Решение по делу № 2-771/2020 ~ М-301/2020 от 28.01.2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 марта 2020 года                                                                  г.Ачинск Красноярского края,

                                        ул. Дзержинского, 4

Ачинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Парфеня Т.В.

при секретаре Аневич В.А.,

с участием:

помощника Ачинского городского прокурора Касабука Я.В.,

представителей истца Минаковой Т.А. - Колесовой Л.В., действующей на основании письменного ходатайства истца (л.д. 17 т.1),

представителя ответчика КГКУЗ «Красноярский краевой центр крови № 1» Карловой В.С., действующей на основании доверенности от 10 февраля 2020 года, сроком действия по 09 февраля 2021 года (л.д. 149 т.2),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Минаковой Татьяны Александровны к краевому государственному казенному учреждению здравоохранения «Красноярский краевой центр крови № 1» о признании незаконным и подлежащим отмене приказ об увольнении, восстановлении на работе, взыскании оплаты за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

    Минакова Т.А. обратилась в суд с иском к КГКУЗ «Красноярский краевой центр крови № 1» (далее по тексту – КГКУЗ ККЦК №1) о признании незаконным и подлежащим отмене приказ об увольнении, восстановлении на работе, взыскании оплаты за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда. Требования мотивированы тем, что 18.05.2017 года она была принята на работу в Ачинский филиал КГКУЗ «Красноярский краевой центр крови № 1» в качестве сторожа-вахтера. 12.11. 2019 года работодатель уведомил ее о сокращении с 09.01.2020 года. По требованию работодателя в уведомлении она поставила дату ознакомления – 06.11.2019 года. Приказом от 09.01. 2020 года № 2 А/л ее трудовой договор был расторгнут на основании п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ. Свое увольнение считает незаконным, в связи с тем, что приказ № 189/1 – ОСП от 30 октября 2019 года «Об организационно-штатных изменениях в КГКУЗ ККЦК №1» не мог служить основанием для ее сокращения, так как ее трудовой договор был заключен с КГКУЗ ККЦК №1, а не Ачинским филиалом центра, который является только местом исполнения ее трудовых обязанностей. Кроме того, с момента уведомления о сокращении и до момента увольнения ей не были предложены имеющиеся в Ачинском филиале центра вакантные должности. В связи с указанными обстоятельствами просила признать незаконным и подлежащим отмене приказ № 2 А/л от 09.01.2020 года о расторжении с ней трудового договора, восстановить ее на работе в прежней должности, взыскать заработную плату за время вынужденного прогула с 10.01. 2020 года по день вынесения решения суда, взыскать компенсацию морального вреда за нарушение ее трудовых прав в размере 50 000, 00 руб. (л.д.2-3 т.1).

    Определением Ачинского городского суда от 10.02.2020 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство здравоохранения Красноярского края (л.д. 19 т. 1).

    Истец Минакова Т.А., извещенная о дне слушания дела надлежащим образом путем личного получения судебной повестки (л.д.138 т.2), в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, с участием ее представителей Колесовой Л.В. и Машинца А.И. (л.д.17 т.1).

    Представитель истца Колесова Л.В. в судебном заседании исковые требования истца поддержали в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске, дополнительно пояснив суду, что фактически, сократив ставки сторожа – вахтера в Ачинском филиале КГКУЗ «Красноярский краевой центр крови № 1» работодатель возложил исполняемые ими обязанности на медицинских сестер, что подтверждает фиктивный характер произведенного сокращения. Минакова Т.А. соответствовала квалификационным требованиям, предъявляемым к должности кладовщика и регистратора, однако указанные вакантные должности работодателем ей предложены не были, в связи с чем процедура увольнения была нарушена.

    Представитель ответчика КГКУЗ «ККЦК №1» Карлова В.С., действующая на основании доверенности от 10 февраля 2020 года, сроком действия по 09 февраля 2021 года (л.д. 149 т.2), в судебном заседании требования истца не признала, поддержала доводы представленного письменного отзыва. В соответствии с письменным отзывом представителя КГКУЗ «ККЦК № 1» истец Минакова Т. А. была принята в КГКУЗ «Красноярский краевой центр крови №1» 18.05.2017 г. на должность сторожа-вахтера хозяйственного отдела на 1 ставку. Трудовой договор №1089п/05-17/А от 18.05.2017 г. заключен на неопределенный срок. Прием на работу оформлен приказом №24А\с от 18.05.2017 г. 21.02.2018 г. было заключено дополнительное соглашение к трудовому договору №1089п/05-17/А от 18.05.2017 г. Установлен срок действия трудового договора по 21.10.2018 г. на период действия справки МСЭ-2016 №0236421 от 18.10.2018 г. 31.10.2018 г. было заключено еще одно дополнительное соглашение к договору №1089п/05-17/А от 18.05.2017 г. Установлен срок действия трудового договора по 01.11.2019 г. на период действия справки МСЭ-2016 №1263154 от 17.09.2018 г. По окончании срока действия трудового договора (01.11.2019 г.) он расторгнут не был и в силу ст. 58 ТК РФ считается заключенным на неопределенный срок. Трудовой договор был заключен между Минаковой Т.А. и Краевым государственным казенным учреждением здравоохранения «Красноярский краевой центр крови №1», работник принят на работу в Ачинский филиал КГКУЗ ККЦК № 1 по адресу: г. Ачинск, 24 квартал, д. 10. Согласно Устава КГКУЗ ККЦК №1 является Краевым государственным казенным учреждением здравоохранения, учредителем является Красноярский край, полномочия от имени учредителя осуществляет Министерство здравоохранения Красноярского края. Согласно п.п. 5.2, 5.3 Устава руководителем учреждения является главный врач, который по согласованию с Учредителем утверждает в пределах своих полномочий штатное расписание и структуру Учреждения, принимает, увольняет работников учреждения, издает приказы. Согласно приказу Минздрава Красноярского края №816-орг. от 31.08.2018 г. не подлежат согласованию с Минздравом Красноярского края изменения в штатное расписание, если они: вносятся в пределах одноименной категории персонала (за исключением должностей руководящих работников и врачебного персонала) без изменения структуры и общего количества должностей (профессий) работников учреждения, фонда оплаты труда работников учреждения;          не повлекут необходимость изменения утвержденных учреждению объемов медицинской помощи в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи в Красноярском крае и (или) установленного учреждению государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ). Согласовано с Министерством здравоохранения штатное расписание на 2019 год, 03.04.2019 г. штатное расписание было изменено приказом КГКУЗ ККЦК №1 №83-осн. от 03.04.2019 г. (без согласования с Минздравом Красноярского края, т.к. оно не требуется). Штатное расписание от 03.04.2019 г. действовало до конца 2019 года. Штатное расписание на 2020 год было утверждено приказом КГКУЗ ККЦК №1 №235-осн. от 31.12.2019 г., согласовано Минздравом Красноярского края, приказ №1669-орг. 31.12.2019 г. Согласно штатному расписанию на 2019 год (по состоянию на 03.04.2019 г.) в штате учреждения было всего 521 штатных единицы, в том числе прочего персонала 252,5 штатных единицы. Согласно штатному расписанию на 2020 год (по состоянию на 01.01.2020 г.) в штате учреждения всего 518 штатных единицы, в том числе прочего персонала 249,5 штатных единицы. Суммарные изменения штатного расписания заключались в сокращении 3 штатных единиц прочего персонала (должности сторожей (вахтёров) хозяйственного отдела Ачинского филиала ККЦК №1. Согласно п. 19 приказа КГКУЗ ККЦК №1 №235-осн. от 31.12.2019 г. штатное расписание на 2020 год введено в действие с 01.01.2020 г. Определение структуры организации, изменение численности работников и сокращение штата являются исключительными полномочия работодателя. Основанием для исключения из штата КГКУЗ ККЦК №1 должностей сторожей (вахтёров) хозяйственного отдела Ачинского филиала КГКУЗ ККЦК №1 послужил переход к использованию услуг охраны, совершенствованием (развитием) современных систем наблюдения и охраны объектов, в связи с чем, должности сторожей-вахтеров потеряли свою актуальность. При принятии решения о сокращении должностей сторожей (вахтёров) хозяйственного отдела Ачинского филиала КГКУЗ ККЦК №1 был издан приказ 189/1-осн. от 30.10.2019 г., согласно которому отделу кадров было поручено предупредить работников о планируемом сокращении с 10.01.2020 г. Отделом кадров было подготовлено уведомление от 05.11.2019 г. о предстоящем увольнении в связи с сокращением численности и штата работников: исключении из штатного расписания должности сторожа (вахтера) хозяйственного отдела Ачинского филиала КГКУЗ ККЦК №1 с 09.01.2020 г. В указанном уведомлении была предложена имеющаяся на тот момент свободная вакансия (должность) уборщика производственных и служебных помещений. Уведомление подписано Минаковой Т.А. 06.11.2019 г. КГКУЗ ККЦК №1 выполнил требования статей 180, 81 Трудового кодекса РФ, предупредив Минакову Т.А. о предстоящем увольнении и предложив имеющуюся на тот момент единственную вакантную должность уборщика служебных и производственных помещений. В штатном расписании на 2019 год (по состоянию на 03.04.2019 г.) количество должностей сторожей (вахтёров) хозяйственного отдела Ачинского филиала КГКУЗ ККЦК №1 составляло 5 единиц. Из них заняты были три, две - вакантны. Сокращению подлежали все должности сторожей (вахтёров) в количестве 5 единиц. В связи с сокращением всех должностей сторожей (вахтёров) хозяйственного отдела Ачинского филиала КГКУЗ ККЦК №1 в количестве 5 единиц преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников согласно статьи 179 Трудового кодекса РФ не подлежит применению. 05.11.2019 г. КГКУЗ ККЦК №1 в первичную организацию профсоюза КГКУЗ ККЦК№1 направлено уведомление о сокращении 3 работников, в том числе Минаковой Т.А. 09.01.2020 г. КГКУЗ ККЦК №1 был расторгнут трудовой договор с Минаковой Т.А. по п.2. ч.1 ст. 81 ТК РФ (приказ о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) № 2А/л. от 09.01.2020 г.). (л.д. 166-170 т.1).

    В судебное заседание представитель третьего лица – Министерства здравоохранения Красноярского края, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела путем направления судебного извещения (л.д. 129 оборот листа, т. 2), не явился, возражений по заявленным требованиям не представил.

    Выслушав представителей сторон, исследовав представленные сторонами письменные доказательства, заслушав заключение помощника Ачинского городского прокурора Касабука Я.В., полагавшей требования истца подлежащими удовлетворению, суд считает, что исковые требования Минаковой Т.А. подлежат удовлетворению в следующем объеме и по следующим основаниям.

В соответствии с п. 2 ст. 81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

Статьей 82 ТК РФ предусмотрено, что при принятии решения о сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров с работниками в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом выборному органу первичной профсоюзной организации не позднее, чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий.

Расторжение трудового договора с работником по п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации возможно при условии, что он не имел преимущественного права на оставление на работе (ст. 179 Трудового кодекса Российской Федерации) и был предупрежден персонально и под роспись не менее чем за два месяца о предстоящем увольнении (ч. 2 ст. 180 Трудового кодекса Российской Федерации).         Реализуя закрепленные Конституцией Российской Федерации права, работодатель в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом вправе самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала), обеспечивая при этом в соответствии с требованиями статьи 37 Конституции РФ закрепленные трудовым законодательством гарантии трудовых прав работников.

Согласно п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", при рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, трудовой договор с которым расторгнут по инициативе работодателя, обязанность доказать наличие законного основания увольнения и соблюдение установленного порядка увольнения возлагается на работодателя.

    Как установлено по делу, КГКУЗ ККЦК №1 является юридическим лицом, некоммерческой организацией, созданной Красноярским краем для оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий в сфере здравоохранения. Учредителем и собственником имущества учреждения является Красноярский край. Полномочия учредителя осуществляет Министерство здравоохранения Красноярского края (л.д. 187-190 т. 2 ).

Согласно п. 1.12 Устава КГКУЗ ККЦК №1, в редакции от 08 августа 2011 года, учреждение имеет филиалы, не обладающие правами юридического лица, в том числе в г.Ачинске по адресу: <адрес> (л.д.191 т.2).

На основании приказа от 18.05.2017 года № 24 А/л и трудового договора от 18.05.2017 года № 1089п/05-17/А, заключенного между КГКУЗ ККЦК №1 и Минаковой Т.А. последняя была принята на работу с 19.05.2017 года в хозяйственный отдел Ачинского филиала КГКУЗ ККЦК №1 в качестве сторожа-вахтера на одну ставку, на неопределенный срок (л.д.172-173, 177 т.1).

Дополнительным соглашением от 21.02.2018 к трудовому договору от 18.05.2017 дата окончания срока действия трудового договора определена 31.10.2018 (на период действия справки МСЭ -2016 № 0236421 от 18.10.2018) (л.д. 174 т.1).

Дополнительным соглашением от 31.10.2018 к трудовому договору от 18.05.2017 дата окончания срока действия трудового договора определена 01.11.2019 (на период действия справки МСЭ -2016 № 1263154 от 17.09.2018) (л.д. 175 т.1).

Поскольку по истечении даты окончания срока действия трудового договора от 18.05.2017, определенной дополнительным соглашением от 31.10.2018 ни одна из сторон не потребовала расторжения срочного трудового договора в связи с истечением срока его действия и Минакова Т.А. продолжила работу после истечения срока действия трудового договора, условие о срочном характере трудового договора утратило силу, исходя из положений ч. 4 ст. 58 ТК РФ трудовой договор с истцом считается заключенным на неопределенный срок.

Приказом главного врача КГКУЗ ККЦК №1 от 09.01.2020 года № 2 А/л заключенный с Минаковой Т.А. трудовой договор был расторгнут, работник уволен 09.01.2020 года по п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ (л.д.10 т.1).

Анализ приведенных выше норм позволяет сделать вывод о том, что расторжение трудовых договоров с работниками по основанию, предусмотренному п. 2 ст. 81 ТК РФ, правомерно при условии, что численность работников или штата сокращены на самом деле. Это обстоятельство должно быть подтверждено приказом о сокращении численности или штата работников и новым штатным расписанием. Таким образом, юридически значимыми обстоятельствами по делу являются: действительно ли имело место сокращение должности, с которой был уволен истец, предупрежден ли был истец не менее чем два месяца до увольнения о предстоящем сокращении, выполнены ли работодателем требования закона о необходимости предложения работнику всех имеющихся свободных вакансий, которые соответствуют квалификации истца или же по нижеоплачиваемой работе, имело ли место, если существует выборный профсоюзный орган, уведомление его о предстоящих мероприятиях по сокращению штата.

Приказом Министра здравоохранения Красноярского края № 1438 – орг. От 21.12.2018 утверждены структура и штатное расписание КГКУЗ «ККЦК № 1» с 01.01.2019, в соответствии с которыми в хозяйственном отделе Ачинского филиала предусмотрено 5 ставок сторожа (вахтера) (л.д. 198-209 т.1).

Согласно приказа главного врача КГКУЗ «ККЦК №1» от 29.12.2018 № 176- осн. утверждено штатное расписание организации на 2019 год, в соответствии с которым в хозяйственном отделе Ачинского филиала предусмотрено 5 ставок сторожа (вахтера) (л.д. 210-223 т.1).

Приказом главного врача КГКУЗ ККЦК №1 Филиной Н.Г. от 30.10. 2019 года № 189/1-осн «Об организационно-штатных изменениях в ККЦК №1» принято решение провести с 10.01.2020 года организационно-штатные мероприятия, сократив в штатном расписании Ачинского филиала 5 единиц должности «сторож-вахтер» и введя в штатное расписание 1 единицу должности регистратора в отделение комплектования донорских кадров (л.д.50,179 т.1).

Из согласованных в этой части пояснений представителя истца и представителя ответчика следует, что в первоначальном тексте этого приказа значилось о сокращении 4-х единиц сторожей-вахтеров. При этом представителем ответчика в судебном заседании указано, что данное обстоятельство является следствием технической ошибки кадровой службы, фактически же было принято решение о сокращении всех пяти единиц должностей сторожа – вахтера в Ачинском филиале.

Данные пояснения подтверждаются приказом Министерства здравоохранения Красноярского края от 31.12.2019 года № 1669-орг о согласовании с 01.01. 2020 года структуры и штатного расписания КГКУЗ ККЦК №1, согласно которому в проекте штатного расписания Ачинского филиала центра отсутствует должность сторожа-вахтера (л.д.1-12 т.2), а также приказом главного врача КГКУЗ ККЦК №1 от 31.12 2019 года № 235-осн об утверждении указанного проекта штатного расписания (л.д. 233-246 т.1).

Проверяя законность увольнения истца, судом установлено, что основанием издания приказа от 30.10.2019 года № 189/1-осн «Об организационно-штатных изменениях в ККЦК №1» явилась служебная записка заведующего Ачинским филиалом центра от 29.10. 2019 года с предложением вывести из штатного расписания Ачинского филиала с 2020 года должность сторожей-вахтеров, как утратившую свою актуальность, в связи с развитием современных систем и служб наблюдения и охраны объектов, в том числе и противопожарных, и происходящим в системе здравоохранения процессом оптимизации (л.д.178 т.1).

Таким образом, суд, исследовав представленные доказательства, приходит к выводу о том, что сокращение штата сторожей – вахтеров в Ачинском филиале КГКУЗ «ККЦК № 1» действительно имело место.

В подтверждение доводов о незаконности увольнения истца и неправомерности проведенного сокращения штатных единиц Ачинского филиала КГКУЗ «ККЦК №1» представителем истца суду представлены должностные инструкции медицинской сестры экспедиции отделения заготовки крови и ее компонентов Ачинского филиала, в редакции, действовавшей до 10.01.2020 г. и после указанной даты. (л.д. 132-137 т.2).

           Сравнительный анализ должностных инструкций медицинской сестры экспедиции отделения заготовки крови и ее компонентов Ачинского филиала от 24.05.2012 и 13.12.2019 (л.д. 132-137 т.2), сторожа (вахтера) хозяйственного отдела Ачинского филиала от 10.04.2018 (л.д. 172-175 т.2) действительно свидетельствует о том, что после сокращения должностей сторожей – вахтеров отдельные их трудовые обязанности возложены на медицинских сестер экспедиции отделения заготовки крови. Вместе с тем, прежние функции за ними также сохранены ввиду чего, факт соединения всех этих функций в одной должности не свидетельствует о тождественности должностных обязанностей.

Таким образом, при разрешении настоящего спора факт сокращения штатной единицы, занимаемой истцом, с учетом выполняемых ею трудовых функций, нашел свое подтверждение. При этом сохранение самих по себе трудовых обязанностей путем их соединения и возложения на иного работника не свидетельствует о фиктивности сокращения штата, поскольку такое перераспределение трудовых обязанностей с высвобождением штатных единиц является одной из форм сокращения штата работников, целесообразность которой определяется работодателем.

31.10.2019 информация о предстоящем высвобождении трех работников, занимающих должность сторожа – вахтера Ачинского филиала КГКУЗ «ККЦК №1» направлена в КГКУ «Центр занятости населения г. Красноярска» (л.д. 185 т.2), 05.11.2019 о предстоящем сокращении в Ачинском филиале КГКУЗ «ККЦК № 1» сторожей – вахтеров в количестве трех человек (в том числе Минаковой Т.А.) работодателем уведомлена первичная профсоюзная организация (л.д. 170 т.1).

06.11.2019 года истцу Минаковой Т.А., работавшей в Ачинском филиале КГКУЗ ККЦК №1 с 19.05.2017 года в качестве сторожа-вахтера, вручено уведомление от 05.11.2019 года о предстоящем сокращении с 09.01.2020 года (л.д. 181 т.1). Таким образом, срок, предусмотренный ч. 2 ст. 180 ТК РФ работодателем соблюден.

Вместе с тем, при проверке законности увольнения истца, судом установлено нарушение процедуры увольнения в той части, что Минаковой Т.А. не предложены все вакантные должности.

Увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 2 или 3 части первой ст. 81 ТК РФ, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Как указано в ст. 180 ТК РФ при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с частью третьей статьи 81 настоящего Кодекса.

Исходя из фактических обстоятельств дела, согласно которым местом работы Минаковой Т.А. являлся г. Ачинск, с учетом положений ч. 1 ст. 81 ТК РФ предлагать вакансии в других местностях работодатель был обязан, только в случае если это предусмотрено коллективным договором либо иными соглашениями.

В отсутствие такого соглашения и условий коллективного договора (т. 2 л.д. 37-55) обязанность предложить имеющуюся другую работу (вакантную должность) у работодателя возникает только применительно к тем из них, которые имеются в г. Ачинске.

Как следует из представленных материалов, в уведомлении о предстоящем сокращении, представленном Минаковой Т.А. на ознакомление 06.11.2019, ей была предложена для трудоустройства вакантная должность уборщика производственных и служебных помещений (л.д. 181 т.1).

Приказом от 31.12.2019 № 235-оcн. главного врача КГКУЗ «ККЦК №1» должность уборщика производственных и служебных помещений хозяйственного отдела Ачинского филиала КГКУЗ «ККЦК № 1» исключена из штатного расписания с 01.01.2020 (л.д. 233-246 т.1).

По мнению суда предложение сокращаемому работнику вакантной должности, сокращение которой предусмотрено одновременно с датой сокращения должности Минаковой Т.А. не свидетельствует о соблюдении требований ст. 180 ТК РФ.

В соответствии с представленной стороной ответчика информацией, в ноябре – декабре 2019, в январе 2020 года в Ачинском филиале КГКУЗ «ККЦК №1» имелись вакантные должности кладовщика (1 ставка), регистратора ОКДК (2 ставки) (л.д. 164-167 т.2). При этом согласно представленным стороной ответчика приказам о приеме на работу 09.01.2020 в Ачинский филиал принята на работу на должность регистратора ТАС, а 03.02.2020 на аналогичную должность трудоустроена ЖИС (л.д. 152-155 т.2).

При этом как должность кладовщика, так и две должности регистратора ОКДК являлись постоянными, а значит по смыслу ч. 3 ст. 81 ТК РФ в период проведения процедуры сокращения истца должны были быть предложены ей для трудоустройства.

При этом в соответствии с п. 1.4 должностной инструкции на должность кладовщика назначается лицо, имеющее высшее или среднее профессиональное образование, опыт работы с материальными ценностями на аналогичных должностях не менее 2-х лет (л.д. 170-171 т.2).

Из представленного диплома от 12.07.1986 следует, что истец Минакова (до вступления в брак истец. прошла обучение в Ачинском профтехучилище на базе Красноярского УРСА с присвоением квалификации контролера – кассира продовольственных товаров (л.д. 122 т.2). В соответствии с копией свидетельства СВ № 896 от 11.04.2014 истец прошла обучение в КГБОУ НПО «Профессиональный лицей № 46», по результатам которого ей присвоена квалификация кладовщик 2 разряда со знанием программы 1 С Управление торговлей (л.д. 12 т.1, л.д. 123 т.2). Из копии трудовой книжки на имя Минаковой Т.А. следует, что в период с 14.07.1986 г. по 24.09.1988 г. она занимала должность контролера – кассира, с 22.02.1993 по 28.04.2002 занимала должность продавца в различных организациях, а с 11.03.2009 по 20.04.2009 временно была трудоустроена в качестве кладовщика в ООО «ВИП – континент» (л.д. 117-121 т. 2). Таким образом, Минакова Т.А., как имеющая необходимые среднее профессиональное образование и опыт работы с материальными ценностями, с учетом требований и квалификации, необходимой работнику для занятия должности кладовщика могла занять указанную должность.

Кроме того, в соответствии с должностной инструкцией регистратора отделения комплектования донорских кадров отдела комплектования, предварительного обследования доноров и заготовки крови и ее компонентов Ачинского филиала КГКУЗ «ККЦК №1» на должность регистратора ОКДК принимаются лица со средним (полным) общим образованием либо со средним профессиональным образованием без предъявления требований к стажу работы по специальности, имеющие уверенные навыки и опыт работы с персональным компьютером (знание офисных программ MS,Word, Excel, умение работать с электронной почтой и др.) (л.д. 176-179 т.2). Как указывалось выше, Минакова Т.А. имеет необходимое среднее профессиональное образование, в соответствии с удостоверением от 10.11.2007 она прошла краткосрочные курсы «компьютерное сопровождение бухгалтерского учета на базе 1С: Торговля и склад» в ФГОУ ВПО «Сибирский федеральный университет» (л.д. 116 т.2), таким образом, является лицом, имеющим уверенные навыки работы с персональным компьютером. Исходя из чего, суд приходит к выводу, что Минакова Т.А. с учетом требований и квалификаций, необходимых работнику для занятия должности регистратора ОКДК, могла занять указанную должность.

В соответствии с письменным пояснением заведующего Ачинским филиалом КГКУЗ «ККЦК № 1» Антипина М.Н. вакантная должность регистратора ОКДК не была предложена Минаковой Т.А. исходя из состояния здоровья последней (наличие хронических заболеваний и инвалидности) (л.д. 183-184 т.2).

При оценке указанных доводов, суд учитывает, что положениями трудового законодательства РФ не предусмотрены указанные ограничения в предложении вакантных должностей увольняемому в связи с сокращением штата работнику. Кроме того, медицинское заключение, выданное в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, которым бы истица была признана полностью неспособной к трудовой деятельности, в том числе по должности кладовщика либо регистратора ОКДК не выдавалось, соответственно основания полагать, что Минакова Т.А. неспособна по состоянию здоровья исполнять обязанности как кладовщика, так и регистратора ОКДК у работодателя отсутствовали.

Из материалов дела следует, что указанные вакансии не были предложены истцу. Как следствие суд приходит к выводу, что при увольнении Минаковой Т.А. ответчиком не был соблюден порядок увольнения истца по сокращению штата, установленный абз. 3 ст. 81, ст. 180 ТК РФ.

При изложенных обстоятельствах, суд признает приказ № 2 А/л от 09 января 2020 года незаконным и подлежащим отмене, а Минакову Т.А. подлежащей восстановлению на работе в прежней должности с 10.01.2020.

Статьей 394 ТК РФ предусмотрено, что в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор. Орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула.

В соответствии с ч. 3 ст. 139 Трудового кодекса Российской Федерации, при любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).

Учитывая, что истец уволена 09.01.2020 года, расчетным периодом для определения размера оплаты за период вынужденного прогула является период работы с 01.01.2019 года по 31.12.2019 года.

Согласно представленного стороной ответчика расчета среднего заработка для выходного пособия (л.д. 182 т.1), а также табелей учета рабочего времени (л.д. 91-102 т.1), расчетных листков (л.д. 184-190 т.1) истцом за указанный период отработано 1779 часов, сумма начисленной заработной платы составила 198 125, 15 руб. Таким образом, размер среднечасового заработка истца составил 111,37 руб. (198 125,15 руб. /1779 часов).

В соответствии с п. 1.7 трудового договора № 1089 п/05-17/А режим работы (рабочие и выходные дни, время начала и окончания работы) определяются Правилами внутреннего трудового распорядке (л.д. 45-47 т.1). В соответствии с приказом главного врача КГКУЗ «ККЦК №1» от 29.05.2019 № 113-осн. с 03.04.2019 внесены изменения в п. 5.33 Правил внутреннего трудового распорядка, установлено, что режим работы сторожа (вахтера) хозяйственного отдела Ачинского филиала КГКУЗ «ККЦК № 1» определяется графиком сменности, в понедельник – пятницу начало работы в 16 ч. 00 мин. окончание работы в 08 ч. 30 мин. следующего дня, выходные в соответствии с графиком сменности. В субботу и воскресенье начало работы в 08 ч. 00 мин., окончание работы в 08 ч. 30 мин. следующего дня, выходные дни – в соответствии с графиком сменности. (л.д. 160-163 т.2).

Из представленного суду стороной ответчика предполагаемого графика работы Минаковой Т.А. за период с 10.01.2020 по 29.02.2020 (л.д. 182 т.2), с учетом положений п. 1.6 трудового договора от 18.05.2017 (л.д. 172-175 т.1) в соответствии с которым работнику установлена нормальная продолжительность рабочего времени (за январь 2020 года в соответствии с производственным календарем – 136 час.), принимая во внимание, что истцом за период с 01 по 09 января 2020 отработано 72 час. (л.д. 190 т.1), размер оплаты за период вынужденного прогула составит 24 946,88 руб., исходя из расчета: в январе 2020 - 64 часа, в феврале 2020 – 152 часа, в марте 2020 – 8 час., а всего 224 час. х 111,37 руб., где 224 – количество часов вынужденного прогула,    111,37 руб. – размер среднечасового заработка истца. При этом оплата за период вынужденного прогула подлежит взысканию в пользу Минаковой Т.А. за минусом выходного пособия в размере 18 741, 66 руб., выплаченного последней при увольнении (т. 1 л.д. 190).

В силу правовой позиции, изложенной в абз. 4 п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» компенсация за неиспользованный отпуск не отнесена к числу выплат, подлежащих зачету при определении размера оплаты времени вынужденного прогула.

Таким образом, сумма оплаты времени вынужденного прогула Минаковой Т.А., подлежащая взысканию в ее пользу, составляет: 24 946,88 руб., (224 час х 111,37 руб.) – 18 741,66 руб. = 6 205,22 руб.

Согласно ч. 9 ст. 394 Трудового кодекса РФ в случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу суд может по требованию работника вынести решение о взыскании в пользу работника денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями. Размер этой компенсации определяется судом.

        В силу разъяснения Пленума ВС РФ в п. 63 Постановления от 17.03.2004 г., в соответствии с частью четвертой статьи 3 и частью девятой статьи 394 Кодекса суд вправе удовлетворить требование лица, подвергшегося дискриминации в сфере труда, а также требование работника, уволенного без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконно переведенного на другую работу, о компенсации морального вреда. В соответствии со статьей 237 Кодекса компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

Определяя размер компенсации морального вреда, суд учитывает фактические обстоятельств дела, степень вины ответчика в нарушении норм трудового законодательства, характер причиненных истцу нравственных страданий, и считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца денежную компенсацию морального вреда в размере 6000 руб., полагая указанную сумму удовлетворяющей требованиям разумности и справедливости.

Таким образом, исходя из совокупности установленных по делу обстоятельств и требований закона, суд считает необходимым исковые требования удовлетворить, признать приказ руководителя краевого государственного казенного учреждения здравоохранения «Красноярский краевой центр крови № 1» от 09.01.2020 года № 2А/л о расторжении трудового договора с Минаковой Т.А. незаконным и подлежащим отмене, восстановить ее на работе в должности сторожа-вахтера хозяйственного отдела Ачинского филиала краевого государственного казенного учреждения здравоохранения «Красноярский краевой центр крови № 1» с 10.01.2020 года, взыскать в ее пользу оплату времени вынужденного прогула в размере 6 205,66 руб., компенсацию морального вреда в размере 6000 руб.

При этом, в силу ст. 211 ГПК РФ, решение в части восстановления на работе Минаковой Т.А., взыскании оплаты вынужденного прогула за период с 10.01.2020 по 03.03.2020 подлежит немедленному исполнению.

В соответствии с правилами ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с КГКУЗ «ККЦК № 1» подлежит взысканию в доход бюджета муниципального образования город Ачинск государственная пошлина исходя из объема удовлетворенных требований в сумме 700 руб.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Минаковой Татьяны Александровны удовлетворить частично.

Признать незаконным и подлежащим отмене приказ руководителя краевого государственного казенного учреждения здравоохранения «Красноярский краевой центр крови № 1» от 09 января 2020 года № 2А/л о расторжении трудового договора с Минаковой Татьяной Александровной

Восстановить Минакову Татьяну Александровну на работе в краевом государственном казенном учреждении здравоохранения «Красноярский краевой центр крови № 1» в должности сторожа-вахтера хозяйственного отдела Ачинского филиала краевого государственного казенного учреждения здравоохранения «Красноярский краевой центр крови № 1» с 10 января 2020 года.

Взыскать с краевого государственного казенного учреждения здравоохранения «Красноярский краевой центр крови № 1» в пользу Минаковой Татьяны Александровны оплату времени вынужденного прогула в сумме 6 205 (шесть тысяч двести пять) рублей 22 копейки.

Взыскать с краевого государственного казенного учреждения здравоохранения «Красноярский краевой центр крови № 1» в пользу Минаковой Татьяны Александровны компенсацию морального вреда в сумме 6000,00 (шесть тысяч) рублей, в удовлетворении остальной части требований отказать.

Взыскать с краевого государственного казенного учреждения здравоохранения «Красноярский краевой центр крови № 1» в доход бюджета муниципального образования г. Ачинск государственную пошлину в сумме 700 (семьсот) рублей.

Решение суда в части восстановления на работе и взыскания оплаты времени вынужденного прогула подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.

Судья                                                                                                                  Т.В. Парфеня

Мотивированное решение изготовлено 11 марта 2020 года.

2-771/2020 ~ М-301/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Минакова Татьяна Александровна
Ответчики
Краевое государственное казенное учреждение здравоохранения "Красноярский краевой центр крови №1"
Другие
Министерство зравоохранения Красноярского края
Колесова Любовь Васильевна
Суд
Ачинский городской суд Красноярского края
Судья
Парфеня Татьяна Владимировна
Дело на странице суда
achinsk--krk.sudrf.ru
28.01.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.01.2020Передача материалов судье
30.01.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.02.2020Подготовка дела (собеседование)
21.02.2020Подготовка дела (собеседование)
21.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.03.2020Судебное заседание
11.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.11.2021Дело оформлено
24.11.2021Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее