№ 2-2166/16
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 апреля 2016 года г. Ижевск
Индустриальный районный суд г.Ижевска УР
под председательством судьи Суворовой В.Ю.
при секретаре Алексеевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шкляевой ФИО7 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Ижевске (межрайонному) Удмуртской Республики о восстановлении пенсионных прав,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратилась в суд с иском к ответчику о восстановлении пенсионных прав. Свои требования мотивировала тем, что решением № от 08 октября 2015 года ответчик отказал в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, исключив из подсчета стажа периоды нахождения на курсах повышения квалификации и в учебных отпусках. Просит признать незаконным решение ответчика, обязать включить в стаж истца спорные периоды и досрочно назначить страховую пенсию с момента возникновения права, взыскать с ответчика судебные расходы.
В судебное заседание истец не явилась, извещалась о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие истца.
В судебном заседании представитель истца Сурнина А.Д., действующая на основании доверенности, на удовлетворении исковых требований настаивала, дала пояснения, аналогичные изложенному в иске, просила назначить трудовую пенсию по старости с момента обращения Шкляевой Е.А. за пенсией, то есть с 05 октября 2015 года.
В судебном заседании представитель ответчика Рязапова Э.М., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, представила в суд письменные возражения на иск, в которых указала на законность вынесенного ответчиком решения, поддержала доводы, изложенные в решении Управления об отказе в назначении пенсии истцу.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав обстоятельства дела, изучив материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению как законные и обоснованные.
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела:
Согласно трудовой книжке серии №, Шкляева ФИО8, -Дата- года рождения, работала в периоды:
- с 15 августа 1990 года по 25 августа 2005 года в должности учителя <данные изъяты> в МОУ «Средняя образовательная школа № с углубленным изучением отдельных предметов»;
- с 26 августа 2005 года по настоящее время в должности учителя <данные изъяты> в МКС (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №
В периоды с 02 апреля 1999 года по 10 апреля 1999 года, с 19 ноября 2007 года по 08 декабря 2007 года истец находилась в учебных отпусках с сохранением места работы и заработной платы.
В периоды с 26 февраля 2008 года по 14 марта 2008 года, с 22 сентября 2008 года по 10 октября 2008 года, с 08 декабря 2008 года по 26 декабря 2008 года, с 02 марта 2009 года по 20 марта 2009 года, с 18 мая 2009 года по 05 июня 2009 года, с 06 февраля 2012 года по 09 февраля 2012 года истец находилась на курсах повышения квалификации.
Данные обстоятельства ответчиком не оспариваются и подтверждаются дипломом серии ФВ № (регистрационный №368) от -Дата-, выданным ГОУ ВПО <данные изъяты> ФИО5», справкой № от -Дата-, выданной МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № с углубленным изучением отдельных предметов», расчетным листком за апрель 1999 года, личной карточкой работника, выпиской из приказа №62-к от -Дата- по школе-интернату № о направлении на курсы, расчетными карточками, выпиской из приказа №17к от -Дата- по школе-интернату № о направлении на курсы, выпиской из приказа №50к от -Дата- по школе-интернату № о направлении на курсы, выпиской из приказа №72к от -Дата- по школе-интернату № о направлении на курсы, выпиской из приказа №14к от -Дата- по школе-интернату № о направлении на курсы, выпиской из приказа №25к от -Дата- по школе-интернату № о направлении на курсы, выпиской из приказа №4к от -Дата- по школе-интернату № о направлении на курсы, карточкой-справкой, дипломом серии ПП № (регистрационный №175) от -Дата-, выданным ГОУ ДПО «<данные изъяты> УР», справкой от -Дата- №42/01-04, выданной АОУ ДПО УР «Институт развития образования», свидетельством (регистрационный №126/12) от -Дата-, выданным МБУ ДПО «<данные изъяты> ...».
05 октября 2015 года истец обратилась с письменным заявлением в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики о досрочном назначении ей страховой пенсии по старости как педагогическому работнику.
08 октября 2015 года решением № Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Ижевске (межрайонного) Удмуртской Республики истице на основании п.п.19 п.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано, ввиду отсутствия на дату обращения требуемых 25 лет стажа педагогической деятельности. Из содержания решения усматривается, что ответчиком не включены в специальный стаж истца периоды нахождения на курсах повышения квалификации и в учебных отпусках.
Ответчиком установлен на 05 октября 2015 стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии 24 года 02 месяца 01 день.
Частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившего в силу 01 января 2015 года, (далее- Федеральный закон №400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного статьей 8 возраста, лицам не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно пункту 4 статьи 5 Федерального закона №400-ФЗ обращение за назначением страховой пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на страховую пенсию без ограничения каким-либо сроком.
Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона №400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Согласно пункту 2 статьи 22 Федерального закона №400-ФЗ днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части7 статьи21 настоящего Федерального закона.
Согласно статьи 30 Федерального закона №400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (п.3); периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (п.4).
Согласно п.1 статьи 35 Федерального закона №400-ФЗ продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет.
В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст.27 Федерального закона №173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшего до 01 января 2015 года, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного статьей 7 возраста, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
С учетом изложенного, обязательными условиями для досрочного назначения трудовой пенсии по старости являются подача заявления о назначении пенсии и наличие необходимой продолжительности соответствующей деятельности (специального страхового стажа), в данном случае - не менее 25 лет педагогической деятельности в учреждениях для детей, подтвержденной соответствующими документами.
Судом установлено и не оспаривается ответчиком, что истец обратился с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста (55 лет) в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, 05 октября 2015 года.
Периоды учебных отпусков, а также периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации во время работы Шкляевой Е.А. в должности учителя подлежат включению в педагогический стаж истца, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, по следующим основаниям.
На основании Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, а также Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, включаются периоды работы в должности учителя в школе.
В п.21 Рекомендации Международной Организации Труда от 24 июня 1974 года № 148 «Об оплачиваемых учебных отпусках» предусмотрено, что период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике.
Действующим в спорные периоды КЗоТ РФ (Глава XIII) и пришедшим ему на смену Трудовым кодексом РФ (глава 26) работникам, совмещающим труд с обучением, гарантируются такие же трудовые права, что и лицам, которые трудились полное рабочее время.
На время нахождения работника на курсах повышения квалификации, а также в учебных отпусках трудовые отношения с ним также не прекращаются, ему предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск, во время которого сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы.
Кроме того, согласно п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы по специальности включаются периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.
Таким образом, нахождение в ученическом отпуске, а также на курсах повышения квалификации законодателем приравнивается к выполнению работником своих трудовых обязанностей.
При этом истец повышала свою квалификацию, а также находилась в ученических отпусках во время работы в должности и учреждении, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права истца на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Кроме того, поскольку индивидуальные сведения о начисленных, уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица с указанием кода льготы для досрочного назначения пенсии и работой на ставку заработной платы за период с 01 апреля 2015 года по 05 октября 2015 года сданы работодателем в УПФР в городе Ижевске, указанный период подлежит включению в стаж истца, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что в стаж педагогической деятельности истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, подлежат включению периоды:
- нахождения в ученических отпусках с 02 апреля 1999 года по 10 апреля 1999 года, с 19 ноября 2007 года по 08 декабря 2007 года –29 дней,
- нахождения на курсах повышения квалификации с 26 февраля 2008 года по 14 марта 2008 года, с 22 сентября 2008 года по 10 октября 2008 года, с 08 декабря 2008 года по 26 декабря 2008 года, с 02 марта 2009 года по 20 марта 2009 года, с 18 мая 2009 года по 05 июня 2009 года, с 06 февраля 2012 года по 09 февраля 2012 года – 03 месяца 08 дней,
- период, за который работодателем не представлены сведения индивидуального (персонифицированного) учета с 01 апреля 2015 года по 05 октября 2015 года – 06 месяцев 05 дней.
Всего 10 месяцев 12 дней.
При включении в специальный стаж педагогической деятельности истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, составляющий на 05 октября 2015 года по подсчетам ответчика 24 года 02 месяца 01 дней, спорных периодов сроком 10 месяцев 12 дней, стаж истца составит 25 лет 13 дней, что достаточно для досрочного назначения истице страховой пенсии по старости со дня обращения с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда РФ, т.е. с 05 октября 2015 года.
Поскольку вынесенное ответчиком решение об отказе в назначении пенсии истице не соответствует требованиям пенсионного законодательства, при расчете стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости ответчиком неверно исчислен стаж истицы на день обращения в пенсионный орган и неверно определена дата возникновения права истицы на назначение пенсии, данное решение подлежит отмене.
Расходы истицы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей подтверждаются чеком-ордером №4902 от 10 марта 2016 года, выданным ОАО «Сбербанк России».
В соответствии со ст. 94, 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы в размере 300 рублей по оплате государственной пошлины при подаче иска в суд, поскольку данные расходы понесены истцом в связи с рассмотрением данного гражданского дела, при этом исковые требования истца удовлетворены судом в полном объеме.
Расходы истца по оплате услуг представителя в размере 6 000 рублей подтверждаются договором на оказание юридических услуг № от -Дата-, заключенным между ООО Юридические и пиар услуги «ВариаНТ» и ФИО1, доверенностью № -Дата-, копией квитанции № от -Дата-.
При определении размера расходов по оплате услуг представителя, суд учитывает разумность и соразмерность расходов объему работ, выполненных представителем по гражданскому делу: консультации, написание искового заявления, сбор доказательств, участие в ходе подготовки дела к судебному разбирательству и при разбирательстве дела в одном судебном заседании. Кроме того, суд учитывает подготовленность представителя к судебному разбирательству, категорию рассматриваемого дела и результат рассмотрения гражданского дела, решением по которому исковые требования удовлетворены. В соответствии со ст. 100 ГПК РФ с ответчика пользу истца подлежат расходы по оплате услуг представителя в общем размере 4 000 рублей.
Общий размер судебных расходов, подлежащих взысканию с ответчика в пользу истца, составляет 4 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Шкляевой ФИО12 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Ижевске (межрайонному) Удмуртской Республики о восстановлении пенсионных прав – удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Ижевске (межрайонного) Удмуртской Республики № от -Дата- об отказе Шкляевой ФИО9 в досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики досрочно назначить Шкляевой ФИО10 страховую пенсию по старости, как лицу не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, с 05 октября 2015 года, бессрочно.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Ижевске (межрайонного) Удмуртской Республики в пользу Шкляевой ФИО11 судебные расходы в размере 4 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца с момента вынесения решения путем подачи жалобы через суд, вынесший решение.
Мотивированное решение изготовлено судьей в совещательной комнате.
Судья В.Ю.Суворова