РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 марта 2019 года г.Самара
Ленинский районный суд г.Самары в составе:
председательствующего судьи Грищенко Э.Н.,
при секретаре Гаврилиной Я.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Прокурора Большеглушицкого района Самарской области к Некоммерческой организации «Региональный оператор Самарской области» Фонд капитального ремонта» об обязании совершить действия,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Большеглушицкого района Самарской области обратился в Ленинский районный суд г.Самары в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к Некоммерческой организации «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта» (НО «ФКР») о возложении обязанности провести капитальный ремонт многоквартирных домов. В обоснование требований указано, что прокуратурой Большеглушицкого района Самарской области проведена проверка соблюдения НО «ФКР» требований жилищного законодательства в части своевременного проведения капитального ремонта многоквартирных домов, предусмотренного краткосрочной программой проведения капитального ремонта. По результатам проверки выявлены нарушения в деятельности НО «ФКР». Так, согласно краткосрочной программе капитального ремонта на ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено выполнение работ по капитальному ремонту следующих многоквартирных домов: <адрес> (ремонт крыши), <адрес> (ремонт крыши), <адрес> (ремонт крыши), <адрес> (ремонт фасада). ДД.ММ.ГГГГ между НО «ФКР» и ООО «Консорт» заключен договор № на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов по <адрес> <адрес>. Однако в последующем дополнительным соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ работы по капитальному ремонту указанных домов исключены из договора в связи с невозможностью выполнения подрядчиком обязательств вследствие отсутствия проектно-сметной документации. Капитальный ремонт многоквартирного дома по <адрес> также не проведен, подрядчик не определялся, проектно-сметная документация отсутствует. Ссылаясь на то, что непринятие ответчиком своевременных мер по капитальному ремонту создает опасность причинения вреда неопределенному кругу лиц, как проживающих, так и временно пребывающих в домах, нарушает право граждан на благоприятную среду жизнедеятельности, прокурор просит обязать Некоммерческую организацию «Региональный оператор <адрес> «Фонд капитального ремонта» обеспечить выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов: <адрес> по ремонту крыши, <адрес> по ремонту фасада, <адрес> по ремонту крыши, <адрес> по ремонту крыши.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Аникина Е.И. заявленные требования поддержала по доводам иска.
Представитель НО «ФКР» по доверенности Буракова Н.А. возражала против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в отзыве и дополнениях к нему.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Статьей 166 ЖК РФ установлено, что перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений; ремонт крыши; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; ремонт фасада; ремонт фундамента многоквартирного дома.
Согласно ч.1 ст.180 ЖК РФ функциями регионального оператора являются:
1) аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора;
2) открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета;
3) осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;
4) финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета;
5) взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;
6) иные предусмотренные данным кодексом, законом субъекта Российской Федерации и учредительными документами регионального оператора функции.
В соответствии с ч.1 ст.182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
В целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме региональный оператор обязан, в частности, привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации и заключить с ними от своего имени соответствующие договоры; контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; осуществить приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ (пункты 3, 4, 5 ч.2 ст.182 ЖК РФ).
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта" является специализированной некоммерческой организацией, деятельность которой направлена на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, а также реализация иных мероприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства Самарской области.
Согласно ст.168 ЖК РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя: 1) перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; 2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах; 3) плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по каждому виду услуг и (или) работ (ч.2 ст.168 ЖК РФ).
В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока (ч.7 ст.168 ЖК РФ).
Законом предусмотрено внесение в региональную программу капитального ремонта и краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год (ч.4, 5, 7 ст.168 ЖК РФ).
Постановлением Правительства Самарской области от 29.11.2013 года N707 утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области.
Приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 26.04.2017 года N106 утвержден региональный краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, на ДД.ММ.ГГГГ
Согласно указанному краткосрочному плану в ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов: <адрес> (ремонт крыши), <адрес> (ремонт крыши), <адрес> (ремонт крыши), <адрес> (ремонт фасада).
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между НО «ФКР» и ООО «Консорт» заключен договор № на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, в том числе: по <адрес> <адрес>.
В соответствии с дополнительным соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ к договору № работы по капитальному ремонту указанных домов исключены из договора в связи с невозможностью выполнения подрядчиком обязательств вследствие отсутствия проектно-сметной документации.
Сведений об определении подрядчика на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома по <адрес>, заключении договора на выполнение работ по капитальному ремонту, не представлено.
Из акта проверки, проведенной прокуратурой <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ следует, что работы по капитальному ремонту названных многоквартирных домов не завершены, поскольку фактически отсутствует подрядная организация, привлеченная НО «ФКР» для оказания услуг и выполнения работ по капитальному ремонту крыш и фасадов.
Доказательства того, что на настоящий момент ответчиком осуществлен выбор подрядной организации и заключены договоры на проведение работ по капитальному ремонту вышеуказанных многоквартирных домов, отсутствуют.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования прокурора о возложении на НО «ФКР» обязанности обеспечить выполнение работ по капитальному ремонту указанных многоквартирных домов являются обоснованными и подлежат удовлетворению, поскольку данные дома включены в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и административный ответчик, обязанный в силу закона обеспечить своевременное проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, данную обязанность до настоящего времени не исполнил.
Доводы ответчика о том, что в соответствии с Приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N1019 срок проведения работ по капитальному ремонту в отношении вышеуказанных многоквартирных домов перенесен на ДД.ММ.ГГГГ, а также что ДД.ММ.ГГГГ в отношении многоквартирных домов по адресам: <адрес> объявлен электронный аукцион на выполнение работ по капитальному ремонту, не влияют на правовые основания разрешения спора, так как на данный момент подрядчик не определен, договор с ним не заключен, само по себе объявление аукциона не гарантирует проведение капитального ремонта, кроме того, календарные сроки проведения капитального ремонта в пределах ДД.ММ.ГГГГ краткосрочной региональной программой не определены, соответственно, данная обязанность может быть возложена на ответчика в любое время в течение данного периода.
Доводы ответчика о том, что на основании подп.1 ч.1 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 60-ГД "О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>" (в редакции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N5-ГД) многоквартирные дома по адресу: <адрес> подлежат исключению из региональной программы капитального ремонта как имеющие менее пяти квартир, в связи с чем конкурсные процедуры в отношении этих домов проводится не будут, не являются основанием для отказа в удовлетворении требований, поскольку на настоящий момент указанные дома из программы не исключены. В случае исключения данных домов из региональной программы при ее актуализации ответчик не лишен права ставить вопрос о пересмотре решения по вновь открывшимся обстоятельствам либо об изменении порядка и способа исполнения решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора Большеглушицкого района Самарской области удовлетворить.
Обязать Некоммерческую организацию «Региональный оператор Самарской области» Фонд капитального ремонта» обеспечить выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов: <адрес> по ремонту крыши; <адрес> по ремонту фасада; <адрес> по ремонту крыши; <адрес> по ремонту крыши.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г.Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательном форме.
Мотивированное решение изготовлено 28.03.2019 года.
Судья (подпись) Э.Н.Грищенко
Копия верна:
Судья
Секретарь