Дело № 12-28/2018г.
РЕШЕНИЕ
29 июня 2018 года г. Беломорск
Судья Беломорского районного суда Республики Карелия Седлецкий А.В., при секретаре Рядовой С.Х., с участием представителя МУП «Жилфонд» МО «Беломорский муниципальный район» Фроловой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу МУП «Жилфонд» МО «Беломорский муниципальный район» на постановление мирового судьи судебного участка Беломорского района от 16.05.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, в отношении МУП «Жилфонд» МО «Беломорский муниципальный район», юридический адрес: <адрес>, <данные изъяты>
установил:
Постановлением мирового судьи судебного участка Беломорского района от 16.05.2018 МУП «Жилфонд» МО «Беломорский муниципальный район» (далее – МУП «Жилфонд») привлечено к административной ответственности по ч. ст. 14.1.3 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 125000 рублей по тем основаниям, что МУП «Жилфонд» осуществляло предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
В своей жалобе МУП «Жилфонд» выражает несогласие с постановлением по делу об административном правонарушении просит его отменить, производство по делу прекратить. В обоснование заявленных требований поясняет, что в абзацах 7 и 14 протокола об административном правонарушении указано о проверке, проведенной в отношении многоквартирного дома по адресу: <адрес>, однако в абзаце 13 протокола утверждается, что МУП «Жилфонд» не приняло меры по надлежащему содержанию дома № по <адрес>. В связи с чем полагают, что поскольку данное обстоятельство было выявлено в ходе судебного разбирательства, то протокол должен был быть возвращен в орган, должностному лицу, которые его составили. Также указывают, что с распоряжением о проведении проверки их не знакомили, в самом акте проверки указана дата его составления – 16.03.2018, вместе с тем во вводной части акта отмечается, что проверка проводилась 20.03.2018, следовательно, в акте имеются не устраненные противоречия одних его частей другим. Кроме того, акт проверки был получен МУП «ЖИЛФОНД» 16.04.2018, то есть спустя один месяц, а не сразу после ее окончания, как того требует ст. 16 Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Также отмечают, что МУП «Жилфонд» привлекается за нарушение пунктов Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, однако данные Правила и нормы не установлены Правительством РФ, носят рекомендательный характер и не являются лицензионными требованиями. Дополнительно указывают, что работы, за неисполнение которых привлекается МУП «Жилфонд» носят не срочный, а плановый характер, то есть подлежат включению в план работ по результатам осмотра общего имущества, и привлекать за наличие повреждений, без учета того, были ли включены работы по их устранению в план мероприятий по ремонту общего имущества – незаконно.
В судебном заседании представители МУП «Жилфонд» Фролова В.В., жалобу поддержала, по доводам изложенным в ней, дополнительно пояснила, что МУП «Жилфонд» было уведомлено о проведении проверки письмом, их сотрудник присутствовал при проведении проверки, но акт проверки не подписывал.
Представитель Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заслушав представителя МУП «Жилфонд», исследовав представленные материалы, изучив доводы жалобы, судья приходит к следующим выводам.
Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 2, 7 ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа,
В соответствии с ч. 1 ст. 8 вышеназванного закона, лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
К полномочиям Правительства Российской Федерации в области лицензирования относятся: утверждение положений о лицензировании конкретных видов деятельности и принятие нормативных правовых актов по вопросам лицензирования (п. 2 ч. 1 ст.5 Федерального закона № 99-ФЗ от 04.05.2011).
В соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности: предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами (п. 51 ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 99-ФЗ от 04.05.2011).
Во исполнение данного полномочия Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Положение).
Согласно п. 3 указанного Положения лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Перечень услуг и работ из числа включенных в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № (далее - перечень услуг и работ), периодичность их оказания и выполнения определяются и отражаются в зависимости от выбранного и реализованного способа управления многоквартирным домом: в договоре управления многоквартирным домом - в случае, если в установленном порядке выбран способ управления многоквартирным домом управляющей организацией (п. «б» ч. 2 Перечня).
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № -170 (далее - Правила № 170), определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.
Техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств (Раздел 2 Правил № 170).
Целью осмотров является установление возможных причин возникновения дефектов и выработка мер по их устранению. В ходе осмотров осуществляется также контроль за использованием и содержанием помещений (п. 2.1 Правил № 170).
Согласно п. 4.2.3.1 указанных Правил, местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке, выкрашивание раствора из швов облицовки, кирпичной и мелкоблочной кладки, разрушение герметизирующих заделок стыков полносборных зданий, повреждение или износ металлических покрытий на выступающих частях стен, разрушение водосточных труб, мокрые и ржавые пятна, потеки и высолы, общее загрязнение поверхности, разрушение парапетов и т.д. должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития. Разрушение и повреждение отделочного слоя, ослабление крепления выступающих из плоскости стен архитектурных деталей (карнизов, балконов, поясов, кронштейнов, розеток, тяг и др.) следует устранять при капитальном ремонте по проекту.
Согласно п. 4.2.3.2 с появлением на фасадах зданий отслоений и разрушений облицовочных слоев необходимо: облицовочные плитки и архитектурные детали, потерявшие связь со стеной, немедленно снять; отслоившуюся от поверхности стены штукатурку отбить сразу же после обнаружения отслоения; поврежденные места на фасаде восстановить с заменой всех дефектных архитектурных деталей или их реставрацией.
Согласно п. 4.2.3.4 повреждение поверхности цоколя следует оштукатурить цементно-песчаным раствором с введением гидрофобизирующей добавки (например, ГКЖ-10, ГКЖ-11) или облицевать. Цоколи из легкобетонных панелей с поврежденным фактурным слоем или имеющим малую толщину, а также кирпичные цоколи с разрушенной штукатуркой и кладкой, как правило, следует облицовывать плитками из естественного камня, бетонными плитами, керамическими плитками, другими влагостойкими и морозостойкими материалами по согласованию в установленном порядке.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании мировым судьей установлено, что согласно выписке из ЕГРЮЛ от 10.04.2018 МУП «Жилфонд» является действующим юридическим лицом, основным видом деятельности которого является управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе.
МУП «Жилфонд» имеет лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами № от ДД.ММ.ГГГГ, выданную Государственной жилищной инспекцией РК. Лицензия предоставлена бессрочно и действует на территории Республики Карелия.
МУП «Жилфонд» на основании договора управления многоквартирными домами от ДД.ММ.ГГГГ является управляющей организацией в отношении многоквартирного дома по адресу: <адрес>.
Согласно акту проверки лицензиата МУП «Жилфонд» МО «Беломорский муниципальный район» № от ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения внеплановой выездной проверки был выявлен факт осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, а именно <адрес>, с нарушением лицензионных требований, предусмотренных п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, а именно: повреждение штукатурного отделочного слоя цоколя, выветривание кирпичной кладки в нарушение п. 4.2.3.4, п.4.2.3.2, п.4.2.3.1 Правил 170.
Установив данные обстоятельства, мировой судья обоснованно пришел к выводу о том, что МУП «Жилфонд», являясь управляющей организацией на основании договора управления многоквартирным домом по адресу: <адрес>, оказывало услуги и выполняло работы по содержанию и ремонту общего имущества в указанном доме с нарушением лицензионных требований, предусмотренных п.п. «а, б» п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Действия МУП «Жилфонд» мировым судьей верно квалифицированы по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ - осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса.
Довод жалобы о том, что в протоколе имеется указание на два различных адреса был предметом обсуждения мирового судьи и обоснованно признан как техническая описка. Данное обстоятельство было устранено в судебном заседании исследованными материалами дела, в том числе обращением в инспекцию жителя <адрес> в <адрес>, актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указан <адрес>, предписанием от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости выполнения работ также по указанному дому, а также протоколом об административном правонарушении.
Относительно доводов жалобы о том, что с распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки МУП «Жилфонд» не был ознакомлен, а также о том, что акт проверки был получен МУП «Жилфонд» ДД.ММ.ГГГГ, а не сразу после ее окончания, судья приходит к следующему.
Представитель МУП «Жилфонд» в судебном заседании указала о том, что о проведении внеплановой проверки они были извещены уведомлением, а в самой проверке принимал участие их сотрудник. Однако, как следует из акта проверки № при ее проведении какого-либо представителя МУП «Жилфонд» не присутствовало. Поскольку проверка была проведена без участия уполномоченного представителя МУП «Жилфонд» ссылка подателя жалобы на часть 3 статьи 14 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ является несостоятельной.
Наличие в акте проверки двух дат: дата составления – ДД.ММ.ГГГГ и дата проведения проверки – ДД.ММ.ГГГГ, не может повлечь отмену состоявшегося по делу постановления, поскольку на странице № 2 акта указано о том, что проверка была проведена ДД.ММ.ГГГГ.
Вопреки доводам жалобы, Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года № 170, при системном толковании пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110 и положений Жилищного кодекса РФ, относятся к лицензионным требованиям.
Иные доводы жалобы направлены на переоценку выводов мирового судьи, с данными доводами жалобы судья не соглашается, поскольку мировым судьей по существу принято верное решение, основанное на всестороннем, полном и объективном исследовании обстоятельств дела.
Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, являющихся основаниями для отмены или изменения обжалуемого постановления, в ходе производства по делу не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья,
решил:
Постановление мирового судьи судебного участка Беломорского района Республики Карелия от 16.05.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, в отношении МУП «Жилфонд» МО «Беломорский муниципальный район» оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья А.В. Седлецкий