Дело № 2-1842/2016 К О П И Я
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Беловский городской суд Кемеровской области
в составе председательствующего судьи Гавричковой М.Т.
при секретаре Гончаровой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Белово
25 мая 2016 года
гражданское дело по иску ФИО к Администрации Беловского городского округа о признании права на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья, включении в список граждан, подлежащих переселению,
УСТАНОВИЛ:
ФИО обратилась в суд с иском к Администрации Беловского городского округа о признании права на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья, включении в список граждан, подлежащих переселению.
В обоснование своих требований сослалась на то, что с ДД.ММ.ГГГГ она постоянно проживает <адрес>
Указанный дом стал непригодным для проживания в связи с тем, что расположен на территории ликвидированной шахты. Проживание в доме стало невозможным в связи с подработкой. Дом разрушен. Проживать ФИО больше негде, так как у нее нет в собственности ничего, кроме этого дома.
Вышеуказанный дом находится в зоне влияния горных работ шахты «****». В настоящее время шахта ликвидирована. В связи с закрытием и затоплением шахты дом пришел в негодность, проживать в нем невозможно, поэтому дом внесен в список граждан, подлежащих переселению. Когда истец ФИО обратилась в Администрацию Беловского городского округа о включении ее в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ей пояснили, что в силу действующего законодательства Администрация Беловского городского округа самостоятельно внести изменения в список не может, так как списки уже давно составлены и утверждены, поэтому ей необходимо обратиться в суд.
В соответствии со ст. 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Конституция РФ (ст. 2) провозглашает высшей ценностью человека его права и свободы, признание, соблюдение и защита которых является обязанностью государства. Ограничение прав и свобод человека и гражданина согласно ст. 55 (ч. 3) Конституции РФ может быть установлено Федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч. 1 ст. 7, ст. 60 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2004г. № 840 «О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования» во исполнение Федерального закона «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, п. 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
В соответствии с п. п. 5 и 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.07.2005г. № 428 (с изменениями в редакции Постановления Правительства РФ № 778 от 14.11.2007г.) межбюджетные трансферты направляются на финансирование мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого.
Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления специальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
В силу п. п. 9, 10 указанного постановления размер социальной выплаты, предоставляемой гражданам, определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья (33 кв.м. - для одиноких граждан; 42 кв.м. - на семью из двух человек; 18 кв.м. на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более), и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания (для граждан, переселяемых из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (для выезжающих граждан).
Из приведенных положений в их взаимосвязи следует, что, решая вопрос о ликвидации организации угольной промышленности, Правительство РФ предусмотрело меры по социальной защите не только высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности, но и граждан, проживающих в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, приняв по существу меры государственной поддержки по улучшению жилищных условий определенных групп населения, проживающих постоянно на момент принятия решения о ликвидации шахты в домах, которые в результате ведения горных работ претерпели значительные и предельные деформации и находятся в зоне опасной для проживания, и являющихся собственниками либо нанимателями указанных ветхих жилых помещений либо членами семьи таких лиц, путем приобретения (строительства) жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, за счет средств федерального бюджета. Предоставление социальных выплат согласно названным выше Правилам производится за счет средств федерального бюджета. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Принадлежащий истцу дом по <адрес> признан ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.
Просит признать за ФИО право на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья взамен ветхого, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ ОАО «****» за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков; обязать Администрацию Беловского городского округа включить ФИО в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ на ликвидированном ОАО «****».
В судебном заседании истец ФИО исковые требования поддержала, пояснила, что дом № по ул. **** она, ее гражданский муж ФИО1 купили в ДД.ММ.ГГГГ у ФИО2 по расписке, домовую книгу ФИО2 им не отдала. Проживала в доме с сожителем и сыном ФИО3 В ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО1 В ДД.ММ.ГГГГ сын женился и стал проживать отдельно. Дом снесли в ДД.ММ.ГГГГ, кто снес – ей не известно. После смерти сожителя она уехала к сыну, а дом сдала квартирантам, которые около месяца жили в доме, затем его бросили. В ДД.ММ.ГГГГ ФИО7, который на основании решения суда стал собственником дома, заключил с ней договор купли-продажи. Просит иск удовлетиворить.
Представитель ответчика ФИО5, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № сроком по ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признала. Пояснила, что на момент ликвидации шахты «****», когда непосредственно действиями шахты был причинен ущерб дому, ФИО не была его собственником, стала им лишь в ДД.ММ.ГГГГ То, что она проживала в доме ранее, не доказано. Дом включен в список жильцов, проживающих на подработанной территории, где указаны ФИО2, ФИО6, ФИО7 Этот список ДД.ММ.ГГГГ Для того, чтобы лица были включены в список, они должны проживать в доме, являться его собственниками на момент ликвидации шахты. Списки составляла шахта «****». Списки уточняются, если идут на утверждение в г. Москву для финансирования.
Выслушав стороны, свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению в силу следующего.
В судебном заседании установлено, что на основании договора купли-продажи № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО7 в лице представителя ФИО8 и ФИО, последней по праву собственности принадлежит частный жилой дом общей площадью **** кв.м., расположенный по <адрес>
Право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.
Из представленного списка жильцов, проживающих на подработанном горном отводе **** шахтоуправления, утвержденного в ДД.ММ.ГГГГ следует, что дом по <адрес> включен в список домов, расположенных на подработанной территории горного отвода **** шахтоуправления и подлежащих переселению, в списке жильцов значатся - ФИО2, ФИО6, ФИО7
Таким образом, жилой дом по <адрес>, признан ветхим, ставшим в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности. Поскольку истец ФИО и свидетель ФИО9 пояснили, что в настоящее время дом снесен, провести обследование жилого дома в настоящее время не представляется возможным.
Постановлением Правительства РФ N 428 от 13.07.2005 года "О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости шахтерских городов и поселков" предусмотрено, что средства федерального бюджета по программе ветхого жилья направляются на счет органа местного самоуправления в виде межбюджетных трансфертов.
Согласно п. 5 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации в том числе следующих мероприятий: снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности; содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.
В силу п. 8 указанных Правил содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных, на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Таким образом, внесение граждан в списки лиц, подлежащих переселению, и является основанием для предоставления такой выплаты в дальнейшем.
Такие списки составляются на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности, утверждаются органами местного самоуправления и подлежат ежегодному уточнению.
Решая вопрос о ликвидации организации угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности.
Таким образом, предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий:
-
признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах,
-
наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности,
-
нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, в переселении, то есть не обеспеченных иным жильем.
Из имеющейся в материалах дела домовой книги на дом по <адрес> усматривается, что истец в жилом доме не была зарегистрирована ранее и до настоящего времени. Согласно паспортных данных ФИО зарегистрирована по <адрес>
В подтверждение довода о покупке жилого дома в ДД.ММ.ГГГГ у ФИО2, предоставлена расписка, согласно которой « ФИО10, продала дом по <адрес> ФИО за двадцать тысяч рублей ДД.ММ.ГГГГ». Таким образом, данная расписка не может быть принята в качестве приобретения дома у ФИО2, поскольку выдана ФИО10 Право на жилой дом истца на день принятия решения о ликвидации, составления списков ничем не подтверждено. Фактическое проживание в жилом доме не имеет в данном случае правового значения, поскольку она могла проживать в доме по другим основаниям, в качестве временного жильца и т.д. В судебном заседании истец пояснила, что в доме она не была прописана, так как ФИО2 домовую книгу ей не отдала. Также суд обращает внимание на то, что согласно расписке в ДД.ММ.ГГГГ за дом продан за <данные изъяты> рублей, однако в договоре купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ следует, что указанный жилой дом продан за <данные изъяты> рублей. Денежная сумма в полном размере передана покупателем продавцу единовременным платежом до подписания настоящего договора.
В силу изложенного, суд считает, что на момент составления списков у истца не возникло право на жилой дом в установленном порядке. В список были включены другие граждане, а именно, ФИО2, ФИО6, ФИО7, которые не исключены из списка до настоящего времени.
Также в судебном заседании истец пояснила, что после смерти сожителя ФИО1 в ДД.ММ.ГГГГ, она в доме не проживала, пустила квартирантов, которые через месяц ушли, при этом она не знает, кто снес дом. Данные обстоятельства также ставят под сомнение ее фактическое проживание в доме.
Кроме того, истцом не представлены доказательства нуждаемости, т.е. необеспечения другим жильем.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ч. 1 ст. 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Таким образом, на момент ликвидации предприятия угольной промышленности – **** шахтоуправления в ДД.ММ.ГГГГ у истца отсутствовало право собственности на указанный жилой дом, она не была зарегистрирована в жилом доме, в списки лиц, подлежащих переселению, она включена не была и право на получение социальной выплаты для приобретения жилья не приобрела. Фактическое проживание в доме не имеет правового значения, поскольку могло возникнуть из других правоотношений, не связанных с правом собственности, кроме того, не представлены достоверные доказательства фактического проживания в доме.
С учетом установленных обстоятельств, суд считает требование истца о признании за ней права на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья взамен ветхого, признанного непригодным из-за подработки в результате ведения горных работ и включении в список граждан, подлежащих переселению, не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 31.05.2016 ░░░░.
░░░░░ /░░░░░░░/ ░.░. ░░░░░░░░░░