Дело № 2-1861/14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п.Емельяново «6» августа 2014 года
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующий – судья Лукашенок Е.А.,
при секретаре Петухове С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Вигуль Нины Владимировны, Вигуль Олега Ивановича к Администрации Емельяновского района и МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» об обязании утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Вигуль Н.В., Вигуль О.И. обратились в суд с иском к Администрации Емельяновского района в лице МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» о признании действий, выразившихся в отказе в предоставлении земельного участка, расположенного Емельяновский район, п<адрес>, об обязании рассмотреть заявление Вигуль Н.В., Вигуль О.И. в порядке ст. 34 Земельного кодекса РФ, ссылаясь на то, что Вигуль Н.В., Вигуль О.И. обратились к ответчику с соответствующим заявлением, на которое получен ответ, что заявители как многодетные граждане включены в реестр очередников, фактически отказав в заявлении, указав, что испрашиваемые земельные участки ранее согласованы другому лицу, находятся в стадии формирования.
В судебном заседании представитель истцов Красильникова Н.А. исковые требования, поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, пояснив, что указанные земельные участки до сих пор не сформированы и не поставлены на кадастровый учет. Таким образом, участки не были никому согласованы. Давая ответ Вигуль Н.В., Вигуль О.И. администрация свой ответ ничем не подтвердила, схема земельного участка на тот момент не была составлена.
Представитель ответчика МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» – Толокольников А.В. против удовлетворения исковых требований возражал в полном объеме, пояснив, что администрация не нарушала прав истца, спорный земельный участок на момент обращения Вигуль Н.В., Вигуль О.И. мог согласован иному лицу, обратившемуся ранее других.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В порядке главы 25 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. Заявление подается в суд по подсудности, установленной ст.ст. 24-27 настоящего Кодекса. Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются (ч. 1 и ч. 2 ст. 254 ГПК РФ).
В соответствии со ст. 34 ЗК РФ процедура предоставления земельного участка в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности для целей, не связанных со строительством, состоит из следующих этапов: 1) подачи гражданином в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления соответствующего заявления; 2) утверждения и выдачи органом местного самоуправления заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории; 3) выполнения заявителем за свой счет в отношении земельного участка кадастровых работ с последующей постановкой данного надела на государственный кадастровый учет; 4) принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления по получении кадастрового паспорта решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату либо бесплатно либо о передаче его в аренду; 5) заключения договора купли-продажи или аренды земельного участка.
Таким образом, формирование земельного участка и утверждение схемы его расположения является первоначальным этапом, целью которого выступает определение границ надела с учетом зонирования и условий использования соответствующей территории, корректировка границ и площади участка по сравнению с параметрами, ориентировочно приведенными в заявлении. Выполнение указанных действий, а равно и возложение обязанности по их осуществлению, не порождает правовых последствий в виде обязательного предоставления претенденту земельного участка, автоматического возникновения у последнего права на него, поскольку, согласно ст. 34 ЗК РФ, решение о передаче надела в собственность или в аренду принимается только по получении кадастрового паспорта земельного участка. Это обусловлено тем, что права на данное имущество как на самостоятельный объект гражданских прав может возникнуть в том случае, если он в установленном законом порядке создан и индивидуализирован в качестве объекта недвижимости.
Поскольку в рассматриваемой ситуации заявитель выражает несогласие с действиями органа местного самоуправления, просит признать их незаконными, не требуя при этом признания за ним права на обозначенный земельный участок (в настоящее время материально-правовые претензии в отношении надела, с учетом приведенных норм права о последовательности административных процедур, не выдвигаются, сведения о притязаниях на данный объект третьих лиц отсутствуют), суд считает, что Вигуль Н.В., Вигуль О.И.. был избран допустимый способ зашиты своего права.
Выставленное требование о согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории надлежит расценивать как предложенный заявителем способ устранения допущенного, по его мнению, нарушения. Это в полной мере соответствует положениям п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» от 10 февраля 2009 года № 2.
Следовательно, у администрации Емельяновского района возникла обязанность согласно п.4 ст. 34 ЗК РФ в месячный срок рассмотреть заявление Вигуль Н.В., Вигуль О.И.. и либо утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, либо отказать в выдаче такого документа путем направления заявителю мотивированного сообщения.
Согласно ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации (п.1)
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса (п.2).
В указанном в п.2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
На основании ч.7 ст. 36 ЗК РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Составление схемы размещения испрашиваемого участка включает в себя нанесение с учетом кадастрового плана и кадастровой карты территории информации о красных линиях, линиях, обозначающих дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, границы зон объектов капитального строительства с учетом плотности и параметров застройки территории, границы наложения на территорию смежных пользователей.
Наличие такой схемы с учетом документов планировки территории и градостроительного зонирования, схем расположения земельных участков на основе сведений государственного кадастра недвижимости, иных предусмотренных действующим законодательством документов, необходимо для рассмотрения уполномоченным органом вопроса по возможному предоставлению испрашиваемого земельного участка.
Для целей заключения вывода о возможности, либо невозможности предоставить земельный участок, необходимо определить четкие границы участка, что возможно лишь при составлении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте.
Эти же нормы предусмотрены п. 6.14.2 Положения «О порядке образования и предоставления земельных участков на территории муниципального образования Емельяновский район» утвержденных Решением Емельяновского районного Совета депутатов Красноярского края №48-276Р от 30.04.2014 года «О внесении изменений в решение Емельяновского районного Совета депутатов Красноярского края от 06.03.2013 года №39-189Р».
Согласно п.6 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ образование земельных участков может быть осуществлено на основании решения суда в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. При этом согласно п. 17.1 "Методические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства" (утв. Росземкадастром 17.02.2003) (ред. от 18.04.2003) карта (план) объекта землеустройства составляется, если это предусмотрено заданием на выполнение работ, в противном случае составляется карта (план) границ объекта землеустройства в виде карты (плана) границ земельного участка или карты (плана) границ муниципального образования или другого административно-территориального образования.
Из материалов дела следует, что истец Вигуль Н.В., Вигуль О.И. 29.07.2013 года (вх.№4581, №4581а от 01.08.2013г.) обратилась в администрацию Емельяновского района с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства.
В письме от 12.08.2013 года исх. № 5245 администрация Емельяновского района сообщила, что в отношении испрашиваемых Вигуль Н.В., Вигуль О.И.. земельных участков согласованы другим гражданам, ранее подавшим заявление и в настоящее время находится в стадии формирования. Сведений о том, что земельный участок был сформирован, поставлен на кадастровый учет другим лицом по ранее поданному заявлению, в ответе не указано.
Соответственно у Администрации Емельяновского района возникла обязанность согласно п.4 ст. 34 ЗК РФ в месячный срок рассмотреть заявление Вигуль Н.В., Вигуль О.И. и либо утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, либо отказать в выдаче такого документа путем направления заявителю мотивированного сообщения.
В данном случае орган местного самоуправления отказал в утверждении схемы расположения земельного участка со ссылкой на согласование к предоставлению другому гражданину по ранее поданному заявлению, не указав реквизиты заявления.
Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории преследует цель определения возможных границ земельного участка, и не предполагает автоматического предоставления земельного участка.
Между тем, как установлено судом и следует из материалов дела, ответчиком не предоставлено сведений об обращении в администрацию Емельяновского района с заявлением о предоставлении земельного участка в п<адрес>, иному лицу.
Таким образом, на момент подготовки и направления в адрес Вигуль Н.В., Вигуль О.И. ответа 12.08.2013 г. земельный участок, расположенный <адрес> иному лицу предоставлен не был, иное судом не установлено, стороной ответчика не доказано.
Ответчиком не представлены в материалы дела доказательства, свидетельствующие о наличии оснований для принятия оспариваемого ненормативного акта, а также доказательств соответствия закону ранее принятого решения, оформленного письмом №5245 от 12.08.2013 года. Представитель МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» вправе самостоятельно сделать запросы, получать ответы на них и представлять доказательства в суд обоснованности отказа заявителю, в обоснование совей позиции.
Учитывая, что нет иных лиц, имеющих право на первоочередное получение земельного участка, участок не был сформирован, действия администрации Емельяновского района, фактически отказавшей в предоставлении схемы земельного участка Вигуль Н.В., Вигуль О.И., не соответствуют нормам действующего законодательства.
С учетом данных обстоятельств суд не может признать законным и обоснованным отказ администрации Емельяновского района в предоставлении схемы земельного участка Вигуль Н.В., Вигуль О.И. Ответ Администрации Емельяновского района, данный истцу на его заявление от 29.07.2013 г. о предоставлении в аренду земельного участка, нарушает их права и создает препятствия в реализации своих прав на получение земельного участка.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что действия Администрации Емельяновского района в лице МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района», выразившееся в отказе Вигуль Н.В., Вигуль О.И. в утверждении схемы расположения земельного участка, не основаны на нормах действующего законодательства, чем создают препятствия в реализации его прав.
Поскольку восстановление прав Вигуль Н.В., Вигуль О.И. возможно путем возложения обязанности на МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, суд приходит к выводу об удовлетворении требований заявителя.
В случае невозможности определения возможных границ земельного участка, администрация Емельяновского района не лишена права отказать в предоставлении спорного земельного участка.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Вигуль Нины Владимировны, Вигуль Олега Ивановича к Администрации Емельяновского района и МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» об обязании утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка, – удовлетворить.
Обязать Администрацию Емельяновского района в лице МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» утвердить и выдать Вигуль Нины Владимировны, Вигуль Олега Ивановича схему расположения земельного участка, расположенного Емельяновский район, п<адрес>, на кадастровой карте соответствующей территории, согласно ранее поданного заявления от 01.08.2013 г. №4581, №4581а.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья: Лукашёнок Е.А.