Дело № 2-618/2013
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Хасавюрт 28 октября 2013г.
Хасавюртовский районный суд РД в составе:
председательствующего судьи Магомедова Г.М.,
с участием старшего помощника прокурора Хасавюртовского района Акбарова А.И.,
при секретаре Закиевой М.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Хасавюртовского района в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «село Тукита» Хасавюртовского района об обеспечении безопасности дорожного движения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Хасавюртовского района РД обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «село Тукита» Хасавюртовского района об обеспечении безопасности дорожного движения, мотивируя свои требования тем, что в соответствии с ч.9 ст.5 Федерального закона Российской Федерации от 08.11.2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон №257-ФЗ), автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Статьей 17 Закона №257-ФЗ предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
В соответствии со ст. 13 Закона № 257-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Согласно пп.5 п.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, отнесены к вопросам местного значения поселения.
На основании п.3 ст.15 и ст.34 Закона №257-ФЗ, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения (в том числе, содержание их в надлежащем техническом состоянии) обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления за счет средств местных бюджетов и иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования.
Частью 4 ст.6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности.
Считает, что на администрацию МО «село Тукита» Хасавюртовского района возложено осуществление дорожной деятельности на дорогах местного значения в границах поселения, содержание автомобильных дорог, решение вопросов по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Проверкой установлено, что в районе муниципального казенного образовательного учреждения Тукитинская средняя общеобразовательная школа Хасавюртовского района РД, расположенной по адресу: Республика Дагестан, Хасавюртовский район, с. Тукита, на автомобильной дороге общего пользования, перед школой, где возможно появление детей, отсутствуют дорожные знаки «Дети», предусмотренные п.1.23 Приложения №1 «Дорожные знаки» к Правилам дорожного движения, утвержденным Постановлением Совета министров - Правительством Российской Федерации от 23.10.1993 №1090.
Просит признать незаконным бездействие администрации МО «село Тукита» Хасавюртовского района по приведению в соответствие с требованиями ПДД, в части установления дорожных знаков 1.23 «Дети», а также обязать администрацию МО «село Тукита» Хасавюртовского района установить на участке дороги вблизи МКОУ «Тукитинская СОШ», расположенной в с. Тукита Хасавюртовского района дорожные знаки 1.23 «Дети».
В судебном заседании старший помощник прокурора Хасавюртовского района Акбаров А.И. исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика - глава администрации МО «село Тукита» Хасавюртовского района Пахрудинов А.И., действующий на основании прав по должности, в судебном заседании иск не признал, представил возражение и по обстоятельствам дела суду пояснил следующее. Администрация Тукитинского сельского поселения не имеет возможность установить дорожные знаки в сельском поселении из-за отсутствия денежных средств. Селение Тукита Хасавюртовского района РД является дотационным, местные доходы на 2013г. составляют - земельный налог -36 тыс. руб., налог на имущество физических лиц 54 тыс. руб. Следовательно, из-за нехватки финансовых средств администрация Тукитинского сельского поселения не в состоянии выполнять почти все пункты вопросов местного значения сельского поселения. О нехватке финансовых средств необходимых выполнять вопросы местного значения сельского поселения на муниципальное образование «село Тукита» Хасавюртовского района, до составления и утверждения бюджета Тукитинского сельского поселения на 2013г. он письмом исх. №01-01 от 29.01.2013г. обратился к главе муниципального образования Хасавюртовского района РД, которое принятое канцелярией администрации Хасавюртовского района подписью от 30.01.13г., где просил добавить на 2013г. в проект бюджета Тукитинского сельского поселения Хасавюртовского района финансовые средства в размере 629 тыс. руб., необходимые для выполнения вопросов местного значения сельского поселения. На его письмо устной или письменной реакции до сих пор не последовало. Администрация Тукитинского сельского поселения при наличии денежных средств обязуется, выполнить вопросы местного значения, в том числе в первую очередь установить дорожные знаки «Дети» на автомобильной дороге общего пользования, перед Тукитинской средней общеобразовательной школой им. Пахрудинова И.М., где возможно появятся дети.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. ст. 17, 18 Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому гражданину от рождения. Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием.
Конвенцией ООН от 18.11.1968 «О дорожных знаках и сигналах», ратифицированной Указом Президиума ВС СССР 29.04.1974 № 5939-VIII, предусмотрено, что для предупреждения о приближении к участку дороги, часто пересекаемому детьми, как например, выход из школы, используется обозначение А 12, которое может быть обращено в противоположную сторону. Во исполнение данного положения Конвенции, пунктом 1.23 приложения №1 «Дорожные знаки» к Правилам дорожного движения Российской Федерации, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительством Российской Федерации от 23.101993 №1090 (далее - ПДД) установлено, что дорожный знак «Дети» обозначает участок дороги вблизи детского учреждения (школы, оздоровительного лагеря и т.п.), на проезжей части которого возможно появление детей.
В соответствии с п.5.2.25 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденного приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 №120-ст, предусмотрено, что знак 1.23 «Дети», устанавливают перед участками дорог, проходящими вдоль территорий детских учреждений или часто пересекаемыми детьми независимо от наличия пешеходных переходов. Повторный знак устанавливают с табличкой 8.2.1, на которой указывают протяженность участка дороги, проходящего вдоль территории детского учреждения или часто пересекаемого детьми. В населенных пунктах основной знак 1.23 устанавливают на расстоянии 90-100 м., повторный - на расстоянии не более 50м от начала опасного участка. Предупреждающие знаки, к числу которых ПДД относит дорожный знак 1.23 «Дети», информируют водителей о приближении к опасному участку дороги, движение по которому требует принятия соответствующих мер. Отсутствие соответствующих дорожных знаков, делает фактически невозможным соблюдение требований п.1.3 ПДД водителями транспортных средств, проезжающих мимо соответствующих детских учреждений, что ставит под угрозу безопасность неопределенного круга лиц несовершеннолетнего возраста, которые самостоятельно, в силу своего возраста, не могут отстаивать свои интересы в суде.
В судебном заседании установлено, что на территории муниципального образования - «село Тукита» Хасавюртовского района расположено МКОУ «Тукитинская СОШ», адрес местонахождения которого: РД, Хасавюртовский район, с. Тукита.
К вопросам местного значения поселения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
К вопросам местного значения поселения относится содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения (ст. 14 ч. 1 п. 5 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»)
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Таким образом, обязанность содержания дорог в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных счетов и средств массовой информации, в том числе и установка дорожных знаков, возлагается на орган местного самоуправления муниципального образования.
Согласно Правил дорожного движения (утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 № 1090) на участке дороги вблизи детского учреждения (школы, оздоровительные лагеря и тому подобного), на проезжей части которого возможно появление детей, устанавливается знак 1.23 «ДЕТИ»
Необходимость установки дорожных знаков определяется ГОСТ при обнаружении необходимости установки дорожных знаков.
В соответствии с п. 3.1.4 Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 №120 - ст (далее по тексту - ГОСТ Р 52289 - 2004), к техническим средствам организации дорожного движения относятся: дорожный знак, разметка, светофор, дорожное ограждение и направляющее устройство.
Проверкой улично-дорожной сети у школы на предмет соответствия установки дорожных знаков было установлено, что на участке улично-дорожной сети в районе вблизи МКОУ «Тукитинская СОШ», расположенного в с. Тукита Хасавюртовского района отсутствуют дорожные знаки 1.23 «Дети».
Согласно ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Ссылка главы администрации на отсутствие в бюджете местной администрации достаточных денежных средств для выполнения вышеуказанных работ, само по себе не освобождает собственника от принятия необходимых мер для осуществления паспортизации дорог и не может быть положена в основу отказа в удовлетворении законного и обоснованного иска прокурора.
Безопасность дорожного движения затрагивает интересы граждан, проживающих на территории поселения, в связи с чем, прокурор вправе был предъявить указанные исковые требования в суд, в силу ст. 45 ГПК РФ.
При таких обстоятельствах суд считает иск прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению, поскольку ненадлежащая организация безопасности дорожного движения вблизи указанного образовательного учреждения может повлечь возникновение дорожно-транспортных происшествий и причинение вреда несовершеннолетним, а также другим гражданам муниципального образования.
На основании п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов и ответчиков, освобождаются от платы государственной пошлины. В связи с чем, государственную пошлину с ответчика суд не взыскивает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Хасавюртовского района в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации МО «село Тукита» Хасавюртовского района по приведению в соответствие с требованиями ПДД, в части установления дорожных знаков 1.23 «Дети».
Обязать администрацию МО «село Тукита» Хасавюртовского района установить на участке дороги вблизи МКОУ «Тукитинская СОШ», расположенной в с. Тукита Хасавюртовского района дорожные знаки 1.23 «Дети».
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РД в течение месяца со дня его оглашения путем подачи апелляционной жалобы через Хасавюртовский районный суд.
Решение отпечатано в совещательной комнате.
Председательствующий Магомедов Г.М.