Дело №2-2561/2021
УИД:36RS0006-01-2021-003526-23
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 октября 2021 г. Центральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Багрянской В.Ю.,
при секретаре Шестопаловой В.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Самариной Елены Владимировны к ОПФР по Воронежской области о восстановлении пенсионных прав,
у с т а н о в и л :
Истец обратилась в суд с иском к УПФР в г. Воронеже, в котором указала, что с 26.10.2018 является инвалидом, ей была назначена и выплачивалась фиксированная выплата к пенсии по инвалидности в повышенном размере с учетом нахождения на иждивении истца ребенка-инвалида с детства Самарина Д.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. После достижения ребенком возраста 18 лет, с 01.04.2021, ответчик прекратил выплату истцу фиксированной выплаты в повышенном размере. На обращение истца, в котором она просила возобновить выплату, в связи с тем, что совершеннолетний ребенок является школьником, ответчик ответил отказом, в связи с тем, что факт нахождения сына истца на ее иждивении, документально не подтвержден. Истец, полагая свои права нарушенными, обратилась с настоящим иском и просит с учетом уточнений требований, обязать ответчика возобновить с 01.04.2021 выплату фиксированной выплаты к пенсии по инвалидности в повышенном размере, в связи с нахождением на иждивении истца ребенка-инвалида с детства (л.д.3-8).
Определением суда от 22 октября 2021 года, занесенным в протокол судебного заседания, с согласия истца произведена замена ответчика УПФР в г. Воронеже на ОПФР по Воронежской области, в связи с тем, что УПФР в г. Воронеже реорганизовано в форме присоединения к ОПФР по Воронежской области, о чем представлены соответствующие документы.
В судебном заседании истец заявленные исковые требования поддержала, пояснила изложенное.
Представитель ответчика, действующая на основании доверенности Соколова М.В., в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, просит суд в их удовлетворении отказать. Суду представила письменные возражения относительно заявленных исковых требований (л.д. 35-39).
Третье лицо Самарин Д.А. извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просит рассматривать дело в его отсутствие, о чем представил письменное заявление.
Суд, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав представленные письменные доказательства, приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что истцу с 26.10.2018 установлена и выплачивается страховая пенсия по инвалидности в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях». К указанной пенсии истцу также с 26.10.2018 по 31.03.2021 выплачивалась фиксированная выплата в повышенном размере на основании ст. 16,17 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с нахождением на иждивении истца ребенка-инвалида с детства – Самарина Д.А. (л.д.21, 25-28). С 01.04.2021 истцу прекращена выплата фиксированной выплаты в повышенном размере, в связи с достижением Самариным Д.А. совершеннолетнего возраста. Самарина Е.В. обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете и выплате с 01.04.2021 фиксированной выплаты к пенсии в повышенном размере. Решением пенсионного органа от 23.04.2021, истцу отказано в установлении факта нахождения на иждивении (л.д.14-17). Указанные обстоятельства стороной ответчика не оспариваются.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как в правовом и социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (преамбула; ст. 1; статья 7, часть 1) охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты; в Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства; забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (статья 38, части 1 и 2); каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).
Принцип социального государства, относящийся к основам конституционного строя Российской Федерации, обязывает публичную власть надлежащим образом осуществлять государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты на основе общепринятых в правовом и социальном государстве стандартов и гуманитарных ценностей. Такой подход согласуется с Конвенцией о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г. (статьи 3, 18, 26 и 27), указывающей на необходимость оказания государствами-участниками надлежащей помощи родителям и законным опекунам, в том числе через систему социального обеспечения, в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей в целях обеспечения ребенку (детям) такой защиты и заботы, которые необходимы для его (их) благополучия.
Перечень случаев (социальных рисков), с которыми Конституция Российской Федерации связывает право на социальное обеспечение, не является исчерпывающим. Относя установление таких случаев к сфере регулирования законом, Конституция Российской Федерации тем самым подтверждает обязанность государства гарантировать гражданам социальное обеспечение при наступлении не только названных в ее статье 39, но и других социальных рисков, признаваемых законодателем в качестве основания для его предоставления.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 03.06.2004 г. N 11-П, важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Конституционное право на социальное обеспечение включает право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. При этом Конституция Российской Федерации непосредственно не предусматривает конкретные условия и порядок предоставления пенсий, - государственные пенсии и социальные пособия, согласно ее статье 39 (часть 2), устанавливаются законом.
С 01.01.2015 г. страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом от 23.12.2013 г. N 400-ФЗ, цель которого - защита прав граждан Российской Федерации на страховую пенсию, предоставляемую на основе обязательного пенсионного страхования с учетом социальной значимости трудовой и (или) иной общественно-полезной деятельности граждан в правовом государстве с социально ориентированной рыночной экономикой, в результате которой создается материальная основа для пенсионного обеспечения, особого значения страховой пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров, субсидиарной ответственности государства за пенсионное обеспечение, а также иных конституционно значимых принципов пенсионного обеспечения.
В соответствии с ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (действовавшего до 01.01.2015 г.) лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в подпунктах 1, 3 и 4 пункта 2 и пункте 3 статьи 9 настоящего Федерального закона, фиксированный базовый размер трудовой пенсии по старости (до 01.01.2010 г. - базовая часть пенсии) устанавливался в повышенном размере в зависимости от количества таких членов семьи.
Аналогичное правило установлено ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", согласно которому лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пп. 1, 3 и 4 ч. 2 ст. 10 настоящего Федерального закона, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности устанавливается в сумме, равной одной третьей суммы, предусмотренной ч. 1 ст. 16 настоящего Федерального закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи.
Исходя из положений ч. 2 ст. 10 Федерального закона "О страховых пенсиях" нетрудоспособными членами семьи признаются дети кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами.
Из буквального толкования данной нормы закона следует, что законодателем установлена презумпция иждивенства трех категорий лиц - нетрудоспособных членов семьи: - дети, не достигшие возраста 18 лет; дети, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет; дети, братья, сестры и внуки старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами.
Таким образом, достигшие возраста 18 лет и старше дети, братья, сестры и внуки кормильца признаются нетрудоспособными, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности (до 01.01.2004 г. - инвалидами безотносительно к установлению у них ограничения способности к трудовой деятельности).
Таким образом, законом установлено иждивенство данной категории лиц. Соблюдение иных условий, установленных законом для определения факта нахождения на иждивении, в том числе, установления нуждаемости этого лица в постоянной посторонней финансовой помощи для существования, в данном случае не имеет юридического значения для решения вопроса об их иждивенстве.
Иное толкование норм закона не соответствует вышеприведенным основным принципам социального обеспечения в Российской Федерации и противоречит целям Федерального закона "О страховых пенсиях".
Доводы ответчика об определении факта нахождения на иждивении, исходя из степени обеспеченности членов данной семьи (исходя из сумм пенсии по инвалидности, ежемесячных денежных выплат), суд полагает безосновательными, поскольку, законом иждивенство лиц указанной категории презюмируется.
Такой подход соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 22.04.2020 N 20-П "По делу о проверке конституционности части 3 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" в связи с жалобой гражданки ФИО1".
Кроме того, суд учитывает, что на момент прекращения выплаты в повышенном размере, сын истца Самарин Д.А., являющийся инвалидом с детства с 2004 года, несмотря на достижение совершеннолетнего возраста, являлся учеником 11 класса общеобразовательного учреждения лицей №, т.е. являлся школьником (л.д.24).
Также ответчиком не оспаривалось и то обстоятельство, что совершеннолетний, нетрудоспособный сын истца Самарин Д.А. на момент рассмотрения дела не трудоустроен, является студентом ВУЗа, иных источников дохода, кроме получаемой им пенсии по инвалидности, не имеет.
При таких обстоятельствах, у ответчика не имелось правовых оснований для прекращения истцу повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности.
Учитывая изложенное, суд полагает, что требования истца о возложении на ответчика обязанности возобновить с 01.04.2021 повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по инвалидности, являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 67, 194-198 ГПК РФ,
р е ш и л :
Обязать ОПФР по Воронежской области возобновить Самариной Елене Владимировне фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности в повышенном размере с 01.04.2021, в связи с нахождением на иждивении Самариной Елены Владимировны сына Самарина Дмитрия Азизовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являющегося инвалидом с детства.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: Багрянская В.Ю.
Решение в окончательной форме принято 27.10.2021.
Дело №2-2561/2021
УИД:36RS0006-01-2021-003526-23
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 октября 2021 г. Центральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Багрянской В.Ю.,
при секретаре Шестопаловой В.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Самариной Елены Владимировны к ОПФР по Воронежской области о восстановлении пенсионных прав,
у с т а н о в и л :
Истец обратилась в суд с иском к УПФР в г. Воронеже, в котором указала, что с 26.10.2018 является инвалидом, ей была назначена и выплачивалась фиксированная выплата к пенсии по инвалидности в повышенном размере с учетом нахождения на иждивении истца ребенка-инвалида с детства Самарина Д.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. После достижения ребенком возраста 18 лет, с 01.04.2021, ответчик прекратил выплату истцу фиксированной выплаты в повышенном размере. На обращение истца, в котором она просила возобновить выплату, в связи с тем, что совершеннолетний ребенок является школьником, ответчик ответил отказом, в связи с тем, что факт нахождения сына истца на ее иждивении, документально не подтвержден. Истец, полагая свои права нарушенными, обратилась с настоящим иском и просит с учетом уточнений требований, обязать ответчика возобновить с 01.04.2021 выплату фиксированной выплаты к пенсии по инвалидности в повышенном размере, в связи с нахождением на иждивении истца ребенка-инвалида с детства (л.д.3-8).
Определением суда от 22 октября 2021 года, занесенным в протокол судебного заседания, с согласия истца произведена замена ответчика УПФР в г. Воронеже на ОПФР по Воронежской области, в связи с тем, что УПФР в г. Воронеже реорганизовано в форме присоединения к ОПФР по Воронежской области, о чем представлены соответствующие документы.
В судебном заседании истец заявленные исковые требования поддержала, пояснила изложенное.
Представитель ответчика, действующая на основании доверенности Соколова М.В., в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, просит суд в их удовлетворении отказать. Суду представила письменные возражения относительно заявленных исковых требований (л.д. 35-39).
Третье лицо Самарин Д.А. извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просит рассматривать дело в его отсутствие, о чем представил письменное заявление.
Суд, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав представленные письменные доказательства, приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что истцу с 26.10.2018 установлена и выплачивается страховая пенсия по инвалидности в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях». К указанной пенсии истцу также с 26.10.2018 по 31.03.2021 выплачивалась фиксированная выплата в повышенном размере на основании ст. 16,17 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с нахождением на иждивении истца ребенка-инвалида с детства – Самарина Д.А. (л.д.21, 25-28). С 01.04.2021 истцу прекращена выплата фиксированной выплаты в повышенном размере, в связи с достижением Самариным Д.А. совершеннолетнего возраста. Самарина Е.В. обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете и выплате с 01.04.2021 фиксированной выплаты к пенсии в повышенном размере. Решением пенсионного органа от 23.04.2021, истцу отказано в установлении факта нахождения на иждивении (л.д.14-17). Указанные обстоятельства стороной ответчика не оспариваются.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как в правовом и социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (преамбула; ст. 1; статья 7, часть 1) охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты; в Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства; забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (статья 38, части 1 и 2); каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).
Принцип социального государства, относящийся к основам конституционного строя Российской Федерации, обязывает публичную власть надлежащим образом осуществлять государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты на основе общепринятых в правовом и социальном государстве стандартов и гуманитарных ценностей. Такой подход согласуется с Конвенцией о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г. (статьи 3, 18, 26 и 27), указывающей на необходимость оказания государствами-участниками надлежащей помощи родителям и законным опекунам, в том числе через систему социального обеспечения, в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей в целях обеспечения ребенку (детям) такой защиты и заботы, которые необходимы для его (их) благополучия.
Перечень случаев (социальных рисков), с которыми Конституция Российской Федерации связывает право на социальное обеспечение, не является исчерпывающим. Относя установление таких случаев к сфере регулирования законом, Конституция Российской Федерации тем самым подтверждает обязанность государства гарантировать гражданам социальное обеспечение при наступлении не только названных в ее статье 39, но и других социальных рисков, признаваемых законодателем в качестве основания для его предоставления.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 03.06.2004 г. N 11-П, важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Конституционное право на социальное обеспечение включает право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. При этом Конституция Российской Федерации непосредственно не предусматривает конкретные условия и порядок предоставления пенсий, - государственные пенсии и социальные пособия, согласно ее статье 39 (часть 2), устанавливаются законом.
С 01.01.2015 г. страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом от 23.12.2013 г. N 400-ФЗ, цель которого - защита прав граждан Российской Федерации на страховую пенсию, предоставляемую на основе обязательного пенсионного страхования с учетом социальной значимости трудовой и (или) иной общественно-полезной деятельности граждан в правовом государстве с социально ориентированной рыночной экономикой, в результате которой создается материальная основа для пенсионного обеспечения, особого значения страховой пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров, субсидиарной ответственности государства за пенсионное обеспечение, а также иных конституционно значимых принципов пенсионного обеспечения.
В соответствии с ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (действовавшего до 01.01.2015 г.) лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в подпунктах 1, 3 и 4 пункта 2 и пункте 3 статьи 9 настоящего Федерального закона, фиксированный базовый размер трудовой пенсии по старости (до 01.01.2010 г. - базовая часть пенсии) устанавливался в повышенном размере в зависимости от количества таких членов семьи.
Аналогичное правило установлено ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", согласно которому лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пп. 1, 3 и 4 ч. 2 ст. 10 настоящего Федерального закона, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности устанавливается в сумме, равной одной третьей суммы, предусмотренной ч. 1 ст. 16 настоящего Федерального закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи.
Исходя из положений ч. 2 ст. 10 Федерального закона "О страховых пенсиях" нетрудоспособными членами семьи признаются дети кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами.
Из буквального толкования данной нормы закона следует, что законодателем установлена презумпция иждивенства трех категорий лиц - нетрудоспособных членов семьи: - дети, не достигшие возраста 18 лет; дети, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет; дети, братья, сестры и внуки старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами.
Таким образом, достигшие возраста 18 лет и старше дети, братья, сестры и внуки кормильца признаются нетрудоспособными, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности (до 01.01.2004 г. - инвалидами безотносительно к установлению у них ограничения способности к трудовой деятельности).
Таким образом, законом установлено иждивенство данной категории лиц. Соблюдение иных условий, установленных законом для определения факта нахождения на иждивении, в том числе, установления нуждаемости этого лица в постоянной посторонней финансовой помощи для существования, в данном случае не имеет юридического значения для решения вопроса об их иждивенстве.
Иное толкование норм закона не соответствует вышеприведенным основным принципам социального обеспечения в Российской Федерации и противоречит целям Федерального закона "О страховых пенсиях".
Доводы ответчика об определении факта нахождения на иждивении, исходя из степени обеспеченности членов данной семьи (исходя из сумм пенсии по инвалидности, ежемесячных денежных выплат), суд полагает безосновательными, поскольку, законом иждивенство лиц указанной категории презюмируется.
Такой подход соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 22.04.2020 N 20-П "По делу о проверке конституционности части 3 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" в связи с жалобой гражданки ФИО1".
Кроме того, суд учитывает, что на момент прекращения выплаты в повышенном размере, сын истца Самарин Д.А., являющийся инвалидом с детства с 2004 года, несмотря на достижение совершеннолетнего возраста, являлся учеником 11 класса общеобразовательного учреждения лицей №, т.е. являлся школьником (л.д.24).
Также ответчиком не оспаривалось и то обстоятельство, что совершеннолетний, нетрудоспособный сын истца Самарин Д.А. на момент рассмотрения дела не трудоустроен, является студентом ВУЗа, иных источников дохода, кроме получаемой им пенсии по инвалидности, не имеет.
При таких обстоятельствах, у ответчика не имелось правовых оснований для прекращения истцу повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности.
Учитывая изложенное, суд полагает, что требования истца о возложении на ответчика обязанности возобновить с 01.04.2021 повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по инвалидности, являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 67, 194-198 ГПК РФ,
р е ш и л :
Обязать ОПФР по Воронежской области возобновить Самариной Елене Владимировне фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности в повышенном размере с 01.04.2021, в связи с нахождением на иждивении Самариной Елены Владимировны сына Самарина Дмитрия Азизовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являющегося инвалидом с детства.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: Багрянская В.Ю.
Решение в окончательной форме принято 27.10.2021.