Гражданское дело № 2-3593/2014
Копия
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Центральный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Шабалиной Н.В.,
при секретаре ФИО2,
с участием помощника прокурора <адрес> ФИО3,
истца ФИО1,
представителя истца ФИО4,
представителей ответчика ФИО6, ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Енисейскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с иском к Енисейскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, мотивируя свои требования следующим.
С ДД.ММ.ГГГГ истец являлся служащим отдела организационно-правового обеспечения Енисейского территориального управления Росрыболовства, приказом № 141-к от ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность консультанта указанного отдела.
Приказом № 24-к от ДД.ММ.ГГГГ ответчик уволил истца по причине предоставления гражданским служащим заведомо недостоверных сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги (п.2 ч.1 ст.59.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Основанием для увольнения послужило решение комиссии ответчика по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов от ДД.ММ.ГГГГ № 30, принятое по результатам рассмотрения материалов проверки, комиссией установлено предоставление ФИО1 неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2011 год.
Считает расторжение контракта по инициативе работодателя незаконным по следующим основаниям.
Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден перечень должностей, которые обязаны предоставлять сведения о доходах. Приказом Федерального агентства по рыболовству от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что должность консультанта не является коррупционной, а служащие, ее замещающие, не обязаны предоставлять сведения о доходах.
Полагает, что никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
В связи с тем, что в сложившейся ситуации оказались нарушенными его права и законные интересы, истец не имел возможности осуществлять свою трудовую деятельность, в том числе трудоустроиться на иное место работы, имеются основания для взыскания с работодателя неполученного заработка за период с ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения решения суда.
Просит признать приказ Енисейского территориального управления Росрыболовства от ДД.ММ.ГГГГ № 24-к незаконным, восстановить его с ДД.ММ.ГГГГ на работе, период с ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения решения признать вынужденным прогулом, обязать ответчика произвести перерасчет заработной платы.
В судебном заседании истец ФИО1 и его представитель ФИО4, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года, требования поддержали в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям. Кроме того, представили суду письменные обоснования исковых требований, приобщенные к материалам дела.
Представители ответчика ФИО5, действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ и ФИО6, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ года, исковые требования не признали в полном объеме по основаниям, изложенным в письменных отзывах, приобщенных к материалам дела.
Заслушав истца, его представителя, представителей ответчика, исследовав представленные суду доказательства, заслушав заключение прокурора, полагавшей, что в удовлетворении исковых требованиях следует отказать, суд приходит к следующему.
В судебном заседании было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 назначен на государственную должность федеральной государственной гражданской службы главного специалиста – эксперта отдела организационно-правового обеспечения (приказ № 34-к от ДД.ММ.ГГГГ том 1 л.д.45); приказом № 141-к от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д.46) истец назначен в порядке перевода на государственную должность федеральной государственной гражданской службы консультанта отдела организационно-правового обеспечения.
Приказом № 24-к от ДД.ММ.ГГГГ истец освобожден от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы в связи с утратой доверия по причине представления гражданским служащим заведомо недостоверных и неполных сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги (пункт 2 части 1 статьи 59.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (том 1 л.д.38). Основанием издания приказа послужил протокол заседания комиссии Енисейского территориального управления Федерального агентства по рыболовству по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов от ДД.ММ.ГГГГ № 30. Копию приказа истец получил ДД.ММ.ГГГГ г., о чем свидетельствует его подпись.
Согласно докладной начальника отдела ФИО6 на имя руководителя Енисейского территориального управления Федерального агентства по рыболовству ФИО7 (том 1 л.д.144-145), в ходе проверки в отношении ФИО1 по факту возможного представления гражданским служащим заведомо неполных сведений в справках о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги за периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., установлен факт предоставления ФИО1 справок, представляемых в соответствии с Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № без содержания сведений о дополнительном доходе и открытых на его имя и на имя его супруги ФИО8 (Невской) счетов в банках, то есть им были предоставлены заведомо неполные сведения.
Так, в справках за 2009, 2010, 2011 г.г. не отражены номера счетов открытых на его имя в Сбербанке России, в ОАО «УРАЛСИБ», не отражены номера счетов в Сбербанке России и ОАО «Альфа-Банк», открытых на имя его супруги ФИО8. Кроме того, в справке за 2011 год ФИО1 не отражены доходы, полученные им за выполнение иной оплачиваемой работы за отчетный период 2011 года. Установлено, что ФИО1 в 2011-2013 годах за плату оказывал юридические услуги физическим и юридическим лицам без предварительного уведомления руководителя Управления, чем нарушил требования ч.2 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
В справках за 2009,2010,2011 годы не отражались остатки денежных средств на отчетные периоды и номера счетов, открытых в 2003,2005,2006,2007 годах на его имя в Сбербанке России и в ОАО «УРАЛСИБ» банке, не отражались остатки денежных средств за отчетные периоды и номера счетов открытых на имя его супруги ФИО8 в 1998,2006,2011 годах в Сбербанке России и открытые в 2009,2011 годах в ОАО «Альфа-Банк».
Просит считать проверку оконченной и представить материалы проверки в Комиссию Управления по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, в соответствии с п.31 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденного Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 1065.
Из протокола заседания комиссии Енисейского территориального управления Федерального агентства по рыболовству по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов от ДД.ММ.ГГГГ № (том 1 л.д.163-188) следует, что по итогам заседания члены комиссии единогласно решили:
-признать, что ФИО1 умышленно представил заведомо недостоверные и неполные сведения в справках о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2009,2010,2011 года;
-констатировать, что представление ФИО1 заведомо недостоверных и неполных сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги является нарушением требований к служебному поведению, соблюдению антикоррупционного законодательства и законодательства о государственной гражданской службе Российской Федерации;
-рекомендовать исполняющему обязанности руководителя Управления ФИО9 прекратить действие служебного контракта от ДД.ММ.ГГГГ № с ФИО1 – консультантом отдела организационно-правового обеспечения, освободить его от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы и уволить в связи с утратой доверия по причине представления гражданским служащим заведомо недостоверных и неполных сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги (пункт 2 части 1 статьи 59.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
В силу положений ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», гражданский служащий обязан, в том числе: соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение (п.1); представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи (п.9).
Гражданин, претендующий на замещение должности гражданской службы, включенной в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представляет представителю нанимателя сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи (часть 1 статьи 20 Федерального закона № 79-ФЗ).
Для соблюдения требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулирования конфликтов интересов в государственном органе, федеральном государственном органе по управлению государственной службой и государственном органе субъекта Российской Федерации по управлению государственной службой (далее - орган по управлению государственной службой) образуются комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов (далее - комиссия по урегулированию конфликтов интересов) (часть 5 статьи 19 Федерального закона № 79-ФЗ).
Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего, замещающего должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, и членов его семьи осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О противодействии коррупции" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 6 статьи 20 Федерального закона № 79-ФЗ).
Непредставление гражданским служащим сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы (ч.6.1 статьи 20 Федерального закона № 79-ФЗ).
Согласно п.2 ч.1 ст. 59.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае: непредставления гражданским служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.
Положениями частей 1,2,3 статьи 59.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено, что взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, - и на основании рекомендации указанной комиссии (часть 1).
При применении взысканий, предусмотренных статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей (часть 2).
Взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по урегулированию конфликтов интересов. При этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения (часть 3).
В силу части 2 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера», обязанность представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в соответствии с федеральными законами возлагается на гражданина, претендующего на замещение должности государственной службы, предусмотренной перечнем должностей, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 557, и на федерального государственного служащего, замещающего должность государственной службы, предусмотренную этим перечнем должностей.
Положением о предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденным Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 559, в пункте 5 закреплено, что государственный служащий представляет ежегодно:
а) сведения о своих доходах, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая денежное содержание, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода;
б) сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода.
Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» был утвержден перечень должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. При этом в п.2 на руководителей федеральных государственных органов была возложена обязанность до ДД.ММ.ГГГГ утвердить в соответствии с разделом III перечня должностей, утвержденного настоящим Указом, перечни конкретных должностей федеральной государственной службы в соответствующих федеральных государственных органах, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
Во исполнение Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 557, приказом № Федеральным агентством по рыболовству от ДД.ММ.ГГГГ (том 2 л.д.2-5), был утвержден перечень должностей федеральной государственной гражданской службы в Федеральном агентстве по рыболовству и его территориальных органах, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, в который была включена должность консультанта территориального органа агентства, занимаемая ФИО1.
Совершение ФИО1 проступка, влекущего в силу приведенных выше норм права, освобождение федерального гражданского служащего от занимаемой должности, нашло свое подтверждение в судебном заседании.
Так, из представления Генеральной прокуратуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д.79-81) на имя руководителя Енисейского территориального управления Росрыболовства, следует, что Управлением Генеральной прокуратуры Российской федерации в Сибирском федеральном округе организована проверка информации о нарушении законодательства о государственной гражданской службе, противодействии коррупции государственным гражданским служащим Енисейского территориального управления Росрыболовства ФИО1. В ходе проверки установлено, что в течение 2011-2013 г.г. данный государственный служащий оказывал за плату юридические услуги физическим и юридическим лицам без предварительного уведомления руководителя Управления, чем нарушил требования ч.2 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В частности ФИО1 участвовал в судебных процессах: ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ в Свердловском районном суде <адрес> в качестве представителя истца ФИО10 на основании соглашения об оказании услуг от 19.10.2010, решением суда от ДД.ММ.ГГГГ взысканы услуги на представителя в сумме 2500 руб.; ДД.ММ.ГГГГ на судебном участке в <адрес> в качестве представителя истца ФИО14 на основании договора оказания юридических услуг от 01.02.2011, согласно расписке получил от последнего вознаграждение в сумме 10 000 руб.; ДД.ММ.ГГГГ в Дивногорском городском суде в качестве представителя истца ФИО11 на основании договора оказания юридических услуг от 30.09.2011, согласно расписке получил от нее 15 000 руб.; ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в Свердловском районном суде <адрес> на основании доверенности в качестве представителя истца ФИО12. также ФИО1 по договору поручения от ДД.ММ.ГГГГ оказывал юридические услуги ООО «Империя Нерон», в том числе участвовал в судебных заседаниях в Арбитражном суде <адрес> 28.05.2012, 28.06.2012, 09.07.2012, 11.09.2012, 18.02.2013, за что по платежному поручению № от ДД.ММ.ГГГГ получил вознаграждение в сумме 122500 руб.. Согласно табелям учета рабочего времени ФИО1 присутствовал в судебных заседаниях в служебное время, за исключением ДД.ММ.ГГГГ (в период временной нетрудоспособности) и ДД.ММ.ГГГГ (нахождение в отпуске). На основании ч.1 ст.8 Федерального закона № 273-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О противодействии коррупции», ст.20 Закона № 79-ФЗ и в соответствии с приказом Федерального агентства по рыболовству от ДД.ММ.ГГГГ № 808, ФИО1 должен был представить сведения о доходах за 2011 год представителю нанимателя. Однако полученная ФИО1 общая сумма вознаграждения за оказанные юридические услуги сторонним лицам не отражена в справке о доходах. Причинами названных нарушений явились игнорирование государственным гражданским служащим требований федерального законодательства, отсутствие контроля со стороны руководителя отдела организационно-правового обеспечения за соблюдением служебной дисциплины подчиненными работниками.
В связи с поступившим представлением, приказом № 6-о от ДД.ММ.ГГГГ ответчиком была назначена проверка.
В материалах проверки имеется соглашение (том 1 л.д.82) на оказание услуг представителя от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенного между ФИО1 и ФИО10. Пунктом 2 соглашения предусмотрены обязанности поверенного (ФИО1) представлять интересы доверителя в судебных инстанциях судебной системы РФ по иску к ФИО13 о взыскании денежных средств, знакомиться и изучать материалы дела, разрабатывать правовую позицию, собирать необходимые доказательства по делу, подготавливать требуемые исковые и иные процессуальные документы, включая письменные возражения, объяснения, пояснения, жалобы, замечания, ходатайства и заявления. Размер вознаграждения предусмотрен в п. 4.1 соглашения и составляет 2500 руб.. Указанная денежная сумма была получена ФИО1 в полном объеме ДД.ММ.ГГГГ года, о чем свидетельствует его подпись в соглашении.
Исполнение обязательств по названному соглашению подтверждается протоколом предварительного судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ Свердловского районного суда <адрес> (том 1 л.д.85-86), где в качестве представителя истца указан ФИО1; уточнениями исковых требований ФИО10, подписанных представителем истца ФИО1 (том 1 л.д.87,88); решением Свердловского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д.89-90), из которого следует, что в рассмотрении дела принимал участие представитель истца ФИО1 и решением в пользу ФИО10 с ответчика ФИО13 взысканы судебные расходы в виде оплаты услуг представителя в размере 2500 руб..
Согласно договору на оказание юридических услуг от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д.94-95), ФИО14 поручил ФИО1 оказать ему юридическую помощь по взысканию с ЗАО «Райффайзенбанк» денежных средств, уплаченных клиентом за ведение ссудного счета по кредитному договору. Стоимость услуг по договору была определена в сумме 10 000 руб. (п.3), кроме того, при достижении положительного результата, а именно: принятие положительного судебного решения, клиент имеет право выплатить исполнителю премию в размере 1000 руб. (п.4). ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 получил денежную сумму в размере 10 000 руб. в счет оплаты по Договору на оказание юридических услуг, в подтверждение чего была составлена расписка (том 1 л.д.96).
Исполнение обязательств по договору от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается протоколом судебного заседания мирового судьи судебного участка № в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д.97-98), где в качестве представителя истца указан ФИО1; заявлением ФИО14 на имя мирового судьи (том 1 л.д.103), о взыскании судебных расходов; решением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д.99-102), которым в пользу ФИО14 взысканы расходы по оплате услуг представителя в размере 4 000 руб..
На основании договора от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д.105-106), ФИО1 принял на себя обязательства оказать ФИО11 юридическую помощь по расторжению договора и взыскании неустойки, а также возмещении морального вреда, связанных с приобретением у Компании «Лонг Лайф» - ИП ФИО15 вибромассажной платформы и турмалинового браслета. Стоимость услуг по договору составила 15 000 руб. (п.3 Договора), которые были получены ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года, о чем он составил расписку (том 1 л.д.107).
В подтверждение исполнение обязательств по договору в материалах проверки имеется исковое заявление ФИО11 (том 1 л.д.108), где в качестве представителя указан ФИО1; протокол судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д.110-113) Дивногорского городского суда <адрес>; заочное решение Дивногорского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д.114-118), которым, в том числе в пользу ФИО11 взысканы судебные расходы, связанные с оплатой услуг представителя.
Согласно информации, полученной от Сбербанка России в письме № ВСБ 576545 от ДД.ММ.ГГГГ (том 2 л.д.75-76), на имя ФИО1 открыты счета по вкладам, в частности ДД.ММ.ГГГГ счет № 40817810731287616416/50; ДД.ММ.ГГГГ счет № 40817810831289768314-57; ДД.ММ.ГГГГ счет № 42307810031283620148/48; ДД.ММ.ГГГГ счет № 42307810231290206038/48; на имя ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ открыт счет № 40817810031280013392/54; на имя ФИО16 (фамилия до регистрации брака с ФИО18) открыты счета № ДД.ММ.ГГГГ году и ДД.ММ.ГГГГ счет № 42307810231287617025.
Из ответа на запрос № 048.3/6393 от ДД.ММ.ГГГГ (том 2 л.д.79), следует, что в ОАО «АЛЬФА-БАНК» на имя ФИО8 открыты счета № в долларах США, счет открыт ДД.ММ.ГГГГ г.; № 40817810308820004263, счет открыт ДД.ММ.ГГГГ г., № 40817810608820004264, счет открыт ДД.ММ.ГГГГ г..
Согласно ответу на запрос банка «УРАЛСИБ» № от ДД.ММ.ГГГГ (том 2 л.д.82), на имя ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ открыт счет № 40817810539009017746, счет закрыт ДД.ММ.ГГГГ года.
При заключении служебного контракта № от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д.47-50), ФИО1 взял на себя обязательства, связанные с прохождением федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации. В п. 2 служебного контракта закреплено, что к отношениям, связанным с гражданской службой, в части не урегулированной законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской федерации, применяются нормы трудового законодательства. При этом в обязанности гражданского служащего, согласно п.п.9 п.6 контракта помимо прочих, входит предоставление в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера, а также соблюдать ограничения, установленные федеральным законодательством о государственной гражданской службе (п.п.13 п.6)
ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ ознакомлен с нормативными правовыми актами, устанавливающими ограничения, запреты и обязанности, связанные с прохождением федеральной государственной гражданской службы, а именно: федеральным законом «О противодействии коррупции» от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ; Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; указом Президента РФ «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» от ДД.ММ.ГГГГ № 885; иными нормативными правовыми актами. Содержание нормативных правовых актов истцу было понятно, о чем свидетельствует его подпись в расписке (том 1 л.д.44). Кроме того, дал свое согласие на обработку персональных данных (л.д.197).
Во исполнение требований приведенных выше норм закона и приказа № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была подана справка о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера федерального государственного служащего за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (том 2 л.д.54-62), в которой не были указаны доходы, полученные им по договорам об оказании юридических услуг, приведенные выше и денежные средства, имеющиеся на счетах, открытых в Сбербанке России и ОАО «УРАЛСИБ», также была подана справка о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги ФИО8 (том 2 л.д.63-71), в которой истцом не были указаны денежные средства, имеющиеся на счетах, открытых на имя супруги в Сбербанке России и ОАО «АЛЬФА-БАНК».
В своих объяснениях, данных в рамках служебной проверки (том 1 л.д.137), ФИО1 сослался на приказ Росрыболовства от ДД.ММ.ГГГГ № 897, которым утверждены должности федеральной государственной гражданской службы в территориальных органах Федерального агентства по рыболовству, которые обязаны предоставлять сведения о доходах, должность консультанта территориального органа Федерального агентства по рыболовству к такой категории должностей не относится. Кроме того, указал, что в соответствии со ст. 54 Конституции РФ никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
При этом в судебном заседании истец не отрицал самого факта предоставления неполных сведений в справках за 2011 год, как не отрицал и в ходе проведения проверки и на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (протокол заседания комиссии).
Представленные в последнее судебное заседание расписки о возврате денежных средств, полученных ФИО1 по договорам об оказании юридических услуг, суд оценивает критически, поскольку ни в ходе проведения в отношении него служебной проверки, ни в ходе рассмотрения его вопроса на комиссии, ни в судебные заседания, состоявшиеся ранее по настоящему делу указанные документы представлены не были, напротив ФИО1 в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ пояснил суду, что действительно получил доходы от оказания им юридических услуг и не указал эти доходы в справке за 2011 год.
Более того, из анализа представленных суду договоров на оказание юридических услуг, заключенных ФИО1, следует, что оплата за оказанные услуги не ставится в зависимость от фактического исполнения судебного акта. По всем договорам денежные средства за юридические услуги были переданы истцу в 2011 году.
Ссылка истца на приказ № от ДД.ММ.ГГГГ Федерального агентства по рыболовству (том 2 л.д.6-9), согласно которому должность консультанта территориального органа агентства не входит в перечень должностей, при замещении которых служащие обязаны представлять сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, не состоятельна, поскольку на момент предоставления им сведений за 2011 год, действовал приказ Росрыболовства № от ДД.ММ.ГГГГ и именно в рамках приказа № ФИО1 обязан был предоставлять достоверные и полные сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих и своей супруги. Исключение в дальнейшем его должности из указанного выше перечня, не может исключить его ответственность за уже предоставленные заведомо не полные сведения о его доходах и имуществе и исключить его увольнение в связи с утратой доверия со стороны работодателя.
Не состоятелен довод представителя истца о том, что на момент совершения ФИО1 дисциплинарного проступка не действовали нормы права, на основании которых был уволен истец, введенные в действие Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 329-ФЗ, в частности статья 59.2 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
В соответствии со ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции», настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, за исключением статьи 12 настоящего Федерального закона. Документ был опубликован ДД.ММ.ГГГГ года.
Справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера федерального государственного служащего и его супруги за 2011 год ФИО1 были поданы в отдел государственной службы, кадров и обеспечения деятельности Енисейского территориального управления Федерального агентства по рыболовству ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно.
Истец был освобожден от занимаемой должности не за оказание им в 2011 году юридических услуг и получение за это вознаграждения, а за предоставление неполных сведений о своих доходах и имуществе. Как было указано выше неполные сведения истцом были предоставлены в апреле 2012 года, то есть на момент совершения проступка уже действовала норма, в силу которой гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае: непредставления гражданским служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений (статья 59.2 Федерального закона № 79-ФЗ).
Процедура привлечения ФИО1 к ответственности в виде увольнения была проведена ответчиком в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, срок привлечения, предусмотренный п.3 ст.59.3 Федерального закона № 79-ФЗ, также был соблюден.
Так, представление об устранении нарушений законодательства о государственной гражданской службе, противодействии коррупции Генеральной прокуратуры Российской Федерации с информацией в отношении ФИО1 поступило в Енисейское территориальное управление Росрыболовства ДД.ММ.ГГГГ года, о чем свидетельствует штамп входящей корреспонденции (том 1 л.д.79), с 15.12. по ДД.ММ.ГГГГ истец находился в очередном отпуске (том 1 л.д.131), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец был временно нетрудоспособен, что подтверждается листками нетрудоспособности (том 1 л.д. 132,133); приказ № 6-о о проведении проверки в отношении ФИО1 был издан ответчиком ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д.135), с приказом истец был ознакомлен в тот же день, что подтверждает его подпись, в этот же день ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было вручено уведомление о проведении в отношении него проверки, где были разъяснены права истца (том 1 л.д.136), 27.01.2014г. от истца поступили объяснения (том 1 л.д.137), ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 приказом № 21-о был отстранен от замещаемой должности на период проведения проверки (том 1 л.д.140-142, 143), ДД.ММ.ГГГГ проведение проверки было окончено и принято решение направить материалы в комиссию Управления по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (том 1 л.д. 144-145), ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был ознакомлен с уведомлением о завершении проверки, о времени и месте ознакомления с материалами проверки, о времени и месте заседания комиссии Управления по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, а также о повестке заседания Комиссии (том 1 л.д.146-147), ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был ознакомлен с материалами проверки, о чем свидетельствует акт от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д.149), ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание Комиссии (том 1 л.д.163-188), ДД.ММ.ГГГГ был издан приказ № 24-к об увольнении ФИО1 (том 1 л.д.192).
Не состоятелен довод представителя истца о неправомерности проведения проверки в отношении истца, занимающего на момент ее проведения, должность, не относящуюся к коррупционной, в силу следующего.
В силу п.1 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению», утвержденного Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 1065, настоящим Положением определяется порядок осуществления проверки, в том числе соблюдения государственными служащими в течение трех лет, предшествующих поступлению информации, явившейся основанием для осуществления проверки, предусмотренной настоящим подпунктом, ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами (пункт «в»).
Основанием для осуществления проверки, предусмотренной пунктом 1 настоящего Положения, является достаточная информация, представленная в письменном виде в установленном порядке правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами (п.п. «а» п.10 Положения).
Должностное лицо, уполномоченное назначать гражданина на должность федеральной государственной службы или назначившее государственного служащего на должность федеральной государственной службы, рассмотрев доклад и соответствующее предложение, указанные в пункте 28 настоящего Положения, принимает одно из следующих решений:
а) назначить гражданина на должность федеральной государственной службы;
б) отказать гражданину в назначении на должность федеральной государственной службы;
в) применить к государственному служащему меры юридической ответственности;
г) представить материалы проверки в соответствующую комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (п.31 Положения).
ФИО1 на момент проведения проверки занимал должность федеральной государственной гражданской службы, в период с 2009 по 2012 гг., в силу действующих на тот момент норм, обязан был предоставлять сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих и своей супруги, за достоверность и полноту которых он несет ответственность. Информация о совершенном ФИО1 проступке поступила работодателю ДД.ММ.ГГГГ года, в силу чего ответчик был вправе провести проверку соблюдения истцом обязанностей государственного гражданского служащего за 2011 год.
Работодатель вправе уволить государственного гражданского служащего в связи с утратой доверия по причине предоставления заведомо недостоверных и неполных сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и в том случае если служащий в настоящий момент занимает должность, не входящую в перечень должностей, обязанных предоставлять такие сведения, поскольку сам факт совершения проступка влекущего утрату доверия исключает замещение гражданином должности государственной гражданской службы.
С учетом изложенного, принимая во внимание законность и обоснованность принятого работодателем решения об освобождении ФИО1 от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы, соблюдения процедуры увольнения, суд отказывает ФИО1 в удовлетворении его требований о признании приказа № 24-к от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, восстановлении его на работе.
Не подлежат удовлетворению и требования о взыскании с ответчика среднего заработка за время вынужденного прогула, являющихся производными от требования о восстановлении на работе, в котором истцу было отказано.
Руководствуясь ст. ст. 194–198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
ФИО1 в удовлетворении исковых требований к Енисейскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Центральный районный суд <адрес>.
Председательствующий подпись Н.В.Шабалина
КОПИЯ ВЕРНА
Судья: Н.В.Шабалина