Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 марта 2017 года
Красногорский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Аникеевой Е.Д.
при секретаре Повышеве В.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дегтерева Виктора Васильевича к Администрации городского округа Красногорск о признании действия администрации в части отказа в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении незаконным, признании незаконным решения общественной комиссии по жилищным вопросам, признании постановления администрации сельского поселения Ильинское Красногорского района № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и обязании устранить допущенное нарушение прав путем принятия на учет, в качестве нуждающегося в жилом помещении со дня подачи заявления о постановке на учет,
У С Т А Н О В И Л:
Дегтерев В.В. обратился в суд с иском к Администрации городского округа Красногорск о признании действия администрации в части отказа в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении незаконным, признании незаконным решения общественной комиссии по жилищным вопросам, признании постановления администрации сельского поселения Ильинское Красногорского района № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и обязании устранить допущенное нарушение прав путем принятия на учет, в качестве нуждающегося в жилом помещении со дня подачи заявления о постановке на учет.
В обоснование исковых требований указал, что он обращался в Администрацию сельского поселения Ильинское Красногорского района ДД.ММ.ГГГГ с вопросом постановки его на учет, в качестве нуждающегося в жилом помещении с учетом льготы, установленной п.7 ст. 7, ст.Закона РФ № 124401 от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», как лицо выехавшее на новое место жительства из зоны проживания с правом отселения.
ДД.ММ.ГГГГ решением общественной комиссии по жилищным вопросам, оформленным протоколом №, ему было отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемых по договорам социального найма в соответствии с ст. 53 ЖК РФ.
Считает свое право нарушенными и просил признать действия Администрации сельского поселения Ильинское Красногорского района МО, в части отказа Дегтяреву Виктору Васильевичу в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении незаконными, признать незаконным решение общественной комиссии по жилищным вопросам Администрации сельского поселения Ильинское Красногорского района МО от ДД.ММ.ГГГГ (п.8 протокола № от ДД.ММ.ГГГГ), признать постановление Администрации сельское поселение Ильинское Красногорского района МО № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Дегтярева Виктора Васильевича незаконным, обязать Администрацию сельского поселения Ильинское Красногорского района МО устранить допущенное нарушение прав заявителя путем принятия Дегтярева Виктора Васильевича на учет, в качестве нуждающегося в жилом помещении, со дня подачи заявления о постановке на учет.
В судебном заседании истец поддержал исковые требования и просил удовлетворить (л.д.93-94).
В судебном заседании представитель ответчика Администрации городского округа Красногорск Московской области возражала против требований и просила в иске отказать (л.д.93-94).
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив материалы дела, суд считает исковые требования Дегтерева В.В. не подлежащими удовлетворению.
Вопросы улучшения жилищных условий граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26.04.1986, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы решаются в рамках реализации Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Гражданам, определенным ст. 14, 15, 16, 17, 22 Закона, гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, один раз. Указанный порядок определен постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.
Пунктом 1 указанного постановления установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации Подпрограммы.
В соответствии с п. 5 Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках Подпрограммы имеют, в том числе, граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона.
Таким образом, для участия в Подпрограмме с целью получения государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения необходимо соблюдение двух условий:
- указанные граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
- указанные граждане должны обладать правом на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона.
В настоящее время постановка на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий регламентирована Жилищным Кодексом Российской Федерации.
Согласно ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерация по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерация категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Законом не определен иной (особый) порядок признания категорий граждан, указанных в нем, нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений, не установлен.
Согласно ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях признаются только граждане, признанные в установленном порядке малоимущими. Иного порядка признания граждан нуждающимися в жилых помещениях не существует.
Льготное обеспечение на основании Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» указанной категории граждан жилыми помещениями осуществляется только при установлении их нуждаемости в улучшении жилищных условий в соответствии с нормами статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
На основании ст. 13 ЖК РФ определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 52 ЖК РФ порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации. В Московской области принят Закон от 12.12.2005 № 260/2005-ОЗ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма». Иных законов, регламентирующих принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в Московской области, нет.
При отсутствии иного порядка, регламентирующего принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в Московской области, применяются в данном случае нормы ЖК РФ.
Органы местного самоуправления вправе принимать на учет чернобыльцев на основании Жилищного кодекса Российской Федерации, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регламентирующих общий порядок учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Отсутствие полномочий не позволяет принимать чернобыльцев на учет по иным, особым для них, основаниям.
Из вышеуказанных норм закона следует, что правом могут пользоваться только чернобыльцы, признанные нуждающимися в жилых помещениях, малоимущие и постоянно проживающие на территории Московской области не менее 5 лет. Указанные требования установлены Законом Московской области от 12.12.2005 № 260/2005-ОЗ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».
Определением Верховного суда Российской Федерации от 07.12.2011 № 78-Г11-56 по вопросу о признании нуждающимся в жилом помещении гражданина, зарегистрированного в субъекте Российской Федерации менее установленного срока, подтверждена возможность установления субъектом Российской Федерации ценза оседлости для постановки таких граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Данная позиция в полной мере соответствует определениям Конституционного Суда Российской Федерации от 20.03.2014 № 545-О, от 21.12.2011 № 1655-О-О, от 26.05.2011 № 643-О-О и от 05.03.2009 № 376-О-П.
Согласно ч. 2 ст. 22 Закона гражданам, переселившимся после 30.06.1986 года на постоянное место жительства в зону отселения либо в зону проживания с правом на отселение, в случае их добровольного переселения из указанных зон на новое место жительства, меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 17 Закона, предоставляются при условии получения ими права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы. При этом добровольное повторное переселение в зону с более высокой степенью радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы либо равнозначную не влечет за собой возникновения права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных ст. 17 Закона. Гражданам, переселившимся в добровольном порядке (без заключения контрактов, договоров с соответствующей администрацией) после 01.01.1994 в зоны радиоактивного загрязнения, указанные в ст. 7 Закона, меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 17 Закона, не предоставляют
Из материалов дела усматривается, что истец обращался в Администрацию сельского поселения Ильинское Красногорского района 23.03.2015 года с вопросом постановки его на учет, в качестве нуждающегося в жилом помещении с учетом льготы, установленной п.7 ст. 7, ст.Закона РФ № 124401 от 15.05.1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», как лицо выехавшее на новое место жительства из зоны проживания с правом отселения.
28 мая 2015 года решением общественной комиссии по жилищным вопросам, оформленным протоколом № 3, ему было отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемых по договорам социального найма в соответствии с ст. 53 ЖК РФ (л.д.29-76).
Из сведений, содержащихся в паспорте истца, следует, что Дегтярев В.В. зарегистрирован по адресу: <адрес> только с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10), данные обстоятельства подтверждаются также документами, представленными с предыдущего места жительства <адрес> (л.д.53-58)
В соответствии с ч.1. ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В статье 11 ГК РФ закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 ГК РФ способами, а также иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии с п.1 ст. 1 ГК РФ необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права истца. Избрание неверного способа защиты гражданских прав является самостоятельным основанием для отказа судом в иске.
Анализируя изложенное выше, и принимая во внимание, что истец зарегистрирован на территории Красногорского района Московской области только с февраля 2015 года, суд считает необходимым в иске Дегтереву Виктору Васильевичу к Администрации городского округа Красногорск о признании действия администрации в части отказа в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении незаконным, признании незаконным решения общественной комиссии по жилищным вопросам, признании постановления администрации сельского поселения Ильинское Красногорского района № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и обязании устранить допущенное нарушение прав путем принятия на учет, в качестве нуждающегося в жилом помещении со дня подачи заявления о постановке на учет, - отказать.
На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199, ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В иске Дегтереву Виктору Васильевичу к Администрации городского округа Красногорск о признании действия администрации в части отказа в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении незаконным, признании незаконным решения общественной комиссии по жилищным вопросам, признании постановления администрации сельского поселения Ильинское Красногорского района № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и обязании устранить допущенное нарушение прав путем принятия на учет, в качестве нуждающегося в жилом помещении со дня подачи заявления о постановке на учет, – отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Красногорский городской суд в течении месяца.
Резолютивная часть решения оглашена 15 марта 2017 года.
Полный текст решения изготовлен 20 марта 2017 года.
Судья: Е.Д.Аникеева