Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Домодедово 08 октября 2020 года
Домодедовский городской суд Московской области в составе:
председательствующего Никитиной А.Ю.
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО2 к <данные изъяты> о признании незаконным отказа в выплате пособия по временной нетрудоспособности, возложении обязанности выплатить пособие по временной нетрудоспособности и проценты за нарушение установленного срока выплаты пособия,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с иском к ответчикам, в котором просил признать незаконным отказ <данные изъяты> в выплате пособия по временной нетрудоспособности по электронному листку нетрудоспособности, обязать выплатить ему начисленное пособие за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 29 917,81 руб., а также проценты за нарушение установленного срока выплаты пособия за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 895,53 руб.
Свои требования мотивировал тем, что работает в компании <данные изъяты> в должности бортпроводника. ДД.ММ.ГГГГ по прибытии из <данные изъяты> (страны, в которой зарегистрированы случаи заболевания коронавирусной инфекцией), он незамедлительно по телефону горячей линии сообщил об этом. Ему ответили, что он должен находиться на карантине в связи с коронавирусом и разъяснили положение об оплате электронных листков нетрудоспособности. Работодатель также сообщил, что прибывшие экипажи сразу должны находиться на карантине, а оплата за этот период – это оплата больничного листа. В личном кабинете на сайте ФСС ДД.ММ.ГГГГ было зарегистрировано его заявление и указано, что за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ему причитается пособие по больничному листу в размере ДД.ММ.ГГГГ а ДД.ММ.ГГГГ в указанной выплате отказано без объяснения причин. ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлением в <данные изъяты> с просьбой дать мотивированные объяснения. В ответе на обращение <данные изъяты>, сославшись на письмо <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому изоляция лиц не распространяется на экипажи воздушных судов, указало, что листок нетрудоспособности был выдан медицинской организацией с нарушением порядка, установленного законодательством. При повторном обращении в <данные изъяты> ему был дан аналогичный ответ. Считает отказ в выплате пособия по временной нетрудоспособности незаконным, нарушающим его права, поскольку он вынесен в нарушение положений Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении временных правил оформления листков нетрудоспособности, назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в случае карантина».
В судебном заседании истец заявленные требования поддержал по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении, просил удовлетворить.
Представитель ФИО7 ФИО4 в судебном заседании возражала в удовлетворении исковых требований по доводам письменного отзыва на иск. Суду пояснила, что на период пандемии действовали Временные правила оформления листков нетрудоспособности, которые формировались автоматически, а выплата пособий осуществлялась после получения Фондом информации, подтверждающей обоснованность выдачи больничного листа. После проверки больничного листа ФИО2 выяснилось, что он является членом экипажа воздушного судна и на него не распространяются Временные правила, что отражено в письме Роспотребназдора от ДД.ММ.ГГГГ и которым Фонд руководствовался при вынесении оспариваемого отказа в выплате истцу пособия. Также указала, что разъяснения, данные в письме Роспотребнадзора, были доведены до эксплуатантов воздушных судов, к которым также относится работодатель истца, в связи с чем именно работодатель обязан был оплатить истцу период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ как рабочие дни.
Представитель ФИО8 в судебное заседание не явился, направил в суд отзыв на исковое заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ФИО9 по доверенности ФИО5 в судебном заседании требования истца поддержал, представил письменный отзыв на исковое заявление.
Представители ФИО10 в судебное заседание не явились, судом извещались. В суд от них поступили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
Выслушав явившихся участников процесса, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований и исходит из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 183 ТК РФ, при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами.
Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию является пособие по временной нетрудоспособности.
В силу положений пункта 1 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Порядок расчета и выплаты пособий по временной нетрудоспособности регулирует Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
Документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности (часть 5 статьи 13 Закона).
Случаи, при наступлении которых выдается листок нетрудоспособности, приведены в пунктах 1, 11, 23, 24, абз. 9 п. 26, п. 34, абз. 6 п. 40, пункты с 52 по 55 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 624н: болезнь (травма) гражданина; болезнь члена семьи, за которым необходим уход; беременность и предстоящие роды; карантин.
В соответствии со ст. 1.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством": 1) обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам утраченного заработка (выплат, вознаграждений) или дополнительных расходов в связи с наступлением страхового случая по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; 2) страховой случай по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - свершившееся событие, с наступлением которого возникает обязанность страховщика, а в отдельных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, страхователя осуществлять страховое обеспечение.
Статьи 2, 2.1 и 2.2 Закона определяют субъектный состав обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности. В соответствии со ст. 2.2 Закона обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется страховщиком, которым является Фонд социального страхования Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Закона, финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств страхователя в случаях, предусмотренных п. 1 ч. 2 настоящей статьи.
При этом страховщик (ФСС РФ), в соответствии с пп. 5 п. 2 ст. 4.2 Закона не только имеет право, но обязан осуществлять контроль за соблюдением страхователями законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством при выплате страхового обеспечения застрахованным лицам. В связи с чем, согласно ст. 4.2 Закона он имеет право: 1) проводить проверки правильности выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам, требовать и получать от страхователей необходимые документы и объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверок; 2) запрашивать у страхователей документы, связанные с расходами на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, в том числе при выделении страхователю средств на указанные расходы сверх начисленных страховых взносов; 4) не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов; 5) обращаться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по надзору и контролю в сфере здравоохранения, с запросами о проведении в медицинских организациях проверок организации экспертизы временной нетрудоспособности, обоснованности выдачи и продления листков нетрудоспособности.
Застрахованные лица для своевременного и в полном объеме получения страхового обеспечения и для реализации других своих прав в системе отношений обязательного социального страхования, в соответствии со ст. 4.3 Закона, обязаны: 1) представлять страхователю, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страховщику достоверные документы, на основании которых выплачивается страховое обеспечение; 2) уведомлять страхователя (страховщика) об обстоятельствах, влияющих на условия предоставления и размер страхового обеспечения, в течение 10 дней со дня их возникновения; 3) соблюдать режим лечения, определенный на период временной нетрудоспособности, и правила поведения больного в медицинских организациях; 4) выполнять иные требования, установленные законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. При этом, в случае невыполнения застрахованными лицами обязанностей, установленных частью 2 настоящей статьи, страховщик вправе взыскать с них причиненный ущерб в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как установлено п. 1 ст. 13 Закона, назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица.
При этом, согласно п. 5 ст. 13 Закона императивным условием для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам является предоставление застрахованным лицом перечня документов, в том числе и листка нетрудоспособности, выданного медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Порядок выдачи листков нетрудоспособности утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 624н.
Согласно п. 5 данного Порядка, выдача и продление листка нетрудоспособности осуществляется медицинским работником только после осмотра гражданина и записи данных о состоянии его здоровья в медицинской карте амбулаторного (стационарного) больного, обосновывающей необходимость временного освобождения от работы. Бланки листков нетрудоспособности регистрируются в первичной медицинской документации с указанием их номера, дат выдачи и продления, выписки гражданина на работу, сведений о направлении гражданина в другую медицинскую организацию.
Оформление листков нетрудоспособности осуществляется в соответствии с главой IX настоящего Порядка.
Как следует из п. 10 Порядка, проверка соблюдения установленного порядка выдачи, продления и оформления листков нетрудоспособности осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
При этом, наступление страхового случая по смыслу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" фиксируется после осмотра гражданина соответствующими врачами в первичной медицинской документации, в том числе в обязательном порядке - в медицинской карте амбулаторного (стационарного) больного, обосновывающей необходимость временного освобождения от работы и являющейся основным первичным медицинским документом больного.
В связи с распространением новой коронавирусной инфекции <данные изъяты> для лиц, вернувшихся в ФИО1 из стран, где зарегистрированы заболевания новой коронавирусной инфекцией, и проживающих с ними членов семьи Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 294 утверждены временные правила оформления листков нетрудоспособности и выплат пособий по временной нетрудоспособности (далее – Временные правила), действовавшие в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с пунктом 10 Временных правил работник, находящийся на карантине, дистанционно получает электронный листок нетрудоспособности. Назначение и выплата пособия осуществляются территориальным органом Фонда по месту регистрации страхователя непосредственно застрахованному (работающему) лицу.
На работодателя возлагается обязанность по представлению необходимых документов (п. 14 Временных правил).
Согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации N 7 от ДД.ММ.ГГГГ лицам, прибывшим на территорию Российской Федерации, предписано выполнять требования по изоляции в домашних условиях (нахождению в изолированном помещении, позволяющем исключить контакты с членами семьи и иными лицами, не подвергнутыми изоляции) сроком на 14 календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации, а работодателям предписано оказывать содействие в обеспечении работникам условий изоляции на дому.
При этом, в письме Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее – Роспотребнадзор) от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке реализации постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.03.2020» разъяснено, что требование об изоляции на 14 дней не распространяется: на сотрудников официальных представительств иностранных государств, расположенных в РФ (посольств, консульств, международных организаций и др.); водителей международного автомобильного грузового сообщения, экипажи воздушных, морских и речных судов, бригады международного железнодорожного сообщения; членов официальных делегаций и владельцев дипломатических, служебных и частных виз, выданных в связи со смертью близкого родственника; транзитных авиапассажиров. При этом, данные лица должны использовать средства индивидуальной защиты и соблюдать правила личной гигиены.
Судом установлено и следует из материалов дела, что истец ФИО2 состоит в трудовых отношениях с ФИО11 в должности бортпроводника.
ДД.ММ.ГГГГ истцом через личный кабинет на сайте ФСС РФ дистанционно сформирован электронный листок нетрудоспособности № с периодом освобождения от работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, сумма пособия за указанный период определена в размере 29 917,81 руб. (л.д. 21-25, 44-45, 65-66).
При обращении истца в ФИО12 последним ДД.ММ.ГГГГ сообщено об отказе в назначении и выплате пособия по временной нетрудоспособности в связи с карантином. Отказ мотивирован тем, что электронный листок нетрудоспособности оформлен медицинской организацией с нарушением действующего законодательства и не должен был быть выдан ввиду нераспространения требований об обязательной изоляции лиц, прибывших на территорию Российской Федерации, на экипажи воздушных судов (л.д. 36-37).
Пунктом 4 статьи 4.7 Закона N 255-ФЗ установлено, что в случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету.
С учетом вышеизложенных норм права, условиями, необходимыми для возмещения страхователю произведенных им расходов по обязательному социальному страхованию, являются наличие трудовых отношений между страхователем и застрахованным лицом; наступление страхового случая и выплата соответствующих видов пособия застрахованному лицу, которые должны быть подтверждены документально.
Как усматривается из доводов ответчиков, основанием для принятия решения об отказе истцу в оплате листка нетрудоспособности, выданного в целях соблюдения гражданами карантина, послужило письмо ФИО13 от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому требование об изоляции на 14 дней не распространяется, в том числе, на экипажи воздушных судов, к которым относится истец. По мнению ФСС РФ, электронный больничный лист был выдан истцу в нарушение закона и оплате не подлежит.
Оценив представленные сторонами доказательства, в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания решения <данные изъяты> незаконным.
Доводы истца о том, что письмо Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ нормативно-правовым актом не является и не вносит изменений в само Постановление Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ, а также не относится к порядку оформления и выдачи листков нетрудоспособности медицинской организацией, судом отклоняются.
Конституция Российской Федерации признает неотъемлемым правом каждого человека право на охрану здоровья (статья 41), на благоприятную окружающую среду (статья 42).
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка в соответствии с пунктами 1, 3 Положения о Федеральной службе по надзору сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 322.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в абзаце втором пункта 2 статьи 51 наделяет Главного государственного санитарного врача Российской Федерации полномочиями утверждать нормативные и другие документы, регламентирующие осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Пунктом 6 ст. 40 Закона "О защите прав потребителей" установлено, что орган государственного надзора вправе давать разъяснения по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей. В соответствии с подп. 6.2 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 322, Роспотребнадзор в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы.
Как указано в письме Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от ДД.ММ.ГГГГ №, издаваемые Роспотребнадзором официальные разъяснения, не создавая новых правовых норм, осуществляют уточнение и конкретизацию действующих актов в целях их реализации, являясь тем самым их составной частью, служащей важным средством правильного применения норм права путем устанавливаемых разъяснениями организационно-вспомогательных правил понимания и применения действующего законодательства.
Указанные разъяснения также будут способствовать правильному применению действующего законодательства общественными объединениями, которые в силу закона обязаны осуществлять общественный контроль в сфере защиты прав потребителей.
Письмо от ДД.ММ.ГГГГ № издано Роспотребнадзором при реализации его полномочий в установленной сфере деятельности и является ответом в связи с поступающими обращениями по вопросу реализации постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019"; в установленном законом порядке недействительным не признано.
Оценивая данные обстоятельства дела, на основании вышеприведенных правовых положений, суд приходит к выводу о том, что обжалуемый отказ принят ответчиком по результатам проведенных в отношении истца как застрахованного лица проверок, в рамках предоставленной ему законом компетенции, порядок принятия оспариваемого решения соблюден, основания для его принятия у ответчика имелись, содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Поскольку судом не установлен факт нарушений прав истца со стороны ответчиков, требования истца об обязании выплатить ему начисленное пособие и проценты за нарушение установленного срока выплаты пособия удовлетворению также не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований ФИО2 к ФИО15 о признании незаконным отказа в выплате пособия по временной нетрудоспособности, возложении обязанности выплатить пособие по временной нетрудоспособности и проценты за нарушение установленного срока выплаты пособия отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Домодедовский городской суд.
Председательствующий А.Ю. Никитина