10RS0011-01-2020-000801-31 Дело № 2-1170/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 января 2021 г. г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Ващенко Е.Н., при секретаре Добрыниной Е.В., с участием представителя истца Тиккоевой О.А., представителя ответчика Министерства обороны Российской Федерации Кирпичниковой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления по охране объектов культурного наследия Республики Карелия к ФГКУ «Северо-западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны, Министерству обороны Российской Федерации об обязании совершить определенные действия,
у с т а н о в и л:
Управление по охране объектов культурного наследия Республики Карелия обратилось в суд с иском к ФГКУ «Северо-западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны, Министерству обороны Российской Федерации об обязании совершить определенные действия. Истец просит обязать ответчиков в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести следующие работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом, в котором в 1918-1919 годах размещался Петрозаводский Коммунистический полк», расположенный по адресу: Республики Карелия, <адрес>, военный городок № (Постановление Совета Министров КАССР от 21.04.1971 №199) в соответствии с требованиями законодательства и нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации: ремонт фасадов, ремонт отмостки, ремонт/ устройство водосточной системы.
Определением суда к участию в деле в качестве в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, Департамент строительства Министерства обороны РФ, ФГКУ «Западное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны, войсковая часть №, войсковая часть №.
В дальнейшем истец уточнил исковые требования, просит обязать ФГКУ «Северо-западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны и Министерство обороны Российской Федерации в срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом, в котором в 1918-1919 годах размещался Петрозаводский Коммунистический полк», расположенный по адресу: Республики Карелия, <адрес>, военный городок № (Постановление Совета Министров КАССР от 21.04.1971 №199) на основании задания на проведение работ, разрешения на проведение работ, выданных Управлением по охране объектов культурного наследия Республики Карелия, на основании проектной документации согласованной с Управлением по охране объектов культурного наследия Республики Карелия, при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением: ремонт фасадов объекта культурного наследия, ремонт отмостки объекта культурного наследия, ремонт (устройство) водосточной системы объекта культурного наследия.
Представитель истца Тиккоева О.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании измененные требования поддержала.
Представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации Кирпичникова М.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования полагала не подлежащими удовлетворению, поскольку они заявлены к ненадлежащему ответчику, также пояснила, что в настоящее время утверждено тактико-техническое задание на реконструкцию объекта культурного наследия, таким образом, приняты исчерпывающие меры по сохранению объекта культурного наследия.
Представитель ответчика ФГКУ «Северо-западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны, в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, согласно возражениям, исковые требования ответчик не признает.
Третьи лица ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, Департамент строительства Министерства обороны РФ, войсковая часть №, войсковая часть №, ФГКУ «Западное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны, в судебное заседание представителей не направили, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд, заслушав представителя истца Тиккоеву О.А., представителя ответчика Министерства обороны Российской Федерации Кирпичникову М.А., исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее ФЗ №73-ФЗ) правовое регулирование отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Основ законодательства Российской Федерации о культуре и осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Имущественные отношения, возникающие при сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом. Оформление права собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований на объекты недвижимого имущества, отнесенные к недвижимым памятникам истории и культуры республиканского значения, недвижимым памятникам истории и культуры федерального (общероссийского) значения либо к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения после 27 декабря 1991 года, осуществляется по основаниям, не связанным с отнесением указанных объектов недвижимого имущества к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.
Согласно ст.3 ФЗ №73-ФЗ к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
В силу ч.1 ст.40 ФЗ №73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Таким образом, выполнение работ по ремонту относится к мерам по обеспечению физической сохранности и сохранению историко-культурной ценности объекта культурного наследия.
В соответствии с п. 11 ст. 47.6 ФЗ № 73-ФЗ охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора. В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, охранное обязательство подлежит выполнению унитарным предприятием или учреждением. В случае если объект культурного наследия, включенный в реестр, находится соответственно в федеральной собственности, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности и не передан на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению либо не передан в безвозмездное пользование, от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования охранное обязательство подлежит выполнению федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, уполномоченными на осуществление полномочий собственника соответствующего имущества. В случае если объект культурного наследия, включенный в реестр, находится соответственно в федеральной собственности, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, не передан на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, а передан в безвозмездное пользование на основании гражданско-правового договора юридическому лицу, охранное обязательство подлежит выполнению таким лицом.
При этом, абзацем 1 пункта 13 ст. 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ предусмотрено, что если к моменту перехода права владения объектом культурного наследия на него оформлено охранное обязательство, обязанность нового владельца объекта культурного наследия по выполнению такого охранного обязательства возникает с момента перехода к нему права владения указанным объектом.
Согласно п.14 ст.47.6 ФЗ №73-ФЗ действие охранного обязательства прекращается со дня принятия Правительством Российской Федерации решения об исключении объекта культурного наследия из реестра.
В силу п.1 ст. 47.3 ФЗ № 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 данного Федерального закона, обязаны в том числе осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.
Судом установлено, что согласно Постановлению Совета Министров КАССР от 21.04.1971 №199 «Дом, в котором в 1918-1919 годах размещался Петрозаводский Коммунистический полк», расположенный по адресу: Республики Карелия, <адрес>, военный городок №, является объектом культурного наследия.
Согласно пункту 7 статьи 48 Федерального закона № 73-ФЗ в случае, если к моменту заключения договора, предусматривающего передачу права собственности на объект культурного наследия, включенный в реестр, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, либо права владения и (или) пользования таким имуществом, в отношении указанного объекта, земельного участка действует охранное обязательство, предусмотренное статьей 47.6 настоящего Федерального закона, такой договор должен содержать в качестве существенного условия обязательство лица, у которого на основании такого договора возникает право собственности на указанное имущество или право владения и (или) пользования этим имуществом, по выполнению требований, предусмотренных соответствующим охранным обязательством, порядок и условия их выполнения. В случае отсутствия в договоре предусмотренного настоящим пунктом существенного условия сделка является ничтожной.
Вышеуказанный объект культурного наследия «Дом, в котором в 1918-1919 годах размещался Петрозаводский Коммунистический полк», расположенный по адресу: Республики Карелия, <адрес>, находится в собственности Российской Федерации и в оперативном управлении ФГКУ «Северо-западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права №.
Таким образом, в силу пункта 13 ст.47.6 Федерального закона № 73-ФЗ при наличии ранее оформленного охранного обязательства от 08.02.1988 в отношении вышеуказанного объекта культурного наследия, обязанность нового владельца объекта культурного наследия по выполнению такого охранного обязательства возникло с момента перехода к нему права владения указанным объектом, при этом, в силу закона действие охранного обязательства может быть прекращено только в случае принятия решения об исключении объекта культурного наследия из реестра.
В соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Республики Карелия от 14.04.2017 №123-П, Управление по охране объектов культурного наследия Республики Карелия является органом исполнительной власти Республики Карелия, проводящим государственную политику и осуществляющим функции в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая выездная проверка в рамках регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия.
ДД.ММ.ГГГГ по итогам проверки вынесено предписание № об устранении выявленных нарушений по результатам проведения мероприятий региональному государственному надзору за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия, в соответствии с которым ФГКУ «Северо-западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны надлежало провести мероприятия в срок до ДД.ММ.ГГГГ: провести/обеспечить проведение работ по сохранению объектов культурного наследия регионального значения «Дом, в котором в 1918-1919 годах размещался Петрозаводский Коммунистический полк», расположенный по адресу: Республики Карелия, <адрес>, с учетом требований действующего законодательства: ремонт фасадов, ремонт отмостки, ремонт/ устройство водосточной системы.
Определением № от ДД.ММ.ГГГГ продлен срок исполнения предписания до ДД.ММ.ГГГГ на основании ходатайства ФГКУ «Северо-западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны.
ДД.ММ.ГГГГ Управление по охране объектов культурного наследия Республики Карелия выдало задание ФГКУ «Северо-западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта.
ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФГКУ «Северо-западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны проведена внеплановая выездная проверка исполнения требований предписания № от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что требования не выполнены.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
На основании определения суда ДД.ММ.ГГГГ стороны произвели совместный осмотр объекта культурного наследия «Дом, в котором в 1918-1919 годах размещался Петрозаводский Коммунистический полк», расположенный по адресу: Республики Карелия, <адрес>, военный городок №, в результате осмотра составлен акт совместного осмотра объекта культурного наследия.
В заключении комиссии указано, что общее состояние объекта культурного наследия удовлетворительное. В целях сохранения объекта культурного наследия, предотвращения ухудшения его состояния, предотвращения развития очагов разрушения кирпичной кладки стен требуется выполнение следующих работ: ремонт фасадов, ремонт отмостки, в том числе восстановление целостности и уклонов, ремонт водосточной системы, в том числе ската кровли, желобов, водосточных труб. Косметический ремонт помещений на усмотрении заказчика с учетом особенностей эксплуатации. Рекомендуется удаление поздних слоев отделки с сохранением подлинных элементов декора, обследование перекрытий на предмет состояния несущих конструкций, выявления причин зыбкости, обследование инженерных сетей здания.
В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При таких обстоятельствах, оценивая представленные доказательства в их совокупности, с учетом положений ст.196 ГПК РФ, п.1 ст. 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ, суд полагает требования обоснованными, следует обязать ФГКУ «Северо-западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны и Министерство обороны Российской Федерации в срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия «Дом, в котором в 1918-1919 годах размещался Петрозаводский Коммунистический полк», по адресу: <адрес>, военный городок № в виде ремонта фасада, ремонта отмостки, ремонта (устройство) водосточной системы на основании задания на проведение работ, разрешения на проведение работ, выданных Управлением по охране объектов культурного наследия Республики Карелия, на основании проектной документации, согласованной с Управлением по охране объектов культурного наследия Республики Карелия, с осуществлением технического, авторского и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Доводы ответчика Министерства обороны Российской Федерации о том, что Министерство обороны Российской Федерации не является надлежащим ответчиком по делу судом отклоняются поскольку в силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, при этом, в соответствии с подпунктом 71 п. 7 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 №1082, Министерство обороны РФ осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами РФ, следовательно, являясь собственником здания, организация несет ответственность за его сохранность.
Ссылки ответчика на то, что обращение в суд является преждевременным, суд оценивает критически, поскольку в настоящее время, то есть на момент рассмотрения дела в суде, тактико-техническое задание на реконструкцию объекта находится в стадии рассмотрения, решение по нему не принято, что не оспаривалось представителем ответчика в судебном заседании.
Доводы о том, что заявленные требования затрагивают финансово-хозяйственную деятельность ответчика, судом не принимаются, поскольку совместным актом обследования от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что здание требует проведения ремонтных работ, а также установлены виды работ, необходимые для сохранения объекта культурного наследия, таким образом, в данном случае наличие тактико-технического задания не препятствует исполнению решения суда в части выполнения вышеобозначенных работ, при этом распределение обязанностей в части согласования проектной документации, задания на проведение работ, а также разрешения на проведение работ, в дальнейшем с осуществлением технического, авторского и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением, возлагается как на собственника объекта, так и на лицо в оперативном управлении которого указанное здание находится, то есть на ФГКУ «Северо-западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны.
С учетом вышеизложенного, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. 12, 55, 56, 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать ФГКУ «Северо-западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны и Министерство обороны Российской Федерации в срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия «Дом, в котором в 1918-1919 годах размещался Петрозаводский Коммунистический полк», по адресу: <адрес>, военный городок № в виде ремонта фасада, ремонта отмостки, ремонта (устройство) водосточной системы на основании задания на проведение работ, разрешения на проведение работ, выданных Управлением по охране объектов культурного наследия Республики Карелия, на основании проектной документации, согласованной с Управлением по охране объектов культурного наследия Республики Карелия, с осуществлением технического, авторского и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.
Судья Е.Н.Ващенко
Решение в окончательной форме принято 20.01.2021.