Дело № 2-724/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 марта 2015 года
Кузнецкий районный суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи Пшечук Н.А.,
при секретаре Мещеряковой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кузнецке Пензенской области, ул. Рабочая, 199,в помещении суда
гражданское дело по заявлению прокурора Кузнецкого района Пензенской области в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Большетруевского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области и понуждении к размещению на официальном сайте в сети «Интернет» проектов нормативно-правовых актов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кузнецкого района Пензенской области в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением, указав, что прокуратурой Кузнецкого района в ходе проверки соблюдения администрациями муниципальных образований Кузнецкого района Пензенской области с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» выявлены нарушения законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления.
В соответствии с ч.1,5 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №149ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационнотелекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.
Требования к содержанию информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемой указанными органами в сети «Интернет», установлены ч.1 ст.13 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
Согласно п.2 ч.1 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №8-ФЗ, а также п. 2 «а» ст.1.1 Постановления администрации Большетруевского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении доступа к информации о деятельности администрации Большетруевского сельсовета» информация о деятельности органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети «Интернет» содержит, информацию о нормотворческой деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе: а) нормативные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации; б) тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований.
Также, в соответствии решением комитета местного самоуправления Большетруевского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № администрация Большетруевского сельсовета <адрес> обеспечивает обязательное проведение антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов Комитета местного самоуправления Большетруевского сельсовета <адрес>.
Постановлением администрации Большетруевского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден порядок проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, проектов муниципальных нормативных правовых актов органов местного самоуправления Большетруевского сельсовета <адрес>» (далее по тексту Порядок). Согласно ч. 5 указанного постановления контроль за исполнением настоящего постановления возложен на главу администрации Большетруевского сельсовета <адрес>.
В соответствии с п. 1.5 Порядка антикоррупционная экспертиза муниципальных правовых актов проводится Муниципальным бюджетным <адрес> «Центр правового обеспечения» (далее по тексту Учреждение).
Согласно п. 2.1 Порядка в соответствии с действующим законодательством в целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус органов местного самоуправления или имеющих межведомственный характер, администрация Большетруевского сельсовета <адрес> в течение рабочего дня, соответствующего дню направления указанных проектов на антикоррупционную экспертизу в Учреждение, размещает эти проекты на официальном сайте администрации Большетруевского сельсовета <адрес> в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В пункте 2.2 Порядка указано, что при размещении вышеназванных проектов муниципальных нормативных правовых актов на официальном сайте администрации Большетруевского сельсовета <адрес> должны быть указаны сведения об органе местного самоуправления, разработавшем проект муниципального нормативного правового акта, его почтовый адрес, номер телефона факсимильной связи и адрес электронной почты, на которые следует направлять экспертные заключения, подготовленные по результатам независимой антикоррупционной экспертизы, служебные телефоны должностных лиц органа местного самоуправления, даты начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.
Администрация Большетруевского сельсовета имеет свой официальный сайт <данные изъяты>
На сайте имеются разделы «<данные изъяты>», где предусматривается размещение проектов муниципальных правовых актов.
Между тем, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ указанные разделы не содержат информации о проектах муниципальных правовых актах, внесенных в представительные органы муниципального образования. В то время, как нормативные акты Комитета местного самоуправления Большетруевского сельсовета, а также постановления администрации в истекшем ДД.ММ.ГГГГ принимались.
Так, с ДД.ММ.ГГГГ Комитетом местного самоуправления Большетруевского сельсовета принято 4 нормативно-правовых акта: решение от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в Положение о пенсионном обеспечении за выслугу лет муниципальных служащих Большетревского сельсовета <адрес>, утвержденное решением Комитета местного самоуправления Большетруевского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №», решение от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в решение Комитета местного самоуправления Большетруевского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № «О некоторых вопросах, связанных с реализацией ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (с изменениями)», решение от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в решение Комитета местного самоуправления Большетруевского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О бюджете Большетруевского сельсовета <адрес> ДД.ММ.ГГГГ и плановый период ДД.ММ.ГГГГ», решение от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в решение Комитета местного самоуправления Большетруевского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О бюджете Большетруевского сельсовета <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ и плановый период ДД.ММ.ГГГГ», а также принято одно постановление администрации Большетруевского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении административного регламента предоставления администрацией Большетруевского сельсовета <адрес> муниципальной услуги «Предоставление информации и выписок из Реестра муниципального имущества Большетруевского сельсовета».
Для проведения антикоррупционной экспертизы в муниципальное бюджетное <адрес> «<данные изъяты>» были направлены следующие акты: постановление администрации «Об утверждении административного регламента предоставление администрацией Большетруевского сельсовета «Предоставление информации об объектах недвижимого имущества, находящихся в муниципальной собственности Большетруевского сельсовета <адрес> и предназначенных для сдачи в аренду» (дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ год), решение Комитета местного самоуправления «О внесении изменений в Устав Большетруевского сельсовета <адрес> » (дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ год).
Однако проекты, как ранее принятых нормативно-правовых актов, а так поступивших на антикоррупционную экспертизу, на официальном сайте Большетруевского сельсовета не размещены.
Ранее, ДД.ММ.ГГГГ. прокуратурой района были выявлены аналогичные нарушения и внесено представление об их устранении. Однако, в ходе проведенной проверки установлено, что нарушения в указанной сфере допускаются и в настоящее время.
В соответствии с п.2 ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «О противодействии коррупции» профилактика коррупции осуществляется путем антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов.
Частью 1. ст.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» предусмотрено, что институты гражданского общества и граждане могут в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).
В силу ч.1 ст.24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №8-ФЗ, пункта 2.1. Постановления администрации Большетруевского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении доступа к информации о деятельности администрации Большетруевского сельсовета» контроль за обеспечением доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления осуществляет глава администрации Большетруевского сельсовета.
Отсутствие указанных сведений препятствует доступу к информации о нормотворческой деятельности органов местного самоуправления Большетруевского сельсовета, реализации независимой экспертизы и нарушает права граждан в указанной сфере. Неисполнение администрацией Большетруевского сельсовета <адрес> требований действующего законодательства о противодействии коррупции в части размещения на официальном сайте в сети Интернет вышеуказанных сведений нарушает права неопределенного круга лиц на получение гарантированной законом информации.
Просил суд признать незаконным бездействие администрации Большетруевского сельсовета <адрес>, выразившееся в невыполнении обязанности размещать на официальном сайте в сети «Интернет» проекты нормативно-правовых актов для проведения независимой антикоррупционной экспертизы и обязать администрацию Большетруевского сельсовета <адрес> размещать проекты нормативно-правовых актов на официальном сайте в сети «Интернет» для проведения независимой антикоррупционной экспертизы
В судебном заседании помощник прокурора Кузнецкого района Пензенской области Зябирова Р.М. требования по изложенным в заявлении доводам и основаниям полностью поддержала, просила заявление прокурора удовлетворить.
Представитель администрации Большетруевского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области в суд не явился, извещен.
Суд, выслушав объяснения прокурора, исследовав материалы дела, находит заявление прокурора Кузнецкого района Пензенской области законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п.1 ч.1 ст.22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии со ст.ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего.
В соответствии с ч.1,5 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №149ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационнотелекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», регулирующий отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией, в том числе граждан, организаций и общественных объединений, к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (пункт 3 статьи 1 и часть 1 статьи 2), закрепляет основные принципы обеспечения доступа к такой информации, относя к ним, в частности, ее открытость и доступность, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (пункт 1 статьи 4). Конкретизируя данные принципы, статья 5 того же Федерального закона предусматривает, что доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления ограничивается в случаях, если такая информация отнесена в установленном федеральным законом порядке к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну; перечень сведений, относящихся к информации ограниченного доступа, а также порядок отнесения указанных сведений к информации ограниченного доступа устанавливается федеральным законом.
Одним из способов обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления согласно ч. 2 ст. 6 Закона N 8-ФЗ является размещение органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети «Интернет».
В силу подпунктов «а» и «г» пункта 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» информация о нормотворческой деятельности государственного органа, в том числе нормативные правовые акты, изданные государственным органом, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации нормативных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации; административные регламенты отнесены к информации о деятельности государственных органов, размещаемой указанными органами в сети «Интернет».
Согласно ч. 1 ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №8-ФЗ контроль за обеспечением доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления осуществляют руководители государственных органов и органов местного самоуправления.
В соответствии с п.2 ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «О противодействии коррупции» профилактика коррупции осуществляется путем антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов.
В соответствии с ч. 1 ст.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» институты гражданского общества и граждане могут в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).
Постановлением администрации Большетруевского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден порядок проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, проектов муниципальных нормативных правовых актов органов местного самоуправления Большетруевского сельсовета <адрес>».
Согласно ч. 5 указанного постановления контроль за исполнением постановления возложен на главу администрации Большетруевского сельсовета <адрес>.
В соответствии с п. 1.5 Порядка антикоррупционная экспертиза муниципальных правовых актов проводится Муниципальным бюджетным <адрес> «Центр правового обеспечения».
Согласно п. 2.1 Порядка в соответствии с действующим законодательством в целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус органов местного самоуправления или имеющих межведомственный характер, администрация Большетруевского сельсовета <адрес> в течение рабочего дня, соответствующего дню направления указанных проектов на антикоррупционную экспертизу в Учреждение, должна размещать эти проекты на официальном сайте администрации Большетруевского сельсовета <адрес> в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В пункте 2.2 Порядка указано, что при размещении вышеназванных проектов муниципальных нормативных правовых актов на официальном сайте администрации Большетруевского сельсовета <адрес> должны быть указаны сведения об органе местного самоуправления, разработавшем проект муниципального нормативного правового акта, его почтовый адрес, номер телефона факсимильной связи и адрес электронной почты, на которые следует направлять экспертные заключения, подготовленные по результатам независимой антикоррупционной экспертизы, служебные телефоны должностных лиц органа местного самоуправления, даты начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения администрацией Большетруевского сельсовета <адрес> с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» выявлены нарушения законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления. В ходе проведения проверки установлено, что в нарушение положений ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ на официальном сайте администрации Большетруевского сельсовета <адрес> <данные изъяты> в разделе «<данные изъяты>» отсутствует проекты нормативных правовых актов, прининятых администрацией Большетруевского сельсовета, а именно: решение от ДД.ММ.ГГГГ. № «О внесении изменений в Положение о пенсионном обеспечении за выслугу лет муниципальных служащих Большетревского сельсовета <адрес>, утвержденное решением Комитета местного самоуправления Большетруевского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №», решение от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в решение Комитета местного самоуправления Большетруевского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № «О некоторых вопросах, связанных с реализацией ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (с изменениями)», решение от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в решение Комитета местного самоуправления Большетруевского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О бюджете Большетруевского сельсовета <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ и плановый период ДД.ММ.ГГГГ годов», решение от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в решение Комитета местного самоуправления Большетруевского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О бюджете Большетруевского сельсовета <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ и плановый период ДД.ММ.ГГГГ», а также постановление администрации Большетруевского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении административного регламента предоставления администрацией Большетруевского сельсовета <адрес> муниципальной услуги «Предоставление информации и выписок из Реестра муниципального имущества Большетруевского сельсовета», проекты следующих актов: постановление администрации «Об утверждении административного регламента предоставления администрацией Большетруевского сельсовета муниципальной услуги «Предоставление информации об объектах недвижимого имущества, находящихся в муниципальной собственности Большетруевского сельсовета <адрес> и предназначенных для сдачи в аренду» (дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ год), решение Комитета местного самоуправления «О внесении изменений в Устав Большетруевского сельсовета Кузнецкого» (дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ год).
В ходе проведения проверки было установлено, что на официальном сайте администрации Большетруевского сельсовета <адрес> <данные изъяты> в разделах «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», где предусмотрено размещение нормативно правовых актов, «<данные изъяты>», где предусматривается размещение проектов, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ разделы Официальное опубликование нормативно-правовых актов», «<данные изъяты>» содержат нормативные акты за период по ДД.ММ.ГГГГ.. Раздел «<данные изъяты>» не содержит информацию о проектах, внесенных в ДД.ММ.ГГГГ в представительные органы муниципального образования, однако нормативные акты в администрации Большетруевского сельсовета в истекшем периоде ДД.ММ.ГГГГ принимались.
Указанные обстоятельства нашли свое объективное подтверждение в судебном заседании и следуют из объяснений участвующего в деле прокурора, сообщения МБУ <адрес> «<данные изъяты>», справки о проведении прокуратурой <адрес> проверки от ДД.ММ.ГГГГ года, распечаток с сайта администрации Большетруевского сельсовета <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Доказательств обратного суду со стороны администрации Большетруевского сельсовета в соответствии с требованиями гражданско-процессуального закона не предоставлено.
Таким образом, в судебном заседании нашел подтверждение тот факт, что Большетруевской сельской администрацией <адрес> не исполняется положение Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и местного самоуправления», в части размещения на официальном сайте в сети «Интернет» вышеуказанных сведений, что препятствует доступу к информации о нормотворческой деятельности органов местного самоуправления Большетруевского сельсовета, реализации независимой экспертизы и нарушает права граждан в указанной сфере
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что администрация Большетруевского сельсовета <адрес> самоустранилась от предусмотренной законодательством РФ обязанности по размещению проектов муниципальных правовых актах, внесенных как в ДД.ММ.ГГГГ, так и в ДД.ММ.ГГГГ в представительные органы муниципального образования, а также проектов постановлений администрации Большетруевского сельсовета <адрес> на официальном сайте администрации в сети «Интернет» для обеспечения реализации права граждан на проведение независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов.
В связи с чем, заявленные требования прокурора Кузнецкого района Пензенской области подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Кузнецкого района Пензенской области в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Большетруевского сельсовета <адрес>, выразившееся в невыполнении обязанности по размещению на официальном сайте в сети «Интернет» проектов нормативно-правовых актов для проведения независимой антикоррупционной экспертизы и обязать администрацию Большетруевского сельсовета <адрес> размещать проекты нормативно-правовых актов на официальном сайте в сети «Интернет» для проведения независимой антикоррупционной экспертизы в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением главы администрации Большетруевского сельсовета <адрес> ДД.ММ.ГГГГ №.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Кузнецкий районный суд Пензенской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья: