№ 2-4506/14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 октября 2014 года
Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга в составе:
председательствующего судьи Никулиной А.Л.,
при секретаре Косматовой О.В.,
с участием истца, представителя истца, представителя ответчика,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смирновой С. Ю. к Федеральному государственному казенному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Уральский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» о признании приказа незаконным, отмене пункта приказа о признании диплома недействительным, признании диплома законным,
установил:
истец Смирнова С.Ю. обратилась в суд с иском к Федеральному государственному казенному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Уральский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» о признании приказа незаконным, отмене пункта приказа о признании диплома недействительным, признании диплома законным, указав, что истец является сотрудником органов внутренних дел МВД России с < дд.мм.гггг >. С < дд.мм.гггг > по < дд.мм.гггг > проходила службу в < данные изъяты > ГУВД Свердловской области в должности < данные изъяты >. В соответствии с Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации эксперт в целях разъяснения или уточнения данного им заключения может быть приглашен в судебное заседание. Поэтому, с целью получения юридического образования, руководством ЭКЦ ГУВД истцу было предложено пройти обучение в УрЮИ МВД России по сокращенной программе. Так как данное обучение проводилось на базе высшего не юридического образования, руководством ЭКЦ ГУВД было подготовлено ходатайство о служебной необходимости обучения истца по сокращенной форме на основании имеющегося у истца диплома о средне-специальном образовании полученного по окончанию < адрес > медицинского училища. Представленные необходимые для поступления документы были оформлены в учебное дело и рассмотрены на аттестационной комиссии ГУВД Свердловской области, по решению которой истец была направлена на обучение в УрЮИ МВД России по сокращенной программе. Приказом начальника УрЮИ МВД России от < дд.мм.гггг > < № > истец зачислена на обучение по программе среднего профессионального образования. В период с < дд.мм.гггг > по < дд.мм.гггг > успешно прошла обучение по специальности «Правоохранительная деятельность», являлась старостой группы. По окончанию обучения, на основании решения Государственной аттестационной комиссии от < дд.мм.гггг > истцу присвоена квалификация «юрист» по специальности - правоохранительная деятельность. На основании решения Государственной аттестационной комиссии издан приказ Уральского юридического института МВД России от < дд.мм.гггг > < № > о выдаче диплома о среднем профессиональном образовании указанной квалификации. В настоящее время с целью повышения профессионального уровня истец проходит обучение в < данные изъяты > академии по образовательной программе высшего образования по специальности юриспруденция, на базе среднего-специального юридического образования, полученного в УрЮИ МВД России. В настоящее время истец проходит службу в должности заместителя < данные изъяты > ГУ МВД России по Свердловской области. 28.07.2014 истца вызвали в Управление по работе с личным составом ГУ МВД РФ по Свердловской области и вручили копию приказа начальника Федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский юридический институт министерства внутренних дел Российской Федерации» от 17.07.2014 № < № >, где в п.1.3 указано о признании выданного истцу диплома недействительным, якобы, на основании проведенной прокуратурой Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга проверки по факту нарушений, допущенных при выдаче дипломов о среднем профессиональном образовании. 30.07.2014 истцом подана жалоба прокурору Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга на действия сотрудника прокуратуры проводившего проверку о признании диплома недействительным. В прокуратуру не вызывали, с материалами проверки не ознакомили, никаких объяснений не отбирали. 26.08.2014 получен ответ прокурора Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга на жалобу, где сказано, что проверки в отношении истца не проводились. Истец считает, что приказ начальника Федерального государственного казенного учреждения высшего профессионального образования «Уральский юридический институт министерства внутренних дел Российской Федерации» (УрЮИ МВД России) от 17.07.2014 < № > нарушает конституционные права истца на образование, на труд, ущемлены честь и достоинство.
На основании изложенного истец просила признать приказ начальника Федерального государственного казенного учреждения высшего профессионального образования «Уральский юридический институт министерства внутренних дел Российской Федерации» от 17.07.2014 < № > не законным; отменить п.1.3 приказа начальника Федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский юридический институт министерства внутренних дел Российской Федерации» от 17.07.2014 < № > о признании выданного истцу диплома (серия СБ < № > per. < № > с приложением) недействительным; признать законным выданный истцу диплом серия СБ < № > per. < № > с приложением.
В судебном заседании истец и ее представитель на исковых требованиях настаивали в полном объеме.
Представитель ответчика Федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» в судебном заседании исковые требования не признал, указав, что ответчик обратился в прокуратуру Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга с заявлением о проверке законности проведения данного вида обучения. Так как обучение истца должно было быть проведено по сокращенной программе на базе высшего не юридического образования, прокуратурой был дан ответ, что обучение проведено незаконно. На основании данного ответа начальник приказом признал дипломы, выданные истцу и еще двоим лицам, недействительными. Представитель ответчика считает, что начальник действовал в рамках своей компетенции.
Представитель третьего лица прокуратуры Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом и в срок, о причинах неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил. Представил в суд отзыв, в котором указал, что проверка проводилась по заявлению ответчика, материалы проверки представить не могут, так как они запрошены в прокуратуру г. Екатеринбурга.
Заслушав истца, представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, сопоставив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд пришел к следующему.
В силу ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Судом установлено, что приказом начальника Федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» от < дд.мм.гггг > < № > Смирнова С.Ю. зачислена на обучение по программе среднего профессионального образования.
Как следует из представленных документов из личного дела, копии зачетной книжки, в период с < дд.мм.гггг > по < дд.мм.гггг > Смирнова С.Ю. успешно прошла обучение по специальности «Правоохранительная деятельность». По окончанию обучения, на основании решения Государственной аттестационной комиссии от < дд.мм.гггг > Смирновой С.Ю. присвоена квалификация «юрист» по специальности «Правоохранительная деятельность». На основании решения Государственной аттестационной комиссии издан приказ Федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» от < дд.мм.гггг > < № > о выдаче Смирновой С.Ю. диплома о среднем профессиональном образовании указанной квалификации (номер бланка СБ № 2467142, регистрационный номер 570) с приложением.
Согласно представленной справке, в настоящее время Смирнова С.Ю. проходит службу в должности < данные изъяты > ГУ МВД России по Свердловской области.
Приказом начальника Федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский юридический институт министерства внутренних дел Российской Федерации» от 17.07.2014 № < № >, п. 1.3 диплом о среднем профессиональном образовании по специальности 02.03 Правоохранительная деятельность, выданный Смирновой С. Ю. < дд.мм.гггг > (номер бланка СБ < № >, регистрационный номер < № >) с приложением признан недействительным на основании проведенной прокуратурой Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга проверки по факту нарушений, допущенных при выдаче дипломов о среднем профессиональном образовании.
Согласно ст. ст. 26, 28, 30 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации», управление образовательной организацией осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом. Управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. Единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель), который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации.
Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.
К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: 1) разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов; 2) материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; 3) предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самообследования; 4) установление штатного расписания, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации; 5) прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников; 6) разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации; 7) разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом; 8) прием обучающихся в образовательную организацию; 9) определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями; 10) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения; 10.1) поощрение обучающихся в соответствии с установленными образовательной организацией видами и условиями поощрения за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности, если иное не установлено настоящим Федеральным законом; 11) индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ и поощрений обучающихся, а также хранение в архивах информации об этих результатах и поощрениях на бумажных и (или) электронных носителях; 12) использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения; 13) проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования; 14) обеспечение в образовательной организации, имеющей интернат, необходимых условий содержания обучающихся; 15) создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации; 15.1) организация социально-психологического тестирования обучающихся в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования; 16) создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом; 17) приобретение или изготовление бланков документов об образовании и (или) о квалификации, медалей "За особые успехи в учении"; 19) содействие деятельности общественных объединений обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, осуществляемой в образовательной организации и не запрещенной законодательством Российской Федерации; 20) организация научно-методической работы, в том числе организация и проведение научных и методических конференций, семинаров; 21) обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации в сети "Интернет"; 22) иные вопросы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом.
Образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.
Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение обучающихся или работников образовательной организации по сравнению с установленным законодательством об образовании, трудовым законодательством положением либо принятые с нарушением установленного порядка, не применяются и подлежат отмене образовательной организацией.
В силу ст. 51 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об образовании в Российской Федерации", руководитель образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом образовательной организации: 1) избирается общим собранием, конференцией работников (общим собранием, конференцией работников и обучающихся) образовательной организации с последующим утверждением учредителем образовательной организации; 2) назначается учредителем образовательной организации; 3) назначается Президентом Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами; 4) назначается Правительством Российской Федерации (для ректоров федеральных университетов).
Должностные обязанности руководителя государственной или муниципальной образовательной организации, филиала государственной или муниципальной образовательной организации не могут исполняться по совместительству.
Права и обязанности руководителя образовательной организации, его компетенция в области управления образовательной организацией определяются в соответствии с законодательством об образовании и уставом образовательной организации.
Как следует из устава Федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации», начальник Института: руководит деятельностью Института, распределяет обязанности своих заместителей, помощников, начальника Филиала. Исполнение части своих полномочий начальник Института может в установленном порядке делегировать своим заместителям, помощникам и руководителям структурных подразделений Института. Делегирование полномочий осуществляется путем издания приказа или выдачи доверенности. Является прямым начальником всего личного состава Института. В пределах своей компетенции издает приказы и распоряжения, организует контроль за их исполнением. Утверждает должностные инструкции всех сотрудников и работников Института. Утверждает положения о структурных подразделениях Института и Филиале, обязательные для исполнения правила внутреннего распорядка в Институте, иные локальные акты. Без доверенности действует от имени Института, представляет его интересы в федеральных органах исполнительной власти, других органах, учреждениях, организациях в пределах, определенных законодательством Российской Федерации, настоящим Уставом. Обладает правом первой подписи финансовых документов, выдает доверенности сотрудникам и работникам Института на осуществление необходимых отдельных правомочий. Организует подготовку и представляет в установленном порядке в МВД России сметы на требуемый объем финансовых средств, выделяемых из федерального бюджета, возвратное распределение предельных объемов бюджетного финансирования, а также проект уведомления о лимитах бюджетных обязательств по дополнительному бюджетному финансированию за счет арендных платежей. Ходатайствует перед МВД России о перераспределении финансирования за счет средств федерального бюджета в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств. Проводит работу по подбору, расстановке и профессиональной подготовке кадров, обеспечивает соблюдение законности и служебной дисциплины. Назначает на должность, принимает на работу, перемещает по службе, переводит на другую работу, освобождает от занимаемой должности и увольняет со службы (работы) сотрудников и работников в установленном порядке и в пределах своей компетенции. Организует разработку и утверждает образовательные профессиональные программы, реализуемые в Институте, учебные планы, годовые календарные графики учебного процесса, расписания занятий и другие документы, предусмотренные настоящим Уставом. Осуществляет прием на обучение в Институт, перевод, отчисление и восстановление обучающихся. Присваивает первые и очередные специальные звания рядового и младшего начальствующего состава, а также очередные специальные звания среднего и старшего начальствующего состава до подполковника милиции (подполковника внутренней службы) включительно, а также присваивает (подтверждает) квалификационные звания сотрудникам. Организует аттестацию постоянного и переменного состава и работников Института. Организует осуществление текущего контроля успеваемости и аттестации обучающихся. Поощряет, налагает дисциплинарные взыскания на сотрудников, работников и обучающихся Института в пределах своей компетенции, предоставляет им отпуска, направляет в служебные командировки. Устанавливает и изменяет в соответствии с утвержденным объемом финансирования разряды (должностные оклады) сотрудников (работников), а также надбавки и доплаты к их разрядам (должностным окладам) в пределах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России и локальными нормативными актами Института. Устанавливает порядок и размеры премирования сотрудников, работников и обучающихся Института в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России и локальными нормативными актами Института. Обеспечивает сотрудникам (работникам) безопасные условия труда и несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за ущерб, причиненный их здоровью и трудоспособности. Представляет в установленном порядке в ДКО МВД России предложения о внесении изменений в структуру и штатное расписание Института. Утверждает в установленном порядке штатное расписание работников Института и перечни изменений, вносимых в штатное расписание работников Института. В установленном порядке распределяет (перераспределяет) штатную численность профессорско-преподавательского и начальствующего состава. Утверждает и признает утратившими силу штатные расписания подразделений, осуществляющих свою деятельность за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, и перечни изменений, вносимых в эти штатные расписания. Вносит в установленном порядке в МВД России предложения о назначении на должность или освобождении от должности своих заместителей, других руководителей структурных подразделений Института, должности которых входят в номенклатуру МВД России. Заключает от имени Института договоры, соглашения и контракты в соответствии с законодательством Российской Федерации. Осуществляет оперативное управление имуществом, закрепленным за Институтом, обеспечивает его сохранность и эффективное использование по целевому назначению. Определяет направления расходования средств, полученных из дополнительных источников финансового обеспечения, утверждает сметы доходов и расходов финансовых средств, полученных от приносящей доход деятельности Института. Определяет учетную политику Института, списывает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с баланса Института изношенные и непригодные для дальнейшего использования и реализации основные средства, дебиторскую и кредиторскую задолженность. Организует финансовое обеспечение филиала Института. В установленном порядке' организует взаимодействие Института со структурными подразделениями МВД России, органами государственной власти Российской Федерации, учреждениями и организациями в целях выполнения возложенных на Институт задач и функций. Организует работу по обеспечению сохранности государственной и служебной тайны. Назначает проведение служебных проверок. Рассматривает предложения, заявления и жалобы по вопросам деятельности Института и его структурных подразделений и принимает по ним необходимые меры. Утверждает Положение об Ученом совете Института, руководит его деятельностью, а также деятельностью других органов самоуправления Института, утверждает или согласовывает в установленном порядке их персональный состав. Обладает иными полномочиями, установленными законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России. Несет ответственность за: выполнение возложенных на Институт задач и функций; обеспечение государственной и служебной тайны и режима секретности в деятельности Института; организацию бухгалтерского учета в Институте и соблюдение законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете; целевое использование средств федерального бюджета; организацию правовой работы и ее соответствие установленным в системе МВД России требованиям; состояние морально-психологического климата в Институте; ущерб, причиненный здоровью и трудоспособности сотрудников и работников.
Исходя из анализа указанных правовых норм и устава, начальник института не обладает правом своим приказом признавать дипломы недействительным.
Сам факт проведенной прокуратурой проверки и установления незаконности данной процедуры обучения истца не дает начальнику института право самостоятельно признавать диплом недействительным.
Доводы ответчика о том, что законом не запрещено начальнику издавать такие приказы, суд не принимает, так как согласно уставу института такое полномочие начальнику института не предоставлено, а иные полномочия, устанавливаются законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России, которыми право признавать диплом недействительным также не предоставлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что приказ начальника Федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 17.07.2014 < № > «о признании дипломов недействительными» в части признания недействительным диплома, выданного Смирновой С.Ю. должен быть признан незаконным и п. 1.3. данного приказа должен быть отменен.
В части признания диплома законным исковые требования удовлетворению не подлежат, так как согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
Законом не предусмотрен такой способ защиты нарушенного права, как признание диплома законным. Законности либо не законность диплома является обстоятельством, которое подлежит доказыванию в рамках рассмотрения дела о признании диплома действительным либо недействительным.
В настоящее время диплом, выданный истцу, не оспаривается, приказ, которым он признан недействительным, судом отменен.
Доказательств обратного суду не представлено и в ходе судебного разбирательства не установлено.
Таким образом, исковые требования истца подлежат удовлетворению в части.
С учетом положений ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с ответчика в пользу истца должна быть взыскана госпошлина в сумме 200 рублей 00 копеек.
Руководствуясь ст. ст. 12, 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования удовлетворить в части.
Признать незаконным приказ начальника Федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 17.07.2014 < № > «О признании дипломов недействительными» в части признания недействительным диплома, выданного Смирновой С. Ю..
Отменить п. 1.3 приказа начальника Федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 17.07.2014 < № > «О признании дипломов недействительными».
В удовлетворении оставшейся части исковых требований отказать.
Взыскать с Федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» в пользу Смирновой С. Ю. расходы по уплате госпошлины в сумме 200 рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение будет составлено в течение пяти дней.
Судья А.Л. Никулина.
Мотивированное решение составлено 17.10.2014.
Судья А.Л. Никулина.