Дело № 2-63/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 марта 2018 года город Аткарск
Аткарский городской суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Васильевой С.В.,
при секретаре судебного заседания Коноваловой О.В.,
с участием представителя истца Савинова Г.П. - Савиновой В.Е., представителя истцов Савинова Г.П., Гавриловой Е.Г., Широковой Е.А. - адвоката Картышова В.С., представителя ответчика - администрации Аткарского муниципального района <адрес> - Остапенко Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Савинова ФИО14, Гавриловой ФИО15, Широковой ФИО16 к администрации Аткарского муниципального района <адрес>, Министерству строительства и жилищно - коммунального хозяйства <адрес> о признании незаконным бездействия по формированию, внесению изменений в сводный список граждан - участников подпрограммы по <адрес> и принятию соответствующих решений, в том числе, предусмотренных пунктом 26 Правил, по включению Савинова ФИО17 в сводный список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» ФЦП «Жилище» на 2015 - 2020 годы в 2018 году с учетом сохранения очередности, которая сформировалась в отношении него в 2016 - 2017 годах, с составом семьи, состоящей из Савинова ФИО18, его дочери Гавриловой ФИО19 и внучки Широковой ФИО20, о восстановлении нарушенных жилищных прав Савинова ФИО21 и членов его семьи дочери Гавриловой ФИО22 и внучки Широковой ФИО23, признании права Савинова ФИО24 на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» ФЦП «Жилище» на 2015 - 2020 годы, с учетом сохранения очередности, которая сформировалась в отношении Савинова ФИО25 в 2016 - 2017 годах, с составом семьи, включающем членов его семьи Гаврилову ФИО26 и Широкову ФИО27, и на получение ими государственного жилищного сертификата на трех человек в 2018 году, обязании Министерства строительства и ЖКХ <адрес> представить в 2018 году на семью из трех человек социальную выплату (государственный жилищный сертификат) на приобретение жилого помещения в 1 полугодии 2018 года в размере 2043792 рубля, при предоставлении социальной выплаты во 2-м полугодии 2018 года обязать Министерство строительства и ЖКХ <адрес> пересчитать размер предоставляемой социальной выплаты с учетом изменения во 2-м полугодии 2018 года норматива стоимости 1 кв.м. жилой площади,
установил:
Савинов Г.П., Гаврилова Е.Г., Широкова К.А. обратились в Аткарский городской суд <адрес> с указанным иском к администрации Аткарского муниципального района <адрес>, Министерству строительства и жилищно - коммунального хозяйства <адрес>.
Исковые требования Савинов Г.П., Гаврилова Е.Г. и Широкова К.А. обосновали тем, что возмещение вреда, причиненного гражданам вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляется путем специального правового регулирования в целях создания компенсационного механизма, предусматривающего предоставление мер социальной защиты, как в денежной, так и в натуральной форме. Система социальной защиты граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, введена Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и включает в себя различные виды денежных выплат и устанавливаемых в дополнение к ним иных мер социальной поддержки. Согласно пункту 1 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 3-12, 14 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а также гарантируется один раз обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правительством Российской Федерации была разработана Федеральная целевая программа «Жилище», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, пунктом 2 которой установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» осуществляется в порядке, установленным Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №. Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации названной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом. В соответствии с подпунктом «е» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы и на участие в подпрограмме имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на ПО «Маяк» и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и постановлением Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска». В соответствии с вышеуказанным федеральным законодательством и также Правилами, граждане, имеющие право на участие в данной подпрограмме по обеспечению жильем, имеют право участвовать в ней совместно с членами своей семьи. Согласно пункту 17 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются следующие граждане, в частности, в отношении граждан, указанных в подпунктах «а» - «е» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, - это постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети, родители, а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с данным гражданином, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке. Таким образом, правовой механизм обеспечения жильем таких граждан закрепляется указанными правилами, предусматривающими добровольное участие граждан в подпрограмме на условиях, указанных в ней, и закрепляют возможность получения удостоверяемой сертификатом социальной выплаты гражданами, отвечающими требованиям, указанным в пункте 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (пункты 2, 6 Правил). Основным же механизмом реализации подпрограммы является предоставление сертификатов, удостоверяющих право гражданина - участника подпрограммы на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета для приобретения жилого помещения. Участникам подпрограммы гражданам, имеющим право на получение социальной выплаты (пункт 5 Правил) и членам их семей (пункты 16, 16.1, 17 Правил), принявшим решение участвовать в подпрограмме, предоставление социальной выплаты осуществляется федеральным органом исполнительной власти через орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в данном случае Министерства строительства и ЖКХ <адрес>. Обеспечение жильем указанной категории граждан за счет средств федерального бюджета осуществляется при одновременном соблюдении трех условий: а) нуждаемости в улучшении жилищных условий (необходимость состоять на учете в качестве нуждающегося); б) наличия права на участие в подпрограмме (относимость гражданина к соответствующей категории получателей социальной выплаты); в) наличия желания участвовать в подпрограмме (добровольность). Савинов Г.П. является участником ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставший инвалидом. Ранее он проживал в селе <адрес>, однако в декабре 2014 года в связи с резким ухудшением здоровья и физического состояния, и так как он крайне нуждался в уходе и обслуживании, его забрала для совместного проживания дочь - Гаврилова Е.Г., проживающая по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Савинов Г.П. был зарегистрирован по этому адресу. Так как у Савинова Г.П. не имелось никакого жилья, которое принадлежало бы ему на законных основаниях, он в 2015 году обратился в администрацию Аткарского муниципального района <адрес> с заявлением о принятии его самого и членов его семьи в составе дочери Гавриловой Е.Г. и внучки Широковой К.А. на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Постановлением администрации Аткарского муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, принятым на основании решения комиссии по жилищным вопросам администрации Аткарского муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, Савинов Г.П. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с составом семьи - один человек. О принятых в отношении него решениях Савинов Г.П. был проинформирован извещением № от ДД.ММ.ГГГГ. В отношении членов семьи Савинова Г.П., о которых указывалось при постановке на учет, жилищной комиссией были даны рекомендации: в отношении члена семьи истца - дочери Гавриловой Е.Г. было предложено для решения вопроса предоставить дополнительные документы, а в отношении члена семьи - внучки Широковой К.А. было рекомендовано для установления данного факта обратиться в суд. В последующем такие рекомендации жилищной комиссии истцом и членами его семьи были исполнены: по члену семьи - дочери Гавриловой Е.Г. в жилищную комиссию администрации были представлены необходимые дополнительные документы; по члену семьи - внучке Широковой К.А. решением Аткарского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ было признано, что внучка Широкова К.А. является членом семьи Савинова Г.П. с местом проживания по адресу: <адрес>. Это решение суда также было предоставлено в жилищную комиссию администрации Аткарского муниципального района <адрес>. Впоследствии по требованию жилищной комиссии истцом и членами его семьи предоставлялись и другие необходимые документы. Однако, как выяснилось позднее, администрацией в связи с новыми обстоятельствами и вновь предоставленными документами по членам семьи Савинова Г.П., соответствующие правовые решения и организационные действия, в части постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении вместе с членами его семьи дочерью Гавриловой Е.Г. и внучкой Широковой К.А., приняты не были, изменения в правовые и учетные документы не были внесены. Как следствие этого бездействия - на жилищном учете Савинов Г.П. продолжал состоять один, без учета членов семьи, хотя он имел законное право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении с составом семьи, включающим, кроме него, дочь Гаврилову Е.Г. и внучку Широкову К.А. Все необходимые правовые и организационные основания для этого имелись и имеются в настоящее время. Аткарским городским судом <адрес> и <адрес> судом при рассмотрении гражданского дела № (33-6126) между теми же сторонами, было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Савинов Г.П. вновь обратился с заявлением в администрацию Аткарского муниципального района <адрес> с заявлением по установленной форме о включении его в состав участников соответствующей подпрограммы в категории участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС с составом семьи - два человека (дочь Гаврилова Е.Г. и внучка Широкова К.А.). Согласно заявлению (рапорту), Савинов Г.П. просил выдать ему государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на территории <адрес>. Состав семьи - два человека: дочь - Гаврилова Е.Г., внучка - Широкова К.А. Впоследствии эти заявления Савинова Г.П. были удовлетворены, он был включен в состав участников подпрограммы с составом семьи два человека, что следует из списков участников подпрограммы по <адрес> и сводного списка участников подпрограммы по <адрес> на 2017 год (как оказалось позднее, в суде апелляционной инстанции, и в 2016 году Савинов Г.П. признавался участником подпрограммы с составом семьи - два человека, то есть дочь - Гаврилова Е.Г. и внучка - Широкова К.А.). Однако, несмотря на вышеуказанные обстоятельства, в сентябре 2016 года ответчиками - администрацией Аткарского муниципального района и Министерством строительства и ЖКХ <адрес> Савинов Г.П. был незаконно снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении и ему было отказано в признании его участником подпрограммы ФЦП «Жилище» на основании положений подпунктов «б» и «в» пункта 22 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №. Решением Аткарского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением Саратовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, все вышеуказанные действия и решения ответчиков признаны незаконными, а сам Савинов Г.П. восстановлен на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении и включен в состав участников подпрограммы на 2017 год. Этот судебный акт администрацией Аткарского муниципального района <адрес> был исполнен, Савинов Г.П. восстановлен на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. В части включения Савинова Г.П. в состав участников подпрограммы решение суда не исполнено до сих пор, никаких подтверждающих документов им до настоящего времени не получено. Вместе с тем, в решении от ДД.ММ.ГГГГ указывалось, что в части удовлетворения требований Савинова Г.П. о восстановлении его на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и включении в состав участников подпрограммы с составом семьи - два человека, а именно дочери Гавриловой Е.Г. и внучки Широковой К.А., было отказано, поскольку не представлено доказательств тому, что Гаврилова Е.Г. и Широкова К.А. обращались с подобным требованием в администрацию Аткарского муниципального района <адрес>, и указанное требование не было предметом рассмотрения администрацией в установленном законном порядке. Основываясь на таком фактическом указании суда, Савинов Г.П., Гаврилова Е.Г. и Широкова К.А. ДД.ММ.ГГГГ обратились в администрацию Аткарского муниципального района <адрес> с совместным заявлением, в котором просили принять решение о внесении дополнений и изменений в постановление администрации Аткарского муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, принятое на основании решения комиссии по жилищным вопросам администрации Аткарского муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, в решение рабочей группы администрации Аткарского муниципального района <адрес>, протокол № от мая 2016 года, а также в другие необходимые учтенные документы, в целях реализации жилищных прав заявителей состоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении Савинова ФИО28 с составом семьи из Савинова Г.П., членов семьи дочери Гавриловой Е.Г., внучки Широковой К.А., и участия Савинова Г.П. с этим же составом в подпрограмме «Выполнение государственных обязанностей по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» ФП «Жилище» на 2015 - 2020 годы на 2017 год. С учетом того, что решение Аткарского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части восстановления Савинова Г.П. в составе участников подпрограммы на 2017 год на момент подачи вышеуказанного заявления не вступило в законную силу по причине подачи Министерством строительства и ЖКХ <адрес> апелляционной жалобы, Савинов Г.П., Гаврилова Е.Г. и Широкова К.А. одновременно подали в администрацию Аткарского муниципального района <адрес> соответствующие документы, предусмотренные Правилами, а именно заявление (рапорта) по установленной форме и согласие на обработку персональных данных, а также иные документы для участия в подпрограмме в 2018 году. Согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», орган местного самоуправления или должностное лицо по обращению граждан обязаны дать письменный ответ именно по существу поставленных в обращении вопросов в срок 30 дней со дня регистрации обращения граждан. В соответствии с частью 5 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ), решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 статьи 52 ЖК РФ документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган. Предусмотренные законом решения, по вопросам, изложенным в заявлении истцов, в установленный срок приняты не были. Полученный заявителем ДД.ММ.ГГГГ ответ администрации Аткарского муниципального района <адрес> на их заявление за № не отвечает требованиям закона, а потому является незаконным. Поставленные заявителями вопросы не разрешены администрацией Аткарского муниципального района <адрес>, по ним не приняты установленные законом решения. Все последующие обращения истцов в администрацию Аткарского муниципального района <адрес> о законном разрешении их требований и уточнении их правового положения, как участников вышеуказанной подпрограммы обеспечения жильем отдельных категорий граждан, предусмотренных федеральным законодательством (заявления (обращения) от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и другие) были рассмотрены администрацией Аткарского муниципального района <адрес> формально, требования заявителей о постановке их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и участия в соответствующей подпрограмме в 2017 и 2018 годах фактически не были рассмотрены по существу и разрешены надлежащим образом, предусмотренные законом решения не приняты в установленные сроки и в порядке установленном законом. Бездействие со стороны администрации Аткарского муниципального района <адрес> должностные лица администрации объясняли представителю Савинова Г.П. тем, что пока не будет рассмотрена апелляционная жалоба Министерства строительства и ЖКХ <адрес>, министерством им запрещено разрешать их требования. После того, как Саратовский областной суд апелляционным определением от ДД.ММ.ГГГГ оставил решение Аткарского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ без изменения, администрация Аткарского муниципального района <адрес> рассмотрела требование истца о постановке на учет в качестве нуждающегося и приняла отдельные решения по этому вопросу (хотя и не предоставив копий этих решений истцам). В адрес Савинова Г.П. за подписью председателя комиссии по жилищным вопросам администрации Аткарского муниципального района <адрес> Матвеева А.Н. было направлено уведомление (сообщение) за № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следовало, что на комиссии по жилищным вопросам администрации муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ было рассмотрено обращение по вопросу об изменении состава семьи; было принято решение поставить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и включить в состав семьи Савинова Г.П. Гаврилову Е.Г., родившуюся ДД.ММ.ГГГГ; Широкову К.А., родившуюся ДД.ММ.ГГГГ. Однако требование истцов об участии Савинова Г.П. в федеральной подпрограмме «Выполнение государственных обязательств обеспеченью жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» ФЦП «Жилище» на 2015 - 2020 годы и получении государственного жилищного сертификата с составом семьи, включающим Гаврилову Е.Г. и Широкову К.А. ни на 2017 год, ни на 2018 год разрешено не было. Более того, ДД.ММ.ГГГГ в адрес Савинова Г.П. поступило письмо за № за подписью главы муниципального района, из которого фактически следовало, что заявителями пропущен установленный срок для включения их в состав участников подпрограммы на 2018 год со ссылками на пункт 24 Правил, устанавливающих сроки обращения граждан по участию в подпрограмме от июля текущего года и формирования списков участников подпрограммы от августа текущего года), хотя, как указано выше, соответствующие заявления (рапорты) истцы подали ДД.ММ.ГГГГ, а ДД.ММ.ГГГГ в ответе на письмо главы муниципального района подтвердили свое желание участвовать в подпрограмме. К письму главы муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ была приложена выписка из списка граждан участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2018 года по Аткарскому муниципальному району <адрес>, из которой следовало, что Савинов Г.П. находится в составе участников вышеуказанной подпрограммы на 2018 год с составом семьи - один человек. Учитывая, что в октябре 2017 года администрацией Аткарского муниципального района <адрес> были приняты решения об изменениях состава семьи истца Савинова Г.П. с включением в состав семьи дочери Гавриловой Е.Г. и внучки Широковой К.А., Савинов Г.П. дополнительно обратился с заявлениями (обращениями) ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Аткарского муниципального района <адрес>, а ДД.ММ.ГГГГ в Министерство строительства ЖКХ <адрес>, в которых содержалась просьба о внесении изменений в сводный список граждан - участников подпрограммы по <адрес> и принятии соответствующих решений, предусмотренных пунктом 26 Правил по включению его в состав участников подпрограммы на 2018 год с учетом сохранения очередности, которая сформировалась в отношении него в 2016 - 2017 годах, с составом семьи, состоящей из него, его дочери Гавриловой Е.Г. и внучки Широковой К.А. Однако и эти дополнительные обращения ответчиками должным образом не рассмотрены и практические решения в отношении истцов по их участию в подпрограмме на 2018 год не разрешены в установленном порядке. Согласно пункту 26 Правил, допускается включение граждан - участников подпрограммы в сводный список после его утверждения на основании решения органа исполнительной власти, утвердившего сводный список, с соблюдением хронологической последовательности формирования указанного списка, установленной в соответствии с абзацем первым пункта 26 правил. С учетом всей совокупности незаконных решений, действий (бездействия) совершенных ответчиками в отношении Савинова Г.П. и членов его семьи в 2016 году и в 2017 году, считают, что принятие ответчиками предусмотренных пунктом 26 Правил соответствующих решений и совершения иных действий в этом направлении в целях практической реализации жилищных прав истцов и с соблюдением очередности сформировавшейся за 2016 - 2017 годы, исходя из принципов восстановления справедливости, является для ответчиков обязательным и необходимым. Таким образом, никаких законных оснований для бездействия ответчиков по принятию всего комплекса решений по участию истца Савинова Г.П. с составом семьи включающем истца, его дочь Гаврилову Е.Г. и внучку Широкову К.А., в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2018 год по Аткарскому муниципальному району <адрес> в действительности не имеется, а следовательно, это бездействие подлежит признанию судом незаконным. Этим бездействием ответчиков, когда до настоящего времени не приняты решения по их участию в вышеуказанной подпрограмме и возможности получения ими государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения в 2018 году, существенно нарушены законные жилищные права истцов, предусмотренные федеральным законодательством. Нарушенные законные жилищные права Савинова Г.П. и членов его семьи Гавриловой Е.Г. и Широковой К.А. подлежат восстановлению. Просят признать незаконным бездействие ответчиков - администрации Аткарского муниципального района <адрес> и Министерства строительства и ЖКХ <адрес> по внесению изменений в сводный список граждан - участников подпрограммы по <адрес> и принятию соответствующих решений, предусмотренных пунктом 26 Правил, по включению Савинова Г.П. в сводный список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» ФЦП «Жилище» на 2015 - 2020 годы на 2018 год, с учетом сохранения очередности, которая сформировалась в отношении него в 2016 - 2017 годах, с составом семьи, состоящей из Савинова Г.П., его дочери Гавриловой Е.Г. и внучки Широковой К.А.; восстановить нарушенные жилищные права Савинова Г.П. и членов его семьи дочери - Гавриловой Е.Г. и внучки Широковой К.А.; признать право Савинова Г.П. и членов его семьи Гавриловой Е.Г. и Широковой К.А. на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» ФЦП «Жилище» на 2015 - 2020 годы и право на получение ими государственного жилищного сертификата на 2018 год, с учетом сохранения очередности, которая сформировалась в отношении Савинова Г.П. в 2016 - 2017 годах; взыскать с ответчиков уплаченную истцом госпошлину в сумме 300 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ от истцов Савинова Г.П., Гавриловой Е.Г. и Широковой К.А. поступило заявление об изменении исковых требований, обоснованное тем, что в августе - сентябре 2017 года по инициативе представителей администрации Аткарского муниципального района <адрес>, предложивших Савинову Г.П. для решения вопросов, с которыми он и члены его семьи Гаврилова Е.Г. и Широкова К.А. обращались в администрацию с заявлениями ДД.ММ.ГГГГ, то есть для решения вопросов по включению в состав его семьи вышеуказанных лиц, с их правом состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и участвовать с этим же составом семьи в подпрограмме на получение жилищного сертификата подать в администрацию еще одно заявление по этим вопросам, что истцом Савиновым и было сделано ДД.ММ.ГГГГ. Сделано это было фактически вынужденно, с целью и в надежде разрешить спорные вопросы во внесудебном порядке, что никоим образом не делает легитимными незаконные действия (бездействие) администрации при разрешении данных вопросов. Несвоевременное, в нарушение требований закона, разрешение этого вопроса по членам семьи Савинова Г.П. дочери Гавриловой Е.Г. и внучки Широковой К.А. (как видно решение в отношении них принято только в октябре 2017 года, согласно первого заявления от ДД.ММ.ГГГГ должно было принято в июне 2017 года) позволяет сейчас администрации незаконно утверждать, что нарушение сроков при обращении истцов по их участию в подпрограмме по обеспечению жильем в 2018 году (до ДД.ММ.ГГГГ) произошло по вине истцов. Хотя, как следует из вышеизложенного, это формальное нарушение сроков произошло исключительно по вине ответчиков - администрации Аткарского муниципального района <адрес> и Министерства строительства и ЖКХ СО, давших незаконные устные указания администрации о неразрешении требований истцов. После этого решения администрации Аткарского муниципального района о включении в состав семьи Савинова Г.П. Гавриловой Е.Г. и Широковой К.А. в октябре 2017 года представитель администрации, являющийся должностным лицом жилищной комиссии, в устной форме сообщил представителю Савинова Г.П., что администрацией направлен в Министерство строительства и ЖКХ новый список участников подпрограммы ФЦП «Жилище» на 2018 год с внесенными в него изменениями о составе семьи Савинова Г.П., в который включены Гаврилова Е.Г. и Широкова К.А., но никаких письменных подтверждений этим действиям и решениям администрации Аткарского муниципального района <адрес> истцам предъявлено не было. В связи с этими обстоятельствами, Савинов Г.П., являясь основным носителем, ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию Аткарского муниципального района <адрес> с заявлением, в котором была выражена просьба предоставить заверенные копии постановления администрации Аткарского муниципального района <адрес> о включении в состав семьи Савинова Г.П. в качестве членов его семьи Гавриловой Е.Г. и Широковой К.А., как нуждающихся в жилом помещении, и списка участников подпрограммы на 2018 год с изменениями, касающимися его участия в данной подпрограмме с составом семьи, включающим и членов его семьи Гаврилову Е.Г. и Широкову К.А., учитывая, что в октябре 2017 года администрацией Аткарского муниципального района <адрес> были приняты решения об изменениях состава семьи истца Савинова Г.В., с включением в состав семьи Гавриловой Е.Г. и Широковой К.А., Савинов Г.П. ДД.ММ.ГГГГ дополнительно самостоятельно обратился в Министерство строительства и ЖКХ <адрес>, в том числе, и с просьбой о внесении изменений в сводный список граждан участников подпрограммы по <адрес> и принятии соответствующих решений, предусмотренных пунктом 26 Правил, по включению его в состав участников подпрограммы на 2018 год с учетом сохранения очередности, которая сформировалась в отношении него в 2016 - 2017 годах, с составом семьи, состоящей из Савинова Г.П., его дочери Гавриловой Е.Г. и внучки Широковой К.А., однако это дополнительное обращение Министерством строительства и ЖКХ <адрес> должным образом не рассмотрено и, как следует из ответа министерства от ДД.ММ.ГГГГ на обращение Савинова Г.П., его требования разрешены законным образом не были и практические решения в отношении истцов по их участию в подпрограмме на 2018 году приняты не были. К ответу приложена выписка из сводного списка граждан - получателей государственных жилищных сертификатов в 2018 году, из которой следует, что истец Савинов Г.П. входит в данный список с порядковым номером «1» и с составом семьи, состоящей из одного человека. Утверждение сводного списка (ДД.ММ.ГГГГ) было произведено в период, когда обращение Савинова Г.П. от ДД.ММ.ГГГГ по его участию в подпрограмме с составом семьи, включающим, кроме него, Гаврилову Е.Г. и Широкову К.А., и получение жилищного сертификата на троих человек практически около месяца уже находилось на рассмотрении Министерства строительства и ЖКХ, также там уже находилось уведомление администрации об изменении состава семьи Савинова Г.П. Ответ доставлен истцу Савинову Г.П. почтовой связью, при чем на почтовом конверте имелся единственный почтовый штамп <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, что также свидетельствует и о нарушении сроков ответчиком при рассмотрении обращения Савинова Г.П. Все это в совокупности грубо нарушает законные права истцов и со стороны второго ответчика Министерства строительства и ЖКХ <адрес>. Согласно пункту 26 Правил допускается включение граждан - участников подпрограммы в сводный список после его утверждения на основании решения органа исполнительной власти, утвердившего сводный список, с соблюдением хронологической последовательности формирования указанного списка, установленной в соответствии с абзацем первым настоящего пункта. В процессе рассмотрения дела ответчиком - Министерством строительства и ЖКХ <адрес> представлены документы, из которых следует, что на <адрес> в 2016 году было выделено 6 жилищных сертификатов для граждан - получателей этой категории, в 2017 году - 7 сертификатов, на 2018 год - 6 сертификатов. С учетом того, что по впервые сформированному в 2015 году сводному списку участников подпрограммы по <адрес> истец Савинов Г.П. был тринадцатым по очереди, то получается, что он уже в 2017 году должен быть обеспечен таким сертификатом. Однако этого не произошло в результате незаконных действий ответчиков. В настоящее время он и члены его семьи незаконными действиями (бездействием) ответчиков лишаются возможности получить государственный жилищный сертификат в законом установленном размере и в 2018 году. С учетом всей совокупности незаконных решений, действий (бездействия), совершенных ответчиками в 2016 - 2017 годах, касающихся участия Савинова Г.П. и членов его семьи в подпрограмме по обеспечению их жильем в году, считают, что принятие ответчиками предусмотренных пунктом 26 Правил соответствующий решений и совершения иных действий в этом направлении в целях практической реализации жилищных прав истцов и с соблюдением очередности сформировавшейся за 2016 - 2017 годы, исходя из принципа восстановления справедливости, является для ответчиков обязательным и необходимым. В связи с тем, что никаких законных оснований для бездействия ответчиков по принятию всего комплекса решений по участию истца Савинова Г.П. с составом семьи включающим истца, его дочь Гаврилову Е.Г. и внучку Широкову К.А., в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2018 год по Аткарскому муниципальному району <адрес>, не имеется, следовательно, это бездействие ответчиков подлежит признанию судом незаконным. Этим бездействием ответчиков, когда до настоящего времени не приняты окончательные решения по участию истцов в вышеуказанной подпрограмме, включению их в сводный список граждан - получателей государственных жилищных сертификатов и получения ими государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения в 2018 году, грубо нарушены законные жилищные права истцов, предусмотренные федеральным законодательством и Конституцией Российской Федерации. В соответствии с подпунктом «е» пункта 5, пунктом 17 Правил, Савинов Г.П. имеет право участвовать в подпрограмме по обеспечению жильем вместе с членами его семьи Гавриловой Е.Г. и Широковой К.А. Отсюда вытекают и права Гавриловой Е.Г. и Широковой К.А., являющихся членами семьи Савинова Г.П., также участвовать в подпрограмме наряду с ним. Все указанные выше необходимые условия для участия их в этой подпрограмме, а именно наличие права на участие, состояние на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, и их желание участвовать в подпрограмме, в настоящее время имеются в полном объеме. Никаких законных препятствий в практической реализации этих жилищных прав истцов в 2018 году не имеется. Согласно пункту 11 Правил, право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, предоставляется только один раз. Пунктом 13 Правил установлено, что социальная выплата (за исключением граждан, указанных в подпункте «к» пункта 5 Правил) предоставляется в размере, эквивалентном расчетной стоимости жилого помещения, определяемом исходя из: норматива общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности и определяемого в соответствии с пунктами 16 - 16.2 Правил; норматива стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемого один раз в полугодие уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с пунктом 16 Правил, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в следующем размере: 33 кв.м. - для одиноко проживающего гражданина; 42 кв.м. - на семью из двух человек; по 18 кв.м. на каждого члена семьи при численности семьи три человека и более. Так как семья истцов состоит из трех человек, то в отношении них норматив будет составлять 54 кв.м. общей жилой площади. Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №/пр «О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на первое полугодие 2018 года и показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на 1 квартал 2018 года» от ДД.ММ.ГГГГ утвержден норматив стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на первое полугодие 2018 года в размере 37848 рублей. Считают, что им должна быть предоставлена социальная выплата (государственный жилищный сертификат) на приобретение жилого помещения в 1-м полугодии 2018 года в размере 2043792 рубля, из расчета три человека х 18 (норматив площади) х 37848 (норматив стоимости 1 кв.м. жилой площади). Просят признать незаконным бездействие ответчиков - администрации Аткарского муниципального района <адрес> и Министерства строительства и ЖКХ <адрес> по формированию, внесению изменений в сводный список граждан участников подпрограммы по <адрес> и принятию соответствующих решений, предусмотренных пунктом 26 Правил, по включению Савинова Г.П. в сводный список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» ФЦП «Жилище» на 2015 - 2020 годы на 2018 год, с учетом сохранения очередности, которая сформировалась в отношении него в 2016 - 2017 годах, с составом семьи, состоящей из Савинова Г.П., его дочери Гавриловой Е.Г. и внучки Широковой К.А.; восстановить нарушенные жилищные права Савинова Г.П. и членов его семьи - дочери Гавриловой Е.Г. и внучки Широковой К.А.; признать право Савинова Г.П. на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» ФЦП «Жилище» на 2015 - 2020 годы, с учетом сохранения очередности, которая сформировалась в отношении Савинова Г.П. в 2016 - 2017 годах с составом семьи, включающим членов его семьи Гаврилову Е.Г. и Широкову К.А., и на получение ими государственного жилищного сертификата на трех человек в 2018 году; обязать ответчика - Министерство строительства и ЖКХ <адрес> предоставить в 2018 году истцам Савинову Г.П., Гавриловой Е.Г., Широковой К.А. на семью из трех человек социальную выплату (государственный жилищный сертификат) на приобретение жилого помещения в 1-м полугодии 2018 года в размере 2043792 рубля из расчета три человека х 18 (норматив площади) х 37848 (норматив стоимости 1 кв.м. жилой площади); при предоставлении социальной выплаты во 2-м полугодии 2018 года обязать Министерство строительства и ЖКХ <адрес> пересчитать размер предоставляемой социальной выплаты с учетом изменения во 2-м полугодии 2018 года норматива стоимости 1 кв.м. жилой площади; взыскать с ответчиков уплаченную истцом госпошлину в сумме 300 рублей.
Истцы Савинов Г.П., Гаврилова Е.Г. и Широкова К.А. в судебное заседание не явилась, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель истца Савинова Г.П. - Савинова В.Е., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика - администрации Аткарского муниципального района <адрес> - Остапенко Ю.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, доводы, изложенные в возражении на исковое заявление поддержала, просила в удовлетворении заявленных исковых требований отказать, при этом пояснила, что решением Аткарского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований Савинова Г.П. о восстановлении его на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий о включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы Жилище» на 2015 - 2020 года на 2017 год с составом семьи - два человека (дочь Гаврилова Е.Г., внучка Широкова К.А.) было отказано в связи с тем, что не представлено доказательств тому, что Гаврилова Е.Г. и Широкова К.А. обращались с подобным требованием в администрацию <адрес> и указанное требование не было предметом рассмотрения администрацией в установленном законом порядке. Согласно постановлению администрации Аткарского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, Савинов Г.П. принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий один, без членов семьи. Впоследствии Савинов Г.П. в заявлении о включении его участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» от ДД.ММ.ГГГГ и в заявлении о выдаче ему государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения на территории <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ указывал Гаврилову Е.Г. и Широкову К.А. в качестве членов его семьи, а Широкова К.А., согласно решению Аткарского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ признана членом семьи Савинова Г.П., однако данные обстоятельства сами по себе не свидетельствуют о том, что с их стороны было обращение в установленном законом порядке о постановке их на жилищный учет. На заявление Савинова Г.П. от ДД.ММ.ГГГГ администрацией Аткарского муниципального района <адрес> был направлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ №, в связи с чем, утверждение истца о нарушении ответчиком сроков предоставления ответа на письменное обращение является незаконным. Кроме того, в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ Савинов Г.П. не заявляет о включении в состав семьи дочери Гавриловой Е.Г., внучки Широковой К.А. в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, то есть о постановке их на жилищный учет с приложением соответствующих документов в соответствии со статьей <адрес> №-ЗСО «О предоставлении жилых помещений в <адрес>». Ответом администрации Аткарского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № на письмо Савинова Г.П. от ДД.ММ.ГГГГ было разъяснено, что для включения в список претендентов на 2018 год необходимо подать заявление о выделении сертификата в планируемом году в срок до ДД.ММ.ГГГГ с приложением необходимых документов. Указанное заявление было направлено Савиновым Г.П. по установленной форме ДД.ММ.ГГГГ на него одного, без членов семьи. ДД.ММ.ГГГГ Савиновым Г.П. было написано заявление об изменении состава семьи в качестве нуждающихся на улучшение жилищных условий и включении Гавриловой Е.Г., Широковой К.А. в состав семьи. На основании данного заявления было вынесено постановление администрации Аткарского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об изменении состава семьи граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий». Уведомление об этом было направлено в Министерство строительство и ЖКХ <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Министерством строительства и ЖКХ <адрес> в адрес администрации Аткарского муниципального района <адрес> была направлена выписка из сводного списка граждан - получателей сертификатов в 2018 году, утвержденного распоряжением Министерства от ДД.ММ.ГГГГ №-р, в которой значится только Савинов Г.П. без иных членов семьи.
В судебное заседание представитель ответчика - Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> - Минькова С.А, действующая на основании доверенности, не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в его отсутствие, предоставив возражение, в котором просила в удовлетворении исковых требований Савинова Г.П., Гавриловой Е.Г., Широковой К.А. отказать в полном объеме.
Изучив исковое заявление, доводы, содержащиеся в возражениях ответчиков на исковое заявление, выслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика - администрации Аткарского муниципального района <адрес>, мнение представителя истцов - адвоката Картышова В.С., полагавшего иск подлежащим удовлетворению, исследовав путем оглашения в судебном заседании письменные доказательства, а также материалы гражданского дела №, и оценив их в совокупности на предмет относимости, достоверности и допустимости суд в процессе разбирательства гражданского дела установил следующие обстоятельства.
В соответствии с пунктом 1 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 3 - 12, 14 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Кроме того, им гарантируются обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы» установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 - 2015 годы, в состав которой входит подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».
При этом, пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы».
В соответствии с пунктом 2 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, государственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения; предоставление социальной выплаты является финансовой поддержкой государства в целях приобретения жилого помещения; участие в подпрограмме добровольное.
Согласно подпункту «е» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска».
Согласно пункту 6 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, в рамках подпрограммы получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 Правил, и изъявившие такое желание (далее - граждане - участники подпрограммы).
В силу пункта 16 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в следующем размере: 33 кв.м. - для одиноко проживающего гражданина; 42 кв.м. - на семью из 2 человек; по 18 кв.м. на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, при определении норматива общей площади жилого помещения, используемого для расчета размера социальной выплаты, учитывается норма дополнительной общей площади жилого помещения в размере 15 кв.м. При наличии права на дополнительную общую площадь по нескольким основаниям размер такой площади не суммируется.
Из содержания пункта 16.1 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, следует, что норматив, указанный в пункте 16 Правил, применяется при расчете размера социальной выплаты, если: гражданин - участник подпрограммы и члены его семьи не имеют жилых помещений для постоянного проживания (подпункт «а»); гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими на основании договора социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищных фондах, принимается обязательство о расторжении указанного договора и об освобождении занимаемого жилого помещения (подпункт «б»); гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность (подпункт «в»).
Исходя из пункта 17 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы в отношении граждан, указанных в подпункте «е» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, признаются: постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети, родители; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с данным гражданином, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.
Согласно пункту 24 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, в целях организации работы по выдаче сертификатов в планируемом году формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.
Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году.
Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным подпунктами «е» - «к» пункта 5 Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (за исключением списка граждан, указанных в подпункте «к» пункта 5 Правил).
Списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, формируются: в отношении граждан - участников подпрограммы, указанных в подпунктах «е» и «ж» пункта 5 Правил, - в хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, с учетом их права на обеспечение жилыми помещениями вне очереди, установленного законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 26 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует в отношении граждан, указанных в подпунктах «е» и «ж» пункта 5 Правил, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат, на планируемый год по форме согласно приложению №, утверждает его и в течение 10 рабочих дней после утверждения представляет его государственному заказчику подпрограммы (на бумажном носителе и в электронном виде). Не допускается включение в сводный список тех граждан - участников подпрограммы, которые получили сертификат в текущем году. Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Граждане - участники подпрограммы, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке по алфавиту.
Включение граждан - участников подпрограммы в сводный список после его утверждения допускается на основании решения органа исполнительной власти, утвердившего сводный список, с соблюдением хронологической последовательности формирования указанного списка, установленной в соответствии с абзацем первым пункта 26 Правил.
Решением Аткарского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ постановлено: исковые требования Савинова Г.П. к администрации Аткарского муниципального района <адрес>, Министерству строительства и жилищно - коммунального хозяйства <адрес> о признании недействительными (незаконными) решения о снятии с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении и восстановлении нарушенных прав, - удовлетворить частично; признать незаконным решение комиссии по жилищным вопросам администрации Аткарского муниципального района <адрес> о снятии Савинова Г.П. с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищный условий от ДД.ММ.ГГГГ, протокол №; признать недействительным постановление администрации Аткарского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О снятии граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий»; на администрацию Аткарского муниципального района <адрес> возложена обязанность восстановить Савинова Г.П. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента постановки на учет - с ДД.ММ.ГГГГ; признано незаконным решение Министерства строительства и жилищно - коммунального хозяйства <адрес> об отказе Савинову Г.П. в признании участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 года на 2017 год, включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы Жилище» на 2015 - 2020 года на 2017 год; в удовлетворении исковых требований Савинова Г.П. о восстановлении его на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы Жилище» на 2015 - 2020 года на 2017 год с составом семьи - два человека (дочь - Гаврилова Е.Г., внучка - Широкова К.А.) – отказано (материалы гражданского дела № том 2 л.д.46-54).
Основанием для отказа в удовлетворении исковых требований в части включения Гавриловой Е.Г. и Широковой К.А., как членов семьи Савинова Г.П., в списки участников программы явилось то, что суду не были представлены доказательства обращения Гавриловой Е.Г. и Широковой К.А. в орган местного самоуправления и это требование не было предметом рассмотрения администрацией в установленном порядке.
Апелляционным определением Саратовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Аткарского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, то есть с этой даты вступило в законную силу (материалы гражданского дела № том 3 л.д.35-43).
ДД.ММ.ГГГГ Савинов Г.П., Гаврилова Е.Г., Широкова К.А. обратились в администрацию Аткарского муниципального района <адрес> с заявлением о принятии решения о внесении дополнений и изменений в постановление администрации Аткарского муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, а также в учетные документы в целях реализации жилищных прав заявителей состоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении с составом семьи из трех человек, включающей Савинова Г.П. и членов его семьи - дочери Гавриловой Е.Г., внучки Широковой К.А., участия Савинова Г.П. с составом семьи из трех человек, включая Савинова Г.П., членов его семьи - дочери Гавриловой Е.Г., внучки Широковой К.А. в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» ФЦП «Жилище» на 2015 - 2020 годы на 2017 год, предоставив соответствующее заявление (рапорт) Савинова Г.П. (том 1 л.д.15-20).
ДД.ММ.ГГГГ администрацией Аткарского муниципального района <адрес> Савинову Г.П., Гавриловой Е.Г. и Широковой К.А. дан ответ, в котором сообщено, что согласно пункту 24 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году, а орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта РФ. Список участников подпрограммы, изъявивших желание участвовать в указанной подпрограмме в 2017 году, администрацией муниципального района был предоставлен в Министерство строительства и ЖКХ <адрес> в указанный срок. Также сообщено, что согласно решению суда по делу № от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований о восстановлении Савинова Г.П. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы на 2017 год с составом семьи: Гаврилова Е.Г., Широкова К.А. отказано. Для включения Савинова Г.П. в список претендентов на 2018 год необходимо подать заявление о выделении сертификата в планируемом году в срок до ДД.ММ.ГГГГ с приложением необходимых документов (том 1 л.д.21, 89-90).
Суд соглашается с доводами стороны истца о незаконном бездействии ответчиков по следующим мотивам.
Так, обстоятельствами, имеющими значение по рассматриваемому делу, являются: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.); соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Частью 5 статьи 52 ЖК РФ предусмотрено, что решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 статьи 52 ЖК РФ документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр срок принятия решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет исчисляется со дня передачи многофункциональным центром такого заявления в орган, осуществляющий принятие на учет.
Однако ответ, данный администрацией Аткарского муниципального района <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, критериям, приведенным в статье 52 ЖК РФ, не отвечает, поскольку не содержит конкретного решения об удовлетворении либо отказе в удовлетворении поданного Савиновым Г.П., Гавриловой Е.Г. и Широковой К.А. заявления, которое в этой связи нельзя признать рассмотренным в установленном законом порядке.
Вместе с тем, основания для рассмотрения заявления Савинова Г.П., Гавриловой Е.Г., Широковой К.А. от ДД.ММ.ГГГГ и принятия по нему положительного для заявителей решения у администрации Аткарского муниципального района <адрес> имелись, о чем в достаточной степени и полной мере свидетельствуют фактические обстоятельства дела, а именно то, что после вступления ДД.ММ.ГГГГ в законную силу решения Аткарского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ администрацией Аткарского муниципального района <адрес> Савинову Г.П. был дан ответ о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и включении в состав семьи Савинова Г.П. Гавриловой Е.Г. и Широковой К.А.(том 1 л.д.154-155).
ДД.ММ.ГГГГ администрацией Аткарского муниципального района <адрес> Савинову Г.П. на его заявление от ДД.ММ.ГГГГ дан ответ, в котором сообщалось, что участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году, а орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Сообщено, что решением комиссии по жилищным вопросам администрации муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ был изменен состав семьи с одного человека на три человека, направлено уведомление в министерство строительства и ЖКХ <адрес> (том 1 л.д.159).
Исходя из изложенного, представленных Савиновым Г.П., Гавриловой Е.Г. и Широковой К.А. ДД.ММ.ГГГГ документов, включая сведения о факте и степени родства, семейных отношениях, было определенно достаточно для принятия по заявлению перечисленных граждан положительного решения, при том, что собственно их право на включение в списки и участие в программе по улучшению жилищного положения сторона ответчиков не оспаривала.
ДД.ММ.ГГГГ министерством строительства и жилищно - коммунального хозяйства Саратовской области Савинову Г.П. дан ответ, из которого следует, что во исполнение решения Аткарского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ он, Савинов Г.П., включен в сводный список граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие радиационных аварий и катастроф, изъявивших желание получить сертификат в 2018 году, с датой постановки на жилищный учет - ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д.44, 45).
В части включения Савинова Г.П. в сводный список граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие радиационных аварий и катастроф, с семьей, включающей Гаврилову Е.Г. и Широкову К.А., до настоящего времени вопрос не разрешен.
При таких обстоятельствах длительное (с мая 2017 года по настоящее время) неразрешение заявления Савинова Г.П., Гавриловой Е.Г. и Широковой К.А. от ДД.ММ.ГГГГ и невнесение изменений в сводный список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» ФЦП «Жилище» на 2015 - 2020 годы с учетом сохранения очередности, которая сформировалась в 2017 году, семьи Савинова Г.П., включающей Гаврилову Е.Г. и Широкову К.А., суд расценивает как незаконное бездействие администрации Аткарского муниципального района <адрес> и министерства строительства и ЖКХ <адрес>, поскольку таковое нарушает часть 5 статьи 52 ЖК РФ и привело к существенному нарушению права истцов на участие в ФЦП «Жилище» в 2017 году.
В соответствии со статьей 12 ГК РФ и статьей 11 ЖК РФ, защита прав осуществляется путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
При таком положении исковые требования Савинова Г.П., Гавриловой Е.Г., Широковой К.А. о признании незаконным бездействия администрации Аткарского муниципального района <адрес> и министерства строительства и жилищно - коммунального хозяйства <адрес> в части невнесения изменений в сводный список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» ФЦП «Жилище» на 2015 - 2020 годы с учетом сохранения очередности, которая сформировалась в 2017 году, семьи Савинова Г.П., включающей Гаврилову Е.Г. и Широкову К.А., восстановления нарушенного права Савинова Г.П., Гавриловой Е.Г., Широковой К.А. путем признания права Савинова Г.П. и членов его семьи Гавриловой Е.Г., Широковой К.А. на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» ФЦП «Жилище» на 2015 – 2020 годы» с учетом сохранения очередности, которая сформировалась в 2017 году, семьи Савинова Г.П., включающей Гаврилову Е.Г. и Широкову К.А., и на получение ими государственного жилищного сертификата в 2018 году на трех человек, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В то же время исковые требования о возложении на ответчика - министерство строительства и ЖКХ <адрес> обязанности предоставить в 2018 году Савинову Г.П., Гавриловой Е.Г., Широковой К.А. на семью из трех человек социальную выплату (государственный жилищный сертификат) на приобретение жилого помещения в 1-м полугодии 2018 года в размере 2043792 рубля, из расчета 3 человека х 18 (норматив площади) х 37848 (норматив стоимости 1 кв.м. жилой площади), а при предоставлении социальной выплаты во 2-м полугодии 2018 года обязать министерство строительства и ЖКХ <адрес> пересчитать размер предоставляемой социальной выплаты с учетом изменения во 2-м полугодии 2018 года норматива стоимости 1 кв.м. жилой площади, удовлетворению не подлежат по следующим мотивам.
Согласно статье 3 ГПК РФ и статье 11 ГК РФ, судебной защите подлежит нарушенное или оспоренное право.
В силу статьи 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Савинов Г.П., Гаврилова Е.Г. и Широкова К.А. в исковом заявлении сослались на нарушение их прав невключением членов семьи Савинова Г.П. в список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы Жилище» на 2015 - 2020 года на 2017 год, но при этом просят восстановить их нарушенные права путем возложения обязанности по выдаче сертификата на министерство строительства и ЖКХ <адрес>.
Между тем, какое-либо бездействие, связанное с невыдачей государственного жилищного сертификата министерство строительства и ЖКХ <адрес> не совершало, на наличие таких обстоятельств в обоснование заявленных требований истцы не ссылались.
Поскольку на момент обращения Савинова Г.П., Гавриловой Е.Г. и Широковой Е.А. с иском в суд и рассмотрения спора ответчик - министерство строительства и ЖКХ <адрес> истцам в выдаче государственного жилищного сертификата не отказывал, право истцов в этой части не нарушал и не оспаривал, у суда отсутствуют основания для возложения на министерство строительства и ЖКХ <адрес> обязанности предоставить в 2018 году Савинову Г.П., Гавриловой Е.Г. и Широковой К.А. на семью из трех человек социальную выплату (государственный жилищный сертификат) на приобретение жилого помещения в 1-м полугодии 2018 года в размере 2043792 рубля, из расчета 3 человека х 18 (норматив площади) х 37848 (норматив стоимости 1 кв.м. жилой площади), а при предоставлении социальной выплаты во 2-м полугодии 2018 года обязать министерство строительства и ЖКХ <адрес> пересчитать размер предоставляемой социальной выплаты с учетом изменения во 2-м полугодии 2018 года норматива стоимости 1 кв.м. жилой площади.
Приходя к такому выводу, суд исходит из того, что с учетом признания за Савиновым Г.П. и членами его семьи Гавриловой Е.Г. и Широковой К.А. права на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» ФЦП «Жилище» на 2015 - 2020 годы» с учетом сохранения очередности, которая сформировалась в 2017 году, семьи Савинова Г.П., включающей Гаврилову Е.Г. и Широкову К.А., и на получение ими государственного жилищного сертификата в 2018 году на трех человек, выдача истцам сертификата должна быть осуществлена в установленном законодательством порядке.
При таком положении исковые требования Савинова Г.П., Гавриловой Е.Г. и Широковой Е.А. подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░29, ░░░░░░░░░░ ░░░30, ░░░░░░░░░ ░░░31 - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░» ░░░ «░░░░░░» ░░ 2015 - 2020 ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ 2017 ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░32, ░░░░░░░░░░ ░░░33, ░░░░░░░░░ ░░░34 - ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░35 ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░36, ░░░░░░░░░ ░░░37 ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░» ░░░ «░░░░░░» ░░ 2015 - 2020 ░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ 2017 ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░38 ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ 2018 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░).
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 19 ░░░░░ 2018 ░░░░
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░