Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 декабря 2016 года г. Минусинск
Минусинский городской суд в составе:
председательствующего: Сергеева Ю.С.
при секретаре: Чернюговой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Титовой ТВ к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Минусинске и Минусинском районе о включении в льготный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии периодов работы, о досрочном назначении пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
истица обратилась в суд с иском к УПФ РФ (ГУ) в г. Минусинске и Минусинском районе, в котором просила суд признать незаконным решение ответчика от 31 мая 2016 года № 354 об отказе истцу в назначении досрочной страховой пенсии по старости, принять к зачету в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период работы, не принятый к зачету решением ответчика от 31 мая 2016 года № 354, обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения истца к ответчику, а именно с 19 мая 2016 года, взыскать с ответчика в пользу истца 5 000 рублей в счет компенсации морального вреда, причинённого вынесенным незаконным оспариваемым решением.
Истица указывает, что ответчиком необоснованно были исключены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истица настаивала на своих требованиях в полном объеме.
Представитель ответчика Рамбургер О.А. возражала против удовлетворения заявленных требований и просила в иске отказать.
Выслушав истицу, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования Титовой Т.В. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.п. 20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Разрешая требования истца о возложении на ответчика обязанности по включению в специальный стаж истца периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей здравпунктом суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» при оценке пенсионных прав применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до вступления в силу указанного закона.
В соответствии со ст. 81 Закона РФ «О государственный пенсиях в РФ», действовавшего до вступления в действие ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», пенсия в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения назначается при выслуге не менее 30 лет.
Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066 установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР 6 сентября 1991 года № 464. а после указанной даты – только в соответствие с Постановлением Правительства № 1066.
Согласно трудовой книжки истца (л.д. 29) истица 24 января 1992 года была принята на работу заведующей здравпункта нижнего склада <адрес> отдела здравоохранения, затем ДД.ММ.ГГГГ переведена медицинской сестрой стационара <данные изъяты>.
Согласно положений пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, а также разъяснения, данные в пункте 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. № 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" о возможности включения работы в должностях, указанных в Списке, если она осуществлялась в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П определено, что переход к новому правовому регулированию в области пенсионных правоотношений не должен приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан и не должен препятствовать осуществлению оценки приобретенных до 01.01.2002 г. пенсионных прав по нормам ранее действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ № 1066 от 22.09.1999 г. "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР № 464 от 06.09.1991 г., а периоды работы после указанной даты в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными настоящим Постановлением.
В периоды работы истца в должности фельдшера действовали утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет. Данным списком предусмотрена должность фельдшера.
Согласно пункту 3 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утв. Постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 г. № 1397 (ред. от 12.04.1984 г.) "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" в стаж работы по специальности работников здравоохранения засчитывается работа на руководящих должностях, независимо от их наименования, в учреждениях, органах и организациях здравоохранения. К числу указанных работ может быть отнесена работа в качестве заведующей здравпунктом. Должность "заведующий фельдшерским здравпунктом - фельдшер (медицинская сестра)" предусмотрена штатными нормативами медперсонала фельдшерских здравпунктов, утв. Приказом Министра здравоохранения СССР от 30.04.1968 г. № 340, а также Приказом Минздрава СССР от 11.10.1982 г. № 999 "О штатных нормативах медицинского и педагогического персонала городских поликлиник, расположенных в городах с населением свыше 25 тысяч человек", действовавшими в спорный период. Должность заведующий фельдшерским здравпунктом (полное и правильное наименование должности "заведующий фельдшерским здравпунктом - фельдшер") относится к категории специалистов со средним медицинским образованием и соответствует Списку № 781, утвержденному Постановлением Правительства от 29.10.2002 г.
Согласно Информационному письму Министерства труда и социального развития РФ от 27.09.2000 г. № 3948/1-17 и Пенсионного фонда РФ от 29.09.2000 г. при исчислении специального стажа, имевшего место до 1 ноября 1999 г. и дающего право на пенсию за выслугу лет применяется Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденная Приказом Минздрава России от 15.10.1999 г. № 377, Номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная Приказом Минздрава России от 03.11.1999 г. № 395.
В Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава России от 15.10.1999 г. № 377, указан фельдшер.
В Номенклатуре учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава России от 03.11.1999 г. № 395, указаны здравпункты (врачебные, фельдшерские), являющиеся структурными подразделениями учреждений здравоохранения или предприятий промышленности, строительства, транспорта, связи и других организаций, а также образовательных учреждений, и предназначены для оказания первичной медицинской помощи рабочим, служащим и учащимся.
Пунктом 15 Примечания Приказа Министерства здравоохранения РФ от 03.11.1999 г. № 395 "Об утверждении номенклатуры учреждений здравоохранения" предусмотрено, что здравпункты (врачебные, фельдшерские) являются структурными подразделениями учреждений здравоохранения или предприятий промышленности, строительства, транспорта, связи и других организаций, а также образовательных учреждений, и предназначены для оказания первичной медицинской помощи рабочим, служащим и учащимся.
Кроме того, согласно Приказу Минздравсоцразвития РФ от 23.03.2011 г. № 233Н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи при острых, хронических профессиональных заболеваниях" здравпункт является структурным подразделением организации (предприятия), в составе которой он организован, и предназначен для оказания первичной медико-санитарной помощи работникам организации (предприятия), в том числе организации и проведения комплекса лечебно-профилактических мероприятий по сохранению и укреплению здоровья работников указанной организации (предприятия).
Согласно п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" определено, что исходя из пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке. Судам следует учитывать, что указание на клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность учреждений, перечисленных в Списке, не является основанием для исключения периода работы в таком учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 3 названных Правил).
Таким образом, ранее действующее законодательство, как и законодательство, действующее в настоящее время, предусматривало включение в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения для досрочной пенсии - работу в должности фельдшера в здравпунктах (врачебных, фельдшерских) и заведующей здравпункта.
При этом судом установлено, что истица родила ребенка ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не может быть включен в специальный стаж, в силу нахождения в отпуске по уходу за ребенком.
Сама истица в своем уточнении к иску указывает, что работала в должности заведующей здравпунктом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 24).
Суд, с учетом установленных периодов работы истца в должности заведующей здравпункта, полагает обоснованным требования истицы и подлежащими удовлетворению в части возложения на ответчика обязанности по включению в специальный медицинский стаж периода работы истца заведующей здравпункта ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 если работа осуществлялась как в городе, так и в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). В таком случае досрочная трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 30 лет стажа.
Как установлено судом работа истца в должности заведующей здравпункта проходила в поселке <адрес> (на тот период <адрес>).
Таким образом, работа истца проходила в сельской местности период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в стаж истца в льготном исчислении 1 год за 1 год 3 месяца.
Также, суд считает обоснованными требования истца о включении в медицинский стаж работы периода её нахождения на курсах повышения квалификации и подлежащими удовлетворению.
Стороной ответчика сам факт нахождения истца на указанных курсах в указанное время (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) не оспаривается и подтверждается материалами дела (л.д. 9).
В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденных Постановлением Правительства РФ № 516 от 11 июля 2002 года, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы и средняя заработная плата.
Поэтому периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, следовательно, данный период подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Оценивая требования истца о включении периода работы старшей медсестрой в Муниципальном учреждении «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также ДД.ММ.ГГГГ (день сдачи крови) суд приходит к выводу, что эти требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
ДД.ММ.ГГГГ не может быть включен в стаж истца, так как это требование не основано на Законе и истица в данный день не работала по специальности.
Период работы в Муниципальном учреждении «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» не подлежит включению.
Так, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Таким образом, для назначения указанной пенсии помимо выполнения лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения необходимо, чтобы данная деятельность осуществлялась в учреждении здравоохранения.
Действительно, в пункте 8 раздела "Наименование учреждений" Списка указаны Центры, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в том числе федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (независимо от наименований), однако данные Центры должны быть медицинскими учреждениями, что не было принято во внимание судебными инстанциями.
Согласно положениям статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 7 октября 2005 г. № 627 утверждена Единая номенклатура государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, включая Центры, в том числе научно-практические.
В данный перечень учреждений здравоохранения комплексные центры социального обслуживания населения не включены.
Вместе с тем, в силу пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" комплексные центры социального обслуживания и центры социального обслуживания относятся к учреждениям социального обслуживания.
Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов является учреждением социального обслуживания и его основной деятельностью является оказание населению социальных услуг.
Наличие у указанного МУ отдельных функций по организации социально-медицинских услуг и работа истицы в должности медицинской сестры, предусмотренной Списком, не дают оснований считать, что указанное учреждение относится к учреждениям здравоохранения, поскольку оно осуществляет лишь отдельные виды медицинской деятельности, тогда как такая деятельность не является их основной (уставной) деятельностью.
В то же время работа в соответствующих должностях, в том числе медицинской сестры, в учреждениях социального обслуживания может быть включена в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, но лишь в том случае, когда они включены в перечень учреждений социального обслуживания, предусмотренный пунктом 31 Списка. Центры социального обслуживания населения в данном пункте Списка 2002 года не поименованы, а в Список 1999 года учреждения социального обслуживания вообще включены не были.
При таких обстоятельствах оснований для признания незаконным решения начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Минусинске и Минусинском районе Красноярского края от 31 мая 2016 г. 354 в указанной части у суда не имеется.
Учитывая, что ответчиком в бесспорном порядке был зачтен в специальный стаж период работы всего продолжительностью 25 лет 9 месяцев 24 дня (на ДД.ММ.ГГГГ), а также судом включены спорные периоды (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении), то на момент обращения истца к ответчику – ДД.ММ.ГГГГ общий медицинский стаж истца составлял менее 30 лет, что исключает удовлетворение требований истца в части понуждения назначить пенсию с даты подачи заявления, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
обязать Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Минусинске и Минусинском районе включить Титовой ТВ в льготный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии лицам, осуществляющим лечебную деятельность по охране здоровья населения, периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей здравпунктом <адрес> отдела здравоохранения в льготном исчислении 1 год работы за 1 год и 3 месяца, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ периоды нахождения на курсах повышения квалификации в период работы в МБУЗ «Городокская участковая больница».
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца через Минусинский городской суд с момента изготовления мотивированного решения суда.
Председательствующий:
Мотивированный текст решения суда изготовлен 16.01.2017 года