Дело № 2-409/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИгор. Костомукша 25 июня 2015 года
Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Софроновой И.А.,
при секретаре Некрасовой Г.В.,
с участием истицы Лазарева А.А., представителя ответчика ГУ УПФ РФ в <адрес> РК К.А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лазарева А.А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в <адрес> РК о включении периода обучения в клинической ординатуре в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и возложении обязанности по назначению досрочной трудовой пенсии
установил:
Лазарева А.А. обратилась в суд с иском к ответчику о включении периода обучения в клинической ординатуре в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и возложении обязанности по назначению досрочной трудовой пенсии, указывая в исковом заявлении, что работает врачом акушером-гинекологом в ГБУЗ «Межрайонная больница № 1». Истица обратилась ГУ УПФ РФ в <адрес> РК с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости как лицо, осуществляющее лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях в РФ». 05 мая 2015 года она получила решение об отказе в установлении пенсии в связи с тем, что продолжительность стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной работой составляет 28 лет 01 месяц 19 дней, что менее требуемых по закону 30 лет. Лазарева А.А. считает незаконным отказ во включении в стаж работы, связанный с лечебной деятельностью, периода прохождения подготовки по программе ординатуры по специальности «Акушерство и гинекология» на кафедре акушерства и гинекологии с 01.09.1993 по 31.08.1995 в связи с отсутствием у нее в этот период сертификата специалиста, поскольку в соответствии с Положением о клинической ординатуре от 17.02.1993 срок обучения в клинической ординатуре засчитывается в трудовой стаж врача, обучение в ординатуре подразумевает под собой непосредственную работу в профильных отделениях на базах клинических больниц: лечение больных, проведение хирургических операций, ведений беременности и родов, понятие сертификата специалиста введено Приказом Минздравмедпрома России от 19.12.1994, то есть во время обучения истицы в ординатуре сертификат специалиста не существовал. Просит включить период обучения в клинической ординатуре в стаж работы врача, назначить выплату пенсии с момента наступления права на досрочное назначение пенсии по старости с учетом включения в медицинский стаж периода обучения в клинической ординатуре.
В судебном заседании истица Лазарева А.А. уточнила исковые требования, просит включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости период обучения в клинической ординатуре Ярославской государственной медицинской академии с 01.09.1993 по 31.08.1995, обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 06 февраля 2015 года.
Представитель ответчика К.А.Н. иск не признал, поддержал позицию, изложенную в отзыве на исковое заявление.
Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Закона) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В судебном заседании установлено, что Лазарева А.А. обратилась в ГУ УПФ РФ в <адрес> 06 февраля 2015 года с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона.
Решением № от 05 мая 2015 года истице отказано в установлении пенсии в связи с лечебной работой, поскольку продолжительность стажа работы, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, составляет 28 лет 01 месяц 19 дней, что менее требуемых по Закону 30 лет, при этом в специальный стаж работы не включен период обучения в Ярославском государственном медицинском институте с 01.09.1987 по 31.08.1995.
Истица просит включить в стаж лечебной деятельности период обучения в клинической ординатуре Ярославского государственного медицинского института с 01.09.1991 по 31.08.1995, ссылаясь на Положение о клинической ординатуре, утвержденное Приказом Минздрава РФ от 17.02.1993 № 23.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона Право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 11 Закона в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ № 665 от 16.07.2014 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Правила).
При досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (подпункт «н» пункта 1 Постановления).
Вышеназванными Правилами не предусмотрено включение в соответствующий стаж работы периода обучения в клинической ординатуре.
Согласно пункту 3 данных Правил, в стаж, дающий право на досрочную пенсию, засчитывается работа в должностях и учреждениях, которые перечислены в Списке. Учеба в клинической ординатуре в Списке не предусмотрена.
Ранее действующее законодательство также не засчитывало время учебы в клинической ординатуре в страховой стаж для назначения досрочной пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
Статьей 91 Закона РФ от 20 ноября 1990 года « 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» устанавливалось, что подготовка к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре - включается в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в статье 89 Закона.
В соответствии с действовавшим на период обучения истца Положением о клинической ординатуре, утвержденным приказом Минздрава СССР от 19 мая 1971 года № 362, и пунктом 6 Положения о клинической ординатуре, утвержденного приказом Минздрава РФ от 17.02.1993 № 23, обучение в клинической ординатуре осуществляется с отрывом от основного места работы.
Согласно записи в трудовой книжке с 01.09.1987 по 31.08.1993 истица являлась студенткой лечебного факультета Ярославского медицинского института, с 01.09.1993 по 31.08.1995 зачислена в двухгодичную клиническую ординатуру на кафедру акушерства и гинекологии.
Согласно выписке из лицевого счета застрахованного лица страховые взносы за период обучения в клинической ординатуре в Пенсионный фонд Российской Федерации не уплачивались.
Таким образом, оснований для включения периода обучения в клинической ординатуре в стаж лечебной деятельности, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не имеется.
Поскольку на момент подачи заявления о назначении пенсии стаж лечебной деятельности истицы без учета оспариваемого периода составил 28 лет 01 месяц 19 дней, что менее требуемых по Закону 30 лет, не подлежит удовлетворению также требование Лазарева А.А. о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
Руководствуясь ст. ст. 196 -198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Лазарева А.А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в <адрес> РК о включении периода обучения в клинической ординатуре в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и возложении обязанности по назначению досрочной трудовой пенсии, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме через Костомукшский городской суд.
Судья Софронова И.А.
Мотивировочная часть решения изготовлена ДД.ММ.ГГГГ.