Решение по делу № 2-4753/2012 ~ М-4898/2012 от 23.10.2012

Дело №2-4753/2012 Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 декабря 2012 года г. Ачинск Красноярского края

Ачинский городской суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Сисюра Л.В.;

при секретаре Саюк Е.В.;

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального бюджетного учреждения Главное Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Красноярскому краю к Качусову С.Н. о признании удостоверения недействительным,

У С Т А Н О В И Л:

ФБУ ГУФСИН России по Красноярскому краю обратился в суд с иском к Качусову С.Н. о признании удостоверения недействительным, мотивируя свои требования тем, что в ходе проведенной проверки установлено, что Качусов С.Н., выполнявший задачи при вооруженном конфликте в период с 24.06.1994 г. по 24.07.1994 г. на территории Республик Северная Осетия-Алания и Ингушетия неправомерно получил удостоверение «Ветеран боевых действий» серии , выданное 16 сентября 2004 года, поскольку участие в вооруженных конфликтах на территориях республик Молдова, Северная Осетия-Алания, Ингушетия к боевым действиям не отнесено. Факт участия в боевых действиях является обязательным условием для признания лица ветераном боевых действий. Один факт прохождения службы на территории Северо-Кавказского региона или участия в контртеррористических операциях основанием для получения удостоверения ветерана боевых действий не является. В связи с чем, истец просит признать недействительным удостоверение «Ветеран боевых действий» серии , выданное 16 сентября 2004 года Министерством юстиции РФ, обязать Качусова С.Н. сдать указанное удостоверение в УПФРФ в г. Ачинске и Ачинском р-не (л.д. 2-5).

Определением от 10.12.2012 г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Ачинске и Ачинском районе Красноярского края (л.д. 73).

Представитель истца ФБУ ГУФСИН России по Красноярскому краю Новиков А.В., будучи надлежащим образом уведомленный дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явился, согласно поступившему ходатайству, просит рассматривать дело в отсутствие представителя ГУФСИН России по Красноярскому краю (л.д. 6, 78).

Ответчик Качусов С.Н. будучи надлежащим образом уведомленный дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явился, просил рассматривать дело в его отсутствие (л.д. 77). Ранее в судебном заседании по заявленным исковым требованиям возражал в полном объеме.

Представитель третьего лица ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Ачинске и Ачинском районе Красноярского края Маслак С.А. просила рассмотреть дело в ее отсутствие, исходя из имеющихся доказательств (л.д. 79-81).

Исследовав письменные материалы дела, суд считает, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.п. 1,3 ст. 3 ФЗ «О ветеранах» от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к настоящему Федеральному закону. Изменения в указанный перечень вносятся федеральным законом.

Разделом III данного перечня отнесены, в том числе:

выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с декабря 1994 года по декабрь 1996 года;

выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года;

выполнение задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия: с 8 по 22 августа 2008 года.

Таким образом, на лиц, принимавших участие в боевых действиях в государствах (на территориях), указанных в разделе III, распространяется действие статей 3 и 4 Федерального закона "О ветеранах".

Согласно п.3 Постановления Правительства РФ от 19 декабря 2003 г. N 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий» выдача удостоверения ветерана боевых действий единого образца производится лицам, указанным в подпунктах 1 - 6 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", кроме гражданских лиц, участвовавших в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории Союза ССР и территориях других государств с 10 мая 1945 г. по 31 декабря 1951 г., - федеральным органам исполнительной власти, направлявшим (привлекавшим) указанных лиц для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий, либо федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим в настоящее время функции в установленной сфере деятельности упраздненных государственных органов, направлявших (привлекавших) указанных лиц для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий; гражданским лицам, участвовавшим в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории Союза ССР и территориях других государств с 10 мая 1945 г. по 31 декабря 1951 г., - органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что Качусов С.Н., будучи милиционером Ачинского ГОВД, в соответствии с приказами МВД РФ № г., указанием МВД РФ от 24.09.93 г. в период с 24 июня 1994 года по 24 июля 1994 года находился в служебной командировке в составе оперативно-следственной группы МВД России в зоне действия чрезвычайного положения на территории Республики Северная Осетия и Республики Ингушетия, определенной Указом Президента Российской Федерации, непосредственно выполнял обязанности по обеспечению режима чрезвычайного положения, охране общественного порядка, пресечению правонарушений и раскрытию преступлений, защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения, что подтверждается справкой, выданной руководителем оперативно-следственной группы МВД России (л.д. 62).

Исполняя служебные обязанности милиционера-водителя ОРППС УВД г. Ачинска в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 09.12.1994 г. в период с 21.03.1995 г. по 05.05.1995 г. находился в служебной командировке для выполнения задач по обеспечению государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, законности, прав и свобод граждан, разоружению незаконных формирований на территории Чеченской Республике и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа, что подтверждается справкой, выданной руководителем оперативно-следственной группы МВД России. (л.д. 63).

Согласно указанной справке, на Качусова С.Н. распространяется действие Закона РФ «О дополнительной гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории государств Закавказья, Прибалтики и республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте». Порядок и льготы зачета службы установлен приказом МВД России от 30.06.1994 г. и указанием МВД России от 10.11.1992 г. (л.д. 63).

Согласно данных послужного списка Качусова С.Н., на основании Приказов МВД России № г. Качусову С.Н. зачтен срок службы за время нахождения в зоне чрезвычайного положения в выслугу лет для назначения пенсии из расчета один месяц за три за периоды с 24.06.1994 г. по 24.07.1994 г., с 21.03.1995 г. по 05.05.1995 г. (л.д. 56).

16 сентября 2004 года Министерством юстиции Российской Федерации Качусову С.Н. было выдано удостоверение «Ветеран боевых действий» серии (л.д. 61).

После получения вышеназванного удостоверения Качусов С.Н. обратился с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты в ГУ – Управление Пенсионного Фонда РФ г. Ачинска и Ачинского района (л.д. 30-32).

Согласно данных УПФР по г. Ачинску и Ачинскому р-ну Качусов С.Н. не обращался с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной п.п. 1-4 ст. 3 ФЗ «О ветеранах» от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ (л.д. 80).

В соответствии с Приказом от 14 марта 2005 года № 87 Главное управление исполнения наказаний Министерства юстиции РФ по Красноярскому краю переименовано в Главное Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю (л.д. 13).

В дальнейшем согласно приказу от 11 апреля 2008 года Федеральное государственное учреждение «Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» переименовано в федеральное бюджетное учреждение «Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» (л.д. 18).

Полагая, что удостоверение «Ветеран боевых действий» ФИО6 получил неправомерно, ФБУ ГУФСИН России по Красноярскому краю обратился в суд с исковым заявлением о признании указанного удостоверения недействительным.

Оценивая доводы, изложенные истцом в исковом заявлении, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований поскольку, исходя из положений ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

При рассмотрении требований истца судом применены положения Обзора судебной практики Верховного Суда РФ "Обзор судебной практики рассмотрения дел, связанных с предоставлением дополнительных льгот и компенсаций военнослужащим и приравненным к ним лицам, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения, при вооруженных конфликтах, участникам боевых действий и контртеррористических операций", согласно которому льготы и компенсации, установленные Законом Российской Федерации от 21 января 1993 года N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах".

Основы правового регулирования отношений, связанных с предоставлением государством льгот, гарантий и компенсаций военнослужащим, постоянно или временно выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, установлены на законодательном уровне.

В ст. 25 Федерального закона "О статусе военнослужащих" закреплены общие положения о том, что таким военнослужащим должны предоставляться дополнительные льготы, гарантии и компенсации, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Законом Российской Федерации от 21 января 1993 года N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" установлен круг лиц, на которых распространяются данные льготы: помимо военнослужащих, проходящих военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, это - военнослужащие, постоянно или временно выполняющие задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.

Согласно данному Закону порядок предоставления указанных в нем льгот и компенсаций, а также порядок установления факта выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах определяет Правительство Российской Федерации, которое во исполнение этой нормы Закона 31 марта 1994 приняло Постановление N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций". На основании данного Постановления Министром обороны Российской Федерации 4 января 1996 года издан приказ N 9 "О предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах", в котором конкретизируются его отдельные положения. Кроме того, Правительством Российской Федерации 25 февраля 2000 г. было издано Постановление N 160 "О предоставлении путевок в лечебно - оздоровительные учреждения военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел и сотрудникам уголовно - исполнительной системы, выполняющим (выполнявшим) задачи по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона, и членам их семей".

В Постановлении Правительства Российской Федерации N 280 от 31 марта 1994 года "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций" предусмотрено, что установленные Законом дополнительные гарантии и компенсации предоставляются (помимо военнослужащих, проходящих военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан) военнослужащим, выполняющим задачи:

- по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка на территории, где в соответствии с законодательством Российской Федерации введено чрезвычайное положение или на территориях государств - республик бывшего СССР в условиях чрезвычайного положения в соответствии с международными договорами (соглашениями);

- в местностях (в том числе за пределами Российской Федерации), отнесенных к зонам вооруженного конфликта решениями правительства Российской Федерации по представлению Министерства обороны, других министерств и ведомств, в которых законом предусмотрена военная служба (пункт 1).

Согласно пункту 5 этого Постановления перечни воинских частей, соединений и подразделений, привлекаемых для выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, должны быть определены Министерством обороны Российской Федерации, другими министерствами и ведомствами, в которых законом предусмотрена военная служба, а конкретные периоды выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах в соответствии с п. 2 Постановления должны оформляться приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.

Таким образом, для предоставления военнослужащим установленных Законом дополнительных гарантий и компенсаций необходимо отнесение в установленном порядке соответствующих местностей, к территориям, где введено чрезвычайное положение, а также в случае выполнения задач в условиях чрезвычайного положения - выполнение задач определенного вида: по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка на указанной территории.

Как следует из справок, выданных МВД России, представленной стороной истца в материалы дела, Качусов С.Н. выполнял обязанности по обеспечению режима чрезвычайного положения, охране общественного порядка, пресечению правонарушений и раскрытию преступлений, защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения в зоне действия чрезвычайного положения на территории Республики Северная Осетия и Республики Ингушетия, определенной Указом Президента Российской Федерации 24.06.1994 г. по 24.07.1994 г. А, также, с 21.03.1995 г. по 05.05.1995 г. находился в служебной командировке для выполнения задач по обеспечению государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, законности, прав и свобод граждан, разоружению незаконных формирований на территории Чеченской Республике и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа. (л.д. 62-53).

Доводы истца о том, что участие в боевых действиях является обязательным условием для признания лица ветераном боевых действий судом не могут быть приняты во внимание, поскольку согласно Закону Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах", установленные в нем льготы должны предоставляться военнослужащим, "постоянно или временно выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах". При этом каких-либо ограничений в предоставлении льгот и компенсаций в зависимости от видов выполняемых военнослужащими задач Закон не устанавливает.

Из этого следует, что Закон предоставляет данные льготы и компенсации военнослужащим, выполняющим любые задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, то есть те задачи, которые на них возлагаются в связи с прохождением военной службы.

Доводы истца о том, что участие в вооруженных конфликтах на территории Республики Северная Осетия, Ингушетия к боевым действиям не отнесено суд также признает не состоятельными, поскольку согласно п. п. 1 и 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 года N 280 льготы, предусмотренные указанным Законом, предоставляются военнослужащим только за время фактического выполнения ими задач в местностях, отнесенных решениями Правительства Российской Федерации к зоне вооруженного конфликта.

При решении вопросов об отнесении в установленном порядке отдельных территорий Северо-Кавказского региона к зонам вооруженных конфликтов судам следует учитывать определенные особенности этого порядка, установленные в отношении отдельных воинских формирований и территорий, в частности, Республики Северная Осетия и Республики Ингушетия.

В связи с обострившейся ситуацией и межнациональными конфликтами согласно Указу Президента Российской Федерации N 1327 от 2 ноября 1992 года на всей территории этих республик со 2 ноября 1992 года до 2 декабря 1992 года было введено чрезвычайное положение, которое затем в 1993 - 1995 гг. различными указами Президента Российской Федерации продлялось в отдельных районах этих республик. В этой связи с момента вступления в силу Закона Российской Федерации от 21 января 1993 года "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах", предусмотренные в нем льготы распространялись и на военнослужащих, выполнявших задачи на этой территории.

По мнению суда, истцом не представлены доказательства, опровергающие факт участия ответчика Качусова С.Н. в боевых действиях.

Кроме того, в законодательстве, регулирующем предоставление военнослужащим установленных Законом дополнительных гарантий и компенсаций, отсутствует ясное нормативное определение, какие именно действия военнослужащего следует признавать фактическим участием в боевых действиях.

Таким образом, поскольку доказательств неправомерности получения ответчиком Качусовым С.Н. удостоверения «Ветеран боевых действий» ни в исковом заявлении, ни в ходе судебного разбирательства истцом не представлены и судом не установлены, оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Федерального бюджетного учреждения Главное Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Красноярскому краю к Качусову С.Н. о признании удостоверения недействительным отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.

Судья Л.В. Сисюра

2-4753/2012 ~ М-4898/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
ФГУ ГУФСИН России по Красноярскому краю
Ответчики
Качусов Сергей Николаевич
Суд
Ачинский городской суд Красноярского края
Судья
Сисюра Людмила Васильевна
Дело на странице суда
achinsk--krk.sudrf.ru
23.10.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.10.2012Передача материалов судье
26.10.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.11.2012Подготовка дела (собеседование)
06.11.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.11.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.11.2012Судебное заседание
10.12.2012Судебное заседание
17.12.2012Судебное заседание
21.12.2012Судебное заседание
11.01.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее