№
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 ноября 2018 года |
г. Бахчисарай |
Бахчисарайский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи – |
Корбут А.О. |
при секретаре судебного заседания – с участием: представителя истца старшего помощника прокурора – представителя ответчика – |
Иониной И.А. Комедев В.В. Литов Б.Г. |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в городе Бахчисарай гражданское дело № 2-1729/2018 по исковому заявлению Симферопольского межрайонного природоохранного прокурора в защиту Российской Федерации, прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Красномакского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым, о признании бездействия по обеспечению исполнения федерального законодательства о пожарной безопасности незаконным и понуждении к устранению нарушений требований пожарной безопасности, -
установил:
ДД.ММ.ГГГГ в Бахчисарайский районный суд Республики Крым с исковым заявлением в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился Симферопольский межрайонный природоохранный прокурор в защиту Российской Федерации, прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Красномакского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым, о признании бездействия администрации Красномакского сельского поселения Бахчисарайского района по обеспечению требований федерального законодательства о пожарной безопасности в части исполнения пп. 72.3, 16 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390, незаконным; обязании администрации Красномакского сельского поселения Бахчисарайского района обеспечить на прилегающей к лесу территории в с. Красный Мак протяженностью 250 метров (географические координаты 44°39?13.7??С, 33°47?16.7??В), очистку от сухой травянистой растительности, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 м от леса, либо отделения леса противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером; обязании администрации Красномакского сельского поселения Бахчисарайского района оборудовать территорию села Красный Мак Красномакского сельского поселения звуковой сигнализацией для оповещения населения при пожаре.
Исковые требования мотивированы тем, что проверкой, проведенной Симферопольской межрайонной природоохранной прокуратурой с привлечением специалистов ГКУ РК «Северо-Западное объединенное лесничество» ДД.ММ.ГГГГ установлено, что согласно материалам лесоустройства с. Красный Мак Красномакского сельского поселения граничит с лесом в выделе 1 квартале 107 Куйбышевского участкового лесничества Куйбышевского лесничества, протяженность прилегающей к лесу территории составляет 250 м (географические координаты <адрес>). Информация о передаче участков на данной территории в собственность или пользование отсутствует.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на всей вышеуказанной прилегающей к лесу территории администрацией Красномакского сельского поселения в нарушение п. 72.3 Правил № 390 не приняты меры к очистке территории от сухой травянистой растительности на полосе шириной не менее 10 метров от леса, отделении леса противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра, либо иным видом противопожарных барьеров.
В соответствии с актом № от ДД.ММ.ГГГГ, составленном комиссией в составе главы администрации и депутатов Красномакского сельского поселения, опашка прилегающей к лесу территории в с. Красный Мак не произведена.
Согласно паспорта населенного пункта, утвержденного главой администрации Красномакского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ, звуковая система оповещения населения о пожаре отсутствует.
Факт нарушения администрацией Красномакского сельского поселения перечисленных требований пожарной безопасности подтверждается письменными доказательствами: справкой заместителя заведующего территориальным отделом Куйбышевское лесничество ГКУ РК «Северо-Западное объединенное лесничество» Савчук В.В. от ДД.ММ.ГГГГ, актом Красномакского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №, паспортом населенного пункта, иными материалами проверки.
Истец указывает, что нарушения, допущенные администрацией Красномакского сельского поселения Бахчисарайского района, в случае их неустранения могут привести к распространению пожаров при их возникновении и, соответственно, создают угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Истец просит признать бездействие администрации Красномакского сельского поселения Бахчисарайского района по обеспечению требований федерального законодательства о пожарной безопасности в части исполнения пп. 72.3, 16 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, незаконным; обязать администрацию Красномакского сельского поселения Бахчисарайского района обеспечить на прилегающей к лесу территории в с. Красный Мак протяженностью 250 метров (географические координаты <адрес>), очистку от сухой травянистой растительности, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса, либо отделения леса противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером; обязать администрацию Красномакского сельского поселения Бахчисарайского района оборудовать территорию села Красный Мак Красномакского сельского поселения звуковой сигнализацией для оповещения населения при пожаре.
ДД.ММ.ГГГГ в Бахчисарайский районный суд Республики Крым по электронной почте от Симферопольского межрайонного природоохранного прокурора поступило заявление об изменении исковых требований, в котором истец просит признать бездействие администрации Красномакского сельского поселения Бахчисарайского района по обеспечению требований федерального законодательства о пожарной безопасности в части исполнения пп. 72.3 Правил противопожарного режима, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390, незаконным; в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обязать администрацию Красномакского сельского поселения Бахчисарайского района обеспечить на прилегающей к лесу территории в с. Красный Мак протяженностью 250 метров (географические координаты <адрес>), отчистку от сухой травянистой растительности, мусора и других горючих материалов на полосе не менее 10 метров от леса, либо отделение леса противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.
В указанном заявлении истец ссылается на то, что прокурором установлены обстоятельства для изменения исковых требований, поскольку администрацией Красномакского сельского поселения в добровольном порядке устранены нарушения, связанные с не оборудованием с. Красный Мак звуковой системой оповещения населения при пожаре.
В судебном заседании старший помощник прокурора Комедев В.В. измененные исковые требования и доводы иска поддержал, просил удовлетворить исковые требования с учетом заявления об изменении исковых требований.
Представитель ответчика - Литов Б.Г. возражал против удовлетворения иска, считая его необоснованным, поскольку ответчик предпринимал меры по обеспечению пожарной безопасности на территории Красномакского сельского поселения.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении иска, по следующим основаниям.
В соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-03 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Согласно ст. 30 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Согласно статье 63 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности первичные меры пожарной безопасности включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материальнотехнического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования.
Согласно пункту 72 (3) Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390, в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.
Согласно ч. 3 ст. 10 Федерального закона № 69-ФЗ финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.
Постановлением Совета Министров Республики Крым от 27 апреля 2018 года № 209 на территории Республики Крым с 29 апреля 2018 года установлен особый противопожарный режим.
Судом установлено, а материалами дела подтверждено, что согласно акта администрации Красномакского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ по обследованию границ населенного пункта прилегающих к лесным массивам по определению возможности проведения опашки в с. Красный Мак Бахчисарайского района, комиссия провела обследование границ населенного пункта прилегающего к лесным массивам по определению возможности проведения опашки в с. Красный Мак Бахчисарайского района и установила, что произвести опашку населенного пункта от лесных насаждений 1,8 км не представляется возможным по причине того, что необходимые участки сложены скальными породами (л.д. 15).
В соответствии с актом администрации Красномакского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ по обследованию границ населенного пункта прилегающих к лесным массивам по определению возможности проведения опашки в с. Залесное Бахчисарайского района, комиссия провела обследование границ населенного пункта прилегающего к лесным массивам по определению возможности проведения опашки в с. Залесное Бахчисарайского района и установила, что произвести опашку населенного пункта от лесных насаждений 2,7 км не представляется возможным по причине того, что необходимые участки сложены скальными породами (л.д. 45).
Согласно акта администрации Красномакского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ по обследованию границ населенного пункта прилегающих к лесным массивам по определению возможности проведения опашки в с. Ходжа Сала Бахчисарайского района, комиссия провела обследование границ населенного пункта прилегающего к лесным массивам по определению возможности проведения опашки в с. Ходжа Сала Бахчисарайского района и установила, что произвести опашку населенного пункта от лесных насаждений 2,2 км не представляется возможным по причине того, что необходимые участки сложены скальными породами (л.д. 46).
Как следует из акта администрации Красномакского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ по обследованию границ населенного пункта прилегающих к лесным массивам по определению возможности проведения опашки в с. Холмовка Бахчисарайского района, комиссия провела обследование границ населенного пункта прилегающего к лесным массивам по определению возможности проведения опашки в с. Холмовка Бахчисарайского района и установила, что село Холмовка находится вне зоны лесного массива (л.д. 46).
Согласно справке заместителя заведующего территориальным отделом – Куйбышевское лесничество ГКУ РК «Северо-западное объединенное лесничество» Савчук В.В. от ДД.ММ.ГГГГ во время проведения проверки в сфере пожарной безопасности в лесах, совместно с сотрудниками Симферопольской межрайонной природоохранной прокуратуры Республики Крым, ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка в сфере требования обеспечения пожарной безопасности органов местного самоуправления, а также своевременного выполнения противопожарных профилактических мероприятий территорий, прилегающих к лесному фонду в Красномакском сельском поселении.
В результате проведенной проверки было установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на территории прилегающей к лесным землям Куйбышевского лесничества, Куйбышевского участкового лесничества протяженность 250 метров, не исполняются требования п. 72.3, Постановления Правительства Российской Федерации от 18 августа 2016 года № 807 (л.д. 11).
Согласно паспорта населенного пункта, подверженного угрозе лесных пожаров Красный Мак, утвержденного главой муниципального образования Красномакского сельского поселения 4 апреля 2018 года, противопожарная преграда установленной ширины (противопожарное расстояние, противопожарная минерализованная полоса, сплошная полоса лиственных деревьев) на всей протяженности границы населенного пункта с лесным участком (участками) отсутствует, по причине скальной породы; организация и проведение своевременной очистки территории населенного пункта, в том числе противопожарных расстояний между зданиями и сооружениями, а также противопожарных минерализованных полос от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и иного, - имеется, звуковая система оповещения населения о чрезвычайной ситуации, а также телефонная связь (радиосвязь) для сообщения о пожаре отсутствует (л.д. 17).
Как следует из паспорта населенного пункта, подверженного угрозе лесных пожаров Ходжи-Сала, утвержденного главой муниципального образования Красномакского сельского поселения 4 апреля 2018 года, противопожарная преграда установленной ширины (противопожарное расстояние, противопожарная минерализованная полоса, сплошная полоса лиственных деревьев) на всей протяженности границы населенного пункта с лесным участком (участками) отсутствует, по причине скальной породы; организация и проведение своевременной очистки территории населенного пункта, в том числе противопожарных расстояний между зданиями и сооружениями, а также противопожарных минерализованных полос от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и иного, - имеется, звуковая система оповещения населения о чрезвычайной ситуации, а также телефонная связь (радиосвязь) для сообщения о пожаре отсутствует (л.д. 34).
Согласно паспорта населенного пункта, подверженного угрозе лесных пожаров Залесное, утвержденного главой муниципального образования Красномакского сельского поселения 4 апреля 2018 года, противопожарная преграда установленной ширины (противопожарное расстояние, противопожарная минерализованная полоса, сплошная полоса лиственных деревьев) на всей протяженности границы населенного пункта с лесным участком (участками) отсутствует, по причине скальной породы; организация и проведение своевременной очистки территории населенного пункта, в том числе противопожарных расстояний между зданиями и сооружениями, а также противопожарных минерализованных полос от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и иного, - имеется, звуковая система оповещения населения о чрезвычайной ситуации, а также телефонная связь (радиосвязь) для сообщения о пожаре отсутствует (л.д. 37).
Как следует из паспорта населенного пункта, подверженного угрозе лесных пожаров Холмовка, утвержденного главой муниципального образования Красномакского сельского поселения 4 апреля 2018 года, противопожарная преграда установленной ширины (противопожарное расстояние, противопожарная минерализованная полоса, сплошная полоса лиственных деревьев) на всей протяженности границы населенного пункта с лесным участком (участками) отсутствует, по причине скальной породы; организация и проведение своевременной очистки территории населенного пункта, в том числе противопожарных расстояний между зданиями и сооружениями, а также противопожарных минерализованных полос от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и иного, - имеется, звуковая система оповещения населения о чрезвычайной ситуации, а также телефонная связь (радиосвязь) для сообщения о пожаре отсутствует (л.д. 39).
Из письма председателя Красномакского сельского совета – главы администрации Красномакского сельского поселения Клименко А.В. от ДД.ММ.ГГГГ, адресованного Симферопольской межрайонной природоохранной прокуратуре (л.д. 19-20) следует, что в соответствии с ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в администрации осуществлены первичные меры пожарной безопасности: разработаны и утверждены паспорта населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров, которым закреплены лица, ответственные за проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и оказание необходимой помощи пострадавшим.ДД.ММ.ГГГГ депутатской комиссией были обследованы границы населенных пунктов, прилегающих к лесным массивам по определению возможности проведения опашки. По результатам обследования установлено, что произвести опашку населенных пунктов с. Красный Мак, с. Залесное, с. Ходжа Сала от лесных пожаров не представляется возможным по причине того, что необходимые участки сложены скальными породами, а с. Холмовка находится вне зоны лесного массива.
Разрешая исковые требования, суд руководствуется п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 4 ст. 6, 63 Федерального закона Российской Федерации от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст. 10 Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390.
Как следует из пояснений прокурора, на дату рассмотрения дела в вышеуказанных селах Красномакского сельского поселения не обеспечена очистка территории поселения, прилегающей к лесу, от сухой травянистой растительности, мусора на полосе шириной не менее 10 метров, указанная территория также не отделена от леса противопожарной минерализованной полосой не менее 0,5 метров, чем нарушается права неопределенного круга лиц на пожарную безопасность.
Принимая во внимание, что обеспечение пожарной безопасности является соответствующей обязанностью органов местного самоуправления, отсутствие в селах Красномакского сельского поселения очистки территории, прилегающей к лесу, от сухой травянистой растительности, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров, что ставит под угрозу жизнь, здоровье и имущество граждан, проживающих в указанных населенных пунктах, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований в данной части.
Обязанность на ответчика возложена в соответствии с требованиями п. 72 (3) Правил, которыми предоставлено право органу местного самоуправления самостоятельно выбирать способ выполнения мероприятий, предупреждающих распространение огня при природных пожарах.
Учитывая конкретные действия, которые суд обязывает ответчика совершить, объем и характер мероприятий, необходимых для их совершения, суд полагает, что в соответствии со ст. 206 ГПК РФ следует установить срок шесть месяцев с момента вступления решения суда в силу для исполнения ответчиком судебного решения, что является разумным и достаточным для выполнения перечисленных мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности.
Что касается исковых требований об обязании администрации Красномакского сельского поселения Бахчисарайского района обеспечить на прилегающей к лесу территории в с. Красный Мак протяженностью 250 метров (географические координаты 44°39?13.7??С, 33°47?16.7??В) отделение леса противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером, то, с учетом собранных по делу доказательств, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в данной части, поскольку ответчиком представлены надлежащие доказательства, свидетельствующие о невозможности отделения леса противопожарной минерализованной полосой, так как необходимые участки сложены скальными породами.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд, -
решил:
Исковое заявление Симферопольского межрайонного природоохранного прокурора в защиту Российской Федерации, прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Красномакского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым, о признании бездействия по обеспечению исполнения федерального законодательства о пожарной безопасности незаконным и понуждении к устранению нарушений требований пожарной безопасности, удовлетворить частично.
Признать бездействие администрации Красномакского сельского поселения Бахчисарайского района по обеспечению требований федерального законодательства о пожарной безопасности в части исполнения пп. 72.3 Правил противопожарного режима, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390, незаконным.
Обязать администрацию Красномакского сельского поселения Бахчисарайского района в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить на прилегающей к лесу территории в с. Красный Мак протяженностью 250 метров (географические координаты <адрес>), очистку от сухой травянистой растительности, мусора и других горючих материалов на полосе не менее 10 метров от леса.
В удовлетворении исковых требований в части обязания администрации Красномакского сельского поселения Бахчисарайского района обеспечить на прилегающей к лесу территории в с. Красный Мак протяженностью 250 метров (географические координаты <адрес>) отделение леса противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Бахчисарайский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
В окончательной форме решение вынесено 14 ноября 2018 года.
Судья А.О. Корбут