Решение по делу № 2-273/2017 ~ М-114/2017 от 09.02.2017

Дело № 2-273/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 февраля 2017 года г. Заринск

Заринский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего                 С.В.Грудинина

при секретаре                     Т.П.Селивановой

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Городенцева Евгения Сергеевича к межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел России «Заринский» о признании расчета выслуги лет для назначения пенсии незаконным, включении в выслугу лет периодов работы в льготном исчислении,

УСТАНОВИЛ:

Городенцев Е.С. обратился в суд с иском к межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел России «Заринский» о признании расчета выслуги лет для назначения пенсии незаконным, включении в выслугу лет периодов его работы в льготном исчислении. В обоснование заявленных требований истец указал, что является действующим сотрудником полиции, с ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в подразделении ИВС ОВД г.Заринска в должности полицейского отделения охраны и конвоирования, помощника дежурного группы режима ИВС подозреваемых и обвиняемых. Согласно законодательству, срок службы на указанных должностях засчитывается в выслугу лет в льготном исчислении, из расчета один месяц за полтора месяца службы. Истец обратился в отдел кадров по месту службы с целью получения информации о выслуге лет, так как полагал, что него возникло право на пенсию по выслуге лет, где ему пояснили, что срок службы на указанных должностях до ДД.ММ.ГГГГ года не входит в выслугу лет в льготном исчислении, а засчитывается в календарном исчислении, так как в наименовании этих должностей не было указано, что отделение охраны и конвоирования является структурной частью изолятора временного содержания. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с рапортом о предоставлении ему расчета выслуги лет для получения документального подтверждения порядка исчисления стажа работы, на что ответа не получил, позднее, ДД.ММ.ГГГГ он вновь обратился с рапортом к ответчику, на что ДД.ММ.ГГГГ получил ответ, в котором указано, что не засчитываются в выслугу лет в льготном исчислении следующие периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности милиционера отделения охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых ОВД г.Заринска; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности полицейского отделения охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых МО МВД России «Заринский», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности помощника дежурного группы режима изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых МО МВД России «Заринский». При этом периоды службы в ИВС не засчитываются в выслугу лет в льготном исчислении, так как занимаемые истцом должности не входят в перечень должностей, утвержденных приказом МВД № 640 от 09.10.2004г., дающих право на исчисление льготного стажа, поэтому льготная выслуга у истца идет только с ДД.ММ.ГГГГ. Ссылаясь на ч.3, п.1 ч.4, ч.5 ст.38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» истец считает, что действиями ответчика нарушены его права, поскольку Постановлением Совета Министров-Правительства РФ от 22.09.1993 № 941 « О порядке исчисления выслуги лет, назначении и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» установлен перечень должностей и периодов работы в должностях, которые засчитываются в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях- один месяц за полтора месяца службы, в том числе и в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений- с 01.01.2001г. по перечню должностей и на условиях, определяемых МВД РФ. В настоящее время действует Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, утвержденный Приказом МВД РФ от 09.10.2004г. № 640, в п.17,19 которого предусмотрены должность полицейского (милиционера) отделения охраны и конвоирования обвиняемых и подозреваемых. Приказом МВД РФ от 20.05.2004г. № 309 были утверждены штатные расписания изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых, решением Верховного Суда РФ разъяснено, что отделения охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, созданные в органах внутренних дел, имеющих ИВС, во всех случаях являются структурной частью изолятора временного содержания, а сотрудники органа внутренних дел? проходившие службу в таком взводе (отделении) в должностях, предусмотренных подразделом «Взвод (отделение) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания» (строки 14-19 Перечня должностей) имеют право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий. Служба истца в должности полицейского отделения охраны и конвоирования в период с ДД.ММ.ГГГГ год была связана с непосредственным выполнением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, что подтверждается представленными должностными инструкциями. С ДД.ММ.ГГГГ. произошло переименование должностей, в том числе полицейского отделения охраны и конвоирования, появилось указание на то, что отделение охраны и конвоирования является структурной частью ИВС, однако должностные обязанности истца не изменялись с ДД.ММ.ГГГГ года. Кроме того, период службы с ДД.ММ.ГГГГ в должности помощника дежурного группы режима ИВС подозреваемых и обвиняемых также должны быть засчитаны в льготном исчислении, так как до ДД.ММ.ГГГГ данная должность была поименована как помощник дежурного ИВС и срок службы в данной должности засчитывался в льготном исчислении. После переименования с ДД.ММ.ГГГГ выслуга лет в данной должности не стала засчитываться в льготном исчислении, хотя после ДД.ММ.ГГГГ должностные обязанности не изменились и были непосредственно связаны с выполнением функций по охране и конвоированию. Истец считает, что неверное наименование должности не может служить основанием для отказа в зачете выслуги лет в льготном исчислении, что подтверждается многочисленной судебной практикой.

В судебное заседание истец Городенцев Е.С. не явился, представил письменное пояснение по иску, в котором полностью поддержал требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель ответчика МО МВД России «Заринский» в судебном заседании исковые требования не признал, представил письменные возражения, в которых указал, что согласно нормам пп. «г» п.3 Постановления Совета Министров- Правительства РФ от 22.09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначении и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей в Российской Федерации» в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы, в частности, лицам рядового и начальствующего состава засчитывается на льготных условиях один месяц службы за полтора месяца службы в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, 01.01.2001г. по перечню должностей и на условиях, определяемых МВД РФ. Во исполнение указанного Постановления, предоставившего право Министру внутренних дел утверждать соответствующий перечень, издан Приказ МВД РФ от 09.10.2004г. № 640, устанавливающий перечень должностей, дающий право на льготное исчисление выслуги лет и назначение пенсии. Приказом МВД РФ от 18.08.2014г. № 697 «О внесении изменений в Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, утвержденный Приказом МВД России №640» указанный Перечень был дополнен должностями, отмеченными символом ***, однако должности полицейского (милиционера) отделения охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых ОВД, а также помощника дежурного группы режима изолятора временного содержания не предусмотрена. При этом, согласно примечанию к Перечню, льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсии по должностям, отмеченным символом*** производится при непосредственном осуществлении по замещаемой должности функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых после 30.04.2011 года. В соответствии с ч.4 ст.11 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел РФ, внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» права сотрудника по занимаемой должности определяются должностным регламентом (должностной инструкцией). Полагает, что правом на льготное исчисление стажа (выслуги лет) при назначении пенсии обладают лица, замещавшие после 30 апреля 2011 года должности, отмеченные в Перечне символом***, должностным регламентом (должностной инструкцией) по которым определяются функции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и которые непосредственно осуществляли функции по охране и конвоированию. Доказательств непосредственного осуществления охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления истцом не представлено. Положения Федерального закона от 12.02.1993г. № 4468-1, на которые ссылается истец, распространяются на лиц, проходивших службу и имеющих выслугу 20 лет и более, а не на проходящих службу в настоящее время, так как пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения со службы. В соответствии со ст.89 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ, регулирующей порядок увольнения со службы в органах внутренних дел и исключения из реестра сотрудников органов внутренних дел, на сотрудника, увольняемого со службы в органах, оформляется представление, содержащее, в том числе, сведения о стаже службы (выслуге лет) в органах, при оформлении которого кадровым подразделением уточняются и подтверждаются периоды, подлежащие зачету в срок службы для назначения пенсии в календарном и льготном исчислении. Рапорт от Городенцева Е.С. об увольнении со службы в органах внутренних дел в связи с выходом на пенсию не поступал, документы, требуемые кадровым подразделением для оформления пенсии, не предоставлял, приказ об увольнении Городенцева Е.С. также не издавался, поэтому у ответчика- МО МВД России «Заринский» не возникла обязанность в составлении представления к увольнению, уточнении и подтверждении периодов времени, подлежащих зачету в стаж службы для назначения пенсии в календарном и льготном исчислении, в связи с чем право истца на выход на пенсию, в том числе и в льготном исчислении, не нарушено. Уведомление о рассмотрении обращения Городенцева Е.С. от ДД.ММ.ГГГГ носит информативный характер, а не фактический отказ в зачете выслуги лет в льготном исчислении. Расчет выслуги лет в обязательном порядке согласовывается с пенсионным органом и объявляется лицу, оформляемому на пенсию, под роспись. Отношения между МО МВД России «Заринский» и Городенцевым Е.С. ввиду предварительного расчета выслуги лет кадровым подразделением на основании обращения истца не могут рассматриваться как служебный спор, предварительный расчет не является для истца нарушением его прав. В соответствии с контрактом (п.12), при возникновении спора о выполнении условий контракта и не достижении соглашений между сторонами служебный спор подлежит разрешению в порядке, установленном Законом о службе (№ 342-ФЗ), то есть внесудебный порядок разрешения спора обязателен. Однако до подачи искового заявления истец не обращался в письменной форме к непосредственному руководителю, не были обжалованы действия должностных лиц отделения по работе с персоналом в случае несогласия с произведенным расчетом выслуги лет. Также представитель ответчика считает, что истцом пропущен трехмесячный срок для обращения в суд за защитой нарушенного права при отсутствии уважительных причин пропуска данного срока, предусмотренный ст.392 Трудового кодекса Российской Федерации. О нарушении своего права Городенцев Е.С. узнал до написания рапорта, то есть до ДД.ММ.ГГГГ., однако он не предпринял никаких мер по защите нарушенного, по его мнению, права. В связи с изложенным просил в удовлетворении требований Городенцеву Е.С. отказать в полном объеме.

Представитель третьего лица- ГУ МВД РФ по Алтайскому краю в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В представленных возражениях просил отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь на отсутствие оснований для исчисления периодов службы в льготном исчислении, поскольку занимаемые истцом должности и подразделения не входят в утвержденные Перечни должностей, служба в которых дает право на зачет выслуги в льготном исчислении. В своем обращении истец просил произвести перерасчет выслуги лет, не указывая его цели, в связи с чем полагает, что отказ в перерасчете выслуги лет для назначения пенсии отсутствует, соответственно, отсутствует предмет обжалования. Кроме того, 20.12.2016 издан Приказ МВД России №868, утвердивший Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсии. Учитывая, что подсчет выслуги лет осуществляется по правилам, действующим на день увольнения, установления пенсии, в данном случае следует руководствоваться положениями пп. «г» п.3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 № 941, действующим на данный момент, исходя из буквального толкования которого льготное исчисление выслуги лет для назначения пенсии возможно только по должностям, поименованным в Перечне. Ни одна из занимаемых Городенцевым Е.С. в спорный период должностей в указанный Перечень не входит, соответственно, исчислять периоды службы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении оснований не имеется. Также полагают, что истцом пропущен трехмесячный срок, установленный Федеральным законом от 30.11.2011 № 342-ФЗ « О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» для обращения в суд по указанной категории дел (п.4 ст.72).

Выслушав участников, исследовав материалы дела, суд полагает возможным удовлетворить исковые требования по следующим основаниям.

Судом установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Городенцев Е.С. проходит службу в органах внутренних дел на различных должностях, в том числе в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности милиционера отделения охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых отдела внутренних дел г. Заринска Алтайского края; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- в должности полицейского отделения охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых МО МВД России «Заринский»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- в должности помощника дежурного изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых МО МВД России «Заринский»; с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в должности помощника дежурного группы режима изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых МО МВД России «Заринский».

Выслуга лет в календарном исчислении согласно расчету выслуги лет по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. составила 20 лет 11 месяцев 26 дней, в льготном исчислении 22 год 06 месяцев 26 дней, периоды службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ засчитаны как один к одному. Указанный расчет сделан МО МВД России «Заринский» в ответ на обращение Городенцева Е.С.

Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел, условия и порядок назначение таких пенсий осуществляется в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Право на пенсию за выслугу лет по нормам указанного закона приобретают лица, имеющие выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в том числе лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации (ст. 1, 5 Закона № 4468-1).

В соответствии со ст. 13 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» право на пенсию за выслугу лет имеют лица, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более.

Согласно статье 18 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом "а" статьи 13 Закона засчитывается, в числе прочего, служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел. При этом указано, что время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении. Установлено, что порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии определяется Правительством Российской Федерации.

Порядок исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации определен Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 N 941.

Пункт 1 указанного Постановления устанавливает, что в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам (далее именуются - военнослужащие), лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитываются служба в милиции, исправительно-трудовых учреждениях, военизированной пожарной охране, других учреждениях и формированиях органов внутренних дел, Государственной противопожарной службе (охраны общественного порядка) Российской Федерации и бывшего Союза ССР в должностях офицерского, сержантского, рядового и начальствующего состава (в том числе в должностях стажеров).

Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Согласно абз. 45 пп. "г" п. 3 названного Правительства РФ от 22.09.1993 N 941. в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел засчитывается на льготных условиях, а именно один месяц службы за полтора месяца, служба в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции, подразделениях полиции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, - с 1 января 2001 г. по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации.

До 26 ноября 2003 года действовала редакция указанной нормы, не содержавшая ссылку на необходимость устанавливать соответствие должности перечню, установленному Министерством внутренних дел. В ранее действовавшей редакции эта норма предусматривала, что в льготном порядке включается в стаж служба в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществление функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, то есть необходимо было лишь установить указанный характер службы.

В соответствии с приказом МВД России от 30 декабря 1993 г. N 605 "Об утверждении типовых штатов изоляторов временного содержания задержанных и заключенных под стражу лиц и подразделений конвойной службы милиции" конвойные отделения милиции входили в состав изоляторов временного содержания, являясь их структурными подразделениями. Аналогичный статус этих подразделений определен и приказом МВД России от 20 мая 2004 г. N 309 "Об утверждении Типовых штатных расписаний изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых" (в редакции действующей до 23.08.2014), являющимся ведомственным организационно-распорядительным актом, утвердившим типовое штатное расписание изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых (приложение N 1) и типовые штатные расписания подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых (приложения N 2 - 5).

Приказом МВД России от 23 августа 2014 г. N 725 «О некоторых вопросах изоляторов внутреннего содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых» утверждено штатное расписание изоляторов внутреннего содержания подозреваемых и обвиняемых (Приложение №1), в соответствии с которым в штатное расписание ИВС включен взвод (отделение, группа) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых ИВС, приложения №1-5 приказа МВД России от 20 мая 2004 г. N 309 "Об утверждении типовых штатных расписаний изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых" признаны утратившими силу.

Во исполнение Постановления от 22.09.1993 N 941 Министерство внутренних дел Российской Федерации Приказом от 09 октября 2004 года N 640 утвердило Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий был утвержден приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 09.10.2004 N 640 и вступил в силу лишь 14.11.2004. Перечнем предусмотрены должности «Полицейский, (милиционер)» (п.18), «Полицейский (водитель), (милиционер-водитель)» (п.19) взвода (отделения) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания.

Пунктом 3 приложения к приказу МВД России от 26 июня 2006 г. N 490 Перечень должностей дополнен разделами "Отделение (группа) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых горрайоргана (линейного органа) внутренних дел, не имеющего ИВС" и "Отдельная рота охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, дислоцирующаяся отдельно от горрайоргана внутренних дел".

В связи с чем сотрудники органов внутренних дел, проходившие службу в конвойных отделениях районного органа МВД России, имеющего ИВС, на должностях, предусмотренных Перечнем должностей для изоляторов временного содержания, при назначении пенсий имеют право на зачет времени данной службы в выслугу лет на льготных основаниях. Пункт 3 Приложения не лишает их этого права, он расширяет перечень должностей, обеспечивая реализацию такого же права сотрудниками, проходившими службу в отделениях (группах) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых территориального органа МВД России на районном уровне, не имеющего ИВС.

В настоящее время издан и действует Приказ МВД России от 20.12.2016 № 868, утвердивший Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсии.

Настоящим Приказом признаны утратившими силу Приказ МВД России от 9 октября 2004 г. N 640 "Об утверждении Перечня должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий», Приказ МВД России от 26 июня 2006 г. N 490 "О внесении изменений в Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, утвержденный приказом МВД России от 9 октября 2004 г. N 640", Приказ МВД России от 18 августа 2014 г. N 697 "О внесении изменений в Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, утвержденный приказом МВД России от 9 октября 2004 г. N 640".

Разделом №2 Приказа МВД России № 868 поименованы должности в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий", введенные до 23 августа 2014 года, среди которых указана, в том числе, должность помощника дежурного изолятора временного содержания и полицейского (милиционера) отделения охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания. Аналогичные должности были предусмотрены и ранее действующим Приказом МВД России №640.

В перечне должностей, введенных с 23 августа 2014 года имеется должность помощника дежурного группы режима изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых (п.10 раздела 1) и должность полицейского отделения охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых ИВС (п.19 раздел 1 Перечня).

Из анализа типового штатного расписания изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых (приложение N 1 к приказу) следует, что его составной частью является штат работников взвода (отделения) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых. Согласно пункту 2 примечания 1 к данному расписанию допускается возможность создания вне изолятора временного содержания отделения охраны и конвоирования со штатной численностью, аналогичной для ИВС с лимитом мест до 26, лишь в горрайорганах внутренних дел, не имеющих ИВС.

В приложениях N 2 - 5 приведены типовые штатные расписания отдельных подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых (полка, батальона, роты, взвода), в них штаты сотрудников (городского) районного органа внутренних дел и его структурных подразделений не предусмотрены.

Следовательно, взвод (отделение, группа) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, созданный в горрайоргане внутренних дел, имеющем ИВС, во всех случаях является структурной частью изолятора временного содержания, а сотрудники органа внутренних дел, проходившие службу в таком взводе (отделении) в должностях, предусмотренных подразделом "Взвод (отделение) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания" (строки 14 - 19) Перечня должностей, имеют право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий.

Примечанием к Приказу МВД России № 868 предусмотрено, что право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий предоставляется:

1. Лицам, замещавшим должности, отмеченные символом "1", при условии непосредственного осуществления ими в соответствии с должностными регламентами (должностными инструкциями) функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

2. Лицам, замещавшим должности, отмеченные символом "2", введенные до 20 мая 2004 года, непосредственно осуществлявшим функции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

3. Лицам, замещавшим должности, отмеченные символом "3", введенные с 30 апреля 2011 года, непосредственно осуществлявшим функции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Факт выполнения истцом в период до и после ДД.ММ.ГГГГ, а также в другие спорные периоды функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, подтверждается представленными документами: штатными расписаниями ОВД по г.Заринску за ДД.ММ.ГГГГ годы; должностными инструкциями (должностным регламентом) за ДД.ММ.ГГГГ годы; служебными книгами нарядов изолятора временного содержания ОВД по г.Заринску за ДД.ММ.ГГГГ год; книгами нарядов ИВС и конвоя МО МВД России «Заринский» (постовая ведомость расстановки нарядов по охране подозреваемых и обвиняемых), в которых имеются ФИО сотрудников личного состава ИВС, конвойного отделения, состав планового конвоя, указаны составы конвойных нарядов, назначение конвоя, время и окончание службы за ДД.ММ.ГГГГ год.

Законодатель не предусматривает взаимосвязи при расчете выслуги лет в льготном исчислении с необходимостью учитывать только фактические дни, при которых истец осуществлял обязанности по конвоированию. Обязанность по конвоированию обвиняемых и подозреваемых закреплена в должностных инструкциях истца, количество фактически осуществленных выводов не имеет значения и может отличаться в связи с разной служебной нагрузкой в различных полицейских подразделениях.

При этом, Приказом МВД России № 868 в Раздел 1. Должности, введенные с 23 августа 2014 года, должность помощника дежурного группы режима изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых, которую занимал истец с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ходит в Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий.

Доводы ответчика об отсутствии у истца права на зачет выслуги лет в льготном исчислении в связи с тем, что в настоящее время он является действующим сотрудником МО МВД России «Заринский» основаны на неверном толковании норм материального права.

Так, в соответствии с п.8, 17 ч.1 ст.28 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О полиции" (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.07.2016) сотрудник полиции имеет право на ознакомление с отзывами о его служебной деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, с материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов, на государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом.

Вышеуказанные права сотрудника полиции предусмотрены п.8, 17 ч.1 ст.11 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Статьей 38 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ стаж службы (выслуга лет) в органах внутренних дел исчисляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в целях назначения пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки за стаж службы (выслугу лет), выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника органов внутренних дел, предоставления дополнительного отпуска за стаж службы в органах внутренних дел, предоставления иных социальных гарантий, поощрения, представления к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными знаками отличия.

Частью 3 вышеуказанной статьи установлено, что в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел в льготном исчислении засчитываются периоды прохождения сотрудником органов внутренних дел службы:

1) в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, в соответствии с перечнями указанных районов и местностей, утверждаемыми Правительством Российской Федерации;

2) во вредных условиях на должностях в органах внутренних дел - по перечню должностей, утверждаемому Правительством Российской Федерации;

3) в особых условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

4) в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Анализ вышеуказанных законодательных актов свидетельствует о том, что сотрудник полиции вправе в любой период прохождения службы получать сведения о стаже службы (выслуге лет), в том числе в льготном исчислении.

Из материалов дела судом установлено и не оспаривалось сторонами то, что ДД.ММ.ГГГГ Городенцев Е.С. обратился с рапортом на имя начальника МО МВД России «Заринский» о перерасчете выслуги лет за период службы в подразделении ИВС, с учетом решения Верховного суда РФ №АКПИ12-1138, засчитав периоды службы в выслугу лет в льготном исчислении из расчета 1 месяц за 1,5 месяца.

В соответствии с уведомлением МО МВД России «Заринский» от ДД.ММ.ГГГГ Городенцеву Е.С. сообщено о том, что период прохождения службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ засчитывается в льготном исчислении один месяц службы за полтора месяца, остальные периоды прохождения службы засчитывается как один к одному, в связи с тем, что занимаемые Городенцевым Е.С. должности согласно штатного расписания МО МВД России «Заринский» не входят в перечень должностей утвержденных приказом МВД №640 от 09 октября 2004 года. Остальные периоды засчитаны один к одному в связи с тем, что занимаемые истцом должности не входят в перечень должностей утвержденных приказом МВД №640 от 09.10.2004.

Таким образом, исходя из полученного от МО МВД России «Заринский» Городенцевым Е.С. ответа, последний вправе был обратиться в суд за защитой нарушенного права до подачи рапорта об увольнении со службы.

Доводы представителя ответчика о том, что истец не замещал в период службы должности, предусмотренные приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ , не основаны на нормах материального права и противоречат исследованным в судебном заседании доказательствам.

Факт непосредственного осуществления Городенцевым Е.С. в период службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности милиционера отделения охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых отдела внутренних дел по г.Заринску Алтайского края и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности полицейского отделения охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых МО МВД России «Заринский» функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений нашел свое подтверждение в судебном заседании.

В отношении периода службы истца с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в должности помощника дежурного группы режима изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых МО МВД России «Заринский», не засчитанного ответчиком в льготном исчислении, суд полагает указанный период также подлежащим включению в льготный стаж по следующим основаниям.

Из материалов дела установлено, что истец с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в должности помощника дежурного ИВС подозреваемых и обвиняемых МО МВД России «Заринский», а с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время- в должности помощника дежурного группы режима ИВС подозреваемых и обвиняемых МО МВД России «Заринский». При этом ответчиком период службы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ засчитан в льготном исчислении как один месяц службы за полтора месяца.

Как указано истцом в исковом заявлении, до ДД.ММ.ГГГГ. должность помощника дежурного группы режима ИВС подозреваемых и обвиняемых МО МВД России «Заринский» была поименована как помощник дежурного ИВС и засчитывалась в льготный стаж, после её переименования с ДД.ММ.ГГГГ стаж работы на этой же должности не стад включаться в выслугу лет в льготном исчислении, однако как до ДД.ММ.ГГГГ года должностные обязанности помощника дежурного ИВС не изменялись и были связаны с непосредственным выполнением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Данное обстоятельство подтверждается должностными инструкциями (должностным регламентом) помощника дежурного ИВС подозреваемых и обвиняемых МО МВД России «Заринский» и помощника группы режима ИВС подозреваемых и обвиняемых МО МВД России «Заринский» за ДД.ММ.ГГГГ

Более того, Приказом МВД России № 868 в Раздел 1. Должности, введенные с 23 августа 2014 года, должность помощника дежурного группы режима изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых, которую занимал истец с 01.01.2015 года по 30.08.2016 г. в ходит в Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий.

Оценивая в совокупности исследованные в судебном заседании доказательства, суд считает, что истец имеет право на льготное исчисление выслуги лет из расчета один месяц службы за полтора месяца за период службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а потому требования истца о признании незаконным расчета выслуги лет, возложении обязанности на МО МВД России «Заринский» зачесть указанные периоды службы в выслугу лет в льготном порядке из расчета один месяц службы за полтора месяца подлежат удовлетворению.

Доводы представителя ответчика о пропуске Городенцевым Е.С. пропуска трехмесячного срока для обращения в суд за защитой нарушенного права при отсутствии уважительных причин пропуска данного срока, предусмотренного ст.392 Трудового кодекса Российской Федерации, суд считает не основанными на законе и не подлежащими применению в данном деле, поскольку в соответствии с положениями Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" действие трудового законодательства Российской Федерации распространяется на сотрудников полиции в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, и настоящим Федеральным законом.

Довод представителя третьего лица о пропуске предусмотренного ч.4 ст.72 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не может быть принят во внимание, в связи с тем, что фактически между сторонами сложились длящиеся правоотношения, поскольку истец является действующим сотрудником полиции и незаконные действия ответчика препятствуют реализации права истца на пенсионное обеспечение, гарантированное государством.

Вместе с тем, требования истца о зачете в выслугу лет периодов ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ дважды не основаны на законе.

    На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

    Исковые требования Городенцева Евгения Сергеевича удовлетворить.

    Признать расчет выслуги лет Городенцеву Евгению Сергеевичу незаконным.

    Обязать МО МВД России «Заринский» Алтайского края засчитать в льготном исчислении из расчета 1 месяц службы за 1,5 месяца службы периоды службы Городенцева Евгения Сергеевича:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- в должности милиционера отделения охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых отдела внутренних дел г. Заринска Алтайского края;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- в должности полицейского отделения охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых МО МВД России «Заринский»;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- в должности помощника дежурного группы режима изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых МО МВД России «Заринский».

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Заринский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

    Судья                          С.В.Грудинин

    

2-273/2017 ~ М-114/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Городенцев Евгений Сергеевич
Ответчики
МО МВД России "Заринский"
Другие
Главное управление МВД РФ по Алтайскому краю
Суд
Заринский городской суд Алтайского края
Судья
Грудинин Сергей Викторович
Дело на сайте суда
zarynsky--alt.sudrf.ru
09.02.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.02.2017Передача материалов судье
13.02.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.02.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.02.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.02.2017Судебное заседание
28.02.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.03.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.03.2017Дело оформлено
29.03.2017Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее