Решение по делу № 2-1346/2015 ~ M-1314/2015 от 11.11.2015

Дело № 2-1346/2015

РЕШЕНИЕ СУДА

Именем Российской Федерации

22 декабря 2015 года

Дубненский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Григорашенко О.В.,

при секретаре Аргиной О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К.А.В. к Государственному учреждению – Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации,

УСТАНОВИЛ:

К.А.В. обратился в Дубненский городской суд с иском к Государственному учреждению – Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее МОРО ФСС РФ) о взыскании компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в размере <данные изъяты>.

В обоснование исковых требований истец ссылался на те обстоятельства, что в 2014 году К.А.В. была присвоена вторая группа инвалидности. Согласно индивидуальной программы реабилитации от ДАТА в графе «Технические средства реабилитации» указано приобретение эндопротеза тазо-бедренного сустава и проведение операции в течении года. ДАТА истец приобрел комплект эндопротеза тазобедренного сустава за <данные изъяты>. Операция была проведена и протез установлен ДАТА ДАТА К.А.В. обратился к ответчику с заявлением о возмещении понесенных им расходов на приобретение эндопротеза; к заявлению были приложены все необходимые документы. Через 3 месяца К.А.В. были возвращены все документы с разъяснением, что у ответчика нет больше обязанностей по обеспечению инвалидов эндопротезами и направили в Управление здравоохранения Администрации г. Дубны. После обращения в Управление здравоохранения города ответчик вновь дал согласие на оплату эндопротеза, но потом опять отказался произвести оплату. В июне 2015 года истец вновь обратился к ответчику с заявлением о возмещении расходов, но до настоящего времени никаких действий со стороны ответчика не происходит, что побудило К.А.В. обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав. Учитывая вышеизложенное, К.А.В. просит взыскать с ответчика <данные изъяты>, понесенных на оплату эндопротеза тазобедренного сустава.

Истец К.А.В. и его представители- П.Т.А. и адвокат Д.Э.В. в судебном заседании поддержали требование по доводам, изложенным в исковом заявлении. При этом истец пояснил, что первоначально с заявлением о возмещении расходов он обратился в декабре 2014 года в Дубненское управление социальной защиты населения, но документы не приняли, объяснив тем, что с 2015 года всеми вопросами относительно инвалидов будет заниматься Фонд социального страхования.

Представитель ответчика, действующий на основании доверенности, Ф.Ю.С. в судебном заседании исковые требования не признала по тем основаниям, что согласно разъяснений Министерства труда и социальной защиты РФ, содержащихся в письме от ДАТА, уполномоченный орган вправе после первого января 2015 года произвести выплату компенсации за самостоятельно-приобретенные в 2014 году эндопротезы только тем инвалидам, которые встали на учет в целях обеспечения эндопротезами в уполномоченный орган до первого января 2015 года. Обеспечение инвалидов после ДАТА эндопротезами, как техническими средствами реабилитации, не допускается. К.А.В. до ДАТА не состоял на учете в Дубненском управлении социальной защиты населения, учетное дело по К.А.В. в ФСС РФ не передавалось.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Администрации г. Дубна Ж.Д.Ю. пояснил, что все вопросы относительно здравоохранения и социальной политики находятся в ведении субъекта РФ, т.е. Московской области.

Выслушав стороны, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Статья ст. 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяет Закон РФ от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее Закон №181-ФЗ).

Предусмотренные настоящим законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст.2 Закона РФ №181-ФЗ социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Статьей 10 Закона № 181-ФЗ установлено, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

Согласно положениям ст. 11 Закона № 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.

Индивидуальная программа реабилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами.

Если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 № 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации (далее Порядок).

В соответствии с п.2 Порядка компенсация выплачивается территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации либо исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему в порядке, установленном статьей 26.8 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов по обеспечению техническими средствами реабилитации (далее - уполномоченные органы) по месту жительства инвалида.

Компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.

Компенсация инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги и документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет, а также предъявления им следующих документов:

- документа, удостоверяющего личность;

- индивидуальной программы реабилитации инвалида;

- страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, содержащего страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС).

Выплата инвалиду компенсации осуществляется уполномоченным органом в месячный срок с даты принятия соответствующего решения путем почтового перевода или перечисления средств на счет, открытый инвалидом в кредитной организации. Решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом в течение 30 дней со дня принятия уполномоченным органом заявления о выплате компенсации.

Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации, но не более стоимости технического средства, предоставляемого уполномоченным органом в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, являющимся аналогичным техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет, с учетом классификации в рамках федерального перечня.

В ходе судебного разбирательства установлено, что К.А.В. с ДАТА по ДАТА являлся инвалидом второй группы по общему заболеванию, с ДАТА является инвалидом третьей группы, имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, приводящее к ограничению жизнедеятельности (л.д.7,45).

Согласно индивидуальной программе реабилитации от ДАТА К.А.В. рекомендовано такое техническое средство реабилитации как эндопротез тазобедренного сустава (л.д.5-6); эндопротезирование было рекомендовано сделать в течение одного года.

ДАТА К.А.В. за счет собственных средств в размере <данные изъяты> приобрел эндопротез тазобедренного сустава, что подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру и товарным чеком (л.д.14,15).

Согласно выписного эпикриза № 133 ГБУЗ Тверской области «Клиническая больница скорой медицинской помощи» (л.д.16) ДАТА К.А.В. было проведено тотальное эндопротезирование левого тазобедренного сустава.

Соглашением «О передаче сведений, необходимых для осуществления Государственным учреждением - Московским областным региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации части федеральных полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов», установлено, что с ДАТА полномочия Министерства социальной защиты Московской области по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, протезно-ортопедическими изделиями переходят для исполнения ГУ – Московскому областному региональному отделению Фонда социального страхования РФ вместе с оригиналами индивидуальных программ реабилитации инвалидов.

ДАТА истец обратился к ответчику с заявлением о возмещении расходов в размере <данные изъяты>, понесенных на приобретение эндопротеза. Однако, указанные денежные средства истцу компенсированы не были.

Как пояснил в судебном заседании представитель ответчика отказ К.А.В. мотивирован тем, что ДАТА Министерством труда и социальной защиты РФ даны разъяснения по вопросу порядка обеспечения инвалидов эндопротезами с ДАТА. Согласно письму от ДАТА /В-453 уполномоченный орган вправе после первого января 2015 года произвести выплату компенсации за самостоятельно-приобретенные в 2014 году эндопротезы только тем инвалидам, которые встали на учет в целях обеспечения эндопротезами в уполномоченный орган до первого января 2015 года.

Поскольку К.А.В. на учете в целях обеспечения эндопротезами в уполномоченном органе до первого января 2015 года не состоял, то Фонд социального страхования не может компенсировать истцу его расходы на эндопротез.

Между тем, по мнению суда, данный отказ не основан на законе, поскольку ни нормы Закона №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ни положения Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 № 57н) не содержат обязательного условия – нахождение на учете в целях приобретения эндопротеза. Из анализа приведенных нормативно-правовых актов следует, что гарантия обеспечения инвалида техническим средством реабилитации может быть реализована либо путем предоставления технического средства реабилитации уполномоченным органом либо путем выплаты денежной компенсации в двух случаях:

- если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации не может быть предоставлено инвалиду;

- если инвалид приобрел соответствующее средство за собственный счет.

С учетом изложенного, принимая во внимание, несоблюдение уполномоченным органом требований федерального законодательства по исполнению закона «О социальной защите инвалидов», чем нарушены права и свободы инвалида, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований К.А.В.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования К.А.В. к Государственному учреждению – Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации – удовлетворить.

Взыскать с Государственного учреждения – Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу К.А.В. компенсацию за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации – эндопротез тазобедренного сустава - в размере <данные изъяты>.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Дубненский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья

Решение в окончательной форме изготовлено 30 декабря 2015 года.

Судья

2-1346/2015 ~ M-1314/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Казаков Анатолий Владимирович
Ответчики
ГУ Московское областное региональное отделение Фонда Социального страхования РФ
Другие
Администрация г.Дубны
Суд
Дубненский городской суд Московской области
Судья
Григорашенко О.В.
Дело на странице суда
dubna--mo.sudrf.ru
11.11.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.11.2015Передача материалов судье
12.11.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.11.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.11.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.12.2015Судебное заседание
10.12.2015Судебное заседание
22.12.2015Судебное заседание
30.12.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.02.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее