Уникальный идентификатор дела: 83RS0001-01-2021-000999-98
Дело № 2-697/2021 11 августа 2021 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе:
Председательствующего судьи Парфенова А.П.,
при секретаре судебных заседаний Рычковой Н.С.,
с участием:
представителя ответчика по доверенности Петрова Ю.А.,
рассмотрев на открытом судебном заседании в помещении суда в г. Нарьян-Маре гражданское дело по исковому заявлению Леонтьевой Ольги Ивановны к администрации муниципального образования «<адрес> «Город Нарьян-Мар» о признании права на первоочередное расселение многоквартирного жилого дома в рамках текущего этапа реализации подпрограммы 2 «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и/ или с высоким уровнем износа» государственной программы Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан, проживающих в Ненецком автономном округе», утвержденной постановлением администрации Ненецкого автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ №-п, в связи с наличием угрозы обрушения здания,
установил:
Леонтьева О.И. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» о признании права на первоочередное расселение многоквартирного жилого <адрес> в <адрес> в рамках текущего этапа реализации подпрограммы 2 «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и/ или с высоким уровнем износа» государственной программы Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан, проживающих в Ненецком автономном округе» (утв. постановлением администрации Ненецкого автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ №-п) (Подпрограмма), в связи с наличием угрозы обрушения здания.
В обоснование требований указано, что заявителю принадлежит <адрес> в <адрес>. Распоряжением администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» №-р от ДД.ММ.ГГГГ указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу со сроком расселения жильцов дома до ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время данный дом включен в Окружной реестр жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и/ или с высоким уровнем износа, третьего этапа реализации Подпрограммы. Ссылаясь на отчет по обследованию указанного жилого дома, проведенному в сентябре 2020 года сотрудниками отделения по Ненецкому автономному округу Северного филиала АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», истец указывает, что состояние здания оценивается как аварийное, существует угроза его обрушения. Истец считает, что имеются основания для определения первоочередного расселения указанного многоквартирного жилого дома в рамках текущего (второго) этапа реализации Подпрограммы.
Истец просил суд признать право на первоочередное расселение многоквартирного жилого <адрес> в <адрес> в рамках текущего (второго) этапа реализации Подпрограммы, в связи с наличием угрозы обрушения здания.
Истец, извещенная о рассмотрении дела, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия, на иске настаивает по тем же основаниям.
В судебном заседании представитель административного ответчика по доверенности Петров Ю.А. с иском не согласился, просил в удовлетворении заявленных требований отказать, поддержал доводы представленного письменного отзыва на иск.
На оспаривая по существу права истца на первоочередное расселение указанного многоквартирного жилого дома в рамках текущего (второго) этапа реализации Подпрограммы по мотиву наличия угрозы обрушения здания, считает исковые требования необоснованными, как предъявленные к ненадлежащему ответчику. Пояснил, что межведомственной комиссией в заключении № от ДД.ММ.ГГГГ выявлены основания для признания многоквартирного жилого <адрес> в <адрес> аварийным и подлежащим сносу. Основанием для указанного заключения межведомственной комиссии послужили выводы в отчете по обследованию указанного жилого дома, проведенному в сентябре 2020 года сотрудниками отделения по Ненецкому автономному округу Северного филиала АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», в частности, о наличии угрозы обрушения здания. На основании заключения межведомственной комиссии распоряжением администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» №-р от ДД.ММ.ГГГГ указанный дом был признан аварийным и подлежащим сносу с установлением срока расселения жильцов дома – до ДД.ММ.ГГГГ. Указал, что ответственным исполнителем Подпрограммы является Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа. ДД.ММ.ГГГГ администрацией муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» в адрес Департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа было направлено уведомление о признании указанного дома аварийным и подлежащим сносу, предложено рассмотреть вопрос о включении дома в Подпрограмму, а также сообщено о наличии угрозы обрушения здания. На основании постановления администрации Ненецкого автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ №-п «О внесении изменений в государственную программу Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан, проживающих в Ненецком автономном округе» дом включен в Окружной реестр жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и/ или с высоким уровнем износа, третьего этапа реализации Подпрограммы. Вместе с тем, считает, что с учетом наличия угрозы обрушения здания дом подлежал включению в окружной реестр жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и/ или с высоким уровнем износа, второго этапа реализации указанной Подпрограммы. Полагает, что в данном случае орган местного самоуправления исполнил возложенные на него законодательством обязанности, в то время как полномочия по принятию решения о включении многоквартирного жилого дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в окружной реестр жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и/ или с высоким уровнем износа, с указанием соответствующего этапа реализации указанной Подпрограммы, входят в компетенцию Департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа, а не ответчика. Указал, что в настоящее время реализуется второй этап указанной подпрограммы со сроками расселения признанного непригодным для проживания жилищного фонда муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» - 2017-2024 гг. Пояснил, что сроки реализации третьего этапа указанной Подпрограммы – 2024-2030 гг. Указал, что в распоряжении администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» №-р от ДД.ММ.ГГГГ о признании жилого <адрес> в <адрес> аварийным и подлежащим сносу указан срок расселения жильцов дома до ДД.ММ.ГГГГ, что в настоящее время соответствует срокам реализации третьего этапа Подпрограммы. Просит учесть, что установление ответчиком срока расселения дома до ДД.ММ.ГГГГ предполагает возможность расселения дома и ранее указанной даты. Указал, что после первоначального уведомления от ДД.ММ.ГГГГ о рассмотрении вопроса о включении дома в Подпрограмму, в т.ч. в период нахождения настоящего дела в производстве суда, ответчиком в адрес Департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа не направлялось иных уведомлений о необходимости изменения очередности расселения дома в связи с наличием угрозы его обрушения. Пояснил, что в адрес ответчика до подачи заявителем Леонтьевой О.И. иска в суд по настоящему делу не имелось обращений, связанных с изменением очередности расселения <адрес> в <адрес>. Обращает внимание, что указанный дом включен в перечень домов, вошедших в Региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Ненецкого автономного округа» (утв. постановлением администрации Ненецкого автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ №-п). Просил в иске к администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» отказать.
Представители заинтересованных лиц Департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа, АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» в лице Северного филиала (Отделение по Ненецкому автономному округу), извещенные о рассмотрении дела, в судебное заседание не явились.
Представитель Департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа просил рассмотреть дело без его участия. В представленном письменном отзыве на иск указал, что <адрес> в <адрес> включен в Окружной реестр жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и/ или с высоким уровнем износа, третьего этапа реализации Подпрограммы со сроками расселения 2024-2030 гг. Пояснил, что согласно указанной Подпрограмме реализация окружных реестров осуществляется последовательно. В рамках отдельного этапа определяющим фактором первоочередного расселения дома является дата признания его аварийным, а также наличие угрозы обрушения, подтвержденной вступившим в законную силу решением суда. Выбор первоочередности осуществляется органом местного самоуправления и зависит от технического состояния дома. Обращает внимание, что конкретные сроки расселения жильцов дома, а также сроки, в течение которых собственникам помещений в нем необходимо снести строение, признанное аварийным и подлежащим сносу, законодательством не установлены, однако данные сроки должны отвечать требованиям разумности и необходимости обеспечения права граждан на жилище. Указал, что между администрацией муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» и Департаментом строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа не велась переписка по вопросу изменения очередности расселения <адрес> в <адрес>.
Представитель АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» в лице Северного филиала (Отделение по Ненецкому автономному округу) о причинах неявки не уведомил, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал, пояснений по иску не указал.
По определению суда с учетом мнения представителя ответчика дело рассмотрено при данной явке.
Суд, заслушав пояснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу частей 1, 2 статьи 40, частей 1, 2 статьи 46 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В судебном заседании установлено, что заявителю принадлежит <адрес> в <адрес>, что подтверждается предоставленной по запросу суда выпиской органа технической инвентаризации из реестровой книги о праве собственности на объект капитального строительства (помещение) (реестровая книга №, запись № от ДД.ММ.ГГГГ), а также сведениями в Едином государственном реестре недвижимости (дата государственной регистрации права – ДД.ММ.ГГГГ).
Из материалов дела следует, что заключением межведомственной комиссии в № от ДД.ММ.ГГГГ выявлены основания для признания многоквартирного жилого <адрес> в <адрес> аварийным и подлежащим сносу.
Основанием для подготовки указанного заключения межведомственной комиссии послужили выводы в отчете по обследованию указанного жилого дома, проведенному в сентябре 2020 года сотрудниками отделения по Ненецкому автономному округу Северного филиала АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ». Указанный отчет предоставлен истцом в материалы дела при предъявлении в суд иска по настоящему делу.
Согласно заключению межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ основания для признания многоквартирного жилого <адрес> в <адрес> аварийным и подлежащим сносу выявлены в связи с ухудшением из-за физического износа эксплуатационных характеристик, приводящим к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
На основании данного заключения межведомственной комиссии распоряжением администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» №-р от ДД.ММ.ГГГГ указанный дом был признан аварийным и подлежащим сносу с установлением срока расселения жильцов дома – до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» в адрес Департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа было направлено уведомление о признании указанного дома аварийным и подлежащим сносу, предложено рассмотреть вопрос о включении дома в Подпрограмму, а также сообщено о наличии угрозы обрушения здания.
Вопреки доводам, приведенным в отзыве ответчика на иск, указанное уведомление администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» от ДД.ММ.ГГГГ непосредственно не содержит вывода о необходимости включения дома во второй этап реализации указанной Подпрограммы.
Согласно пояснениям представителя ответчика в судебном заседании после первоначального уведомления от ДД.ММ.ГГГГ о рассмотрении вопроса о включении дома в указанную Подпрограмму, в т.ч. в период нахождения настоящего дела в производстве суда, ответчиком в адрес Департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа не направлялось иных уведомлений о необходимости изменения очередности расселения дома в связи с наличием угрозы его обрушения.
В настоящее время Подпрограммой 2 «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и/ или с высоким уровнем износа» (в ред. постановления администрации Ненецкого автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ №-п «О внесении изменений в государственную программу Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан, проживающих в Ненецком автономном округе», вступившего в силу ДД.ММ.ГГГГ) предусмотрено, что она реализуется с 2014 года по 2030 год в три этапа первый этап: жилищный фонд муниципального образования «Город Нарьян-Мар» - 2014 - 2018 годы, жилищный фонд муниципального образования «Рабочий поселок Искателей» - 2014 - 2019 годы, жилищный фонд сельских поселений Ненецкого автономного округа - 2014 - 2024 годы; второй этап: жилищные фонды муниципального образования «Город Нарьян-Мар» и муниципального образования «Рабочий поселок Искателей» - 2017 - 2023 годы, жилищный фонд сельских поселений Ненецкого автономного округа - 2017 - 2024 годы; третий этап: жилищные фонды муниципального образования «Город Нарьян-Мар» и муниципального образования «Рабочий поселок Искателей» - 2024 - 2030 годы, жилищный фонд сельских поселений Ненецкого автономного округа - 2024 - 2030 годы.
Ранее подпрограммой 2 «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и/ или с высоким уровнем износа» (в ред. постановления администрации Ненецкого автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ №-п, действовавшего по состоянию на дату издания распоряжения администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» №-р от ДД.ММ.ГГГГ о признании <адрес> в <адрес> аварийным и подлежащим сносу) было предусмотрено, что ее второй этап реализуется в течение 2017 - 2021 гг., а третий этап – в течение 2022 - 2030 гг.
Таким образом, как установлено, указанный в распоряжении администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» №-р от ДД.ММ.ГГГГ о признании жилого <адрес> в <адрес> аварийным и подлежащим сносу срок расселения жильцов дома – до ДД.ММ.ГГГГ соответствует срокам реализации третьего этапа указанной подпрограммы, предусмотренным в ее редакции, действовавшей как на момент издания указанного распоряжения, так и в действующей редакции.
Как предусмотрено разделом 2 «Характеристика сферы реализации подпрограммы 2» (в действующей редакции) в окружной реестр второго этапа подпрограммы 2 (Приложение 2 к подпрограмме 2) включены: многоквартирные дома, признанные в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ аварийными и подлежащие сносу; многоквартирные жилые дома с физическим износом 65 % и свыше, который подтвержден данными технической инвентаризации изменений характеристик объекта капитального строительства по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, не включенные в реестр первого этапа; сборно-щитовые, каркасно-засыпные многоквартирные жилые дома и дома блокированной застройки, введенные в эксплуатацию до ДД.ММ.ГГГГ, не включенные в реестр первого этапа, износ которых составляет 50 % и более; многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ превышает семьдесят процентов, и (или) многоквартирные дома, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость строительства, определенную нормативным правовым актом Администрации Ненецкого автономного округа для домов из монолитных и кирпичных конструкций; многоквартирные жилые дома, в случае их непредвиденного разрушения, в результате которого проживание и реконструкция не возможны. Определение условий включения домов в окружной реестр третьего этапа будет осуществлено по результатам реализации второго этапа. До момента определения данных условий в третий этап (Приложение 3 к Подпрограмме 2) включаются многоквартирные дома, исключенные после ДД.ММ.ГГГГ из региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ненецкого автономного округа, на 2014 - 2043 годы. Решение о включении домов в окружной реестр второго этапа принимается на основании представленных муниципальными образованиями и/ или собственниками жилых помещений документов, подтверждающих условия формирования второго этапа.
Включение многоквартирных домов в третий этап осуществляется в течение шести месяцев со дня исключения их из региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ненецкого автономного округа, на 2014 - 2043 годы. Также в окружной реестр третьего этапа подлежат включению многоквартирные дома, признанные аварийными до ДД.ММ.ГГГГ, ранее не включенные окружные реестры подпрограммы 2.
Реализация окружных реестров осуществляется последовательно. В рамках отдельного этапа определяющим фактором первоочередного расселения дома является дата признания его аварийным, а также наличие угрозы обрушения, подтвержденной вступившим в законную силу решением суда. Выбор первоочередности осуществляется органом местного самоуправления и зависит от технического состояния дома.
В свою очередь, до принятия и вступления в силу постановления администрации Ненецкого автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ №-п «О внесении изменений в государственную программу Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан, проживающих в Ненецком автономном округе», т.е. до ДД.ММ.ГГГГ, Подпрограммой также было предусмотрено, что реализация окружных реестров осуществляется последовательно. При этом установлено, что в рамках отдельного этапа определяющим фактором первоочередного расселения дома является дата признания его аварийным, а также наличие угрозы обрушения, подтвержденной решением Администрации муниципального образования Ненецкого автономного округа. Выбор первоочередности осуществляется органом местного самоуправления и зависит от технического состояния дома.
Согласно разделу 2 «Характеристика сферы реализации подпрограммы 2» (в ред. постановления администрации Ненецкого автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ №-п) при наличии угрозы обрушения многоквартирный дом подлежит включению в окружной реестр текущего этапа с первоочередным правом расселения.
Согласно частям 6, 8 статьи 2 Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.
Пунктом 8 части 1 статьи 14 ЖК РФ установлено, что к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом.
Абзацем 2 пункта 49 указанного Положения предусмотрена обязанность органов местного самоуправления принять соответствующее решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 Положения, и издать распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
В судебном заседании не оспаривалось, что определение срока сноса многоквартирного жилого дома на территории муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» и срока отселения граждан, проживающих в доме, входит в компетенцию ответчика – органа местного самоуправления.
Также в ходе рассмотрения дела администрацией муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» и Департаментом строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа по существу не оспаривался факт наличия угрозы обрушения <адрес> в <адрес>, что подтверждается отчетом специализированной организации – органа технической инвентаризации.
Из материалов дела следует, что согласно отчету по обследованию указанного жилого дома, проведенному в сентябре 2020 года сотрудниками отделения по Ненецкому автономному округу Северного филиала АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», общее состояние <адрес> в <адрес> в целом оценивается как аварийное. При оценке пригодности здания для проживания в указанном отчете отмечено, что в текущем состоянии жилой дом непригоден для проживания, существует угроза обрушения цокольного перекрытия, вероятна угроза обрушения стен, перегородок и полов. Состояние цокольного перекрытия дома оценено в отчете по обследованию здания как аварийное. Цокольное перекрытие и окладные венцы снизу значительно повреждены гнилью и плесенью в связи с сильной увлажненностью древесины. Выявлены значительные деформации междуэтажного и цокольного перекрытий, происходит провисание и разрушение балок перекрытия, неравномерная осадка углов и стен здания. Наблюдается искривление горизонтальных и вертикальных линий стен, сильное увлажнение и гниение стен здания. Год строительства дома – 1977, на дату обследования дома продолжительность его эксплуатации составляет 43 года. Физический износ жилого дома на дату его обследования составляет 66 %. В существующем состоянии здание непригодно для проживания.
Как установлено, в соответствии с условиями Подпрограммы 2 «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и/ или с высоким уровнем износа» (в редакции, действовавшей по состоянию на момент направления ответчиком в адрес Департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа указанного уведомления от ДД.ММ.ГГГГ о рассмотрении вопроса о включении дома в Подпрограмму) было предусмотрено, что при выявлении угрозы обрушения жилого дома, дома, признанные аварийными и подлежащими сносу, при реализации текущего этапа в первоочередном порядке расселяются на основании решения органа местного самоуправления муниципального образования.
Вместе с тем, указанного решения ответчиком в данном случае до внесения изменений в подпрограмму 2 «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и/ или с высоким уровнем износа» постановлением администрации Ненецкого автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ №-п (т.е. до ДД.ММ.ГГГГ), а также по состоянию на дату рассмотрения настоящего дела не принималось, что в судебном заседании не оспаривалось, несмотря на наличие в распоряжении администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» отчета по обследованию жилого дома, проведенному в сентябре 2020 года сотрудниками отделения по Ненецкому автономному округу Северного филиала АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», согласно которому (отчету) существует угроза обрушения здания.
Напротив, как установлено, указанный в распоряжении администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» №-р от ДД.ММ.ГГГГ о признании жилого <адрес> в <адрес> аварийным и подлежащим сносу срок расселения жильцов дома – до ДД.ММ.ГГГГ соответствует срокам реализации третьего этапа указанной Подпрограммы, предусмотренным в ее редакции, действовавшей как на момент издания указанного распоряжения, так и в действующей редакции.
Разрешая дело, суд считает представленный истцом отчет по обследованию указанного жилого дома, проведенному в сентябре 2020 сотрудниками отделения по Ненецкому автономному округу Северного филиала АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», допустимым доказательством, подтверждающим наличие угрозы обрушения здания.
Суд учитывает, что указанный отчет подготовлен компетентным специалистом уполномоченной организации по результатам осмотра строения и его конструктивных элементов, с использованием сведений, указанных в техническом паспорте дома, изготовленном по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, а также сведений, указанных в заключении по техническому обследованию строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения многоквартирного жилого <адрес> в <адрес> на 2019 год, подготовленный ООО «Стройсервис.
Выводы в представленном отчете по обследованию дома органом технической инвентаризации мотивированы, оснований для несогласия с ними суд не усматривает. Инженером органа технической инвентаризации, принимавшим участие в обследовании дома, в указанном отчете обращено внимание на сведения о проценте износа дома по состоянию на 1997 год (25 %), указанным в техническом паспорте здания от ДД.ММ.ГГГГ.
Выводы в отчете органа технической инвентаризации подтверждаются представленными в нем фотоснимками конструктивных элементов здания с зафиксированными на них повреждениями. Оснований не доверять выводам в указанном отчете у суда по делу не имеется.
Материалами дела подтверждается факт ухудшения с течением времени технического состояния дома и его конструктивных элементов, увеличение процента их износа.
Таким образом, суд считает по делу установленным факт наличия угрозы обрушения <адрес> в <адрес>, что нашло подтверждение в судебном заседании.
Разрешая дело, суд учитывает, что определенный ответчиком в распоряжении администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» №-р от ДД.ММ.ГГГГ о признании жилого <адрес> в <адрес> аварийным и подлежащим сносу срок расселения жильцов дома – до ДД.ММ.ГГГГ установлен фактически без учета угрозы обрушения <адрес> в <адрес>, наличие которой ответчиком по существу не оспаривается, в то время как, сведения об угрозе обрушения здания имелись у ответчика по состоянию на дату издания указанного распоряжения.
Оценив указанные обстоятельства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что иск предъявлен истцом к надлежащему ответчику – органу местного самоуправления, в то время как приведенными условиями Подпрограммы предусмотрено, что решение о включении дома в окружной реестр второго этапа принимается на основании представленных муниципальными образованиями документов, подтверждающих условия формирования второго этапа, а выбор первоочередности зависит от технического состояния дома и осуществляется органом местного самоуправления, а не Департаментом строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа, как исполнителем программы Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан, проживающих в Ненецком автономном округе», на чем необоснованно настаивает ответчик.
Суд учитывает, что определенный ответчиком в распоряжении о признании дома аварийным и подлежащим сносу срок его расселения (до 31.12.2025) без учета факта наличия угрозы обрушения здания по существу обусловил принятие Департаментом строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа решения о включении дома в окружной реестр жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и/ или с высоким уровнем износа, третьего этапа реализации подпрограммы, в то время как, по делу установлены основания для расселения многоквартирного жилого <адрес> в <адрес> в рамках текущего (второго) этапа реализации Подпрограммы, сроки которого определены условиями Подпрограммы в действующей редакции, как 2017 - 2024 гг.
В остальной части доводы возражений ответчика на иск, в т.ч. со ссылкой на включение указанного дома в перечень домов, вошедших в Региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Ненецкого автономного округа» (утв. постановлением администрации Ненецкого автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ №-п), не свидетельствуют о необоснованности исковых требований, предъявленных истцом к администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар».
Согласно части 1 статьи 1, пункту 1 части 3 статьи 11 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из ЖК РФ, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению. Защита жилищных прав осуществляется путем признания жилищного права.
Разрешая дело, суд исходит из того, что истцом избран предусмотренный законом и не противоречащий ему способ защиты права.
Суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска и признании за истцом права на первоочередное расселение многоквартирного жилого <адрес> в <адрес>, определив его первоочередное расселение в рамках текущего (второго) этапа реализации подпрограммы 2 «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и/ или с высоким уровнем износа» государственной программы Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан, проживающих в Ненецком автономном округе» (утв. постановлением администрации Ненецкого автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ №-п), в связи с наличием угрозы обрушения многоквартирного жилого <адрес> в <адрес>.
В судебном заседании установлено и по делу не оспаривалось, что в адрес ответчика до подачи заявителем Леонтьевой О.И. иска в суд по настоящему делу не имелось обращений, связанных с изменением очередности расселения <адрес> в <адрес>. Требований об оспаривании конкретных решений, действий (бездействия) ответчика по делу не заявлено.
При подаче иска в суд истцом уплачена государственная пошлина в размере 300 руб.
Как разъяснено в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» не подлежат распределению между лицами, участвующими в деле, издержки, понесенные в связи с рассмотрением требований, удовлетворение которых не обусловлено установлением фактов нарушения или оспаривания прав истца ответчиком.
С учетом указанных разъяснений в постановлении Пленума Верховного Суда РФ, существа заявленных по делу исковых требований, удовлетворение которых не обусловлено установлением фактов нарушения или оспаривания прав истца ответчиком, принимая во внимание положения Подпрограммы, согласно которой наличие угрозы обрушения для целей реализации Подпрограммы подлежит подтверждению вступившим в законную силу решением суда, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для взыскания в пользу истца с ответчика расходов по уплате государственной пошлины за подачу иска в суд. В иске истец также не настаивает на распределении указанных расходов, понесенных при обращении в суд.
Таким образом, иск подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
иск Леонтьевой Ольги Ивановны к администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» о признании права на первоочередное расселение многоквартирного жилого дома в рамках текущего этапа реализации подпрограммы 2 «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и/ или с высоким уровнем износа» государственной программы Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан, проживающих в Ненецком автономном округе», утвержденной постановлением администрации Ненецкого автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ №-п, в связи с наличием угрозы обрушения здания – удовлетворить.
Признать право Леонтьевой Ольги Ивановны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на первоочередное расселение многоквартирного жилого дома <адрес> <адрес>, определив его первоочередное расселение в рамках второго этапа реализации подпрограммы 2 «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и/ или с высоким уровнем износа» государственной программы Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан, проживающих в Ненецком автономном округе», утвержденной постановлением администрации Ненецкого автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ №-п, в связи с наличием угрозы обрушения многоквартирного жилого дома <адрес>
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в суд Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа
Председательствующий А.П. Парфенов
Мотивированное решение изготовлено 16 августа 2021 года