Дело № 2-286/12
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
*** года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе: председательствующего судьи Фирсовой Е.А., при секретаре Красавцевой О.Н.,
с участием: представителя истца помощника прокурора г. Благовещенска Кузнецовой Т.Ю.. Ермакова А.Б., представителя ответчика Администрации г. Благовещенска - Мазеиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Благовещенска в интересах Ермакова к Администрации г. Благовещенска о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Благовещенска, действующий в интересах Ермакова А.Б., обратился в суд с данным иском, в обоснование которого указал, что постановлением главы администрации г. Благовещенска *** от *** Ермакову А.Б. было отказано в постановке на учет на внеочередное получение жилого помещения в г. Благовещенска как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по тем освоениям, что гражданин не может быть признан нуждающимся в жилом помещении в связи с превышением 23-х летнего возраста, а также в связи с тем, что он не является жителем г. Благовещенска. Данный отказ прокурор считает незаконным по следующим основаниям. По смыслу ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» следует, что положения данного закона распространяются на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста. В этой связи гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью, должна предоставляться до достижения казанными лицами 23-летнего возраста. Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения. Следовательно, достижением лицом из числа детей -сирот возраста 23 лет, вставшим на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, основанием для отказа компетентными органами во внеочередном предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма не является. Согласно справке ГСУ социального облуживания Малиновский дом-интернат для умственно отсталых детей от *** Ермаков А.Б. находился в данном доме-интернате с *** по *** В Малиновский дом-интернат поступил из Благовещенского специализированного дома ребенка, был отправлен отделом образования г. Благовещенска. С *** Ермаков А.Б. зарегистрирован по адресу: с. Родионовка, *** *** Амурской области. Из справки главы администрации Радионовского сельсовета от *** и акта проверки жилищных условий от *** следует, что данная квартира принадлежит религиозной организации Амурской области Христиан веры Евангельских пятидесятников. В настоящее время проживает в *** (молитвенный дом). Согласно ч. 3 ст. 8 ФЗ от *** *** «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в редакции закона от *** ***, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся на территории РФ, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по мессу выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территории соответствующих районов и городов субъектов РФ, если место их рождения находится за пределами территории РФ. Таким образом, Ермаков А.Б. имеет право на однократное обеспечение органами местного самоуправления г. Благовещенска вне очереди жилой площадью по договору социального найма. На основании изложенного прокурор г. Благовещенска просит признать незаконным отказ администрации г. Благовещенска Ермакову А.Б. в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, как лицу из числа детей-сирот от *** ***, обязать орган местного самоуправления в лице администрации г. Благовещенска предоставить Ермакову А.Б. жилое помещение в черте г. Благовещенска. Отвечающее санитарным и техническим условиям, общей площадью не менее 18 кв.м. по договору социального найма.
Определением Благовещенского городского суда от *** для участия в деле в качестве третьих лиц на стороне ответчика, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Министерство финансов Амурской области, Министерство образования и науки Амурской области.
Будучи уведомленными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились представители третьих лиц: Министерства финансов Амурской области, не представившие суду сведений о причинах своей неявки и доказательств уважительности этих причин, Министерства образования и науки Амурской области, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие. При таких обстоятельствах и на основании правил ч.ч. 3, 5 ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело при данной явке.
Представитель прокурора г. Благовещенска в судебном заседании на требованиях настаивала, пояснила об обстоятельствах, изложенных в исковом заявлении, дополнительно суду пояснила, что Ермаков А.Б. является лицом, оставшимся без попечения родителей. Достижение им возраста 23 лет не препятствовало в постановке на учет, так как по состоянию здоровья он ранее не мог обратиться. Кроме того, данную обязанность Администрация г. Благовещенска должна была выполнить еще ранее. Ермаков А.Б. вынужден проживать в Бурейском районе временно в Молитвенном доме. Дом, где он зарегистрирован, снесен, сгорел. После окончания учебного заведения в *** году, после Малиновского дома-интерната, поскольку ему не куда было идти, он был направлен в ***, а затем в связи с его состоянием здоровья его перевели в ***. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от *** ***, действующий на момент окончания учебного учреждения, действовал в старой редакции, документов о постановке на учет, либо закрепления за Ермаковым А.Б. какого-либо жилого помещения в *** году не было. Нельзя говорить о том, что *** является местом жительства Ермакова А.Б., так как там у него временная регистрация. В *** он вынужденно проживает временно, в связи с тем, что ему некуда идти. В *** дом-интернат он был направлен не по своей воли. Просила исковые требования удовлетворить.
В обоснование своей позиции в судебном заседании *** представитель прокурора г. Благовещенска суду пояснила, что в ходе прокурорской проверки сведения о том, обеспечивался ли Ермаков А.Б. помещением по месту своего жительства или нет, установлены не были. Есть информация, что в *** отделении «Ростехинвентаризация» за Ермаковым А.Б. имущество не зарегистрировано. Согласно материалам дела, отсутствуют документы, подтверждающие или опровергающие факт предоставления субсидий или жилой площади. Ермаков А.Б. с *** года проживал в помещении религиозной организации.
В судебном заседании истец Ермаков А.Б. настаивал на заявленных исковых требованиях, доводах искового заявления, в дополнение суду пояснил, что он хочет жить в г. Благовещенске. Он сейчас живет в *** временно, этот дом, в котором он живет, принадлежит молитвенному дому, церкви.
Представитель ответчика Администрации г. Благовещенска по доверенности Мазеина О.В. иск не признала. В обоснование возражений указала на отсутствие доказательств обращения Ермаковым А.Б. после окончания в *** году учебного заведения и до достижения им возраста 23-х лет в Администрацию г. Благовещенска с заявлением о признании нуждающимся в жилом помещении. Факт не обращения с указанным заявлением полагает свидетельствующим об утрате Ермаковым А.Б. статуса сироты. Считает, что обязательным условием для возникновения у органа местного самоуправления обязанности по предоставлению лицу данной категории жилого помещения, равно как и сохранения за этим лицом права на получение жилого помещения, является постановка этого лица на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до достижения 23-летнего возраста. Кроме того, как следует из материалов дела истец на территории г. Благовещенска не проживал и не проживает, в связи с чем у администрации г. Благовещенска отсутствовала обязанность по постановке Ермакова А.Б. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в г. Благовещенске. Поскольку постановка на учет осуществляется по месту жительства, а жилье предоставляется по месту жительства, а не по месту избрания места жительства. После окончания учебного заведения Ермаков А.Б. в г. Благовещенске не проживал. В соответствии со ст. 28 ЖК РСФСР основанием для постановки на учет является личное заявление гражданина. Согласно ст. 31 ЖК РСФСР прием на учет производится по месту жительства, заявление рассматривается в течение одного месяца. Статус сироты в настоящее время утрачен, Ермакову А.Б. сейчас 28 лет. Постановление об отказе в постановке на учет законно, оснований для предоставления жилья не имеется. Даже если исходить из старого законодательства, то оно действовал до *** года, а Ермаков А.Б. с заявлением в этот период не обращался. Исходя из этого, должен применяться новый закон, поскольку с заявлением он обратился в период действия нового законодательства. Документов о закреплении за Ермаковым А.Б. какого-либо жилья не имеется. Ему отказано потому, что жилым помещением он должен обеспечиваться по месту жительства. Жилье, которое ранее занимал Ермаков А.Б., не находилось в собственности муниципалитета, в связи с чем закреплять за ним данное жилье не могли. Так как он обратился с заявлением в 2011 году, ответчик руководствовался новым законодательством, действующим с *** года, и Законом Амурской области от *** ***-ОЗ «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Согласно разъяснениям Конституционного суда РФ, изложенным в Определении от *** ***-О-П, органы местного самоуправления используют только функции, возложенные на них законодательством, а на администрацию г. Благовещенска эти функции были возложены в *** году, ранее эти функции были отнесены к полномочиям органов субъекта. Как установлено в судебном заседании, г. Благовещенск не является местом жительства Ермакова А.Б. и не являлось местом его жительства после окончания им учебного заведения. При таких обстоятельствах просит в удовлетворении иска отказать.
Позиция третьего лица Министерства образования и науки Амурской области изложена в отзыве на исковое заявление от ***. Из текста отзыва следует, что в соответствии с абзацами первым и четвертым статьи 5 Закона Амурской области от *** *** «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями) органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в том числе администрация города Благовещенска, наделяются государственными полномочиями на неограниченный срок по предоставлению социальной поддержки, установленной частями 1, 6, 9 статьи 2 и частью 3 статьи 4 указанного Закона, а средства на реализацию передаваемых полномочий предусматриваются в составе фонда компенсации областного бюджета в виде субвенции. Вместе с тем, на основании части 3 статьи 4 Закона Амурской области от *** *** «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями) лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления, и в порядке, определенном губернатором области. Порядок обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), детей, переданных в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденный постановлением губернатора области от *** *** определяет главным распорядителем средств, выделяемых для финансового обеспечения жилой площадью указанных лиц министерство образования и науки Амурской области. Согласно приложению *** к Закону Амурской области от *** *** «Об областном бюджете на *** год» (с изменениями от ***) муниципальному образованию город Благовещенск запланирована субвенция на обеспечение жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения в размере *** рублей. По итогам *** года на счета финансового управления администрации города Благовещенска перечислено *** рублей, следовательно, обязанности министерства образования и науки Амурской области, как главного распорядителя средств субвенции в *** году перед муниципальным образованием город Благовещенск исполнены. В приложении *** к Закону Амурской области от *** *** «Об областном бюджете на *** год и плановый период *** и *** годов» - распределение субвенции бюджетам муниципальных образований на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета на *** год муниципальному образованию город Благовещенск предусмотрена субвенция на соответствующие цели в сумме *** рублей. Таким образом, обязанности министерства как главного распорядителя средств субвенции на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения по перечислению субвенции исполняются надлежащим образом.
Выслушав пояснения участников процесса и исследовав доказательства дела, суд пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и подтверждается свидетельством о рождении *** от *** Ермаков Александр Борисович родился *** в г. Благовещенске, его родителями являются БА и НП.
Согласно свидетельству о смерти серии *** от *** НП умерла ***
Согласно свидетельству о смерти серии *** от *** БА умер ***
Из информации ОГУЗ «Дом ребенка специализированный» *** от *** следует, что несовершеннолетний Ермаков А.Б., *** года рождения, поступил в дом ребенка *** *** несовершеннолетний Ермаков А.Б. был переведен в Малиновский дом-интернат.
Справкой ГСУСО « *** дом-интернат для умственно отсталых детей» *** от *** подтверждается, что Ермаков А.Б. находился в данном учреждении с *** по *** В Малиновский детский дом поступил из Благовещенского специализированного дома ребенка, был направлен городским отделом образования.
Таким образом, на момент окончания Ермаковым А.Б. учебного заведения (***) его возраст составлял 18 лет.
Согласно сообщениям Управления Федеральной регистрационной службы по Амурской области *** от *** и Комитета по управлению имуществом муниципального образования г. Благовещенска *** от *** за Ермаковым А.Б. не зарегистрировано недвижимое имущество на территории г. Благовещенска.
Из справки *** ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» от *** следует, что Ермакову А.Б. в *** отделении инвентаризация и постановка на технический учет объектов недвижимого имущества не проводилась.
Справкой Администрации Родионовского сельсовета *** *** от *** подтверждается, что на территории и администрации Родионовского сельсовета Ермаков А.Б. не имеет приватизированного жилья.
Согласно справке Управления образования администрации г. Благовещенска *** от *** в период с *** г. вопрос о жилищных правах Ермакова А.Б. не ставился и не решался.
Из материалов дела и доводов истца следует, что после окончания обучения в Малиновском доме-интернате для умственно отсталых детей Ермаков А.Б. в силу своего заболевания не обращался в органы местного самоуправления за предоставлением ему жилья, как лицу, относящемуся к категории детей, оставшихся без попечения родителей.
Оценивая на предмет соответствия закону заявленные истцом требования, в обоснование которых указано, что истец, как лицо, оставшееся без попечения родителей, в силу закона обладает правом на получение жилого помещения на условиях социального найма, а также возражения ответчика, полагающего истца утратившей право на получение такой социальной меры поддержки в связи с не постановкой на соответствующий учет до достижения возраста 23 лет, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от *** ***-О, осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан (детей - сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (статья 39, часть 2, Конституции Российской Федерации), в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально - экономического развития финансовых и иных средств и возможностей. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. К последним названный Федеральный закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите (абзац четвертый статьи 1).
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации, ст. 5 Закона РФ от *** *** «Об основах федеральной жилищной политики», граждане Российской Федерации имеют право на жилище.
Согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в редакции, действовавшей на момент окончания Ермаковым А.Б. учебного заведения, было предусмотрено, что детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся на территории Российской Федерации, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территориях соответствующих районов и городов субъектов Российской Федерации, если место их рождения находится за пределами территории Российской Федерации. При отсутствии необходимого жилого фонда таким лицам может предоставляться целевая безвозвратная ссуда на приобретение жилого помещения жилой площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Приведенные правила п. 3 ст. 8 ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», были отменены в связи с вступлением в законную силу Федерального закона от *** *** «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», и указанный Закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в редакции от ***, указанных льгот для детей-сирот по предоставлению вне очереди однократно жилого помещения не содержит.
В то же время суд учитывает, что по смыслу статьи 4 ГК РФ, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Из вышеуказанной редакции п. 3 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в ее системной связи с иными положениями этого Закона, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, следует, что момент возникновения у лица, относящегося к данной категории лиц, права на получение меры социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения связывался с самим по себе наличием у лица такого статуса, и не обуславливался постановкой данного лица на соответствующий учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Сходные положения отражены также и в пункте 2 ст. 8 указного Закона, в редакции действующей в настоящее время, согласно которой дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до вышеуказанного возраста. Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью, как мера социальной гарантии на внеочередное предоставление жилья, может считаться реализованной только после предоставления жилого помещения. Поэтому достижение лицом 23-летнего возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированногоинереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.
В связи с чем, суд полагает, что Ермаков А.Б. в силу отнесения его на момент окончания учебного заведения в *** году к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, определенно приобрел право на получение жилого помещения, соответствующего установленным социальным нормам, а в силу действующей в настоящее время редакции пункта 2 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», и положений п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, данное гарантированное и нереализованное право истца, на получение жилого помещения по договору социального найма, носит внеочередной характер.
При этом судом отвергаются как несостоятельные доводы представителя ответчика о том, что не постановка Ермакова А.Б. на соответствующий учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения по категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения возраста 23-х лет свидетельствует об утрате истицей права на внеочередное получение жилья. В данном случае постановка лица на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении сама по себе не является основанием возникновения у лица права на получение жилья, а лишь фиксирует и подтверждает на соответствующем уровне наличие уже существующего у него права на внеочередное получение жилья, и обязанности соответствующего органа по предоставлению жилого помещения.
Ссылка представителя ответчика на положения п. 3 ст. 4 Закона Амурской области *** от ***, которой в числе прочего предусмотрено, что во внеочередном порядке жилой площадью в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма обеспечиваются лица, отнесенные к категории детей, оставшихся без попечения родителей, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, отвергается судом как не подлежащая применению в рассматриваемой ситуации в силу вышеназванных положений ст. 4 ГК РФ, которыми установлено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, а также ввиду наличия установленного судом обстоятельства приобретения истцом права на получение жилья до опубликования данного Закона в установленном порядке и вступления его в законную силу, при том что данным Законом не предусмотрено возможности распространения его действия на отношения, возникшие до его принятия.
Кроме того, суд учитывает закрепленный в ч. 1 ст. 120 Конституции Российской Федерации принцип независимости судей и их подчинения только Конституции Российской Федерации и федеральному закону. Суд также руководствуется пунктом 4 Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от *** *** «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия», который разъяснил, что, если подлежащий применению закон либо иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации противоречит федеральному закону, принятому по вопросам, находящимся в ведении Российской Федерации либо в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, то, исходя из положений ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, суд должен принять решение в соответствии с федеральным законом.
Согласно подтверждаемым материалами дела доводам искового заявления, с момента окончания *** детского дома-интерната для умственно отсталых детей в *** Ермаков А.Б. проживает в ***. зарегистрирован по адресу: *** Амурской области, жилых помещений на территории *** в собственности не имеет.
Согласно акту проверки жилищных условий от *** дом, расположенный по адресу: ***, по месту нахождения которого имеет регистрацию Ермаков А.Б. разобран.
Из ответов администрации *** сельсовета *** от ***, администрации рабочего поселка *** Амурской области *** от ***, муниципального учреждения отдела образования администрации *** *** от ***, следует, что Ермаков А.Б. в *** Амурской области на учете как ребенок-сирота и ребенок, оставшийся без попечения родителей, опекаемый не состоял, в *** не принимался на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за ним не закреплена жилая площадь по договору социального найма, не предоставлялась ссуда в соответствии с ФЗ *** от ***
В судебном заседании по ходатайству представителя прокурора г. Благовещенска были допрошены в качестве свидетелей Свидетель 1, Свидетель 2
Так свидетель Свидетель 1 суду пояснила, что она работает в *** детском доме воспитателем, а с *** года социальным педагогом. Ермакова А.Б. она знает с детства. В их детском доме дети находятся до 18 лет, когда Саше исполнилось 18 лет, его отвезли в *** интернат, но он не хотел никуда ехать, она его забрала, и он жил у нее *** Он учился распоряжаться деньгами, учился жить самостоятельно. Он хочет жить самостоятельно. Он жил в церкви в ***, где помогал топить печку, сторожил. Затем уехал в ***, при церкви жил, был прописан в доме при церкви. Но сейчас этого дома нет. Своего жилья он не имеет. Он хочет иметь свое жилье. Когда они пошли в поселковый совет, чтобы встать на учет, то им было сказано обратиться по месту своего рождения, это все происходило где-то в *** году. После *** года они в поселковый совет *** не обращались. Письменного заявления они не писали, поэтому и письменного отказа не было. Саше было на тот момент 22 года. Он сказал, что, так как его на учет не ставили, он решил уехать жить в ***, но из дома, где он жил, его выгнали и он вернулся к ней. Но у нее негде было жить. Он ушел жить в церковь в ***. Но при церкви ему постоянно жить тоже нельзя. После окончания Малиновского дома - интерната, а это интернат для умственно отсталых детей, Саша был направлен в *** дом-интернат, куда направляются дети, которые не могут за собой ухаживать. Саша может самостоятельно проживать. Когда Саша к ним приехал, тогда предоставление жилья не практиковалось, а сейчас они ставят всех детей на учет. Саша высказывал желание, о том, что он хочет жить в родном городе Благовещенске, где родился.
Свидетель Свидетель 2 суду пояснила, что Ермакова А.Б. знает давно, она работала в его группе воспитателем. С *** года она не работает там, и связь с ним потеряла. Она живет в ***. В *** года Саша пришел к ней и сказал, что из ***, где он проживал, его выгнали. Она посещает церковь, и там договорилась с пастырем, что на период зимы он его приютит. Сейчас он живет в церкви. Они собрали документы, но им отказали в постановке на учет. Сейчас Саша живет в доме Молитвы, отапливает его. Саша самостоятельный, сам одевается, ухаживает за собой. В администрации *** она лично не обращалась, но ходила Свидетель 1 В поселковом совете *** сотрудник Жарикова им сказала, что Саша должен вставать на учет по месту рождения.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации, ст. 5 Закона РФ от *** *** «Об основах федеральной жилищной политики» (в ред. Федеральных законов от *** ***, от *** ***, от *** ***, от *** ***, от *** ***, от *** *** от *** ***), граждане Российской Федерации имеют право на жилище.
Согласно статье 5 Федерального закона от *** *** «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Статьей 37 ранее действовавшего Жилищного кодекса РСФСР предусматривалась, что вне очереди жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.
Статьей 18 Основ жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик, принятых Верховным Советом СССР ***, предусматривалось, что граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР и союзных республик. Жилые помещения предоставляются указанным гражданам, постоянно проживающим в данном населенном пункте (если иное не установлено законодательством Союза ССР и союзных республик), как правило, в виде отдельной квартиры на семью.
Вместе с тем, как следует из ч. 3 ст. 8 ФЗ от *** *** «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в редакции закона от ***, действующей в момент возникновения права у Ермакова А.Б. на предоставление жилого помещения, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся на территории РФ, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территории соответствующих районов и городов субъектов РФ, если место их рождения находится за пределами территории РФ.
Согласно ответу ГАУСО «Малиновский дом-интернат для умственно отсталых детей» *** от *** Ермаков А.Б. поступил в *** детский дом *** из Благовещенского дома ребенка.
Учитывая, что право истца на обеспечение жилым помещением и обязанность ответчика на такое обеспечение возникло в период действия редакции закона от *** *** «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в данном случае положения закона в действующей редакции применению не подлежат.
При этом судом учитывается, что Конституционный Суд неоднократно отмечал, что придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями ст. 1 (ч. 1), 2, 18, 54 (ч. 1), 55 (ч. 2) и 57 Конституции РФ. По смыслу указанных конституционных положений изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
При таких обстоятельствах суд находит, что Ермаков А.Б. имеет право на предоставление ему по договору социального найма благоустроенного жилого помещения во внеочередном порядке в г. Благовещенске в силу отнесения его (Ермакова А.Б.) законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в редакции закона от ***, предоставление жилья которым ставится в зависимость от места выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, а также признания нуждающимся в улучшении жилищных условий. Применительно к истцу наличие данных условий подтверждено материалами дела.
По смыслу п. 3 и 5 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, обязанность по предоставлению жилого помещения детям, оставшимся без попечения, возложена на органы местного самоуправления. При этом в соответствии со ст. 5 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» при исполнении данной обязанности органы местного самоуправления имею право на возмещение расходов за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации.
При этом общая площадь подлежащего предоставлению истцу жилого помещения, в силу ч. 5 ст. 57 Жилищного кодекса РФ и постановления мэра г. Благовещенска от *** *** «О норме предоставления жилого помещения по договору социального найма» не может быть менее 18 кв. метров.
С учетом изложенного, суд считает требование прокурора г. Благовещенска признании незаконным отказа администрации г. Благовещенска Ермакову А.Б. в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, как лицу из числа детей-сирот от *** ***, возложении на администрацию г. Благовещенска предоставить Ермакову А.Б. жилое помещение в г. Благовещенске по договору социального найма - обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора г. Благовещенска, обратившегося в интересах Ермакова Александра Борисовича, к Администрации *** удовлетворить.
Признать незаконным отказ администрации г. Благовещенска в принятии Ермакова Александра Борисовича на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, как лицу из числа детей-сирот *** от ***.
Обязать Администрацию г. Благовещенска предоставить Ермакову Александру Борисовичу жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, в черте города Благовещенске, общей площадью не менее 18 кв. метров, в пользование по договору социального найма.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме, то есть ***.
Судья Фирсова Е.А.