Решение по делу № 2-1793/2015 ~ 01005/2015 от 26.02.2015

Дело № 2-1793/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03.04.2015 года                                                                                      г. Оренбург

      Центральный районный суд г. Оренбурга в составе:

председательствующего судьи Гончаровой Е.Г.

при секретаре Кульневой Л.В.

      с участием представителя истца Волковой В.А., действующей на основании доверенности, представителя ответчика Красновой Л.Р., действующей на основании доверенности,

      рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Завражнова В.А. к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области» об исключении сведений из государственного кадастра недвижимости,

                                                             УСТАНОВИЛ:

        Истец обратился в суд с иском к ответчику, указав, что является собственником объекта недвижимости – <данные изъяты> Указанный объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> Согласно кадастровой выписке на земельный участок, земельный участок с кадастровым номером под объектом недвижимости – <данные изъяты> поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ года. Однако истцу впоследствии из гражданских дел, рассматриваемых Арбитражным судом Оренбургской области, стало известно, что образование земельного участка и постановка его на кадастровый учет произведено с нарушением закона. Просил признать недействительным государственный кадастровый учет, осуществленный в отношении земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, <данные изъяты>. Исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером

       Впоследствии истец уточнил исковые требования, окончательно просил признать недействительным межевой план, выполненный ДД.ММ.ГГГГ директором <данные изъяты> ФИО2, подготовленный в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка <данные изъяты> Исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером

     Истец Завражнов В.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.

    Представитель истца Волкова В.А. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить с учетом уточнений.

    Представитель ответчика Краснова Л.Р. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований не возражала, просила удовлетворить, ссылаясь на обоснованность заявленных требований.

    Представитель третьего лица – администрации г. Оренбурга в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

    Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

      Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (подпункт 4 п. 2 ст. 60 ЗК РФ).

      В соответствии со ст. 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом о государственном кадастре.

       Согласно части 1 ст. 16 Закона о государственном кадастре кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

         В ст. 4 Закона о государственном кадастре определены принципы ведения государственного кадастра недвижимости, включая сохранение ранее внесенных сведений в случае изменения кадастровых сведений (п. 7), а также ведение государственного кадастра недвижимости на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения в соответствии с настоящим Федеральным законом общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений (далее - кадастровые сведения), сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.

      Согласно п.2 ст.16 указанного закона постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы).

      Согласно ст.1 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

      Понятие земельного участка определено ст. 11 Земельного Кодекса РФ, согласно которой земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

       Как определено п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

       Порядок образования земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности урегулирован ст. 11.3 ЗК РФ.

       Как определено п. 1 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса.

        Согласно п. 2 ст. 11.3 ЗК РФ решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков.

      Из ч. 1 ст. 16 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» следует, что кадастровый учет осуществляется, в том числе, в связи с образованием или созданием объекта недвижимости.

       Таким образом, предметом постановки на кадастровый учет является земельный участок, образованный в соответствии с требованиями п. 1, 2 ст. 11.3 ЗК РФ.

      На территории г. Оренбурга предоставление земельных участков осуществляется в соответствии с Положением о порядке предоставления и прекращения прав граждан и юридических лиц на земельные участки, расположенные на территории муниципального образования «город Оренбург», утв. решением Оренбургского городского Совета от 05.03.2007 г. № 229.

      Как установлено п. 1.4 вышеуказанного Положения до разграничения государственной собственности на землю департамент градостроительства и земельных отношений администрации города от имени администрации города Оренбурга осуществляет полномочия по распоряжению земельными участками на территории муниципального образования «город Оренбург».

      В соответствии с частью 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с этим Кодексом.

     Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены данным Кодексом, федеральными законами.

     Исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением.

      Согласно п. 5, 6 ст. 36 Земельного кодекса РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 названного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

      На основании п. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном ФЗ                                      «О государственном кадастре недвижимости».

         Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

       В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

        Если иное не установлено настоящим Федеральным законом, никто не вправе требовать иначе как на основании решения суда, в том числе в связи с совершением сделки, от собственника поставленного на учет объекта недвижимости или от иного лица осуществления учета изменений данного объекта недвижимости (ч. 4 ст. 16 Федерального закона N 221-ФЗ).

      Судом установлено, что Завражнов В.А. является собственником <данные изъяты> что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ года.

      Переход права собственности зарегистрирован на основании договора купли – продажи от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенного между <данные изъяты> и ФИО3

       Согласно кадастровой выписке о земельном участке, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> был поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ года.

       Решением Арбитражного суда Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования <данные изъяты> к <данные изъяты> удовлетворены. Суд применил последствия недействительности ничтожной сделки – договора купли – продажи от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка<данные изъяты> путем исключения из Государственного реестра прав на недвижимое имущество записи от ДД.ММ.ГГГГ о праве собственности <данные изъяты> на земельный участок с кадастровым номером

    В соответствии со ст. 22 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» при постановке на учет земельного участка необходимыми для кадастрового учета документами является межевой план.

      При этом в соответствии с КоАП РФ кадастровый инженер несет ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах.

      В решении суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по заявлению <данные изъяты> к <данные изъяты> о признании незаконным решения, Арбитражный суд Оренбургской области установил, что заинтересованное лицо - администрация г. Оренбурга, в действительности, распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ об образовании земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> не принимало. По правилам статей 12, 13 ГК РФ распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схемы расположения и образования земельного участка в <адрес>, является недействительным и не подлежит применению как противоречащее закону (ст. 53 ГК РФ, ст. 11.3 ЗК РФ).

      Соответственно, межевой план, выполненный ДД.ММ.ГГГГ г., директором <данные изъяты> ФИО2, подготовленный в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного: <адрес> был выполнен на основании подложных документов.

      Таким образом, факт недействительности распоряжения главы г.Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ по рассматриваемому делу, был исследован и отражен в решении Арбитражного суда Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу

    В силу ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

      При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что документы, явившиеся основанием к осуществлению кадастрового учета - межевой план, не имеет юридической силы, соответственно нынешнее состояние государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером является недостоверным, не соответствующим действительному, ввиду чего сведения о таких земельных участках подлежат исключению из ГКН.

      Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

                                                       РЕШИЛ:

       Исковые требования Завражнова В.А. к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области» об исключении сведений из государственного кадастра недвижимости удовлетворить.

      Признать недействительным межевой план, выполненный ДД.ММ.ГГГГ директором <данные изъяты> ФИО2, подготовленный в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка <данные изъяты>

     Исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения о земельном участке <данные изъяты>

      Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Центральный районный суд г. Оренбурга в течение месяца с даты изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                                    Гончарова Е.Г.

Мотивированное решение изготовлено 08.04.2015 года.

2-1793/2015 ~ 01005/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Завражнов Валерий Анатольевич
Другие
Администрация г. Оренбурга
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области"
Суд
Центральный районный суд г. Оренбурга
Судья
Гончарова Е.Г.
Дело на странице суда
centralny--orb.sudrf.ru
26.02.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.02.2015Передача материалов судье
02.03.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.03.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.03.2015Подготовка дела (собеседование)
19.03.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.04.2015Судебное заседание
08.04.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.04.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.05.2015Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее