Мировой судья Ефремов Д.Ю. дело №12-16/2021
РЕШЕНИЕ
г.Костомукша 8 февраля 2021 года
Судья Костомукшского городского суда Республики Карелия Сахошко М.Г., при секретаре Шапковой И.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу председателя правления садоводческого некоммерческого товарищества «<данные изъяты>» (далее – СНТ «<данные изъяты>») Руденко В.А. на постановление мирового судьи судебного участка № 1 г.Костомукша Республики Карелия от 10 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении председателя правления СНТ «<данные изъяты>» Руденко В.А., <данные изъяты>,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 г.Костомукша Республики Карелия от 10 декабря 2020 года председатель правления СНТ «<данные изъяты>» Руденко В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.33.2 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 рублей.
В жалобе председатель правления СНТ «<данные изъяты>» Руденко В.А., ссылаясь на определение Верховного Суда РФ от 20.11.2020 № 307-ЭС20-12986, ставит вопрос об отмене постановления, вынесенного в отношении его по настоящему делу об административном правонарушении.
Заявитель Руденко В.А. и представитель ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Костомукша Республики Карелия в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом. Ходатайств об отложении рассмотрения жалобы в суд не поступило. В поступившей телефонограмме Руденко В.А. просит рассмотреть дело без его участия. При таких обстоятельствах, с учетом положений п.4 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ судья считает возможным рассмотреть дело в отсутствие данных лиц.
Согласно ч.1 ст.30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Поскольку копия постановления по делу об административном правонарушении получена председателем правления СНТ «<данные изъяты>» 16 декабря 2020 года, что подтверждается отметкой в уведомлении о вручении заказного письма, а жалоба подана в суд 25 декабря 2020 года, то процессуальный срок на обжалование указанного постановления заявителем не пропущен.
Изучив доводы жалобы и проверив производство по делу в полном объеме, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.15.33.2 КоАП РФ (здесь и далее положения правовых норм приведены в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения), непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.
В силу п.1 ст.11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ) страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 данной статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации.
Согласно пункту 2 указанной статьи страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены названным Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Как следует из материалов дела, основанием для привлечения председателя правления СНТ «<данные изъяты>» Руденко В.А. к административной ответственности, предусмотренной ст.15.33.2 КоАП РФ, послужили изложенные в обжалуемом судебном акте выводы о том, что в установленный пунктом 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ срок в Пенсионный фонд Российской Федерации не представлена необходимая для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования отчетность по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год.
Вместе с тем с состоявшимся по делу судебным актом согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст.26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Признавая председателя правления СНТ «<данные изъяты>» Руденко В.А. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.33.2 КоАП РФ, мировой судья исходил из того, что СНТ «<данные изъяты>», будучи юридическим лицом, зарегистрированным в Пенсионном фонде Российской Федерации в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию, обязано представлять отчетность по индивидуальному (персонифицированному) учету в отношении лиц, работающих в организации по трудовому или гражданско-правовому договору, в том числе в отношении председателя.
Однако материалы дела не позволяют сделать вывод о совершении председателем правления СНТ «<данные изъяты>» вмененного административного правонарушения.
В ходе производства по делу факты трудовых отношений председателя правления СНТ «<данные изъяты>» Руденко В.А. с указанным товариществом, осуществление им деятельности председателя правления на возмездной основе, а также то обстоятельство, что данное юридическое лицо является работодателем, не установлены. Сам Руденко В.А. о получении вознаграждения за выполнение своей деятельности в качестве председателя правления не заявлял.
В статье 1 Закона № 27-ФЗ указано, что страхователями признаются юридические лица, в том числе иностранные, и их обособленные подразделения; международные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации (в отношении застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»); семейные (родовые) общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, осуществляющие традиционную хозяйственную деятельность; крестьянские (фермерские) хозяйства; граждане, в том числе иностранные, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.
В пункте 1 статьи 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователи по обязательному пенсионному страхованию определены как лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации.
В соответствии с приведенными выше нормами Закона № 27-ФЗ предусмотренные пунктом 2 статьи 11 данного закона сведения для индивидуального (персонифицированного) учета страхователь обязан представлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации в отношении работающих у него застрахованных лиц, на вознаграждения которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы.
Таким образом, отчетность по форме СЗВ-СТАЖ предоставляется в целях правильного назначения пенсии в отношении застрахованного лица при наличии трудовых отношений либо при наличии выплат по договору гражданско-правового характера, на которые начисляются страховые взносы.
В силу ч.1 ст.15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) трудовыми отношениями признаются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Согласно стст.20, 56, 57 ТК РФ работником является лицо, которое за плату и при соблюдении определенных условий действует в интересах работодателя путем выполнения согласованной с работодателем трудовой функции.
На момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций, создаваемых гражданами для ведения садоводства и огородничества, были урегулированы Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в редакции от 03.08.2018, далее - Закон № 217-ФЗ).
В соответствии со стст.4, 7 Закона № 217-ФЗ садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество является видом товарищества собственников недвижимости. Такое товарищество может быть создано и вправе осуществлять свою деятельность, в том числе для совместного владения, пользования и в установленных федеральным законом пределах распоряжения гражданами имуществом общего пользования, находящимся в их общей долевой собственности или в общем пользовании, создания благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иные условия).
В силу ст.9 Закона № 217-ФЗ товарищество может быть создано для целей, предусмотренных статьей 7 настоящего закона, гражданами с последующим предоставлением товариществу земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности; гражданами, являющимися собственниками садовых или огородных земельных участков.
Решение об учреждении товарищества принимается гражданами (учредителями) единогласно на их общем собрании посредством очного голосования. В решении об учреждении товарищества указываются сведения об учреждении товарищества, утверждении его устава, о порядке, размере, способах и сроках образования имущества товарищества, об избрании (назначении) единоличного исполнительного органа товарищества (председателя товарищества), постоянно действующего коллегиального исполнительного органа товарищества (правления) и ревизионной комиссии (ревизора) (ст.10 Закона № 217-ФЗ).
Высшим органом товарищества является общее собрание членов товарищества. Также в товариществе создаются единоличный исполнительный орган (председатель товарищества) и постоянно действующий коллегиальный исполнительный орган (правление товарищества) (ст.16 Закона № 217-ФЗ).
Согласно ст.18 Закона № 217-ФЗ председатель товарищества является членом правления товарищества и его председателем.
Положения Закона № 217-ФЗ допускают прием на работу в товарищество лиц по трудовым договорам, оплату труда работников, заключивших с ним трудовые договоры, определение общим собранием членов товарищества условий об оплате их труда.
Из материалов дела следует, что с 3 февраля 2009 года Руденко В.А. является председателем правления СНТ «<данные изъяты>».
Доказательств того, что между товариществом и его председателем Руденко В.А. был заключен трудовой договор либо договор гражданско-правового характера, а также доказательств того, что ему производилась выплата вознаграждения, на которое подлежат начислению страховые взносы, материалы дела не содержат.
Исходя из приведенных выше положений Закона N 217-ФЗ, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество является формой самоорганизации граждан, одобренной государством для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства. Члены правления и председатель являются членами такого товарищества, действуют в соответствующей организационной форме в интересах членов некоммерческого товарищества, то есть в своих интересах, в отсутствие лица, которое можно было бы квалифицировать в качестве работодателя.
Поскольку председатель правления СНТ «<данные изъяты>» Руденко В.А. действует в интересах членов данного некоммерческого товарищества, то есть в своих интересах, а доказательства осуществления им своих функций на возмездной основе, получения каких-либо выплат, подлежащих обложению страховыми взносами, и принадлежности его к застрахованным лицам отсутствуют, невозможно сделать вывод о наличии в рассматриваемом случае предусмотренных ст.15 ТК РФ признаков трудовых отношений.
При этом материалы дела не содержат данных, которые могли бы свидетельствовать о наличии трудовых отношений между СНТ «<данные изъяты>» и иными лицами, о наличии застрахованных лиц, в отношении которых страхователем должна представляться форма СЗВ-СТАЖ. Сведений о том, что какие-либо лица выполняют в СНТ «<данные изъяты>» за плату работу по трудовым договорам или гражданско-правовым договорам, не имеется.
При таких обстоятельствах невозможно сделать вывод о том, что у СНТ «<данные изъяты>» и председателя правления этого товарищества возникла обязанность сдавать в Пенсионный фонд Российской Федерации по месту регистрации товарищества отчетность по форме СЗВ-СТАЖ.
В соответствии со ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к данной статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В рассматриваемом случае вышеизложенные обстоятельства не позволяют сделать вывод о совершении председателем правления СНТ «<данные изъяты>» Руденко В.А. вмененного административного правонарушения.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
В силу п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Таким образом, постановление мирового судьи судебного участка № 1 г.Костомукша Республики Карелия от 10 декабря 2020 года, вынесенное в отношении председателя правления СНТ «<данные изъяты> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.33.2 КоАП РФ, подлежит отмене, а производство по настоящему делу об административном правонарушении - прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Жалобу председателя правления СНТ «<данные изъяты>» Руденко В.А. удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка № 1 г.Костомукша Республики Карелия от 10 декабря 2020 года, вынесенное в отношении председателя правления СНТ «<данные изъяты>» Руденко В.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Решение вступает в законную силу с момента оглашения.
Судья М.Г. Сахошко