Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 сентября 2013 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего судьи Германовой С.В.,
при секретаре Гурьяновой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4305/2013 по иску Прокурора г. Тольятти в интересах РФ и неопределенного круга лиц к МКУ «ЦОДД г.о. Тольятти» об обязании установить ограничивающие пешеходные ограждения,
у с т а н о в и л:
Прокурор г. Тольятти в интересах РФ и неопределенного круга лиц обратился в суд к ответчику с указанным иском, просил обязать МКУ «ЦОДД г.о. Тольятти» установить ограничивающие пешеходные ограждения у наземного пешеходного перехода со светофорным регулированием с двух сторон дороги, на протяжении не менее 50 метров в каждую сторону от границ пешеходного перехода, расположенного на улице Революционной в районе ООТ «Универсам».
В обоснование иска указав, что 11.05.2012 года в ходе проведения сотрудниками отделения организации дорожного движения отдела ГИБДД У МВД России по г.Тольятти внеплановой/выездной проверки юридического лица мэрии г.о.Тольятти на основании распоряжения начальника У МВД России по г.Тольятти от 28.04.2012 года №65/2725 и требования прокуратуры г.Тольятти от 23.04.2012 года исх. № 07-09-277в 12, выявлено, что на улице Революционной в районе остановки общественного транспорта «Универсам» отсутствуют ограничивающие пешеходные ограждения на протяжении 50 метров в каждую сторону от наземного пешеходного перехода со светофорным регулированием, что является нарушением п.п. 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».
17.05.2012 года на устранение вышеуказанных недостатков начальником отдела ГИБДД У МВД России по г.Тольятти Мартынцевым А.С. выдано предписание №78. Срок исполнения мероприятий, указанных в предписании, 01.11.2012 года. В полученном ответе указано, что в связи с недостатком бюджетного финансирования работы по установке ограничивающих пешеходных ограждений на улице Революционной будут выполнены в 2012 году.
Проведенной госинспекторами дорожного надзора отделения ОДД отдела ГИБДД У МВД России по г. Тольятти 23.01.2013 года контрольной проверкой установлено, что до настоящего времени МКУ «ЦОДД ГОТ» не предприняты меры по установке ограничивающих пешеходных ограждений в районе ООТ «Универсам» на улице Революционной, что подтверждает акт выявленных недостатков.
В судебном заседании представитель истца, помощник прокурора Автозаводского района г. Тольятти Трапезникова И.А., действующая на основании удостоверения, доводы, изложенные в заявлении поддержала, уточнив исковые требования, просила обязать МКУ «ЦОДД ГОТ» установить ограничивающие пешеходные ограждения с четной стороны улицы Революционной в районе ООТ «Универсам» от границы регулируемого пешеходного перехода в направлении улицы Дзержинского протяженностью 15 метров, в направлении улицы Свердлова – 5 метров; с нечетной стороны улицы Революционной в районе ООТ «Универсам» от границы пешеходного перехода в направлении улицы Дзержинского протяженностью 10 метров, в противоположную сторону - 50 метров, исключая заезд в 31 квартал.
Представитель ответчика МКУ «ЦОДД г.о.Тольятти» - Гладков Н.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал. Просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица мэрии г.о. Тольятти – Курганских Г.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с иском не согласилась, Просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица ОГИБДД У МВД России по г. Тольятти – Гладкова О.П., действующая на основании доверенности, в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований.
Выслушав стороны, проверив материала дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п.п. 3,5, 25 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п. 5 ст. 7 Устава городского округа Тольятти, утвержденного Постановлением Тольяттинской городской Думы от 30.05.2005 года № 155, к вопросам местного значения городского округа отнесены владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ; организация благоустройства территории городского округа.
В соответствии с п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая:
принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения;
участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории городского округа.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии со ст. 12 вышеуказанного Федерального Закона
1. Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
2. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
В силу ст.ст. 3, 17 вышеуказанного Федерального закона дорожная деятельность – это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги – это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Пунктом 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» установлено, что ограничивающие пешеходные ограждения применяют у наземных пешеходных переходов со светофорным регулированием с двух сторон дороги, на протяжении не менее 50 метров в каждую сторону от пешеходного перехода.
Согласно п. 3.11 ГОСТ Р 52289-2004 удерживающее ограждение для пешехода – это устройство, предназначенное для упорядочения движения пешеходов и предотвращения выхода на проезжую часть.
Судом установлено и не оспорено представителем ответчика, что 11.05.2012 года в ходе проведения сотрудниками отделения организации дорожного движения отдела ГИБДД У МВД России по г.Тольятти внеплановой/выездной проверки юридического лица мэрии г.о.Тольятти на основании распоряжения начальника У МВД России по г.Тольятти от 28.04.2012 года №65/2725 и требования прокуратуры г.Тольятти от 23.04.2012 года исх. № 07-09-277в 12, выявлено, что на улице Революционной в районе остановки общественного транспорта «Универсам» отсутствуют ограничивающие пешеходные ограждения на протяжении 50 метров в каждую сторону от наземного пешеходного перехода со светофорным регулированием, что является нарушением п.п. 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».
17.05.2012 года на устранение вышеуказанных недостатков начальником отдела ГИБДД У МВД России по г.Тольятти Мартынцевым А.С. выдано предписание №78. Срок исполнения мероприятий, указанных в предписании, 01.11.2012 года. В полученном ответе указано, что, в связи с недостатком бюджетного финансирования, работы по установке ограничивающих пешеходных ограждений на улице Революционной будут выполнены в 2012 году.
Судом также установлено, что автомобильная дорога в границах г.о. Тольятти по улице Революционная относятся к автомобильным дорогам общего пользования муниципального значения и в силу вышеуказанных норм закона лицом, обязанным содержать указанную автомобильную дорогу в безопасном состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, принимать меры по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дороги, в случае, если пользованием такими участками угрожает безопасности дорожного движения, является ответчик.
В ходе судебного разбирательства обозревалась схеме по установке ограничивающих пешеходных ограждения, обустройств пешеходных переходов на ОООТ»Универсам» на улице Революционной, разработанная МКУ «ЦОДД ГОТ».
Вместе с тем, согласно акту выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 21 декабря 2012 года, установлено, что на улице Революционной в районе остановки общественного транспорта «Универсам» отсутствуют ограничивающие пешеходные ограждения на протяжении 50 метров в каждую сторону от наземного пешеходного перехода со светофорным регулированием, что является нарушением п.п. 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».
Данные обстоятельства также подтверждаются приложенными к делу фотографиями.
Представитель ответчика обязанность МКУ «ЦОДД г.о. Тольятти» по установке ограничивающих пешеходных ограждений, установке дорожных знаков и секций светофоров не оспорил, подтвердив факт, что данные ограждения не установлены до настоящего времени. В связи с недостатком бюджетного финансирования.
Вместе с тем, суд считает указанные доводы представителя ответчика не состоятельными, поскольку ничем не подтверждены.
Представитель ответчика также не оспорил тот факт, что установка ограничивающих пешеходных ограждений, дорожных знаков и секций светофоров способствует предотвращению дорожно-транспортных происшествий.
В связи с изложенным, суд считает необходимым обязать ответчика МКУ «ЦОДД ГОТ» установить ограничивающие пешеходные ограждения с четной стороны улицы Революционной в районе ООТ «Универсам» от границы регулируемого пешеходного перехода в направлении улицы Дзержинского протяженностью 15 метров, в направлении улицы Свердлова – 5 метров; с нечетной стороны улицы Революционной в районе ООТ «Универсам» от границы пешеходного перехода в направлении улицы Дзержинского протяженностью 10 метров, в противоположную сторону - 50 метров, исключая заезд в 31 квартал, в соответствии со схемой, разработанной МКУ «ЦОДД ГОТ», удовлетворив исковые требования в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 12,194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск Прокурора г.Тольятти удовлетворить.
Обязать МКУ «ЦОДД ГОТ» установить ограничивающие пешеходные ограждения с четной стороны улицы Революционной в районе ООТ «Универсам» от границы регулируемого пешеходного перехода в направлении улицы Дзержинского протяженностью 15 метров, в направлении улицы Свердлова – 5 метров; с нечетной стороны улицы Революционной в районе ООТ «Универсам» от границы пешеходного перехода в направлении улицы Дзержинского протяженностью 10 метров, в противоположную сторону - 50 метров, исключая заезд в 31 квартал, в соответствии со схемой, разработанной МКУ «ЦОДД ГОТ»
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий С.В. Германова