Дело №
Поступило в суд 12 июля 2012 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 марта 2013 года город Новосибирск
Кировский районный суд г. Новосибирска в составе:
Председательствующего судьи Гайворонской О.В.
При секретаре Середа Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рыжовой Зои Михайловны, Черемных Галины Андреевны, Гармаш Нины Егоровны, Герасимова Сергея Ивановича, Герасимовой Татьяны Павловны, Минзовой Надежды Павловны, Кузнецова Бориса Васильевича к ООО «Альфа» о запрете строительства автомойки,
У С Т А Н О В И Л:
Рыжова З.М., Черемных Г.А., Гармаш Н.Е., Герасимов С.И., Герасимова Т.П., Минзова Н.П., Кузнецов Б.В. обратились в суд с иском к ООО «Альфа» о запрете строительства автомойки. В обоснование иска указали, что они являются собственниками квартир в <адрес>. Возле их дома производится строительство автомоечного комплекса на три поста. Строительство автомоечного комплекса по проекту производит ООО «Альфа». По проекту минимальное расстояние от их дома до здания автомоечного комплекса составляет 35 метров, при этом в настоящее время на строительной площадке произведены земляные работы – завезен и утрамбован песок, уложена тротуарная плитка площадью 70 кв.м. По мнению истцов после ввода в эксплуатацию автомоечного комплекса значительно ухудшатся санитарные условия проживания истцов в своих квартирах, так как расстояние от дома до автомоечного комплекса намного меньше размера санитарной зоны, установленного СанПиНом 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» для моек автомобилей, которое составляет 100 метров. Вредные воздействия от деятельности автомоечного комплекса могут негативно отразиться на здоровье жителей дома. Особенно ухудшится здоровье детей и жителей, страдающих хроническими заболеваниями. На основании изложенного, истцы просили суд запретить строительство автомоечного комплекса в санитарной зоне вблизи дома <адрес>.
В судебном заседании истцы Рыжова З.М. и Минзова Н.П. заявленные исковые требования поддержали, доводы, изложенные в иске, подтвердили. Просили суд удовлетворить требования искового заявления.
В судебное заседание Черемных Г.А., Гармаш Н.Е., Герасимов С.И., Герасимова Т.П., Кузнецов Б.В. не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили дело рассмотреть без их участия.
В судебном заседании представитель ответчика ООО «Альфа» против удовлетворения исковых требований возражал. Просил суд отказать истцам в удовлетворении заявленных исковых требований, полагая, что они не основаны на требованиях закона. Дополнительно суду пояснил, что проект соответствует закону, в связи с чем строительство автомойки ничьих прав не нарушает. Указал, что в случае отказа в иске истцам, возможно строительство автомойки будет продолжено.
Суд, выслушав объяснения сторон, допросив эксперта ФИО исследовав материалы дела, полагает, что исковые требования Рыжовой З.М., Черемных Г.А., Гармаш Н.Е., Герасимова С.И., Герасимовой Т.П., Минзовой Н.П., Кузнецова Б.В. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Ст. 1065 ГК РФ предусмотрено, что опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Судом установлено, что Рыжова З.М., Черемных Г.А., Гармаш Н.Е., Герасимов С.И., Герасимова Т.П., Минзова Н.П., Кузнецов Б.В. являются собственниками квартир, расположенных в жилом доме по адресу: <адрес>, что соответственно подтверждено свидетельствами о государственной регистрации права /л.д. 17-18/, а также договорами на передачу /продажу/ квартир в собственность граждан /л.д. 18-21/.
Согласно договору аренды земельного участка для размещения нестационарного объекта № от ДД.ММ.ГГГГ Мэрия г. Новосибирска передала ООО «Альфа» земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером №, расположенный в пределах <адрес>, площадью 118 кв.м. /л.д. 124-127/.
В соответствии с п. 1.3. указанного договора земельный участок передается ООО «Альфа» для эксплуатации автомобильной мойки по <адрес>
П. 1.4. договора предусмотрено, что срок действия договора с «08» июня 2012 года по «08» июня 2017 года.
Кадастровым паспортом земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №/л.д. 128/ подтверждено, что земельный участок, расположенный по адресу :<адрес> с кадастровым номером № относится к землям населенных пунктов с разрешенным использованием для размещения и эксплуатации автомобильной мойки.
Согласно заключению по результатам рассмотрения проектной и договорной документации № от ДД.ММ.ГГГГ, выполненного Х сделаны выводы, что размещение проектируемой автомойки на земельном участке площадью 118 кв.м не возможно, так как площадь застройки /площадь горизонтального сечения по внешнему обводу здания на уровне цоколя/, указанная в «ведомости жилых и общественных зданий и сооружений» на упомянутом ранее листе 3 проектной документации, составляет 124,5 кв.м., что больше 118 кв.м. Расстояние между существующими жилыми зданиями по <адрес> и проектируемым зданием автомойки определяется как расстояние между двумя ближайшими друг к другу точками зданий /точка 1 и точка 2/ по их изображению на упомянутом ранее листе 3, в натуре составит 668мм х 500 = 34000 мм = 34 м. При разумной погрешности в 1мм проектное /планируемое/ расстояние между зданиями составит в натуре 33,5 … 34,5 м. /л.д. 151-157/.
Согласно экспертного заключения № от ДД.ММ.ГГГГ сделан вывод о том, что проект расчетной /предварительно/ санитарно-защитной зоны проектируемой автомойки ООО «Альфа», расположенной по адресу: <адрес> и соответствует СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов Новая редакция», СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых и общежитиях зданий и на территории жилой застройки» /л.д. 165-171/.
Санитарно-эпидемиологическое заключение от ДД.ММ.ГГГГ, выполненное ХХ подтверждает, что требования, установленные в проектной документации проекта расчетной /предварительной/ санитарно-защитной зоны проектируемой автомойки ООО «Альфа», расположенной по <адрес> соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов Новая редакция» СанПин 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки». Основанием для признания представленных документов соответствующими государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам является заключение № от ДД.ММ.ГГГГ, выданное ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Новосибирской области» /л.д. 163/.
В приложении к санитарно-эпидемиологическому заключению /л.д. 104/ указано, что автомобильная мойка по <адрес> на 3 поста отнесена к объектам 4 класса опасности.
Согласно экспертного заключения № от ДД.ММ.ГГГГ, выполненного Федеральным государственным учреждением здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>» сделан вывод о том, что проект расчетной /предварительной/ санитарно-защитной зоны проектируемой автомойки ООО «Альфа», расположенной по адресу: <адрес> соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов Новая редакция» СанПин 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки».
Из заключения эксперта № от 16 января 2013 года, составленного на основании определения суда, следует, что размещение автомоечного комплекса на три поста по <адрес> не соответствует требованиям п. 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Согласно п. 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 автомойка на три поста относится к предприятиям IV класса опасности, необходимая санитарно-защитная зона (СЗЗ) составляет-100 метров. Расстояние от жилого № до проектного размещения автомойки составляет около 35 метров. Отступление от действующих санитарных и строительных норм и правил невозможно. Согласно п.4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03: «Для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя на основании: действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; результатов экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.)». Санитарно-защитная зона автомоечного комплекса ООО «Альфа» на три поста по <адрес> города Новосибирск на момент проведения экспертного осмотра не соответствует требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200- 03. Эксплуатация автомойки на три поста без выполнения требований экологического проекта СЗЗ будет являться нарушением СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
В соответствии со ст. 11 ФЗ от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Ст. 39 вышеуказанного закона также предусмотрено, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с п. 2.1. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74 «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» предусмотрено, что в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
СанПиНом 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» определены условия, при которых осуществляется эксплуатация объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в соответствии с п.п. 2.1, 2.2, 5.1, 7.1.12 которых в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), мойка автомобилей с количеством постов от 2 до 5 отнесены к объектам 4 класса опасности, для которого санитарно-защитная зона составляет 100 м.
В нарушение вышеуказанных требований закона ООО «Альфа» начало производить строительство автомоечного комплекса на три поста на земельном участке, предоставленном им по договору аренды для эксплуатации автомобильной мойки, не разработав и фактически не соблюдая предусмотренную для такого объекта санитарно-защитную зону, деятельность которого в будущем /после его возведения/, будет оказывать негативное воздействие на окружающую среду и представлять опасность для санитарно-эпидемиологического благополучия населения
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности. Презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности означает, что Закон рассматривает всякую планируемую деятельность как потенциально опасную. Следовательно, обязанность доказать экологическую безопасность возлагается на лицо, заинтересованное в реализации своих планов.
Однако доказательств соблюдения санитарных норм и правил, безопасности деятельности для окружающей среды, строительства автомоечного комплекса с получением и соблюдением всех необходимых разрешений ответчиком не представлено.
П. 3.17 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СаНПиН 2.2.1\2.1.11200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», веденных в действие постановлением главного Государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 г. № 74 предусмотрено, что для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются следующие ориентировочные размеры санитарно-защитных зон: - промышленные объекты и производства 4-го класса - 100 м.
В соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74 «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» размер санитарно-защитной зоны для предприятий III, IV, V классов опасности может быть изменен Главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации или его заместителем в порядке, установленном данными правилами.
В соответствии с п. 6.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 размеры санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств, являющихся источниками физических факторов воздействия на население, устанавливаются на основании акустических расчетов с учетом места расположения источников и характера создаваемого ими шума, электромагнитых полей, излучений, инфразвука и других физических факторов. Для установления размеров санитарно - защитных зон расчетные параметры должны быть подтверждены натурными измерениями факторов физического воздействия на атмосферный воздух.
Однако в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие проведение натурных измерений факторов физического воздействия на атмосферный воздух, санитарно - защитная зона от территории предприятия до жилого дома <адрес> установлена на основании расчетных данных, что не соответствует требованиям п. 6.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Таким образом, ответчиком в ходе рассмотрения дела не предоставлены доказательства возможности уменьшения санитарно-защитной зоны, предусмотренного действующим законодательством.
Соглашением о расторжении договора аренды земельного участка для размещения нестационарного объекта от ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что по взаимному согласию Мэрии г. Новосибирска и ООО «Альфа» договор аренды земельного участка для размещения нестационарного объекта от ДД.ММ.ГГГГ №а признан расторгнутым с 06.11.2012 года. Поскольку в настоящее время договор аренды, заключенный между Мэрией г. Новосибирска и ООО «Альфа» для размещения нестационарного объекта расторгнут, у ООО «Альфа» отсутствуют законные основания для строительства и эксплуатации автомойки на 3 поста по <адрес>
К тому же в материалах дела имеется постановление Мэрии г. Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня улиц, площадей и вокзалов города Новосибирска, где запрещено размещение отдельно стоящих нестационарных объектов торговли и услуг, объектов автомобильного сервиса», в соответствии с которым <адрес> включена в перечень улиц, где запрещено размещать отдельно стоящие нестационарные объекты автомобильного сервиса /л.д. 201-202/.
Анализ собранных по делу доказательств и оценка их в совокупности по правилам ст.67 ГПК РФ позволяют суду прийти к выводу о том, что ООО «Альфа» не выполняет установленные требования природоохранного законодательства, что нарушает права и охраняемые интересы истцов на благоприятную окружающую среду, и может повлечь за собой причинение существенного вреда состоянию и качеству окружающей среды.
В связи с вышеизложенным, суд полагает, что требования истцов законны и подлежат удовлетворению.
Рассматривая ходатайство представителя ответчика о возмещении ему судебных расходов в размере 15 000 рублей суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Поскольку исковые требования истцов удовлетворены в полном объеме, суд не находит оснований для удовлетворения требований о взыскании с них судебных расходов представителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Рыжовой Зои Михайловны, Черемных Галины Андреевны, Гармаш Нины Егоровны, Герасимова Сергея Ивановича, Герасимовой Татьяны Павловны, Минзовой Надежды Павловны, Кузнецова Бориса Васильевича удовлетворить.
Запретить ООО «Альфа» строительство в пределах санитарной зоны автомоечного комплекса на три поста в районе <адрес>.
Решение суда может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца.
Судья /подпись/
Копия верна:
Судья
Подлинник решения суда от 19.03.2013 года подшит в гражданском деле № 2-64/13, находящемся в Кировском районном суде города Новосибирска.
По состоянию на " " _________ 2013 года судебный акт не вступил в законную силу
Судья