Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3493/2016 ~ М-2637/2016 от 17.08.2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 декабря 2016 года                                                                        г. Минусинск

    Минусинский городской суд в составе:

председательствующего:                           Сергеева Ю.С.

при секретаре:                                             Чернюговой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Титовой ТВ к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Минусинске и Минусинском районе о включении в льготный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии периодов работы, о досрочном назначении пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

    истица обратилась в суд с иском к УПФ РФ (ГУ) в г. Минусинске и Минусинском районе, в котором просила суд признать незаконным решение ответчика от 31 мая 2016 года № 354 об отказе истцу в назначении досрочной страховой пенсии по старости, принять к зачету в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период работы, не принятый к зачету решением ответчика от 31 мая 2016 года № 354, обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения истца к ответчику, а именно с 19 мая 2016 года, взыскать с ответчика в пользу истца 5 000 рублей в счет компенсации морального вреда, причинённого вынесенным незаконным оспариваемым решением.

Истица указывает, что ответчиком необоснованно были исключены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истица настаивала на своих требованиях в полном объеме.

Представитель ответчика Рамбургер О.А. возражала против удовлетворения заявленных требований и просила в иске отказать.

Выслушав истицу, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования Титовой Т.В. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.п. 20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Разрешая требования истца о возложении на ответчика обязанности по включению в специальный стаж истца периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей здравпунктом суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» при оценке пенсионных прав применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до вступления в силу указанного закона.

В соответствии со ст. 81 Закона РФ «О государственный пенсиях в РФ», действовавшего до вступления в действие ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», пенсия в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения назначается при выслуге не менее 30 лет.

Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066 установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР 6 сентября 1991 года № 464. а после указанной даты – только в соответствие с Постановлением Правительства № 1066.

Согласно трудовой книжки истца (л.д. 29) истица 24 января 1992 года была принята на работу заведующей здравпункта нижнего склада <адрес> отдела здравоохранения, затем ДД.ММ.ГГГГ переведена медицинской сестрой стационара <данные изъяты>.

Согласно положений пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, а также разъяснения, данные в пункте 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. № 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" о возможности включения работы в должностях, указанных в Списке, если она осуществлялась в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П определено, что переход к новому правовому регулированию в области пенсионных правоотношений не должен приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан и не должен препятствовать осуществлению оценки приобретенных до 01.01.2002 г. пенсионных прав по нормам ранее действующего законодательства.

В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ № 1066 от 22.09.1999 г. "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР № 464 от 06.09.1991 г., а периоды работы после указанной даты в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными настоящим Постановлением.

В периоды работы истца в должности фельдшера действовали утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет. Данным списком предусмотрена должность фельдшера.

Согласно пункту 3 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утв. Постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 г. № 1397 (ред. от 12.04.1984 г.) "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" в стаж работы по специальности работников здравоохранения засчитывается работа на руководящих должностях, независимо от их наименования, в учреждениях, органах и организациях здравоохранения. К числу указанных работ может быть отнесена работа в качестве заведующей здравпунктом. Должность "заведующий фельдшерским здравпунктом - фельдшер (медицинская сестра)" предусмотрена штатными нормативами медперсонала фельдшерских здравпунктов, утв. Приказом Министра здравоохранения СССР от 30.04.1968 г. № 340, а также Приказом Минздрава СССР от 11.10.1982 г. № 999 "О штатных нормативах медицинского и педагогического персонала городских поликлиник, расположенных в городах с населением свыше 25 тысяч человек", действовавшими в спорный период. Должность заведующий фельдшерским здравпунктом (полное и правильное наименование должности "заведующий фельдшерским здравпунктом - фельдшер") относится к категории специалистов со средним медицинским образованием и соответствует Списку № 781, утвержденному Постановлением Правительства от 29.10.2002 г.

Согласно Информационному письму Министерства труда и социального развития РФ от 27.09.2000 г. № 3948/1-17 и Пенсионного фонда РФ от 29.09.2000 г. при исчислении специального стажа, имевшего место до 1 ноября 1999 г. и дающего право на пенсию за выслугу лет применяется Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденная Приказом Минздрава России от 15.10.1999 г. № 377, Номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная Приказом Минздрава России от 03.11.1999 г. № 395.

В Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава России от 15.10.1999 г. № 377, указан фельдшер.

В Номенклатуре учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава России от 03.11.1999 г. № 395, указаны здравпункты (врачебные, фельдшерские), являющиеся структурными подразделениями учреждений здравоохранения или предприятий промышленности, строительства, транспорта, связи и других организаций, а также образовательных учреждений, и предназначены для оказания первичной медицинской помощи рабочим, служащим и учащимся.

Пунктом 15 Примечания Приказа Министерства здравоохранения РФ от 03.11.1999 г. № 395 "Об утверждении номенклатуры учреждений здравоохранения" предусмотрено, что здравпункты (врачебные, фельдшерские) являются структурными подразделениями учреждений здравоохранения или предприятий промышленности, строительства, транспорта, связи и других организаций, а также образовательных учреждений, и предназначены для оказания первичной медицинской помощи рабочим, служащим и учащимся.

Кроме того, согласно Приказу Минздравсоцразвития РФ от 23.03.2011 г. № 233Н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи при острых, хронических профессиональных заболеваниях" здравпункт является структурным подразделением организации (предприятия), в составе которой он организован, и предназначен для оказания первичной медико-санитарной помощи работникам организации (предприятия), в том числе организации и проведения комплекса лечебно-профилактических мероприятий по сохранению и укреплению здоровья работников указанной организации (предприятия).

Согласно п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" определено, что исходя из пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке. Судам следует учитывать, что указание на клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность учреждений, перечисленных в Списке, не является основанием для исключения периода работы в таком учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 3 названных Правил).

Таким образом, ранее действующее законодательство, как и законодательство, действующее в настоящее время, предусматривало включение в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения для досрочной пенсии - работу в должности фельдшера в здравпунктах (врачебных, фельдшерских) и заведующей здравпункта.

При этом судом установлено, что истица родила ребенка ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не может быть включен в специальный стаж, в силу нахождения в отпуске по уходу за ребенком.

Сама истица в своем уточнении к иску указывает, что работала в должности заведующей здравпунктом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 24).

Суд, с учетом установленных периодов работы истца в должности заведующей здравпункта, полагает обоснованным требования истицы и подлежащими удовлетворению в части возложения на ответчика обязанности по включению в специальный медицинский стаж периода работы истца заведующей здравпункта ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 если работа осуществлялась как в городе, так и в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). В таком случае досрочная трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 30 лет стажа.

Как установлено судом работа истца в должности заведующей здравпункта проходила в поселке <адрес> (на тот период <адрес>).

Таким образом, работа истца проходила в сельской местности период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в стаж истца в льготном исчислении 1 год за 1 год 3 месяца.

Также, суд считает обоснованными требования истца о включении в медицинский стаж работы периода её нахождения на курсах повышения квалификации и подлежащими удовлетворению.

Стороной ответчика сам факт нахождения истца на указанных курсах в указанное время (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) не оспаривается и подтверждается материалами дела (л.д. 9).

В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденных Постановлением Правительства РФ № 516 от 11 июля 2002 года, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы и средняя заработная плата.

Поэтому периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, следовательно, данный период подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

Оценивая требования истца о включении периода работы старшей медсестрой в Муниципальном учреждении «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также ДД.ММ.ГГГГ (день сдачи крови) суд приходит к выводу, что эти требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

ДД.ММ.ГГГГ не может быть включен в стаж истца, так как это требование не основано на Законе и истица в данный день не работала по специальности.

Период работы в Муниципальном учреждении «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» не подлежит включению.

Так, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Таким образом, для назначения указанной пенсии помимо выполнения лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения необходимо, чтобы данная деятельность осуществлялась в учреждении здравоохранения.

Действительно, в пункте 8 раздела "Наименование учреждений" Списка указаны Центры, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в том числе федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (независимо от наименований), однако данные Центры должны быть медицинскими учреждениями, что не было принято во внимание судебными инстанциями.

Согласно положениям статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 7 октября 2005 г. № 627 утверждена Единая номенклатура государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, включая Центры, в том числе научно-практические.

В данный перечень учреждений здравоохранения комплексные центры социального обслуживания населения не включены.

Вместе с тем, в силу пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" комплексные центры социального обслуживания и центры социального обслуживания относятся к учреждениям социального обслуживания.

Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов является учреждением социального обслуживания и его основной деятельностью является оказание населению социальных услуг.

Наличие у указанного МУ отдельных функций по организации социально-медицинских услуг и работа истицы в должности медицинской сестры, предусмотренной Списком, не дают оснований считать, что указанное учреждение относится к учреждениям здравоохранения, поскольку оно осуществляет лишь отдельные виды медицинской деятельности, тогда как такая деятельность не является их основной (уставной) деятельностью.

В то же время работа в соответствующих должностях, в том числе медицинской сестры, в учреждениях социального обслуживания может быть включена в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, но лишь в том случае, когда они включены в перечень учреждений социального обслуживания, предусмотренный пунктом 31 Списка. Центры социального обслуживания населения в данном пункте Списка 2002 года не поименованы, а в Список 1999 года учреждения социального обслуживания вообще включены не были.

При таких обстоятельствах оснований для признания незаконным решения начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Минусинске и Минусинском районе Красноярского края от 31 мая 2016 г. 354 в указанной части у суда не имеется.

Учитывая, что ответчиком в бесспорном порядке был зачтен в специальный стаж период работы всего продолжительностью 25 лет 9 месяцев 24 дня (на ДД.ММ.ГГГГ), а также судом включены спорные периоды (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении), то на момент обращения истца к ответчику – ДД.ММ.ГГГГ общий медицинский стаж истца составлял менее 30 лет, что исключает удовлетворение требований истца в части понуждения назначить пенсию с даты подачи заявления, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

    На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    обязать Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Минусинске и Минусинском районе включить Титовой ТВ в льготный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии лицам, осуществляющим лечебную деятельность по охране здоровья населения, периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей здравпунктом <адрес> отдела здравоохранения в льготном исчислении 1 год работы за 1 год и 3 месяца, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ периоды нахождения на курсах повышения квалификации в период работы в МБУЗ «Городокская участковая больница».

В удовлетворении остальной части требований отказать.

    Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца через Минусинский городской суд с момента изготовления мотивированного решения суда.

Председательствующий:

Мотивированный текст решения суда изготовлен 16.01.2017 года

2-3493/2016 ~ М-2637/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
титова Татьяна Владимировна
Ответчики
УПФР г. Минусинск
Суд
Минусинский городской суд Красноярского края
Судья
Сергеев Юрий Сергеевич
Дело на странице суда
minusa--krk.sudrf.ru
17.08.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.08.2016Передача материалов судье
29.08.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.08.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.08.2016Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
22.09.2016Предварительное судебное заседание
24.10.2016Предварительное судебное заседание
05.12.2016Судебное заседание
15.12.2016Судебное заседание
16.01.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.01.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.04.2017Дело оформлено
27.04.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее