Решение по делу № 2-61/2018 (2-3015/2017;) ~ М-2908/2017 от 09.10.2017

Дело № 2-61/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 февраля 2018 года                                                      город Севастополь                                                                                                Ленинский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего - судьи Котешко Л.Л.,

секретаря судебного заседания – Царенко С.С.,

с участием:

истца – Ключинской Л.В.,

представителей истца – Суковатова А.В., Литвиненко М.С.,

представителя ответчика Правительства Севастополя – Шевченко Д.В., действующего на основании доверенности,

представителя ответчика Департамента капитального строительства города Севастополя – Морозовой О.В., действующей на основании доверенности,

представителя третьего лица ФГБВОУ ВО «Черноморское высшее военно-морское ордена Красной Звезды училище имени П.С. Нахимова» МО РФ –Сосуновича А.А., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Ключинской Л.В. к Правительству Севастополя, Департаменту капитального строительства города Севастополя, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, – Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Министерство обороны Российской Федерации, ФГКУ «Крымское ТУИО» МО РФ, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Федеральное государственное бюджетное военное образовательное учреждение высшего образования "Черноморское высшее военно-морское ордена Красной Звезды училище имени П.С. Нахимова" МО РФ, о признании недействующим распоряжения Правительства Севастополя, понуждении совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Истец Ключинская Л.В. обратилась в суд с вышеуказанным иском, уточненным в порядке ст.39 ГПК РФ, в котором просит признать недействующими Распоряжение Правительства Севастополя № 638-РП 10.11.2016, в части непринятия решения о расселении граждан, проживающих в общежитиях на момент передачи, а также Распоряжение Правительства Севастополя № 639-РП 10.11.2016 в части отсутствия информации об обременении прав объекта недвижимости, изданные в связи с приемом-передачей указанного имущества. Также просит обязать Департамент капитального строительств города Севастополя предоставить Ключинской Л.В, несовершеннолетней ФИО11 иное благоустроенное жилое помещение на условиях договора социального найма в городе Севастополе, общей площадью не менее 45,2 кв.м.

Исковые требования мотивированы тем, что в соответствии с приказом директора 01.09.2010 истец была принята на работу в Севастопольский институт банковского дела Украинской академии банковского дела Национального банка Украины на должность ассистента кафедры математики и социально-гуманитарных дисциплин. На основании приказа директора от 08.05.2012 истцу и несовершеннолетней ФИО12 было предоставлено жилое помещение, расположенное по <адрес>, и выдан ордер от 08.05.2012 для вселения в указанное жилое помещение. 29.06.2012 истец была зарегистрирована по вышеуказанному адресу без указания комнаты. 01.01.2014 между Университетом банковского дела Национального банка Украины и истцом заключен договор найма жилого помещения общей площадью 28,3 кв.м, находящимся в общежитии , на срок с 01.01.2014 по 30.06.2014. Истец полагает, что была вселена в указанное жилое помещение в соответствии с требованиями, действовавшего на указанный период времени законодательства Украины. В 2014 году комплекс учебных корпусов и зданий общежитий был передан ГКОУ высшего образования «Севастопольский институт банковского дела». На основании приказа директора ГКОУВО «Севастопольский институт банковского дела» от 26.01.2015 г. «О переселении из общежития в общежитие » истец была переселена из общежития в общежитие , расположенное по <адрес>. 10.11.2016 Правительством Севастополя принято распоряжение «Об исключении из оперативного управления Департамента аппарата губернатора и правительства Севастополя государственного имущества, находящегося в собственности г. Севастополя, расположенного по <адрес>, и передаче его в федеральную собственность» и распоряжение № 639-РП «О приеме государственного имущества, находящегося в собственности города Севастополя расположенного по <адрес>, и передаче его в федеральную собственность и закреплении его на праве оперативного управления за Федеральным государственным бюджетным военным образовательным учреждением высшего образования «Черноморское высшее военно-морское ордена Красной Звезды училище им. П.С. Нахимова» Министерства обороны РФ. Издав вышеуказанные распоряжения Правительством Севастополя были нарушены права третьего лица, в пользовании которого находится комната по вышеуказанному адресу.

Истец и ее представители в судебном заседании исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске, настаивали на их удовлетворении, указывая на то, что судебными решениями по спорам с участием Ключинской Л.В. установлено ее право проживания в жилом помещении общежития, а также отсутствие оснований для ее выселения.

Представитель ответчика Департамента капитального строительства города Севастополя возражала против удовлетворения иска, указывала на то, что истец включена в список лиц, нуждающихся в жилых помещениях по категории педагогические работники. На 2019 год запланировано соответствующее финансирование по указанной категории лиц, которые будут обеспечены жилыми помещениями в порядке очередности.

Представитель ответчика Правительства города Севастополя возражал против удовлетворения иска по основаниям, изложенным в возражениях, указывал при этом, что оспариваемые распоряжения приняты Правительством Севастополя в пределах своих полномочий, в соответствии с нормами федерального и регионального законодательства, и не нарушают и не могут нарушать прав истца. Кроме того, по мнению представителя ответчика избранный истцом способ защиты своих прав в виде признания распоряжений не действующими не соответствует предусмотренным законам и не обеспечит восстановление ее прав, которые она считает нарушенными.

Представитель третьего лица ФГБВОУВО «Черноморское высшее военно-морское ордена Красной Звезды училище им. П.С. Нахимова» Министерства обороны РФ, не возражали против удовлетворения иска в части возложения обязанности на Департамент капитального строительства г. Севастополя предоставить Ключинской Л.В, несовершеннолетней Ключинской А.В. иное благоустроенное жилое помещение на условиях договора социального найма. Вместе с тем указывал, что Ключинская Л.В., проживая в переданных им помещениях, препятствует в полном объеме осуществлять им правомочия пользования и владения спорным помещением. Однако обязанность по обеспечению Ключинской Л.В. жилым помещением лежит на предыдущем собственнике – городе федерального значения Севастополе.

Третьи лица Министерство обороны РФ, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя в судебное заседание явку представителей не обеспечили, о дне и времени рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд приступает к рассмотрению дела в отсутствие представителей третьих лиц.

Выслушав стороны, исследовав и оценив в совокупности представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему выводу.

На основании распоряжения Правительства № 638-РП «Об исключении из оперативного управления Департамента аппарата губернатора и правительства Севастополя государственного имущества, находящегося в собственности г. Севастополя, расположенного по <адрес>, и передаче его в федеральную собственность» и распоряжения № 639-РП «О приеме государственного имущества, находящегося в собственности города Севастополя расположенного по <адрес>, и передаче его в федеральную собственность и закреплении его на праве оперативного управления за Федеральным государственным бюджетным военным образовательным учреждением высшего образования «Черноморское высшее военно-морское ордена Красной Звезды училище им. П.С. Нахимова» Министерства обороны РФ постановлено исключить из оперативного управления Департамента аппарата Губернатора и Правительства Севастополя государственное имущество, находящееся в собственности города Севастополя и передать безвозмездно из собственности города Севастополя в федеральную собственность государственное имущество, указанное в приложениях № 1-3 к настоящим распоряжениям, в том числе здание общежития, расположенное по <адрес>, в котором находится жилое помещение, предоставленное истцу.

В силу статей 1 и 2 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Закон № 6-ФКЗ) Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов; со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым в составе Российской Федерации образуются новые субъекты - Республика Крым и город федерального значения Севастополь.

Частью 3 статьи 7 Закона № 6-ФКЗ предусмотрено, что Государственный Совет Республики Крым и Совет министров Республики Крым, Законодательное Собрание города Севастополя вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Согласно части 1 статьи 12.1 Закона № 6-ФКЗ до 01.01.2019 на территориях Республики Крым и города Севастополя особенности регулирования, в частности, имущественных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно- правового регулирования в соответствующей сфере.

Законом города Севастополя от 24.04.2014 № 3-ЗС «О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя» (далее - Закона № 3-ЗС) установлено, что порядок инвентаризации, управления и распоряжения бывшей государственной собственностью Украины, находящейся на территории города Севастополя по состоянию на 17.03.2014, определяется в соответствии с решением Севастопольского городского Совета от 17.03.2014 № 7156 «О статусе города-героя Севастополя».

Согласно пункту 3, 6 решения Севастопольского городского Совета от 17.03.2014 №7156 «О статусе города-героя Севастополя» деятельность государственных органов Украины на территории города Севастополя прекращается, их полномочия, имущество и денежные средства переходят к органам, определенным Севастопольским городским Советом; государственная собственность Украины, находящаяся на день принятия настоящего решения на территории города Севастополя, является собственностью города Севастополя.

Статьей 1 Закона № 3-ЗС установлено, что все земли в пределах территориальных границ города федерального значения Севастополя, за исключением земель, находящихся в частной собственности по состоянию на 17.03.2014, являются государственной собственностью города федерального значения Севастополя.

Таким образом, в силу приведенных правовых норм недвижимое имущество, находившееся в государственной собственности Украины, стало государственной собственностью города федерального значения Севастополя.

В силу положений статьи 125, пункта 3 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) от имени субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии с подпунктом «д» пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации управляет и распоряжается собственностью субъекта Российской Федерации в соответствии с законами субъекта Российской Федерации.

На основании пункта 1 статьи 26.12 Федерального закона № 184-ФЗ органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно управляют и распоряжаются имуществом, находящимся в собственности субъекта Российской Федерации, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также в соответствии с конституцией (уставом), законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 31 Устава города Севастополя, частью 2 статьи 1 Закона города Севастополя от 30.04.2014 № 5-ЗС «О Правительстве Севастополя» (далее – Закон города Севастополя № 5-ЗС) Правительство Севастополя является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти города Севастополя.

Пункт 7 части 2 статьи 34 Устава города Севастополя, пункт 2 части 1 статьи 25 Закона города Севастополя № 5-ЗС устанавливают, что Правительство в пределах своих полномочий организует и осуществляет управление и распоряжение собственностью города Севастополя и контроль за ее эффективным использованием, наделяет полномочиями по управлению и распоряжению собственностью города Севастополя соответствующие органы исполнительной власти.

В соответствии со статьей 3 Закона города Севастополя от 07.08.2014 №56-ЗС «Об основах управления государственным имуществом города Севастополя» (далее – Закон города Севастополя № 56-ЗС) определяет основные принципы и правила управления государственным имуществом города Севастополя, включая объекты имущественной казны, и регулирует отношения, возникающие в процессе управления и распоряжения таким имуществом, которые не урегулированы соответствующими законами города Севастополя и не относятся к средствам бюджета города Севастополя.

В соответствии со статьей 1 Закона города Севастополя № 56-ЗС государственное имущество города Севастополя (объекты собственности города Севастополя) - вещи, включая ценные бумаги, иное имущество и имущественные права, результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие на праве собственности городу Севастополю, в том числе информационные ресурсы города Севастополя, иные объекты гражданских прав, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации.

Управление государственным имуществом города Севастополя - организованный процесс принятия и исполнения решений по учету, содержанию собственности города Севастополя, владению, пользованию и распоряжению таким государственным имуществом, а также по контролю за использованием по назначению собственности города Севастополя и ее сохранностью.

Реестр собственности города Севастополя - совокупность документированных сведений об объектах собственности города Севастополя, их состоянии и движении, необходимых и достаточных для осуществления управления государственным имуществом города Севастополя.

От имени города Севастополя полномочия по управлению и распоряжению государственным имуществом города Севастополя осуществляют Правительство Севастополя и уполномоченные им исполнительные органы государственной власти города Севастополя (статья 3, пункт 1 статьи 6 Закона города Севастополя № 56-ЗС).

В соответствии с п. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» находящееся в собственности субъектов Российской Федерации имущество, которое может находиться в федеральной собственности или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или муниципальную собственность в случае, если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами местного самоуправления, федеральными государственными и муниципальными унитарными предприятиями, федеральными государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и со статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Решения о передаче имущества из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации принимаются уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества. Указанными в настоящей части решениями утверждаются перечни передаваемых государственных или муниципальных унитарных предприятий, государственных или муниципальных учреждений, право собственности на которые переходит к другому собственнику государственного или муниципального имущества в соответствии со статьей 300 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иного имущества.

Правительством Севастополя 16.06.2015 принято постановление № 521-ПП, в соответствии с которым утверждено Положение о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в новой редакции (далее – Положение), признано утратившим силу постановление Правительства Севастополя от 17.03.2015 № 188-ПП «Об утверждении Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя».

Пунктом 1.1 Положения предусмотрено, что Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее - Департамент) - исполнительный орган государственной власти города Севастополя, реализующий государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг, управлению и распоряжению государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя, а также координирующий в установленных случаях деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти города Севастополя.

К основным задачам Департамента отнесены, в том числе проведение единой государственной политики в сфере управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами города Севастополя, осуществление управления и распоряжения имуществом и землями в пределах своей компетенции (пункты 2.1, 2.3 Положения).

Департамент осуществляет от имени города Севастополя управление, владение и распоряжение имуществом, находящимся в собственности города Севастополя (пункт 4.2 Положения).

Согласно части 1 статьи 35 Устава города Севастополя Правительство Севастополя, исполнительные органы государственной власти города Севастополя на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, настоящего Устава, законов города Севастополя и правовых актов Губернатора города Севастополя издают постановления и распоряжения Правительства Севастополя, приказы и распоряжения исполнительных органов государственной власти города Севастополя.

Таким образом, учитывая вышеизложенные нормы права, суд приходит к выводу, что оспариваемые истцом распоряжения приняты Правительством Севастополя в пределах полномочий, в соответствии с нормами федерального и регионального законодательства, и не нарушает и не может нарушать права и интересов истца.

По смыслу статей 1, 11, 12 ГК РФ судебная защита нарушенных гражданских прав направлена на восстановление таких прав, то есть целью судебной защиты является восстановление нарушенного или оспариваемого права, и, следовательно, избранный стороной способ защиты нарушенного права должен соответствовать такому праву и должен быть направлен на его восстановление.

Исходя из системного анализа указанных правовых норм, суд приходит к выводу о том, что истец должен обосновать наличие у них материально-правовой заинтересованности в деле и указать, на защиту каких именно их субъективных прав и законных интересов направлены исковые требования, какие права истца могли бы быть защищены (восстановлены) в случае удовлетворения иска.

Исковые требования должны быть направлены на защиту нарушенных прав и интересов обратившегося в суд лица, и, следовательно, истец обязан доказать те обстоятельства, на которые он ссылается в обоснование заявленного иска, в том числе – относительно нарушения его прав и законных интересов.

Суд полагает, что истцом не указаны, не конкретизированы доводы и в их подтверждение соответствующие доказательства, из которых усматривалось бы какие права и законные интересы истца нарушены каждым из пунктов оспариваемых распоряжений Правительства Севастополя, признание недействующими которых приведет к бесспорному восстановлению ее права или защите законного интереса.

Более того, истец просит признать не действующими Распоряжения Правительства Севастополя в части непринятия решения в них о правах третьих лиц, т.е. в отсутствующей части. Так, правовым последствием признания судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части является то, что этот акт или его отдельные положения не могут применяться с указанной судом даты. Следовательно, таким решением суда удовлетворяется как индивидуальный интерес стороны спора в защите принадлежащих ей прав и свобод, так и общественный интерес в поддержании законности и правопорядка в целом.

В связи с отсутствием в оспариваемых нормативных актах положений о правах третьих лиц, в частности о правах Ключинской Л.В., в указанной части нормативный акт не может быть признан недействующим.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска в части признания не действующими Распоряжения Правительства Севастополя № 638-РП 10.11.2016 г., в части непринятия решения о расселении граждан, проживающих в общежитиях на момент передачи, а также Распоряжения Правительства Севастополя № 639-РП 10.11.2016 г. в части отсутствия информации об обременении прав объекта недвижимости, изданные в связи с приемом-передачей указанного имущества.

Требования истца о возложении на Департамент капитального строительства города Севастополя предоставить Ключинской Л.В, несовершеннолетней ФИО11 иное благоустроенное жилое помещение на условиях договора социального найма в городе Севастополе, общей площадью не менее 45,2 кв.м. удовлетворению не подлежат на основании следующего.

Судебным разбирательством установлено, что истец с 01.09.2010 состояла в трудовых отношениях с Севастопольским институтом банковского дела Украинской академии банковского дела Национального банка Украины, работала в должностях ассистента кафедры, преподавателя.

В связи с трудовыми отношениями на основании приказа директора Севастопольского института банковского дела Украинской академии банковского дела Национального банка Украины от 08.05.2012 и ордера на вселение от 08.05.2012 Ключинской Л.В. предоставлена комната ,в в студенческом общежитии по <адрес>

29.06.2012 ответчик зарегистрирована по <адрес>.

01.01.2014 между Университетом банковского дела Национального банка Украины в лице и.о. директора Севастопольского института банковского дела и Ключинской Л.В. заключен договор найма жилого помещения ,в общей площадью 28,3 к.м., находящимся в общежитии по <адрес>, согласно которому ответчику и ее дочери предоставлены для проживания указанные комнаты на срок с 01.01.2014 по 30.06.2014.

31.07.2014 ответчик уволена на основании пункта 1 статьи 40 КЗоТ Украины (сокращение штатов) приказом ректора Университета банковского дела Национального банка Украины (<адрес>) от 16.06.2014.

На основании приказа ГКОУВО «Севастопольский институт банковского дела» от 26.01.2015 в связи с необходимостью проведения мероприятий по дезинсекции, дератизации ответчик переселена в общежитие по <адрес>.

Также судом установлено, что Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 30.05.2016 в удовлетворении иска Профессионального образовательного учреждения «Московский банковский колледж Центрального банка Российской Федерации к Ключинской Л.В. и как к законному представителю несовершеннолетней ФИО12 о выселении отказано.

Судебная коллегия по гражданским делам указала, что Ключинская Л.В. является одинокой матерью, состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в связи с чем на нее распространяются положения статьи 125 Жилищного кодекса Украины, действовавшей в период поселения ответчика в общежитие, согласно которой не могут быть выселены без предоставления иного жилого помещения одинокие лица с несовершеннолетними детьми, которые проживают вместе с ними.

Установлено, что на основании распоряжения Правительства г. Севастополя от 10.11.2016 № 638-РП здания общежитий исключены из оперативного управления Департамента аппарата Губернатора и Правительства Севастополя, переданы безвозмездно из собственности города в федеральную собственность. Распоряжением № 639-РП от 10.11.2016 указанные общежития приняты безвозмездно в федеральную собственность, закреплены за Федеральным государственным бюджетным военным образовательным учреждением высшего образования «Черноморское высшее военно-морское ордена Красной звезды училище имени П.С. Нахимова» на праве оперативного управления.

Акт приема-передачи указанного имущества подписан 07.12.2016.

Право собственности Российской Федерации и право оперативного управления Федерального государственного бюджетного военного образовательного учреждения высшего образования «Черноморское высшее военно-морское ордена Красной звезды училище имени П.С. Нахимова» на нежилые здания общежития по <адрес> зарегистрировано 12.04.2017, на нежилое здание общежития по <адрес> 13.04.2017.

В соответствии со статьей 127 Жилищного кодекса Украины, действовавшего в период возникновения спорных правоотношений, для проживания рабочих, служащих, студентов, учащихся, а также других граждан в период работы или учебы могут использоваться общежития.

Жилищный кодекс Российской Федерации содержит аналогичные правовые нормы. Согласно части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения в общежитиях относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда и в силу части 1 статьи 94 Жилищного кодекса Российской Федерации они предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.

В соответствии с частью 2 статьи 102 Жилищного кодекса Российской Федерации переход права собственности на служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, а также передача такого жилого помещения в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу влечет за собой прекращение договора найма такого жилого помещения, за исключением случаев, если новый собственник такого жилого помещения или юридическое лицо, которому передано такое жилое помещение, является стороной трудового договора с работником - нанимателем такого жилого помещения.

Согласно пункту 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.

Пунктом 4 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что выселение граждан из служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитиях с предоставлением других жилых помещений в случае, предусмотренном частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса, осуществляется прежним собственником или юридическим лицом, передающими соответствующие жилые помещения.

Из смысла указанных правовых норм в их взаимосвязи следует, что в случае прекращения договора найма служебного жилого помещения или жилого помещения в общежитии в связи с переходом права собственности на такое жилое помещение либо передачей такого жилого помещения в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу выселение граждан из указанных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений законом не предусмотрено.

Безусловный характер обязанности по предоставлению других жилых помещений гражданам, выселяемым из жилых помещений в общежитиях в связи с передачей этих жилых помещений в оперативное управление другому юридическому лицу, обусловлен необходимостью защиты прав и законных интересов гражданина - нанимателя специализированного жилого помещения, поскольку указанное основание прекращения договора, в отличие от расторжения договора, не зависит от волеизъявления или поведения такого гражданина и, следовательно, не должно влечь умаления его субъективных гражданских прав.

Кроме того, согласно статье 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

Часть 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что акты жилищного законодательства применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.

В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

В судебном заседании установлено, что ответчик не состоит в трудовых отношениях с Федеральным государственным бюджетным военным образовательным учреждением высшего образования «Черноморское высшее военно-морское ордена Красной звезды училище имени П.С. Нахимова», которому в оперативное управление переданы здания общежитий.

Вместе с тем Ключинская Л.В. с несовершеннолетней дочерью была вселена в спорное жилое помещение в общежитии на законных основаниях в связи с трудовыми отношениями с Севастопольским институтом банковского дела Украинской академии банковского дела Национального банка Украины, прежним владельцем общежитий, до 18.03.2014, в период действия на территории города Севастополя положений жилищного законодательства Украины.

Согласно статье 125 Жилищного кодекса Украины без предоставления другого жилого помещения в случае прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, не могут быть выселены: одинокие лица с несовершеннолетними детьми, которые проживают вместе с ними.

Из материалов дела следует, что Ключинская Л.В. является одинокой матерью ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении ребенка и извлечением из Государственного реестра актов гражданского состояния, согласно которому сведения об отце записаны в актовую запись о рождении ФИО12 в соответствии с частью 1 статьи 135 Семейного кодекса Украины.

С 17.04.2013 по настоящее время Ключинская Л.В. состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи 2 человека, является получателем социального пособия как малоимущая семья.

Из вышеизложенных правовых норм следует, что в том случае, если у лица возникло право на льготу по основаниям, предусмотренным жилищным законодательством, действовавшим в период возникновения жилищных отношений, то оно сохраняется и после вступления в действие норм Жилищного кодекса Российской Федерации.

При этом отсутствие в статье 103 Жилищного кодекса Российской Федерации указания на данную категорию граждан не является основанием для лишения их прав на льготы, которые были приобретены ими по ранее действовавшим нормам Жилищного кодекса Украины, поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации может применяться только к тем правоотношениям, которые возникли после начала его действия на территории города Севастополя.

Вместе с тем, суд полагает необходимым отметить, что в силу статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Ввиду утраты указанными домами статуса общежития в силу закона, а также с учетом требований действующего законодательства о применении к жилым помещениям, расположенным в таких домах, положений о договоре социального найма, граждане, занимавшие часть жилого помещения на условиях "койко-место", также приобретают право пользования им на условиях договора социального найма, поскольку статья 7 Вводного закона предусматривает применение норм Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма к отношениям по пользованию жилыми помещениями, расположенными в жилых домах, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, без каких-либо изъятий и ограничений.

В связи с этим гражданам вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях в силу статьи 7 Вводного закона в таком жилом помещении на условиях "койко-место" должно передаваться в пользование изолированное жилое помещение в целом и с ними должен заключаться один договор социального найма как с сонанимателями (Определение Верховного Суда РФ от 23.05.2017 N 46-КГ17-19 ).

Как установлено судом первой инстанции, спорное жилое помещение было предоставлено Ключинской Л.В. на законном основании ее трудовых отношений, на основании приказа директора Севастопольского института банковского дела Украинской академии банковского дела Национального банка Украины от 08.05.2012 и ордера на вселение от 08.05.2012 Ключинской Л.В. предоставлена комната ,в в студенческом общежитии по <адрес>.

Судом установлено, что истец вселилась в комнату до того, как данный объект недвижимости был передан в собственность города, а следовательно, приобрела право пользования жилым помещением на условиях договора социального найма.

Оснований для возложения на Департамент капитального строительства г. Севастополя иное благоустроенное жилое помещение судом не усматривается ввиду отсутствия нарушения прав Ключинской Л.В. на проживание в спорном жилом помещении. Доказательств того, что истцу чинятся препятствия в проживании в жилом помещении в общежитии, суду не представлено. Вместе с тем, при наличии таких препятствий истец не лишена возможности обратиться в суд с негаторным иском.

Таким образом, на основании вышеизложенного, с учетом специфики рассмотрения спора в соответствии со ст. 56 и ст. 67 ГПК РФ, юридически значимых обстоятельств по делу, суд приходит к выводу, что правовых оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Судебные расходы в соответствии с требованиями ст. 98 ГПК РФ подлежат отнесению на истца.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя в течении месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме составлено 05 февраля 2018 года.

Председательствующий –

2-61/2018 (2-3015/2017;) ~ М-2908/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Ключинская Людмила Владимировна
Ответчики
Правительство Севастополя
Департамент капитального строительства города Севастополя
Другие
Федеральное государственное бюджетное военное образовательное учреждение высшего образования "Черноморское высшее военно-морское ордена Красной Звезды училище имени П.С. Нахимова" МО РФ
Министерство обороны Российской Федерации
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя
ФГКУ « Крымское ТУИО» МО РФ
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
Суд
Ленинский районный суд города Севастополя
Судья
Котешко Людмила Леонидовна
Дело на странице суда
leninskiy--sev.sudrf.ru
09.10.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.10.2017Передача материалов судье
13.10.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.10.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.10.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
14.11.2017Предварительное судебное заседание
11.12.2017Предварительное судебное заседание
11.01.2018Судебное заседание
12.01.2018Судебное заседание
01.02.2018Судебное заседание
05.02.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.02.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.12.2019Дело оформлено
11.12.2019Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее