УИД 10RS0011-01-2020-016076-87
(Дело № 2а-8012/2020)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 декабря 2020 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Сааринен И.А.,
при секретаре Мельниченко Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Анасс Омер М. А. к Министерству внутренних дел по Республике Карелия, Управлению по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Карелия о признании незаконным решения об отказе в предоставлении временного убежища в Российской Федерации,
установил:
Анасс О.М.А. обратился в суд с административным иском об оспаривании решения МВД по Республике Карелия об отказе в предоставлении временного убежища в Российской Федерации по тем основаниям, что он является гражданином Республики Судан, в связи с начавшимися массовыми беспорядками, угрозе его жизни и здоровью был вынужден покинуть родную страну для поиска убежища на территории иных стран. После отбытия наказания за совершение преступления, предусмотренного ч.3 ст.30, ч.3 ст.322 УК РФ, 28.09.2020 обратился с заявлением о предоставлении ему временного убежища, решением МВД по Республике Карелия в предоставлении временного убежища было отказано. Возвращению в Республику Судан административному истцу препятствуют пандемия COVID-19, вспышка полиомиелита, наводнение, межобщинное насилие, преступность. Кроме того, с 27 марта 2020 года Россия полностью прекратила чартерное и регулярное авиасообщение со всеми странами, до настоящего времени авиасообщение с Суданом не возобновлено. Получение временного убежища позволит административному истцу устроиться на работу, приносить пользу обществу и сохранить свою жизнь в безопасности. Ссылаясь на доклад Генерального секретаря ООН о положении в Судане от 17.09.2020, административный истец просит суд признать решение МВД по Республике Карелия за исх. № от 07.10.2020 об отказе в предоставлении временного убежища в Российской Федерации незаконным, признать за ним право на получение временного убежища на территории Российской Федерации.
Определением суда от 08 декабря 2020 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено УВМ МВД по Республике Карелия.
В судебном заседании административный истец Анасс О.М.А. в присутствии переводчика Садиех А., представителя Петровского Ю.А., действующего на основании ордера, заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель административного ответчика МВД по Республике Карелия Федотов Д.А., действующий на основании доверенности, административный иск не признал по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель административного ответчика УВМ МВД по Республике Карелия в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом о времени, дате и месте рассмотрения дела.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, обозрев учетное дело №, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 4 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные и международные организации (далее также - иностранные лица) имеют право обращаться в суды за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в сфере административных и иных публичных правоотношений, основанных на властном подчинении одной стороны другой. Иностранные лица пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациями, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.
Основания и порядок признания беженцем на территории Российской Федерации, установление экономических, социальных и правовых гарантий защиты прав и законных интересов беженцев в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации устанавливает Федеральный закон от 19 февраля 1993 года № 4528-1 «О беженцах» (далее - Федеральный закон «О беженцах»).
Согласно п. 2 ст. 12 Федерального закона «О беженцах» временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации, либо не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.
Названный Федеральный закон рассматривает беженца как лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой, вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений (подпункт 1 пункта 1 статьи 1).
Причинами, по которым может предоставляться временное убежище из гуманных побуждений, являются: тяжелое состояние здоровья лица, подлежащего выдворению, если в государстве его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда лицо должно быть выдворено, ему не может быть оказана необходимая медицинская помощь, вследствие чего его жизнь окажется в опасности; реальная угроза для жизни или свободы лица вследствие голода, эпидемии, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо внутреннего или международного конфликта, охватывающего всю территорию государства его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда это лицо должно быть выдворено; реальная угроза для лица в случае его возвращения на территорию государства гражданской принадлежности стать жертвой пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
При этом, по своей правовой природе временное убежище, предоставляемое в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 12 Федерального закона «О беженцах», является мерой дополнительной защиты, препятствующей выдворению (депортации) лиц, не имеющих законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации, однако в силу сложной жизненной ситуации временного характера вынужденных находиться на территории Российской Федерации. Данный институт носит экстраординарный характер и действует наряду с общими основаниями легализации пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.
Временное убежище не может рассматриваться как альтернатива общему порядку получения разрешения на пребывание (проживание) на территории Российской Федерации при наличии у лица оснований для легализации своего правового положения на территории Российской Федерации в обычном порядке. Иное привело бы к возможности злоупотребления правом со стороны лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации, и к нарушению конституционного принципа равенства, который, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, гарантирует одинаковые права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 апреля 2001 года № 7-П).
Таким образом, предоставление иностранному гражданину и лицу без гражданства временного убежища на территории Российской Федерации возможно только при исчерпании предусмотренных законодательством механизмов получения разрешения на пребывание (проживание) на территории Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах» предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации.
Данное положение Федерального закона конкретизируется в пункте 7 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2001 года № 274 (далее - Порядок предоставления временного убежища), согласно которому решение о предоставлении временного убежища принимается при наличии оснований для признания лица беженцем по результатам проверки сведений об этом лице и прибывших с ним членов его семьи, в том числе обстоятельств прибытия на территорию Российской Федерации либо существования гуманных причин, требующих временного пребывания данного лица на территории Российской Федерации (например, состояние здоровья), до устранения таких причин или изменения правового положения лица.
Судом при рассмотрении дела установлено, что Анасс О.М.А., уроженец <данные изъяты>, осужден приговором Печенгского районного суда Мурманской области от 07.08.2020 к 8 месяцам лишения свободы за совершение преступления, предусмотренного <данные изъяты>.
18.09.2020 административный истец освобожден из ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Карелия, личность подтверждена заключением МВД по Республике Карелия об установлении личности от 16.09.2020 №.
В соответствии с заключением УВМ МВД по Республике Карелия по проверке принадлежности к гражданству Российской Федерации от 31.08.2020 Анасс О.М.А. гражданином Российской Федерации не является.
Анасс О.М.А. документирован паспортом иностранного гражданина №, сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно сведениям МВД России (ЦБДУИГ) Анасс О.М.А. на территории Российской Федерации находится с 11.11.2015, срок действия визы истек 01.09.2016, по вопросу продления визы, получения разрешения на временное проживание, разрешения на работу либо получения иного правового статуса на территории Российской Федерации в компетентные органы в установленном порядке не обращался, родственников, проживающих на территории Российской Федерации, не имеет.
Распоряжением ФСИН Российской Федерации от 17.09.2020 № пребывание (проживание) Анасс О.М.А. на территории Российской Федерации признано нежелательным, с указанным распоряжением Анасс О.М.А. ознакомлен 18.09.2020.
16.09.2020 МВД по РК вынесено решение о не разрешении въезда административного истца на территорию Российской Федерации сроком на 8 лет, решение в установленном порядке не обжаловано. После вынесения решения о не разрешении въезда в Российскую Федерацию, в соответствии со ст. 31 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» принято решение о депортации Аннас О.М.А. с территории Российской Федерации в государство гражданской принадлежности.
Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 18.09.2020 Анасс О.М.А. временно размещен в специальное учреждение - Центр временного содержания иностранных граждан Министерства внутренних дел по Республике Карелия на срок до исполнения решения о депортации, но не более чем на 3 месяца, то есть до 17 декабря 2020 года включительно.
Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 16.12.2020 срок пребывания Анасс О.М.А. в специальном учреждении - Центр временного содержания иностранных граждан Министерства внутренних дел по Республике Карелия продлен на срок до исполнения решения о депортации, но не более чем на 3 месяца, то есть до 17 марта 2021 года включительно.
В удовлетворении административного иска Анасс О.М.А. о признании незаконными и отмене распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ, решения МВД по Республике Карелия по РК о депортации от 16.09.2020 отказано решением Петрозаводского городского суда от 23.10.2020.
29.09.2020 в УВМ МВД по Республике Карелия от административного истца поступило заявление о предоставлении ему временного убежища на территории Российской Федерации, причиной обращения указано: «власть не меняется, могут арестовать». Какие-либо документальные подтверждения существования угрозы жизни, здоровью и безопасности в стране гражданского происхождения административный истец не представил.
Решением МВД по Республике Карелия от 06.10.2020 административному истцу отказано в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации в связи с отсутствием оснований, предусмотренных ч.2 ст. 12 Федерального закона от 19 февраля 1993 года №4528-1 «О беженцах», с решением Анасс О.М.А. ознакомлен 07.10.2020.
Согласно материалам дела Анасс О.М.А. родственников, проживающих на территории Российской Федерации, не имеет, на миграционном учете не состоит, разрешения на работу не имеет, законных источников средств для существования не имеет, его нахождение на территории Российской Федерации является незаконным.
Исходя из смысла приведенных выше положений норм права и установленных судом обстоятельств административного дела, административный истец не может быть признан нуждающимся в предоставлении временного убежища.
Административное судопроизводство согласно пункту 7 статьи 6 и части 1 статьи 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В нарушение указанных положений административный истец не представил доказательств того, что он реально подвергался или может быть подвергнут каким-либо притеснениям в стране национальной принадлежности, и вынужден находиться на территории Российской Федерации в силу сложной жизненной ситуации временного характера, ссылка административного истца на доклад Генерального секретаря ООН о положении в Судане от 17.09.2020, таковым доказательством не является.
Административный истец не сообщил административному ответчику сведения, которые могли бы быть им расценены как подтверждающие обстоятельства реальности преследования и опасности подвергнуться насилию в связи с проведением военных действий или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политическим убеждениям.
Сведения о наличии обязательств, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, обстоятельств, связанных с необходимостью экстренного лечения, тяжелой болезнью или со смертью близкого родственника, проживающего в Российской Федерации, либо вследствие непреодолимой силы (чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств) или иных явлений стихийного характера и прочее суду не представлено.
Доводы административного истца о нарушении норм международного права в связи с возможным бесчеловечным отношением к нему со стороны органов государственной власти Республики Судан, не нашли своего подтверждения, истцом также не представлено доказательств нарушения федеральным органом исполнительной власти требований закона, его прав и законных интересов.
Анасс О.М.А. - иностранный гражданин, пребывая на территории Российской Федерации, лояльности к правопорядку Российской Федерации не проявлял и законы Российской Федерации не соблюдал, умышлено совершил на территории Российской Федерации тяжкое преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 30 - ч. 3 ст. 322 УК РФ, нарушив законодательство о государственной границе, что создает реальную угрозу общественному порядку, правам и законным интересам граждан Российской Федерации.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что решение Министерства внутренних дел по Республике Карелия об отказе в предоставлении ему временного убежища, вынесено уполномоченным органом с соблюдением требований действующего законодательства, регулирующего порядок принятия соответствующих решений и прав истца не нарушает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:
– в апелляционном порядке – в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме;
– в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
Судья И.А. Сааринен
Мотивированное решение изготовлено в соответствии со ст. 177 КАС РФ 30.12.2020.