К делу №2-112/17г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 февраля 2017 года Геленджикский городской
суд Краснодарского края
в составе
председательствующего Дрепа М.В.
при секретаре Козмовой С.И.
с участием прокурора Зиненко А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Фоменко Е.Е. к Федеральному дорожному агентству о признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Фоменко Е.Е. обратилась в суд с иском, уточненным в порядке ст.39 ГПК РФ, к Федеральному дорожному агентству (далее - Росавтодор) о признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда, указав в обоснование требований, что с 2003г. работала в должности директора федерального государственного унитарного предприятия «Пансионат «Геленджикская бухта» (далее - ФГУП «Пансионат «Геленджикская Бухта»), находящегося в ведомственном подчинении Росавтодора. Приказом Росавтодора от 21.07.2016г. № трудовой договор от 10.04.2008г. №
был прекращен с 22.07.2016г. в соответствии с подпунктом а) пункта 6.3 трудового договора, на основании п.2 ч.2 ст.278 Трудового кодекса РФ.
Полагает свое увольнение незаконным, так как у ответчика отсутствовали объективные причины для увольнения истицы по данному основанию. Так, из акта проверки и приказа об увольнении видно, что истица уволена в связи с невыполнением двух показателей экономической деятельности предприятия, однако ответчиком не учтены обстоятельства, объективно препятствующие истице выполнить указанные показатели.
Кроме того, при увольнении ответчиком допущены нарушения: с приказом об увольнении истица ознакомлена 22.07.2016г, от подписи в приказе истица отказалась по причине ее стрессового эмоционального состояния; расчет с истицей произведен 22.07.2016г. и в этот же день она получила трудовую книжку; в трудовую книжку внесена запись об увольнении с 21.07.2016г.
В связи с указанным просит признать ее увольнение незаконным и восстановить на работе в должности директора АО «Пансионат «Геленджикская бухта» (поскольку ФГУП «Пансионат «Геленджикская Бухта» реорганизовано в акционерное общество), взыскать средний заработок за время вынужденного прогула за период с 22.07.2016г. по день вынесения решения суда, взыскать с ответчика в счет компенсации морального вреда 10 000 рублей и судебные издержки в размере 6000 рублей.
В судебном заседании истица и ее представитель поддержали требования по указанным основаниям.
Представитель ответчика просил рассмотреть дело в его отсутствие, в своих возражениях иск не признал, ссылаясь на то, что приказом Федерального дорожного агентства №348 от 30.10.2014г. утверждена программа деятельности ФГУП «Пансионат «Геленджикская Бухта» на 2015 год, и предприятие обязано выполнять утвержденную в установленном порядке программу деятельности предприятия, а также показатели экономической эффективности деятельности предприятия. Росавтодором 07.06.2016г. была проведена выездная проверка состояния имущественного комплекса и финансово-хозяйственной деятельности предприятия. В ходе проверки установлено неисполнение предприятием утвержденных в установленном порядке показателей экономической деятельности за 2015 год. Приказом руководителя Росавтодора № от 21.07.2016г. принято решение прекратить трудовой договор и уволить Фоменко Е.Е. в соответствии с подпунктом а) пункта 6.3 раздела 6 трудового договора от 10.04.2008г. № ОБ-154П, на основании пункта 2 части 2 статьи 278 Трудового кодекса РФ (т.1 л.д.219-225).
Представитель 3-го лица – АО «Пансионат «Геленджикская бухта» просил рассмотреть дело в его отсутствие, полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Выслушав истицу и ее представителя, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.7 ч.1 ст.20 Федерального закона от 14.11.2002г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия: назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами.
Согласно п.1 ст.21 данного Федерального закона, руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор) является единоличным исполнительным органом унитарного предприятия. Руководитель унитарного предприятия назначается собственником имущества унитарного предприятия. Руководитель унитарного предприятия подотчетен собственнику имущества унитарного предприятия.
Руководитель унитарного предприятия организует выполнение решений собственника имущества унитарного предприятия.
В соответствии с ч.1 ст.273 Трудового кодекса РФ руководитель организации - физическое лицо, которое в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.
Согласно ст.274 Трудового кодекса РФ, права и обязанности руководителя организации в области трудовых отношений определяются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами организации, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 15.03.2005г. N3-П указал, что правовой статус руководителя организации (права, обязанности, ответственность) значительно отличается от статуса иных работников, что обусловлено спецификой его трудовой деятельности, местом и ролью в механизме управления организацией: он осуществляет руководство организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа, совершает от имени организации юридически значимые действия (ст.273 Трудового кодекса РФ; п.1 ст.53 ГК РФ). В силу заключенного трудового договора руководитель организации в установленном порядке реализует права и обязанности юридического лица как участника гражданского оборота, в том числе полномочия собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом организации, а также права и обязанности работодателя в трудовых и иных, непосредственно связанных с трудовыми, отношениях с работниками, организует управление производственным процессом и совместным трудом.
Выступая от имени организации, руководитель должен действовать в ее интересах добросовестно и разумно (п.3 ст.53 ГК РФ). От качества работы руководителя во многом зависят соответствие результатов деятельности организации целям, ради достижения которых она создавалась, сохранность ее имущества, а зачастую и само существование организации. Кроме того, полномочия по управлению имуществом, которыми наделяется руководитель, и предъявляемые к нему в связи с этим требования предполагают в качестве одного из необходимых условий успешного сотрудничества собственника с лицом, управляющим его имуществом, наличие доверительности в отношениях между ними.
Поэтому федеральный законодатель вправе, исходя из объективно существующих особенностей характера и содержания труда руководителя организации, выполняемой им трудовой функции, предусматривать особые правила расторжения с ним трудового договора, что не может расцениваться как нарушение права каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
Согласно п.2 ч.2 ст.278 Трудового кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 3 июля 2016г. №347-ФЗ) помимо оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, включая основания, предусмотренные частью первой настоящей статьи, и иными федеральными законами, основаниями прекращения трудового договора с руководителем организации могут быть иные основания, предусмотренные трудовым договором.
Конституционный Суд РФ (Определение от 19.07.2016г. N 1441-О) разъяснил, что предоставление сторонам трудового договора права устанавливать дополнительные основания прекращения трудового договора учитывает специфику правового положения руководителей организации, согласуется с принципом свободы трудового договора и направлено на соблюдение баланса интересов работника и работодателя.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Фоменко Е.Е. с 29.05.2007г. была назначена на должность директора ФГУП «Пансионат «Геленджикская Бухта», с освобождением ее от прежней должности (директора ГУП «База отдых «Геленджикская Бухта», в которой истица состояла с 19.12.2003г. – т.1 л.д.35, 36, 246).
Из Устава ФГУП «Пансионат «Геленджикская Бухта» (т.1 л.д.23-34, т.2 л.д.4-15) следует, что предприятие является коммерческой организацией; предприятие находится в ведомственном подчинении Федерального дорожного агентства; полномочия собственника имущества предприятия осуществляют федеральные органы исполнительной власти в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации (пункты 1.3, 1.4).
Предприятие обязано выполнять утвержденную в установленном порядке программу деятельности предприятия, а также показатели экономической эффективности деятельности предприятия (пункт 4.3).
Предприятие возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности приказами Федерального дорожного агентства. Права и обязанности директора, а также основания для расторжения трудовых отношений с ним регламентируются трудовым законодательством, а также трудовым договором, заключаемым с Федеральным дорожным агентством (пункт 5.1).
10.04.2008г. между истицей и Федеральным дорожным агентством был заключен трудовой договор № сроком на три года, согласно условиям которого руководитель ФГУП «Пансионат «Геленджикская Бухта» обязан, в частности добросовестно и разумно руководить предприятием, организовывать деятельность предприятия, обеспечивать выполнение установленных показателей экономической эффективности деятельности предприятия в составе программы его деятельности и осуществлять иные полномочия, отнесенные законодательством, Уставом предприятия и настоящим трудовым договором к его компетенции; при исполнении своих должностных обязанностей руководствоваться законодательством РФ, Уставом предприятия и настоящим трудовым договором (пункты 2.3.1, 2.3.2).
Положения п.6.3 трудового договора, заключенного с истицей 10.04.2008г, предусматривают его расторжение по инициативе органа исполнительной власти по основаниям, предусмотренным законодательством РФ о труде, а также по дополнительным основаниям - подпункт "а" - невыполнение по вине руководителя утвержденных в установленном порядке показателей экономической эффективности деятельности предприятия (т.1 л.д.37-44, 247-253).
09.04.2013г. между сторонами заключено дополнительное соглашение к трудовому договору, в соответствии с условиями которого трудовой договор от 10.04.2008г. № заключен Фоменко Е.Е. на неопределенный срок (т.1 л.д.45, т.2 л.д.1).
Приказом руководителя Федерального дорожного агентства № от 21.07.2016г. трудовой договор с Фоменко Е.Е. прекращен в соответствии с подп. а) пункта 6.3 раздела 6 трудового договора от 10.04.2008г. № ОБ-154П за невыполнение по вине руководителя утвержденных в установленном порядке показателей экономической эффективности деятельности предприятия, и истица уволена с 22.07.2016г. на основании п.2 ч.2 ст.278 Трудового кодекса РФ (т.1 л.д.59).
Суд не может согласиться с доводами истицы о незаконности приказа об увольнении.
Согласно Порядку отчетности руководителей федеральных государственных унитарных предприятий и представителей интересов Российской Федерации в органах управления акционерных обществ, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 04.10.1999г. N 1116, руководитель федерального государственного унитарного предприятия представляет в Росимущество следующие документы: отчет руководителя предприятия; бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах предприятия; справка о своевременном представлении сведений в целях ведения реестра федерального имущества; справка об участии предприятия в коммерческих и некоммерческих организациях; порядок расчета размера вознаграждения руководителя предприятия.
Исходя из положений Постановления Правительства Российской Федерации от 10.04.2002г. N228 "О мерах по повышению эффективности использования государственных предприятий" деятельность федерального государственного унитарного предприятия ежегодно должна осуществляться строго в соответствии с утвержденной Программой. Руководитель федерального государственного унитарного предприятия представляет ежегодно, до 01 августа, в федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится предприятие, проект программы деятельности предприятия на следующий год.
В соответствии с п.2.3.1 трудового договора, заключенного с истицей, в ее обязанности, как руководителя предприятия, входит обеспечение выполнения установленных показателей экономической эффективности деятельности предприятия в составе утвержденной в установленном порядке программе деятельности предприятия.
Так, согласно программе деятельности ФГУП «Пансионат «Геленджикская Бухта» на 2015 год, утвержденной приказом Федерального дорожного агентства № от 30.10.2014г, размер чистой прибыли, планируемой к получению указанным предприятием по итогам 2015г, составляет 750 тыс. рублей (т.2 л.д.22 - 25).
Письмом Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае от 19.07.2016г. №, ТУ Росимущества сообщило о невозможности утвердить бухгалтерскую отчетность и отчет руководителя ФГУП «Пансионат «Геленджикская Бухта» за 2015г, так как при планируемой программой деятельности предприятия чистой прибыли в размере 750 тыс. рублей, предприятием по итогам 2015 года показан убыток в размере 2 441 тыс. рублей (т.2 л.д.35 - 37).
Согласно акта проверки состояния имущественного комплекса и финансово-хозяйственной деятельности ФГУП «Пансионат «Геленджикская Бухта» за 2015г, с которым истица была ознакомлена, убытки указанного предприятия составили 2 441 тыс. рублей (т.2 л.д.27 - 34).
Таким образом, представленные сторонами доказательства и установленные по делу обстоятельства подтверждают правомерность принятия ответчиком решения о прекращении с истицей трудового договора по п.2 ч.2 ст.278 Трудового кодекса РФ, поскольку материалами дела подтверждается факт нарушения истицей подп. "а" п.6.3 трудового договора от 10.04.2008г. № ОБ-154П.
Вопреки доводам Фоменко Е.Е, порядок прекращения с истицей трудового договора ответчиком не нарушен, увольнение на основании п.2 ч.2 ст.278 Трудового кодекса РФ не является дисциплинарным взысканием и в данном случае порядок применения дисциплинарного взыскания, установленный статьей 193 Трудового кодекса РФ, к данному спору неприменим.
В связи с вышеизложенным, оснований для удовлетворения исковых требований в данной части, суд не усматривает.
При отсутствии оснований для удовлетворения требований Фоменко Е.Е. о признании увольнения незаконным, восстановлении на работе суд отказывает в удовлетворении ее требований о взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда, являющихся производными от основного требования.
Доводы Фоменко Е.Е. о том, что в трудовую книжку внесена запись о ее увольнении с 21.07.2016г, не влияет на правомерность принятия ответчиком решения о прекращении с истицей трудового договора.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003г. N 225 утверждены Правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, которые устанавливают, что при прекращении трудового договора по другим основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом Российской Федерации или иными федеральными законами, в трудовую книжку вносится запись об увольнении (прекращении трудового договора) со ссылкой на соответствующие статью, пункт Трудового кодекса Российской Федерации или иного федерального закона (п.18).
В случае выявления неправильной или неточной записи в трудовой книжке исправление ее производится по месту работы, где была внесена соответствующая запись, либо работодателем по новому месту работы на основании официального документа работодателя, допустившего ошибку. Работодатель обязан в этом случае оказать работнику при его обращении необходимую помощь (п.27).
Следовательно, Фоменко Е.Е. не лишена возможности в установленном порядке внести исправление в неточную запись в трудовой книжке (т.1 л.д.174-175) по месту работы, где была внесена соответствующая запись.
Учитывая, что истица освобождена от уплаты государственной пошлины в силу положений ст.393 Трудового кодекса РФ, государственная пошлина подлежит отнесению на счет местного бюджета.
Руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Фоменко Е.Е., отказать.
Судебные издержки отнести на счет местного бюджета.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Геленджикский городской суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья