судья –Котков С.А. дело № 33а-33232/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 сентября 2018 г. г. Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Лободенко К.В.
судей: Суслова К.К., Сидорова В.В.
по докладу судьи Суслова КК.
при секретаре Власенко В.А.
слушала в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе главы Новомихайловского городского поселения Туапсинского района на решение Туапсинского районного суда Краснодарского края от 26.06.2018г.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия -
установила:
Федоров М.Н. обратился в Туапсинский районный суд с административным исковым заявлением к администрации Новомихайловского городского поселения Туапсинского района, МКУ «Управление имущественных отношений Новомихайловского городского поселения Туапсинского района» о признании незаконным отказа в предоставлении муниципальной услуги «Принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: Туапсинский район, п. сан.Агрия, площадью 9840 кв.м., выраженного в письме от 22.05.2018 года №1605/18-13 и возложении обязанности на администрацию рассмотреть заявление Федорова М.Н. и принять решение в соответствии с положениями ст.39.15 ЗК РФ.
Решением Туапсинского районного суда Краснодарского края от 26.06.2018г. административный иск Федорова Максима Николаевича удовлетвоен. Постановлено признать незаконным отказ администрации Новомихайловского городского поселения Туапсинского района в предоставлении муниципальной услуги «Принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: Туапсинский район, п. сан.Агрия, площадью 9840 кв.м.», выраженный в письме от 22.05.2018 года №1605/18-13. Обязать администрацию Новомихайловского городского поселения Туапсинского района рассмотреть заявление Федорова Максима Николаевича от 15.05.2018 года и принять решение в соответствии с положениями ст.39.15 Земельного кодекса Российской Федерации. Администрации Новомихайловского городского поселения Туапсинского района необходимо в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить об исполнении настоящего решения суду и административному ответчику.
Не согласившись с решением суда от 26.06.2018г., глава Новомихайловского городского поселения Туапсинского района подал апелляционную жалобу, в которой просил отменить обжалуемое решение суда, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении требований Федорову М.Н. в полном объеме. Полагает, что обжалуемое решение суда подлежит отмене в связи с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, по следующим основаниям. По мнению административного ответчика, судом первой инстанции в ходе судебного заседания не полностью раскрыт вопрос, о том, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах территории, находящейся в федеральной собственности, предоставленной государственным актом от 25 июня 1991 года в постоянное бессрочное пользование санаторию «Агрия». Администрация Новомихайловского городского поселения Туапсинского района правом распоряжаться данным участком не обладает, в связи с чем, и было возращено заявление Федорову М.Н. Указанный акт не был отменен. Судом не было рассмотрено то, что указанный противотуберкулезный санаторий прекратил свою деятельность путем присоединения к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Государственный научный центр Российской Федерации - Федеральный медицинский биофизический центр имени А.И. Бурназяна». В связи с чем, ответчик считает, что администрация не имеет полномочий рассматривать заявления Федорова М.Н. по существу.
В возражениях на апелляционную жалобу Федоров М.Н. просил оставить обжалуемое решение суда без изменения, жалобу администрации без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика по доверенности Титаренко К.О. поддержала доводы апелляционной жалобы, просила ее удовлетворить. Представитель истца Федорова М.Н. по доверенности Гумеров Ю.В. просил оставить обжалуемое решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав мнение представителей истца и ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия полагает, что решение Туапсинского районного суда Краснодарского края от 26.06.2018г. является законным и обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания обстоятельств о том, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, на принятие оспариваемого решения, порядок принятия оспариваемого решения, в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Из материалов дела следует, что 15.05.2018 года Федоров М.Н. обратился в администрацию Новомихайловского городского поселения Туапсинского района с заявлением по вопросу предварительного согласования предоставления ему в аренду без проведения торгов земельного участка площадью 9840 кв.м, для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: Туапсинский район, п. санатория Агрия. К заявлению была приложена схема расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане в масштабе 1:1500.
Администрацией Новомихайловского городского поселения Туапсинского района письмом от 22.05.2018 года №1605/18-13 Федорову М.Н. сообщено, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах территории, находящейся в федеральной собственности, предоставленной государственным актом №376 от 25 июня 1991 года в постоянное бессрочное пользование санаторию «Агрия». Администрация Новомихайловского городского поселения правом распоряжаться данным участком не обладает, полномочия по распоряжению указанными землями находится у ТУ Росимущества в Краснодарском крае.
В связи с тем, что заявление подано в иной уполномоченный орган, администрация Новомихайловского городского поселения, руководствуясь ч.3 ст.39.17 ЗК РФ возвратила заявление.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из оснований возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, является договор аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
Из статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.
Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов определены положениями пункта 2 статьи 39.6 названного Кодекса.
Согласно пп. 15 п. 2 ст.39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления, земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован сг. 39.14 Земельного кодекса РФ.
Пунктом 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: 1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежа! уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении; 3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 данного Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости"; 4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; 5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; 6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; 7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Согласно подпунктов 7, 8 п.2 ст. 39.15 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
Из приведенных норм следует, что уполномоченный орган в пределах своей компетенции на этапе принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
Из содержания письма административного ответчика от 22.05.2018 года №1605/18-13, мотивированного ссылкой на ч.3 ст.39.17 ЗК РФ фактически усматривается отказ Федорову М.Н. в предоставлении испрашиваемого земельного участка, так как положения ст.39.17 ЗК РФ регулируют порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В суде первой инстанции установлено и подтверждено представленными ответчиком данными, что границы земельного участка в которых находиться испрашиваемый земельный участок не установлены, права до настоящего момента не зарегистрированы. При таких обстоятельствах право распоряжаться земельным участком принадлежит органу местного самоуправления в силу положений ст.3.3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса РФ».
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 29.05.2018 года, деятельность ФГУ Противотуберкулезный санаторий «Агрия», ИНН2355007546, ОГРН 1022304919670 прекращена 22.09.2016 года.
Уполномоченным органом решение по заявлению Федорова М.Н. в порядке, предусмотренном ст.39.15 ЗК РФ не принималось, тем самым, оснований для отказа истцу в предоставлении земельного участка минуя процедуру рассмотрения вопроса предварительного согласования предоставления земельного участка у ответчика отсутствовали, и действие органа местного самоуправления является незаконным, поскольку нарушает права и законные интересы истца.
Учитывая изложенные обстоятельства и правовые нормы, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции обоснованно сделан вывод, что администрация Новомихайловского городского поселения Туапсинского района в рамках своей компетенции, но в нарушении требований положений ст.39.15 ЗК РФ не рассмотрела заявление Федорова М.Н. по существу поставленного им вопроса - о предварительном согласовании предоставления земельного участка, в связи с чем, суд не находит правомерным отказ от 22.05.2018 года №1605/18-13.
Судебная коллегия считает, что при вынесении обжалуемого определения суда, нарушений Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, влекущих его отмену, по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не имеется.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в административном деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст.84 КАС РФ.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения суда, не допущено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, не подлежащим изменению или отмене.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия -
определила:
решение Туапсинского районного суда Краснодарского края от 26.06.2018г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда может быть обжаловано в порядке главы 35 КАС РФ.
Председательствующий:
Судьи: