Дело № 12-489/2017 г.
РЕШЕНИЕ
21 сентября 2017 года
Судья Ленинградского районного суда г. Калининграда Цыганкова И.М.
При секретаре Лямцевой Ю.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе должностного лица – директора Муниципального унитарного предприятия «Утилизация мусора» муниципального образования «Гусевский городской округ» - Кретова Ю.В. на постановление № 4-513-17-ПВ\19\5\2 от 20 апреля 2017 года государственного инспектора труда по охране труда Государственной инспекции труда в Калининградской области ФИО4 по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – директора Муниципального унитарного предприятия «Утилизация мусора» муниципального образования «Гусевский городской округ» - Кретова Ю.В. по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением 513-17-ПВ\19\5\2 от 20 апреля 2017 года государственного инспектора труда по охране труда Государственной инспекции труда в Калининградской области ФИО4 должностное лицо – директор Муниципального унитарного предприятия «Утилизация мусора» муниципального образования «Гусевский городской округ» - Кретов Ю.В. был признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Не соглашаясь с вышеназванным постановлением, должностным лицом – директором Муниципального унитарного предприятия «Утилизация мусора» муниципального образования «Гусевский городской округ» - Кретовым Ю.В. была подана жалоба, в которой просит отменить постановление по делу об административном правонарушении о привлечении его как должностного лица Муниципального унитарного предприятия «Утилизация мусора» муниципального образования «Гусевский городской округ» к административной ответственности по ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ.
В обоснование жалобы указывает на то, что в постановлении отсутствуют указания на дату и время совершения правонарушения, а именно: не установлено какие именно водители транспортных средств не прошли медицинский осмотр и какой именно вид медицинского осмотра, когда истек двухгодичный срок обязательного осмотра у работников; какие именно водители не прошли психиатрическое освидетельствование и когда; какие именно водители транспортных средств не проходили стажировку и когда. Указанные сведения не позволяют свидетельствовать о том, что в его действиях как должностного лица имеется состав административного правонарушения, а также, что должностное лицо привлечено к ответственности в пределах срока давности. В постановлении также не разъяснен порядок его обжалования, что ограничивает его право на судебную защиту. Также указывает на то, что, не смотря на отсутствие отягчающих обстоятельств и наличие смягчающих обстоятельств, ему назначено наказание 20000 руб., что больше минимального наказания по данной статье, мотивы назначения наказания в постановлении не приводятся.
В судебное заседание заявитель, представитель Государственной инспекции труда в Калининградской области не явились, извещены надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, - допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
20 апреля 2017 года государственным инспектором труда по охране труда Государственной инспекции труда в Калининградской области ФИО4 было вынесено постановление № 513-17-ПВ\19\5\6 по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – директора Муниципального унитарного предприятия «Утилизация мусора» муниципального образования «Гусевский городской округ» - Кретова Ю.В. по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, которым должностное лицо – директор Муниципального унитарного предприятия «Утилизация мусора» муниципального образования «Гусевский городской округ» - Кретов Ю.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Из материалов дела усматривается, что 07 апреля 2017г. прокурором Гусевской городской прокуратуры Калининградской области было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица - директора Муниципального унитарного предприятия «Утилизация мусора» муниципального образования «Гусевский городской округ» - Кретова Ю.В. по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ, которое для рассмотрения по существу было направлено в Государственную инспекцию труда в Калининградской области.
Из постановления № 4-513-17-ПВ\19\5\2 от 20 апреля 2017 года, вынесенного государственным инспектором труда по охране труда Государственной инспекции труда в Калининградской области следует, что в нарушение ст.213 ТК РФ, Приказа Мин.транспорта РФ № 59, водители транспортных средств Муниципального унитарного предприятия «Утилизация мусора» муниципального образования «Гусевский городской округ» не прошли медицинский осмотр, психиатрическое освидетельствование, а также не проходили стажировку под руководством водителя наставника.
На основании ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Из материалов дела усматривается, что жалоба на вышеуказанное постановление должностным лицом подана 02 мая 2017г. (29-30.04.2017г., 01.05.2017г. – выходные дни), т.е. в сроки, предусмотренные действующим законодательством.
Положениями ст. 212 Трудового кодекса РФ на работодателя возложена обязанность обеспечить: недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда; проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке труда.
В силу ст.213 ТК РФ, работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.
Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, порядок проведения таких осмотров определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011г. № 302н (в ред. Приказов Минздрава России от 15.05.2013 N 296н, от 05.12.2014 N 801н) входят также и работы, связанные с движением транспорта.
Согласно п.6 Приказа Министерства транспорта Российской Федерации № 59 «Об утверждении порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанными с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», соответствии с требованиями статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации работники проходят обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний, результаты которых оформляются в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда"
В соответствии с п. 13 вышеназванного Приказа, водители, впервые принимаемые на работу на такую должность или имевшие перерыв в трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, более одного года, а также переведенные при приеме на работу с одного типа транспортного средства на другой, допускаются к самостоятельной работе, связанной с управлением транспортными средствами, после прохождения у юридического лица или индивидуального предпринимателя, являющегося их работодателем, стажировки.
Стажировка водителей проводится на транспортном(ых) средстве(ах) того типа и модели, на том(тех) маршруте(ах) (при их наличии), на котором(ых) он будет в дальнейшем самостоятельно работать (п.15 Приказа)
Согласно п.16, 18 Приказа, стажировка водителей проводится под руководством водителя-наставника.
Работодатели ведут документальный учет всех проведенных стажировок каждого водителя.
Прохождение стажировки подтверждается стажировочным листом.
В соответствии с Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 N 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", работы, связанные с движением транспорта, и работа водителей относятся к видам профессиональной деятельности в условиях повышенной опасности и водители подлежат обязательному психиатрическому освидетельствованию.
Непроведение обязательных психиатрических освидетельствований, а также допуск работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательного психиатрического освидетельствования являются нарушением трудового законодательства.
Согласно ст. 76 Трудового кодекса РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В тоже время из материалов дела, усматривается, что в нарушение вышеуказанных норм законодательства, водители транспортных средств Муниципального унитарного предприятия «Утилизация мусора» муниципального образования «Гусевский городской округ» не прошли медицинский осмотр, психиатрическое освидетельствование, а также не проходили стажировку под руководством водителя-наставника. Соответствующих документов при проведении совместной проверки Гусевской городской прокуратуры Калининградской области с Государственной инспекцией труда в Калининградской области, Муниципальным унитарным предприятием «Утилизация мусора» муниципального образования «Гусевский городской округ» представлено не было.
Материалы дела не содержат сведений о наличии процессуальных нарушений, которые могли бы препятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с положениями ст. 28.2 КоАП РФ, в нем указаны все сведения необходимые для рассмотрения дела.
В постановлении по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные ст. 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела об административном правонарушении, доказательства, содержится мотивированное решение по делу об административном правонарушении.
Иные доводы, изложенные в жалобе, основанием к отмене вышеназванного постановления, являться не могут.
Факт совершения должностным лицом вменяемого административного правонарушения подтверждается имеющимися в деле доказательствами.
Таким образом, действия должностного лица, допустившего к работе работников – водителей без прохождения обязательного медицинского осмотра, психиатрического освидетельствования, а также при отсутствии прохождения водителями стажировки под руководством водителя-наставника правильно квалифицированы по ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании исследованных в ходе судебного разбирательства доказательств достоверно установлен факт нарушений обществом требований трудового законодательства.
В соответствии с ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ, при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение трудового законодательства составляет 1 год.
Совершенное должностным лицом административное правонарушение выразилось в допуске работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обязательного предварительного медицинского осмотра и обязательного психиатрического освидетельствования, а также в отсутствии стажировки под руководством водителя-наставника в нарушение требований трудового законодательства. Данное административное правонарушение является длящимся, срок давности привлечения общества к административной ответственности исчисляется со дня обнаружения административного правонарушения.
Таким образом, на момент совершения вмененного должностному лицу – директору Муниципальному унитарным предприятием «Утилизация мусора» муниципального образования «Гусевский городской округ» Кретову Ю.В. административного правонарушения, срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение трудового законодательства в соответствии со статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ, который с 01 января 2015 года составляет 1 год, в настоящем случае не пропущен.
Вместе с тем имеются основания для изменения состоявшегося по делу постановления в части назначенного наказания.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 указанного Кодекса).
Согласно части 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
Из материалов дела усматривается, что административное наказание должностному лицу – директору Муниципального унитарного предприятия «Утилизация мусора» муниципального образования «Гусевский городской округ» - Кретову Ю.В. назначено в пределах, установленных санкцией части 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ.
Как усматривается из материалов настоящего дела, административное правонарушение за нарушение трудового законодательства совершено должностным лицом впервые, что является обстоятельством, смягчающим административную ответственность.
С учетом изложенного постановление от 20 апреля 2017 года № 4-513-17-ПВ\19\5\2, по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – директора Муниципального унитарного предприятия «Утилизация мусора» муниципального образования «Гусевский городской округ» - Кретова Ю.В., предусмотренном по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, подлежит изменению путем снижения назначенного должностному лицу наказания в виде административного штрафа до 15 000 рублей.
Исходя из вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 30.1, 30.6, п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление № 4-513-17-ПВ\19\5\2 от 20 апреля 2017 года государственного инспектора труда по охране труда Государственной инспекции труда в Калининградской области ФИО4, вынесенное в отношении должностного лица – директора Муниципального унитарного предприятия «Утилизация мусора» муниципального образования «Гусевский городской округ» Кретова Ю.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить: назначенное должностному лицу – директору Муниципального унитарного предприятия «Утилизация мусора» муниципального образования «Гусевский городской округ» Кретову Ю.В. административное наказание снизить с 20 000 руб. до 15 000 руб.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд путем подачи жалобы (представления) через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение 10 дней со дня получения копии решения.
Судья: Цыганкова И.М.
.