
В настоящее время Кузнецова Т.В. проживает в жилом помещении по адресу: Тверская область, г. Зубцов, м-н Южный, д. 5, кв. 15, которое является муниципальной собственностью, право пользования на данное помещение сохранено за несовершеннолетней Котелкиной А.А. Между Кузнецовой Т.В. и ГКУ «Центр социальной поддержки населения» Тверской области заключен договор поднайма указанного жилого помещения. Кузнецова Т.В. фактически не проживает по адресу: <адрес>, соответственно реальная угроза жизни и здоровью Кузнецовой Т.В. исключена.
Поскольку Кузнецова Т.В. является собственником жилого помещения, <адрес>, срок установленный для сноса дома не истёк, решение об изъятии жилого помещения не принималось, реальной угрозы жизни и здоровью не имеется, малоимущей Кузнецова Т.В. не признана, основания предоставления ей жилого помещения по договору социального найма отсутствуют.
Просят суд отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объёме.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле и исследовав письменные доказательства, приходит к следующему выводу.
Из материалов дела следует, что Кузнецовой Т.В. на праве собственности принадлежит жилое помещение – <адрес>, что следует из свидетельства о государственной регистрации права 69 – АВ №, выданным 16.10.2012 г.
Из заключения о техническом состоянии строительных конструкций жилого <адрес> по адресу: <адрес>, выполненного проектным институтом «ТВЕРЬЖИЛКОММУНПРОЕТ» следует, что здание не отвечает СанПИН 2.1.2.1002 – 00 «Санитарно –эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям»; требованиям от 22.07.2008 г. № 123 – ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений»; ограждающие конструкции здания не отвечают требованиям СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий» несущие конструкции здания не отвечают требованиям СНиП 2.01.07 -0 85 – «Нагрузки и воздействия».
Из акта обследования помещения от 01 июля 2015 г. по адресу: <адрес>, жил. помещение № 2, произведённым Межведомственной комиссии, назначенной Постановлением Администрации муниципального образования «Городское поселение – город Зубцов» Зубцовского района Тверской области № 17 о 04.04.2014 г., следует, что есть основания для признания жилого помещения непригодным для проживания, учитывая требования п.п. 10, 11, 12, 14, а весь жилой дом аварийным и подлежащим сносу в соответствии с п. 34 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47.
Из заключения Межведомственной комиссии, следует, что жилой <адрес> непригоден для проживания, является авариным и подлежащим сносу в соответствии с п. 34 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома авариным и подлежащим сносу» утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47.
19.10.2015 г. Кузнецова Т.В. обратилась в Администрацию Городского поселения - город Зубцов Зубцовского муниципального района Тверской области с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
На основании постановления № 195 от 17.11.2015 г. Главы МО «Городское поселение – город Зубцов» Зубцовского района Тверской области Кузнецова Т.В. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по основаниям, предусмотренных п. 2 ст. 51 ЖК РФ, а именно: жилое помещение признано аварийным, Состав семьи – 1 человек, номер общей (льготной) очереди – 87 (23).
На основании распоряжения главы МО «Городское поселение – город Зубцов» № 26 от 06 марта 2017 г. многоквартирный дом по адресу <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, установлен срок расселения аварийного дома – до 31 декабря 2020 г.
На основании распоряжения главы МО «Городское поселение – г. Зубцов» № 67 от 03 июля 2017 г. установлен новый срок для отселения граждан, проживающих в д. 8 по ул. Заводская, г. Зубцова – до 2019 г., а собственникам жилых помещений указанного дома рекомендовано собственными силами осуществить снос данного дома и рекультивацию земельных участков в срок до 31 декабря 2021 г.
В дальнейшем, распоряжением № 62 от 12.05.2021 г. главы городского поселения – г. Зубцов, установлено новый срок сноса жилого <адрес> – в срок до 31.12.2024 г.
Истице Кузнецовой Т.В. на основании договора поднайма от 13 октября 2017 г. представлено маневренное жилое помещение, состоящего из одной комнаты в квартире общей площадью 33,0 кв.м., в том числе жилой 19, 3 кв.м., по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, сроком на 5 лет.
Как следует из сообщения Главы городского поселения – город Зубцов от 18.02.2021 г. Кузнецовой Т.В. отказано в признании её малоимущей в связи с превышением среднедушевого дохода (ст. 9 п. 3 Закона Тверской области от 27 сентября 2005 г. № 113 – ЗО «О порядке признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда».
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1 статьи 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 2 и 3 статьи 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).
В соответствии со статьей 52 Кодекса принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности, в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87 названного кодекса).
Таким образом, для разрешения возникшего спора, правовое значение имеет то обстоятельство, что истица Кузнецова Т.В. не относится к категории малоимущих граждан.
Наличие одного лишь факта признания жилого помещения, занимаемого гражданами на условиях социального найма, аварийным (непригодным для проживания) и подлежащим сносу, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору социального найма по правилам пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, при отсутствии иных, предусмотренных законом, условий: признания органом местного самоуправления граждан малоимущими в установленном порядке.
При этом судом учитывается тот факт, что с 13 октября 2017 г. на основании договора поднайма, истице Кузнецовой Т.В. предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, общей площадью 33, 0 кв.м., то есть истица на момент рассмотрения спора обеспечена жильем в маневренном фонде.
В жилом помещении – в <адрес>, которое признано аварийным и подлежащим сносу, истица Кузнецова Т.В. не проживает, то есть угроза её жизни и здоровью отсутствует.
Кроме того, авариное жилое помещение – <адрес>. 8 по <адрес>, принадлежит истице на праве собственности. В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, то есть собственник обязан поддерживать имущество в исправном, безопасном и пригодном для эксплуатации состоянии, а также нести расходы на его содержание. Судом учитывается также, что ненадлежащее исполнение истицей Кузнецовой Т.В. обязанности по содержанию принадлежащего ей имущества привело к его гибели.
При таких обстоятельствах, суд исковые требования прокурора Зубцовского района Тверской области в защиту интересов Кузнецовой Тамары Владимировны к Администрации Городского поселения - город Зубцов Зубцовского муниципального района Тверской области, Администрации Зубцовского района о возложении обязанности предоставления вне очереди жилого помещения по договору социального найма, отвечающего санитарным и техническим требованиям удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований прокурора Зубцовского района Тверской области в защиту интересов Кузнецовой Тамары Владимировны к Администрации Городского поселения - город Зубцов Зубцовского муниципального района Тверской области, Администрации Зубцовского района о возложении обязанности предоставления вне очереди жилого помещения по договору социального найма, отвечающего санитарным и техническим требованиям, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Зубцовский районный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 19 июля 2021 года ( с учетом того, что 17,18 июля 2021 года - выходные дни).
Судья: Л.Н. Титова
Дело № 2-124/2021
УИД 69RS0009-01-2021-000178-62
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Зубцов 14 июля 2021 года
Зубцовский районный суд Тверской области,
в составе председательствующего судьи Титовой Л.Н.,
с участием представителя истца Ивасенко Д.Н., Кудрявцевой Ю.Р.
истицы Кузнецовой Т.В.,
представителей ответчиков Меладзе Д.А., Самохваловой Т.М.,
при секретаре Захаровой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Зубцовского района Тверской области в защиту интересов Кузнецовой Тамары Владимировны к Администрации Городского поселения - город Зубцов Зубцовского муниципального района Тверской области, Администрации Зубцовского района о возложении обязанности предоставления вне очереди жилого помещения по договору социального найма, отвечающего санитарным и техническим требованиям
установил:
Прокурор Зубцовского района Тверской области в защиту интересов Кузнецовой Тамары Владимировны обратился в суд с иском к Администрации Городского поселения - город Зубцов Зубцовского муниципального района Тверской области, Администрации Зубцовского района о возложении обязанности предоставления вне очереди жилого помещения по договору социального найма, отвечающего санитарным и техническим требованиям.
В основание заявленных требований, прокурор указал, что Кузнецова Т.В. является собственником <адрес>.
Согласно заключению о техническом состоянии строительных конструкций жилого <адрес> по адресу: <адрес> тверская область, данному проектным институтом «ТВЕРЬЖИЛКОММУНПРОЕКТ», здание не отвечает требованием СанПИН 2.1.2.1002 – 00 «Санитарно –эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям»; требованиям от 22.07.2008 г. № 123 – ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений»; ограждающие конструкции здания не отвечают требованиям СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий» несущие конструкции здания не отвечают требованиям СНиП 2.01.07 -0 85 – «Нагрузки и воздействия».
01.07.2015 г. межведомственная комисся, назначенная постановлением Администрации МО «Городское поселение – город Зубцов» № 17 от 04.04.2014 г. по заявлению Кузнецовой Т.В. произвела обследование жилого помещения № 2 двухквартирного дома № 8 по ул. заводская г. Зубцова. Согласно заключению межведомственной комиссии от 01.07.2015, имеются основания для признания жилого помещения № <адрес> непригодным для проживания, а весь жилой дом аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением главы муниципального образования «Городское поселение-город Зубцов» № 195 от 17.11.2015 Кузнецова Т.В. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и принята на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемых по договорам социального найма по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ (проживающие в помещении, не отвечающим установленным для жилых помещений требованиям).
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат
Распоряжением главы муниципального образования «Городское поселение - город Зубцов» № 26 от 06.03.20217, многоквартирный <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением главы муниципального образования «Городское поселение - город Зубцов» № 67 от 03.07.2017, жилые помещения № 1, № 2 г. Зубцова признаны непригодными для проживания и подлежащими сносу.
Жилое помещение, принадлежащее Кузнецовой Т.В., 03.07.2017 в установленном порядке признано непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежит, в связи с чем, Кузнецова Т.В. с 04.07.2017 приобрела право на получение вне очереди жилого помещения по договору социального найма.
В нарушение указанных требований законодательства, ответчиком Кузнецова Т.В. жилым помещением по договору социального найма не обеспечена, чем нарушены её жилищные права.
В апреле 2021 г. осуществление полномочий по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями от Администрации МО «Городское поселение – город Зубцов» Зубцовского района переданы Администрации МО Тверской области «Зубцовский район».
С учтём уточнённых требований, прокурор просит суд возложить на Администрацию муниципального образования «Городское поселение – город Зубцов» Зубцовского района Тверской области, Администрацию муниципального образования Тверской области «Зубцовский район» обязанность предоставить Кузнецовой Т.В. вне очереди жилое помещение по договору социального найма, отвечающую санитарным и техническим требованиям.
Помощник прокурора Зубцовского района Тверской области Кудрявцева Ю.Р. в судебном заседании заявленные исковые требования с учётом уточнения поддержала, по основаниям, изложенным в иске, просил их удовлетворить.
Истец Кузнецова Т.В. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала по основаниям изложенным в исковом заявлении с учетом уточненных исковых требований.
Представители ответчиков Администрации Городского поселения - город Зубцов Зубцовского муниципального района Тверской области, Администрации Зубцовского района Самохвалова Т.М. и Меладзе Д.А. возражали удовлетворить заявленные исковые требования в рамках отзыва на иск.
Из отзыва, возражений на исковое заявление следует, что Кузнецова Т.В. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 52 кв.м. На основании заключения межведомственной комиссии от 01.07.2015 г. Администарцией вынесено распоряжение от 06.03.2017 г. № 26, согласно которого многоквартирный дом № 8 по ул. Заводская признан аварийным и подлежащим сносу. Указанный дом не включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
14.05.2020 г. Кузнецовой Т.В. выдано требование о сносе аварийного дома, срок сноса до 31.12.2024г.
Распоряжением № 04 от 27.01.2016 г. срок сноса жилого дома № 8 установлен до 31.12.2024 г.
Считает, что государство обязывает обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путём предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законое гражданам, нуждающимся в жилище.
Кузнецова Т.В. обращалась в Администрацию Городского поселения - город Зубцов Зубцовского муниципального района Тверской области с заявлением о признании её малоимущей, однако в признании малоимущей ей было отказано, в связи с превышением среднедушевого дохода.
В настоящее время Кузнецова Т.В. проживает в жилом помещении по адресу: Тверская область, г. Зубцов, м-н Южный, д. 5, кв. 15, которое является муниципальной собственностью, право пользования на данное помещение сохранено за несовершеннолетней Котелкиной А.А. Между Кузнецовой Т.В. и ГКУ «Центр социальной поддержки населения» Тверской области заключен договор поднайма указанного жилого помещения. Кузнецова Т.В. фактически не проживает по адресу: <адрес>, соответственно реальная угроза жизни и здоровью Кузнецовой Т.В. исключена.
Поскольку Кузнецова Т.В. является собственником жилого помещения, <адрес>, срок установленный для сноса дома не истёк, решение об изъятии жилого помещения не принималось, реальной угрозы жизни и здоровью не имеется, малоимущей Кузнецова Т.В. не признана, основания предоставления ей жилого помещения по договору социального найма отсутствуют.
Просят суд отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объёме.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле и исследовав письменные доказательства, приходит к следующему выводу.
Из материалов дела следует, что Кузнецовой Т.В. на праве собственности принадлежит жилое помещение – <адрес>, что следует из свидетельства о государственной регистрации права 69 – АВ №, выданным 16.10.2012 г.
Из заключения о техническом состоянии строительных конструкций жилого <адрес> по адресу: <адрес>, выполненного проектным институтом «ТВЕРЬЖИЛКОММУНПРОЕТ» следует, что здание не отвечает СанПИН 2.1.2.1002 – 00 «Санитарно –эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям»; требованиям от 22.07.2008 г. № 123 – ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений»; ограждающие конструкции здания не отвечают требованиям СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий» несущие конструкции здания не отвечают требованиям СНиП 2.01.07 -0 85 – «Нагрузки и воздействия».
Из акта обследования помещения от 01 июля 2015 г. по адресу: <адрес>, жил. помещение № 2, произведённым Межведомственной комиссии, назначенной Постановлением Администрации муниципального образования «Городское поселение – город Зубцов» Зубцовского района Тверской области № 17 о 04.04.2014 г., следует, что есть основания для признания жилого помещения непригодным для проживания, учитывая требования п.п. 10, 11, 12, 14, а весь жилой дом аварийным и подлежащим сносу в соответствии с п. 34 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47.
Из заключения Межведомственной комиссии, следует, что жилой <адрес> непригоден для проживания, является авариным и подлежащим сносу в соответствии с п. 34 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома авариным и подлежащим сносу» утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47.
19.10.2015 г. Кузнецова Т.В. обратилась в Администрацию Городского поселения - город Зубцов Зубцовского муниципального района Тверской области с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
На основании постановления № 195 от 17.11.2015 г. Главы МО «Городское поселение – город Зубцов» Зубцовского района Тверской области Кузнецова Т.В. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по основаниям, предусмотренных п. 2 ст. 51 ЖК РФ, а именно: жилое помещение признано аварийным, Состав семьи – 1 человек, номер общей (льготной) очереди – 87 (23).
На основании распоряжения главы МО «Городское поселение – город Зубцов» № 26 от 06 марта 2017 г. многоквартирный дом по адресу <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, установлен срок расселения аварийного дома – до 31 декабря 2020 г.
На основании распоряжения главы МО «Городское поселение – г. Зубцов» № 67 от 03 июля 2017 г. установлен новый срок для отселения граждан, проживающих в д. 8 по ул. Заводская, г. Зубцова – до 2019 г., а собственникам жилых помещений указанного дома рекомендовано собственными силами осуществить снос данного дома и рекультивацию земельных участков в срок до 31 декабря 2021 г.
В дальнейшем, распоряжением № 62 от 12.05.2021 г. главы городского поселения – г. Зубцов, установлено новый срок сноса жилого <адрес> – в срок до 31.12.2024 г.
Истице Кузнецовой Т.В. на основании договора поднайма от 13 октября 2017 г. представлено маневренное жилое помещение, состоящего из одной комнаты в квартире общей площадью 33,0 кв.м., в том числе жилой 19, 3 кв.м., по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, сроком на 5 лет.
Как следует из сообщения Главы городского поселения – город Зубцов от 18.02.2021 г. Кузнецовой Т.В. отказано в признании её малоимущей в связи с превышением среднедушевого дохода (ст. 9 п. 3 Закона Тверской области от 27 сентября 2005 г. № 113 – ЗО «О порядке признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда».
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1 статьи 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 2 и 3 статьи 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).
В соответствии со статьей 52 Кодекса принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности, в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87 названного кодекса).
Таким образом, для разрешения возникшего спора, правовое значение имеет то обстоятельство, что истица Кузнецова Т.В. не относится к категории малоимущих граждан.
Наличие одного лишь факта признания жилого помещения, занимаемого гражданами на условиях социального найма, аварийным (непригодным для проживания) и подлежащим сносу, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору социального найма по правилам пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, при отсутствии иных, предусмотренных законом, условий: признания органом местного самоуправления граждан малоимущими в установленном порядке.
При этом судом учитывается тот факт, что с 13 октября 2017 г. на основании договора поднайма, истице Кузнецовой Т.В. предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, общей площадью 33, 0 кв.м., то есть истица на момент рассмотрения спора обеспечена жильем в маневренном фонде.
В жилом помещении – в <адрес>, которое признано аварийным и подлежащим сносу, истица Кузнецова Т.В. не проживает, то есть угроза её жизни и здоровью отсутствует.
Кроме того, авариное жилое помещение – <адрес>. 8 по <адрес>, принадлежит истице на праве собственности. В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, то есть собственник обязан поддерживать имущество в исправном, безопасном и пригодном для эксплуатации состоянии, а также нести расходы на его содержание. Судом учитывается также, что ненадлежащее исполнение истицей Кузнецовой Т.В. обязанности по содержанию принадлежащего ей имущества привело к его гибели.
При таких обстоятельствах, суд исковые требования прокурора Зубцовского района Тверской области в защиту интересов Кузнецовой Тамары Владимировны к Администрации Городского поселения - город Зубцов Зубцовского муниципального района Тверской области, Администрации Зубцовского района о возложении обязанности предоставления вне очереди жилого помещения по договору социального найма, отвечающего санитарным и техническим требованиям удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований прокурора Зубцовского района Тверской области в защиту интересов Кузнецовой Тамары Владимировны к Администрации Городского поселения - город Зубцов Зубцовского муниципального района Тверской области, Администрации Зубцовского района о возложении обязанности предоставления вне очереди жилого помещения по договору социального найма, отвечающего санитарным и техническим требованиям, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Зубцовский районный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 19 июля 2021 года ( с учетом того, что 17,18 июля 2021 года - выходные дни).
Судья: Л.Н. Титова