Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-1550/2018 от 23.05.2018

Судья Лигус О.В.                         Дело № 33-1550/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

06 июня 2018 года                              город Орел

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Должикова С.С.

судей Старцевой С.А., Хомяковой М.Е.

с участием адвоката Борисовой М.А.

при секретаре Киселёвой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Чубаровой Ольги Николаевны к администрации г. Орла о предоставлении жилого помещения,

по апелляционной жалобе администрации г.Орла на решение Советского районного суда г.Орла от 23 марта 2018 года, которым исковые требования Чубаровой Ольги Николаевны удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Хомяковой М.Е., выслушав объяснения Чубаровой О.Н. и ее представителя Борисовой М.А., согласных с решением суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, рассмотрев материалы дела, судебная коллегия

установила:

Чубарова О.Н. обратилась в суд с иском к администрации г. Орла о предоставлении жилого помещения.

Исковые требования мотивированы тем, что она является лицом, оставшимся без попечения родителей, поскольку ее одинокая мать Чубарова А.В. решением Железнодорожного районного суда г.Орла от 30.10.2001 лишена родительских прав.

Постановлением администрации г. Орла от 24.04.2014 №1585 признано невозможным проживание Чубаровой О.Н. в комнате <адрес> в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения, приходящейся на одно лицо, проживающее в данном помещении, менее учётной нормы площади жилого помещения. Данным постановлением она также принята на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, однако до настоящего времени жильем не обеспечена.

По указанным основаниям Чубарова О.Н. просила суд обязать администрацию г. Орла предоставить ей на территории муниципального образования «Город Орёл» благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью по норме предоставления в соответствии с положениями ч.3 ст.3 Закона Орловской области от 06.12.2007 №727-03 в ред.Закона Орловской области от 05.05.2017 №2108-ОЗ.

Рассмотрев возникший спор, суд постановил указанное выше решение.

Администрация г. Орла не согласилась с решением суда, в своей апелляционной жалобе просит его изменить, дополнив его резолютивную часть после слов «из специализированного жилищного фонда» словами «согласно списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по муниципальному образованию «Город Орел».

Указывает, что Законом Орловской области от 06.12.2006 № 727-ОЗ установлен порядок предоставления жилых помещений, в соответствии с которым очередность принятия на учет формируется в хронологической последовательности подачи заявлений лиц указанной категории.

Ссылается на то, что органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области формируется и ведется список, который пересматривается и утверждается ежегодно в срок до 1 июня текущего года и направляется на формирование и распределение средств областного бюджета на очередной финансовый год для обеспечения жилыми помещениями лиц указанной категории.

Полагает, что возложение судом на ответчика обязанности по предоставлению жилого посещения Чубаровой О.Н., включенной в соответствующий список, в котором на 2018 год значится в нем под № 108, без ссылки на данный список не соответствует действующему после 01.01.2013 законодательству и влечет нарушение прав лиц, стоящих в нем ранее.

Считает, что у истца отсутствует право на незамедлительное предоставление жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений, поскольку только действующий до 01.01.2013 внеочередной порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма предоставлял возможность лицам из числа детей-сирот реализовать его незамедлительно с момента возникновения субъективного права на жилое помещение.

На основании ч.3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы (ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), судебная коллегия считает, что оснований для изменения суда не имеется, поскольку судом первой инстанции при разрешении спора правильно применены нормы материального и процессуального права, определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда в судебном решении мотивированы.

Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ч.1 ст. 109.1 ЖК Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21.12.1996 (в ред. на момент возникновения спорных правоотношений) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка (часть 3).

Аналогичные положения содержит ст. 1 Закона Орловской области от 06.12.2007 № 727-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Частью 3 статьи 3 Закона (в ред. Закона Орловской области от 05.05.2017 №2108-ОЗ) предусмотрено, что по договору найма специализированного жилого помещения жилое должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по месту их жительства общей площадью жилого помещения на одного человека в размере 33 квадратных метров.

В случае отсутствия жилых помещений общей площадью жилого помещения на одного человека в размере 33 квадратных метров по месту жительства ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из-за конструктивных и технических параметров многоквартирного жилого дома или жилого дома размер общей площади жилого помещения на одного человека, предоставляемого в соответствии с настоящим Законом, уменьшается не более чем на 5 квадратных метров или увеличивается не более чем на 12 квадратных метров.

Согласно части 1 и части 2 статьи 4 Закона Орловской области от 06.12.2007 № 727-ОЗ формирование и ведение списка осуществляется органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области с разбивкой по муниципальным образованиям Орловской области в хронологической последовательности окончания пребывания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, в образовательных учреждениях, в учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях; список пересматривается и утверждается ежегодно в срок до 01 июня текущего года руководителем Департамента образования и молодежной политики Орловской области. На основании списка ежегодно направляется заявка на формирование и распределение средств областного бюджета на очередной финансовый год для оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, законодатель императивно установил, что лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилье предоставляется по достижении ими возраста 18 лет, при этом предоставление жилья не может быть поставлено в зависимость от наличия финансовой возможности у государственных и муниципальных органов либо от очередности постановки на учет.

Материалами дела подтверждается и установлено судом, что Чубарова О.Н. в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей, так как ее мать Ч.А.В., имеющая статус одинокой матери, решением Железнодорожного районного суда г.Орла от 30.10.2001 лишена родительских прав.

Постановлением главы администрации Северного района г.Орла от 16.11.2001 №423 Б.Ю.А. была назначена опекуном несовершеннолетней Чубаровой О.Н.

В настоящее время Чубарова О.Н. зарегистрирована по месту жительства (пребывания) по адресу <адрес>, имеющей площадь 17,9 кв.м., совместно с ней по указанному адресу зарегистрирован брат Ч.А.Н.

Согласно сведений, предоставленных Управлением Росреестра Орловской области, Чубарова О.Н. в собственности жилья не имеет

Решением Орловского областного Совета народных депутатов № 5/058-ГС от 29.06.2006 установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 18 кв.м. общей площади жилого помещения; норма площади жилого помещения в размере 11,5 кв.м. общей площади жилого помещения.

Таким образом, обеспеченность Чубаровой О.Н. жилым помещением составляет менее учётной нормы.

Постановлением администрации г. Орла от 24.04.2014 №1585 признано невозможным проживание Чубаровой О.Н. в комнате <адрес> в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения менее учётной нормы площади жилого помещения. Данным постановлением Чубарова О.Н. также принята на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, однако до настоящего времени жильем не обеспечена.

Разрешая спор по существу и принимая решение об удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что Чубарова О.Н., как лицо из числа

детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на обеспечение ее жильем по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с Законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ, однако, до настоящего времени жилым помещением не обеспечена.

Судебная коллегия, признавая данные выводы суда правильными, исходит из следующего.

По смыслу правовой гарантии, установленной Федеральным законом №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. на момент возникновения спорных правоотношений) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются государством отдельным благоустроенным жилым помещением.

Судом первой инстанции было бесспорно установлено, что администрация г. Орла признала за истцом право на получение жилого помещения, т.к. 24.04.2014 приняла на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении, истцом право на получение от государства социальной гарантии в виде отдельного благоустроенного жилого помещения до настоящего времени не реализовано, в связи с чем на администрацию г.Орла обоснованно возложена обязанность обеспечить истца жилым помещением в соответствии с действующим законом.

Довод апелляционной жалобы администрации г.Орла о том, что Чубарова А.В. включена в соответствующий список для предоставления жилого помещения и у нее отсутствует право на незамедлительное предоставление жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений, судебной коллегией во внимание не принимается, поскольку действующее законодательство не содержит указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

Другие доводы, изложенные в апелляционных жалобах, не опровергают выводов суда и не могут повлиять на правильность определенных судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных гражданско-процессуальным законодательством к отмене состоявшегося судебного решения.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г.Орла от 23 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г.Орла – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Судья Лигус О.В.                         Дело № 33-1550/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

06 июня 2018 года                              город Орел

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Должикова С.С.

судей Старцевой С.А., Хомяковой М.Е.

с участием адвоката Борисовой М.А.

при секретаре Киселёвой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Чубаровой Ольги Николаевны к администрации г. Орла о предоставлении жилого помещения,

по апелляционной жалобе администрации г.Орла на решение Советского районного суда г.Орла от 23 марта 2018 года, которым исковые требования Чубаровой Ольги Николаевны удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Хомяковой М.Е., выслушав объяснения Чубаровой О.Н. и ее представителя Борисовой М.А., согласных с решением суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, рассмотрев материалы дела, судебная коллегия

установила:

Чубарова О.Н. обратилась в суд с иском к администрации г. Орла о предоставлении жилого помещения.

Исковые требования мотивированы тем, что она является лицом, оставшимся без попечения родителей, поскольку ее одинокая мать Чубарова А.В. решением Железнодорожного районного суда г.Орла от 30.10.2001 лишена родительских прав.

Постановлением администрации г. Орла от 24.04.2014 №1585 признано невозможным проживание Чубаровой О.Н. в комнате <адрес> в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения, приходящейся на одно лицо, проживающее в данном помещении, менее учётной нормы площади жилого помещения. Данным постановлением она также принята на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, однако до настоящего времени жильем не обеспечена.

По указанным основаниям Чубарова О.Н. просила суд обязать администрацию г. Орла предоставить ей на территории муниципального образования «Город Орёл» благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью по норме предоставления в соответствии с положениями ч.3 ст.3 Закона Орловской области от 06.12.2007 №727-03 в ред.Закона Орловской области от 05.05.2017 №2108-ОЗ.

Рассмотрев возникший спор, суд постановил указанное выше решение.

Администрация г. Орла не согласилась с решением суда, в своей апелляционной жалобе просит его изменить, дополнив его резолютивную часть после слов «из специализированного жилищного фонда» словами «согласно списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по муниципальному образованию «Город Орел».

Указывает, что Законом Орловской области от 06.12.2006 № 727-ОЗ установлен порядок предоставления жилых помещений, в соответствии с которым очередность принятия на учет формируется в хронологической последовательности подачи заявлений лиц указанной категории.

Ссылается на то, что органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области формируется и ведется список, который пересматривается и утверждается ежегодно в срок до 1 июня текущего года и направляется на формирование и распределение средств областного бюджета на очередной финансовый год для обеспечения жилыми помещениями лиц указанной категории.

Полагает, что возложение судом на ответчика обязанности по предоставлению жилого посещения Чубаровой О.Н., включенной в соответствующий список, в котором на 2018 год значится в нем под № 108, без ссылки на данный список не соответствует действующему после 01.01.2013 законодательству и влечет нарушение прав лиц, стоящих в нем ранее.

Считает, что у истца отсутствует право на незамедлительное предоставление жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений, поскольку только действующий до 01.01.2013 внеочередной порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма предоставлял возможность лицам из числа детей-сирот реализовать его незамедлительно с момента возникновения субъективного права на жилое помещение.

На основании ч.3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы (ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), судебная коллегия считает, что оснований для изменения суда не имеется, поскольку судом первой инстанции при разрешении спора правильно применены нормы материального и процессуального права, определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда в судебном решении мотивированы.

Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ч.1 ст. 109.1 ЖК Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21.12.1996 (в ред. на момент возникновения спорных правоотношений) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка (часть 3).

Аналогичные положения содержит ст. 1 Закона Орловской области от 06.12.2007 № 727-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Частью 3 статьи 3 Закона (в ред. Закона Орловской области от 05.05.2017 №2108-ОЗ) предусмотрено, что по договору найма специализированного жилого помещения жилое должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по месту их жительства общей площадью жилого помещения на одного человека в размере 33 квадратных метров.

В случае отсутствия жилых помещений общей площадью жилого помещения на одного человека в размере 33 квадратных метров по месту жительства ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из-за конструктивных и технических параметров многоквартирного жилого дома или жилого дома размер общей площади жилого помещения на одного человека, предоставляемого в соответствии с настоящим Законом, уменьшается не более чем на 5 квадратных метров или увеличивается не более чем на 12 квадратных метров.

Согласно части 1 и части 2 статьи 4 Закона Орловской области от 06.12.2007 № 727-ОЗ формирование и ведение списка осуществляется органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области с разбивкой по муниципальным образованиям Орловской области в хронологической последовательности окончания пребывания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, в образовательных учреждениях, в учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях; список пересматривается и утверждается ежегодно в срок до 01 июня текущего года руководителем Департамента образования и молодежной политики Орловской области. На основании списка ежегодно направляется заявка на формирование и распределение средств областного бюджета на очередной финансовый год для оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, законодатель императивно установил, что лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилье предоставляется по достижении ими возраста 18 лет, при этом предоставление жилья не может быть поставлено в зависимость от наличия финансовой возможности у государственных и муниципальных органов либо от очередности постановки на учет.

Материалами дела подтверждается и установлено судом, что Чубарова О.Н. в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей, так как ее мать Ч.А.В., имеющая статус одинокой матери, решением Железнодорожного районного суда г.Орла от 30.10.2001 лишена родительских прав.

Постановлением главы администрации Северного района г.Орла от 16.11.2001 №423 Б.Ю.А. была назначена опекуном несовершеннолетней Чубаровой О.Н.

В настоящее время Чубарова О.Н. зарегистрирована по месту жительства (пребывания) по адресу <адрес>, имеющей площадь 17,9 кв.м., совместно с ней по указанному адресу зарегистрирован брат Ч.А.Н.

Согласно сведений, предоставленных Управлением Росреестра Орловской области, Чубарова О.Н. в собственности жилья не имеет

Решением Орловского областного Совета народных депутатов № 5/058-ГС от 29.06.2006 установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 18 кв.м. общей площади жилого помещения; норма площади жилого помещения в размере 11,5 кв.м. общей площади жилого помещения.

Таким образом, обеспеченность Чубаровой О.Н. жилым помещением составляет менее учётной нормы.

Постановлением администрации г. Орла от 24.04.2014 №1585 признано невозможным проживание Чубаровой О.Н. в комнате <адрес> в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения менее учётной нормы площади жилого помещения. Данным постановлением Чубарова О.Н. также принята на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, однако до настоящего времени жильем не обеспечена.

Разрешая спор по существу и принимая решение об удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что Чубарова О.Н., как лицо из числа

детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на обеспечение ее жильем по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с Законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ, однако, до настоящего времени жилым помещением не обеспечена.

Судебная коллегия, признавая данные выводы суда правильными, исходит из следующего.

По смыслу правовой гарантии, установленной Федеральным законом №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. на момент возникновения спорных правоотношений) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются государством отдельным благоустроенным жилым помещением.

Судом первой инстанции было бесспорно установлено, что администрация г. Орла признала за истцом право на получение жилого помещения, т.к. 24.04.2014 приняла на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении, истцом право на получение от государства социальной гарантии в виде отдельного благоустроенного жилого помещения до настоящего времени не реализовано, в связи с чем на администрацию г.Орла обоснованно возложена обязанность обеспечить истца жилым помещением в соответствии с действующим законом.

Довод апелляционной жалобы администрации г.Орла о том, что Чубарова А.В. включена в соответствующий список для предоставления жилого помещения и у нее отсутствует право на незамедлительное предоставление жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений, судебной коллегией во внимание не принимается, поскольку действующее законодательство не содержит указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

Другие доводы, изложенные в апелляционных жалобах, не опровергают выводов суда и не могут повлиять на правильность определенных судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных гражданско-процессуальным законодательством к отмене состоявшегося судебного решения.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г.Орла от 23 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г.Орла – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

1версия для печати

33-1550/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Чубарова Ольга Николаевна
Ответчики
Администрация г. Орла
Суд
Орловский областной суд
Судья
Хомякова Марианна Евгеньевна
Дело на странице суда
oblsud--orl.sudrf.ru
06.06.2018Судебное заседание
20.06.2018Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее