Дело № 2-3696/2015
Дело № 2-3697/2015
Дело № 2-3698/2015
Дело № 2-3699/2015
Дело № 2-3700/2015
Дело № 2-3701/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 сентября 2015 года п. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Ежелевой Е.А. при секретаре ФИО9, с участием представителя заявителей ФИО3, ФИО6, ФИО4, ФИО2, ФИО5 – ФИО7, представителя окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Солонцовского сельского Совета депутатов <адрес> – ФИО10, представителей заинтересованного лица Регионального отделения Всероссийской политической партии «Родина» в <адрес> – ФИО13, ФИО14, помощника прокурора <адрес> ФИО11, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданские дела по заявлениям ФИО2, ФИО6, ФИО3, ФИО4, ФИО5 о признании незаконными действий окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Солонцовского сельского Совета депутатов <адрес> по изменению схемы многомандатных избирательных округов для проведения выборов, признании незаконными и отмене решений окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Солонцовского сельского Совета депутатов <адрес> об отказе в регистрации кандидатов в депутаты Солонцовского сельского Совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, признании незаконными итоговых протоколов проверки подписных листов от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, обязании окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Солонцовского сельского Совета депутатов <адрес> осуществить регистрацию кандидатов в депутаты, об отмене Выборов депутатов в Солонцовский сельский Совет депутатов <адрес> 5-го созыва, назначенных на ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2, ФИО6, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО12 обратились в суд с заявлениями, в которых после уточнения каждый просит:
- признать незаконными действия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Солонцовского сельского Совета депутатов <адрес> по изменению схемы многомандатных избирательных округов для проведения выборов, являющейся Приложением к решению № от ДД.ММ.ГГГГ,
- признать незаконными и отменить в отношении каждого заявителя решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Солонцовского сельского Совета депутатов <адрес> об отказе в регистрации кандидата в депутаты Солонцовского сельского Совета депутатов <адрес> ФИО2 – решение № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО6 – решение 26/5 от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 – решение № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4 – решение 26/4 от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО12 – решение 26/6 от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО5 – решение 26/2 от ДД.ММ.ГГГГ,
- признать незаконными в отношении ФИО2, ФИО6, ФИО4, ФИО5, ФИО12 итоговые протоколы проверки подписных листов от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении ФИО3 - от ДД.ММ.ГГГГ,
- обязать окружную избирательную комиссию по выборам депутатов Солонцовского сельского Совета депутатов <адрес> осуществить регистрацию каждого заявителя в качестве кандидата в депутаты Солонцовского сельского Совета депутатов <адрес>,
- признать окружную избирательную комиссию по выборам депутатов Солонцовского сельского Совета депутатов <адрес> некомпетентной в связи с нарушением действующего законодательства РФ в области избирательного права,
- расформировать окружную избирательную комиссию по выборам депутатов Солонцовского сельского Совета депутатов <адрес> в связи с ее некомпетентностью,
- отменить Выборы депутатов в Солонцовский сельский Совет депутатов <адрес> 5-го созыва, назначенные на ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование заявленных требований указано, окружная избирательная комиссия по выборам депутатов Солонцовского сельского Совета депутатов <адрес> сфальсифицировала схему и ее графическое изображение многомандатных избирательных округов для проведения выборов, которая является Приложением к решению № от ДД.ММ.ГГГГ, вывесила данную схему на информационном стенде в месте нахождения комиссии – в школе по адресу: <адрес>; согласно данной схеме кандидатами были собраны подписи; после сдачи подписных листов стало известно о том, что подписи необходимо было собирать по другой схеме. Таким образом, окружная избирательная комиссия умышленно в нарушение п. 6 ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" ввела кандидатов в заблуждение, а впоследствии отказала им в регистрации. Помимо этого, заявители указывают на то, что в итоговых протоколах проверки подписных листов не указаны причины, по которым подписи признаны недействительными, что избирательная комиссия не предложила заявителям и не предоставила им возможность исправить допущенные ошибки и заменить представленные документы, а сразу отказала в регистрации, что является нарушением требований п. 1.1 ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Определением Емельяновского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ вышеназванные дела соединены в одно производство для совместного рассмотрения.
Определениями Емельяновского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ заявление ФИО12 о признании незаконными действий окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Солонцовского сельского Совета депутатов <адрес> по изменению схемы многомандатных избирательных округов для проведения выборов, признании незаконным и отмене решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Солонцовского сельского Совета депутатов <адрес> об отказе в регистрации кандидата в депутаты Солонцовского сельского Совета депутатов <адрес>, признании незаконным итогового протокола проверки подписных листов от ДД.ММ.ГГГГ, обязании окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Солонцовского сельского Совета депутатов <адрес> осуществить регистрацию кандидата в депутаты, оставлено без рассмотрения; в отношении других заявителей производство по делу в части требований о признании окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Солонцовского сельского Совета депутатов <адрес> некомпетентной в связи с нарушением действующего законодательства РФ в области избирательного права и о расформировании окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Солонцовского сельского Совета депутатов <адрес> в связи с ее некомпетентностью прекращено.
В судебном заседании представитель ФИО2, ФИО6, ФИО3, ФИО4, ФИО5 - ФИО7, представители заинтересованного лица Регионального отделения Всероссийской политической партии «Родина» в <адрес> – ФИО13, ФИО14 заявленные требования поддержали, в обоснование привели доводы, изложенные в заявлениях, пояснив дополнительно, что в целях сбора документов, необходимых для регистрации заявителей в качестве кандидатов в депутаты ФИО13, ФИО14 приехали по месту нахождения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Солонцовского сельского Совета депутатов <адрес>, где на стенде увидели и сфотографировали схему многомандатных избирательных округов для проведения выборов, которая являлась приложением к решению избирательной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ; такую же схему они нашли на официальном сайте <адрес>; согласно данной схеме каждый из заявителей собирал подписи избирателей; после того, как подписные листы с подписями избирателей были сданы в избирательную комиссию ее руководитель сообщил, что подписи собраны не в тех избирательных округах, и продемонстрировала схему избирательных округов, которая значительно отличалась от той, которая ранее была на стенде и на сайте <адрес>; по этой причине заявителям было отказано в регистрации в качестве кандидатов. То, что существует Решение Солонцовского сельского Совета депутатов <адрес> №Р от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы избирательных округов по выборам депутатов», заявители не знали, так как на информационном стенде его не было.
По вопросу о пропуске срока обращения в суд представитель заявителей ФИО7 пояснил, что считает срок не пропущенным, так как заявители своевременно, но ошибочно обратились в <адрес>вой суд, который вернул заявления, разъяснив право обратиться в Емельяновский районный суд.
Сами заявители в судебное заседание не явились, хотя были извещены о нем надлежащим образом, представили заявления о рассмотрении дел в их отсутствие, что суд нашел возможным на основании ст. 260.1 ГПК РФ.
Представитель окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Солонцовского сельского Совета депутатов <адрес> – ФИО10 в судебном заседании просил в удовлетворении всех заявлений отказать, пояснив, что срок, предусмотренный ч. 2 ст. 260 ГПК РФ, пропущен, поскольку оспариваемые решения вынесены были избирательной комиссией 11 и ДД.ММ.ГГГГ, заявители же обратились в суд только ДД.ММ.ГГГГ; что доводы заявителей о фальсификации схем многомандатных избирательных округов для проведения выборов являются необоснованными и надуманными с целью оказать давление на избирательную комиссию; что представленная суду схема вероятнее всего взята из рабочих документов избирательной комиссии, однако она не была утверждена Солонцовским сельсоветом, поэтому в любом случае ею нельзя было руководствоваться при сборе подписей избирателей; действительная схема разработана была избирательной комиссией и утверждена Солонцовским сельским Советом депутатов решением от ДД.ММ.ГГГГ №Р, опубликована в единственном официальном источнике – в газете «Солонцовские новости»; что ни на каких сайтах избирательная комиссия никогда свои документы не размещала и не размещает; появление неверной схемы избирательных округов для проведения выборов депутатов Солонцовского сельского Совета депутатов <адрес> на сайте администрации <адрес> необъяснимо и избирательная комиссия к этому никакого отношения не имеет.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заслушав заключение помощника прокурора ФИО11, полагавшего необходимым в удовлетворении заявления отказать в связи с отсутствием оснований для признания решений незаконными, пропуском срока обращения в суд, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Как видно из материалов дела, решениями окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Солонцовского сельского Совета депутатов <адрес> заявителям, выдвинутым Региональным отделением Всероссийской политической партии «Родина» в <адрес>, отказано в регистрации кандидатами в депутаты Солонцовского сельского Совета депутатов <адрес>: ФИО2 – решением № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО6 – решением № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 – решением № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4 – решением № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО5 – решением № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ч. 4 ст. 260 ГПК РФ заявление об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия решения об итогах голосования. Заявление об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума о результатах выборов, референдума может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов, референдума. Установленные настоящей частью процессуальные сроки восстановлению не подлежат.
Согласно п. 2 ст. 75 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решения и действия (бездействие) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации обжалуются в Верховный Суд Российской Федерации, решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации обжалуются в верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, решения и действия (бездействие) иных комиссий обжалуются в районные суды.
В п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" разъяснено что сроки для обращения в суд с заявлениями, касающимися решений избирательной комиссии о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, о заверении, об отказе в заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, а также по заявлениям об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) установлены частями 2 и 3 статьи 260 ГПК РФ, пунктами 2 и 5 статьи 78 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ. Эти сроки не подлежат восстановлению независимо от причин их пропуска.
Согласно штампам канцелярии Емельяновского районного суда ФИО2, ФИО6, ФИО3, ФИО4, ФИО5 обратились в данный суд с вышеназванными заявлениями ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении установленного законом десятидневного срока.
Указанный процессуальный срок восстановлению не подлежит, поэтому не имеет значение то, что заявители обращались в <адрес>вой суд.
В пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" разъяснено, что при установлении факта пропуска сокращенных сроков обращения в суд, которые не подлежат восстановлению, суд, исходя из положений части 6 статьи 152 и части 4 статьи 198 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление данного обстоятельства.
Таким образом, пропуск вышеуказанного срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.
С учетом установленных по делу обстоятельств, в силу вышеприведенных норм права и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ суд приходит к выводу, что ФИО2, ФИО6, ФИО3, ФИО4, ФИО5, предъявив требования о признании незаконными и отмене решений окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Солонцовского сельского <адрес> об отказе в регистрации кандидатов в депутаты Солонцовского сельского Совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ, пропустили предусмотренный законом десятидневный срок.
Поскольку данный срок восстановлению не подлежит, в удовлетворении указанных требований, а также требований о признании незаконными итоговых протоколов проверки подписных листов от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, об обязании окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Солонцовского сельского Совета депутатов <адрес>, которые являются производными от них, так как протоколы проверки подписных листов сами по себе прав и охраняемых законом интересов заявителей не затрагивают, суд считает необходимыми отказать.
Доводы заявителей о том, что срок не пропущен, так как они своевременно обратились в <адрес>вой суд, являются ошибочными в связи с неверным толкованием закона.
Что касается остальных требований, то в их удовлетворении суд также полагает правильным отказать, поскольку заявители в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ не представили суду достоверных доказательств тому, что избирательная комиссия с целью введения их в заблуждение вывесила на стенде и разместила на сайте администрации <адрес> схему многомандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Солонцовского сельского Совета депутатов <адрес>, которая не соответствовала утвержденной в установленном порядке Солонцовским сельском Советом депутатов (Решением №Р от ДД.ММ.ГГГГ).
Представленная заявителями схема, которую они якобы увидели на информационном стенде окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Солонцовского сельского Совета депутатов <адрес>, никем не подписана, скриншот страницы с официального сайта администрации <адрес> не содержит в себе данной схемы; объяснения представителей политической партии «Родина» ФИО13 и ФИО14, данные в судебном заседании, о том, что они лично видели и фотографировали схему многомандатных избирательных округов …, в которой указаны были совсем иные границы избирательных округов чем те, которые содержатся в официально утвержденной схеме, суд считает надуманными с целью оказать содействие заявителям, которые являются выдвиженцами данной партии.
Разрешая требования заявителей об отмене Выборов депутатов в Солонцовский сельский Совет депутатов <адрес> 5-го созыва, назначенных на ДД.ММ.ГГГГ, суд исходит из того, что действующее избирательное законодательство не предусматривает возможности отмены судом назначенных выборов, поэтому считает необходимым и в удовлетворении данных требований отказать.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявлений ФИО2, ФИО6, ФИО3, ФИО4, ФИО5 о признании незаконными действий окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Солонцовского сельского Совета депутатов <адрес> по изменению схемы многомандатных избирательных округов для проведения выборов, признании незаконными и отмене решений окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Солонцовского сельского Совета депутатов <адрес> об отказе в регистрации кандидатов в депутаты Солонцовского сельского Совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, признании незаконными итоговых протоколов проверки подписных листов от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, обязании окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Солонцовского сельского Совета депутатов <адрес> осуществить регистрацию кандидатов в депутаты, об отмене Выборов депутатов в Солонцовский сельский Совет депутатов <адрес> 5-го созыва, назначенных на ДД.ММ.ГГГГ, отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Емельяновский районный суд в течение пяти дней со дня его принятия.
Решение вынесено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: