РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 мая 2015 года г. Минусинск
Минусинский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего Сергеева Ю.С.
при секретаре Чернюговой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новопашиной Л.И. к ОАО «Красноярскэнергосбыт» о признании действий незаконными и понуждению совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
истец обратилась в Минусинский городской суд с иском, в котором просит признать незаконными расчёты по оплате за электроэнергию и обязать ответчика произвести перерасчет в соответствии с действующим законодательством.
Свои требования мотивирует тем, что она и её сын являются собственниками квартиры по адресу: <адрес>.
Исходя из представленных квитанций, направленных Минусинским отделением ОАО «Красноярскэнергосбыт» истцом было установлено, что ответчик необоснованно начисляет денежные средства за электроэнергию в отношении указанной квартиры.
ДД.ММ.ГГГГ истец поменяла электрический счетчик, показания по которому с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ практически не менялись, то есть не превышали <данные изъяты> кВт.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ показания по счетчику составляли <данные изъяты> кВт.
Позднее истцом было обнаружено, что ответчик в счетах-квитанциях указывает количество проживающих в квартире «0», и начисляет электроэнергию сверх нормы, то есть 1 рубль 80 копеек, вместо 1 рубля 12 копеек.
Таким образом, истец считает, что ответчик неправильно производит начисления за электроэнергию, а именно применяет завышенные тарифы, что приводит к росту задолженности за электроэнергию (л.д. 5-7).
07 мая 2015 года истец уточнила требования, просила суд признать действия ответчика незаконными в части неприменения социальной нормы при расчете по оплате за электроэнергию по индивидуальному прибору учета. Обязать ответчика произвести перерасчет в соответствии с действующим законодательством и применение социальной нормы (л.д. 37).
В судебном заседании истец Новопашина Л.И. на исковых требованиях настаивала в полном объеме, с учетом уточненных требований. Дополнительно пояснила, что квартира, по которой неправильно производятся начисления, не пустует, периодически в ней проживает, как минимум два человека. Вторым собственником жилого помещения является её сын, но фактически он проживает в <адрес>, а зарегистрирован в <адрес>. Кроме того, по мнению истца, социальная норма должна применяться во всех жилых помещениях, где установлены счетчики, вне зависимости от зарегистрированных лиц.
Представители ответчика ОАО «Красноярскэнергосбыт» Швачко И.В. (доверенность л.д. 41), Белоусова О.В. (доверенность л.д. 32) с требованиями истца не согласились в полном объеме. Пояснили, что социальная норма – это мера социальной поддержки государства. Законодатель не обязывает ответчика контролировать абонентов в части предоставления показаний по счетчикам. До ДД.ММ.ГГГГ начисление производилось от количества проживающих в квартире истца человек (2), то есть по социальной норме. После ДД.ММ.ГГГГ, в связи с тем, что ответчику были предоставлены новые данные о количестве проживающих человек в квартире, а истец не предоставляла показания в отделение, начисления стали производится без применения социальной нормы.
Исследовав материалы дела, выслушав стороны, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что требования истца к ОАО «Красноярскэнергосбыт» не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 4 частью 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство регулирует отношения, в том числе, по поводу возникновения, осуществления, изменения, прекращения права владения, пользования, распоряжения жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов; предоставления коммунальных услуг; внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу положений части 1 статьи 11 названного Кодекса защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом.
Статьей 15 ЖК РФ определено, что объектами жилищных прав являются жилые помещения; общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас (части 1, 5).
На основании статьи 8 ЖК РФ к жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой жилых помещений, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных настоящим Кодексом.
В силу статьи 154 части 2 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством РФ.
Согласно части 1 статьи 158 Кодекса, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов, в соответствии с положениями которых расчет размера платы за коммунальные услуги производится исходя из общей площади жилого помещения.
В соответствии с подпунктом «в» п. 34 Правил потребителям необходимо ежемесячно с 23 по 26 число предоставлять в энергоснабжающую организацию показания своих приборов учета.
Согласно п. 59, 60 Правил в случае непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета в установленные настоящими Правилами сроки, плата за электроэнергию определяется исходя из норматива потребления электроэнергии или среднемесячного объема электроэнергии, ранее учтенного такими приборами.
В силу пункта 91 указанных Правил, перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней после получения письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги, поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя.
Согласно пункту 92 Правил в заявлении о перерасчете указываются фамилия, имя и отчество каждого временно отсутствующего потребителя, день начала окончания периода его временного отсутствия в жилом помещении.
В соответствии с пунктом 32 вышеуказанных Правил исполнитель, предоставляющий потребителю коммунальные услуги, имеет право устанавливать количество граждан, проживающих в занимаемом потребителем жилом помещении, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа, и составлять акт об установлении количества таких граждан.
В силу пункта 56 (1) Правил указанный акт подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта - исполнителем и не менее чем 2 потребителями и председателем ТСЖ. В этом акте указываются дата и время его составления, фамилия, имя и отчество собственника жилого помещения (постоянно проживающего потребителя), адрес, место его жительства. В случае если собственник жилого помещения (постоянно проживающий потребитель) отказывается подписывать акт или собственник жилого помещения (постоянно проживающий потребитель) отсутствует в жилом помещении во время составления акта, в этом акте делается соответствующая отметка.
К заявлению о перерасчете должны прилагаться документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя.
На основании постановления от 13 декабря 2005 года № 273 региональной энергетической комиссией Красноярского края утверждены социальные нормы потребления электрической энергии, поставляемой населению Красноярского края, в следующих размерах:
- для населения, проживающего в жилых домах, не оборудованных в установленном порядке электроотопительными установками, - 75 кВт. ч на человека в месяц, но не менее 110 кВт. ч на абонента в месяц;
- для населения, проживающего в жилых домах, оборудованных в установленном порядке электроотопительными установками:
в период с 15 сентября по 15 мая - 400 кВт. ч на абонента в месяц, в иные периоды - 75 кВт. ч на человека в месяц, но не менее 110 кВт. ч на абонента в месяц.
С учетом нормы Приказом РЭК от 20 декабря 2012 № 439-П с 01 января 2013 года установлено для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, сверх социальной нормы электропотребления, а также для населения, проживающего в сельских населенных пунктах:
- в пределах социальной нормы электропотребления, а также для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, в пределах социальной нормы электропотребления установлен тариф в размере 1,12 руб./кВт.ч (с НДС). Из расчета 1,60 руб./кВт.ч x 0,7 = 1,12 руб./кВт.ч. С 01 июля 2013 - 1,28 руб./кВт.ч (с НДС). Из расчета 1,83 руб./кВт.ч x 0,7 = 1,28 руб./кВт.ч;
- сверх социальной нормы электропотребления установлен тариф с 01 января 2013 в размере 1,80 руб./кВт.ч (с НДС). Из расчета 2,58 руб./кВт.ч x 0,7 = 1,80 руб./кВт.ч. С 01 июля 2013 - 2,08 руб./кВт.ч (с НДС). Из расчета 2,97 руб./кВт.ч x 0,7 = 2,08 руб./кВт.ч.
Тарифы на электрическую энергию для населения сверх социальной нормы электропотребления установлены на экономически обоснованном уровне, что соответствует пункту 2 Приказа ФСТ России от 09 октября 2012 № 230-э/3 «О предельных уровнях тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, на 2013 год».
В соответствии с пунктом 5 статьи 23 Закона «Об электроэнергетике» государственное регулирование цен (тарифов) может осуществляться отдельно в отношении электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, в пределах социальной нормы потребления и сверх социальной нормы потребления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Социальная норма потребления электрической энергии (мощности) устанавливается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Оплата электрической и тепловой энергии производится за фактически принятое потребителем количество электрической и тепловой энергии в соответствии с данными учета электрической и тепловой энергии, если иное не предусмотрено федеральным законом, иными нормативными правовыми актами или соглашением сторон.
Государственное регулирование тарифов может проводиться отдельно в отношении электрической энергии, поставляемой населению в пределах социальной нормы потребления и сверх социальной нормы потребления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2013 года № 614 утверждено Положение о порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (далее - Положение), приложением N 2 к которому утвержден перечень субъектов Российской Федерации, на территории которых будут реализовываться пилотные проекты по введению социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) с 1 сентября 2013 г. В этот перечень включен Красноярский край.
Социальная норма потребления электрической энергии (мощности) (далее - социальная норма) рассчитывается в соответствии с Положением об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) (далее - Положение) в субъекте Российской Федерации с учетом групп домохозяйств и типов жилых помещений, указанных в Положении, в порядке, предусмотренном настоящей методикой.
Базовая величина социальной нормы в субъекте Российской Федерации определяется как среднемесячный объем потребления электрической энергии домохозяйствами первой группы в жилых помещениях, расположенных в городских населенных пунктах и не оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для приготовления пищи (далее - стационарные электроплиты), электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения (далее - электронагревательные установки), по формуле 1:
,
где:
- объем фактического годового потребления электрической энергии домохозяйствами первой группы в 2012 году, в том числе на общедомовые нужды, в жилых помещениях, расположенных в городских населенных пунктах и не оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами, электроотопительными и электронагревательными установками, включенных в выборку в соответствии с пунктом 3 Положения (кВт·ч в год). Величина указанного объема не включает в себя объем электрической энергии, использованной при производстве и предоставлении коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (в случае отсутствия централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения);
- численность граждан, зарегистрированных по состоянию на 1 января 2012 г. в домохозяйствах первой группы в жилых помещениях, расположенных в городских населенных пунктах и не оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами, электроотопительными и электронагревательными установками, включенных в выборку в соответствии с пунктом 3 Положения (человек).
Значения величин, используемых в формуле 1 настоящей методики, определяются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации на основании данных, предоставленных в соответствии с пунктом 3 Положения.
Материалами дела подтверждаются доводы стороны истца о том, что она и её сын ФИО6 являются собственниками жилого помещения – <адрес> края, общей площадью <данные изъяты> кв.м. (л.д. 23).
Также судом установлено, истец данное обстоятельство подтвердила, что, несмотря на то, что она и её сын являются собственниками спорного жилого помещения (л.д. 23), но фактически истец проживает по другому адресу, а именно <адрес> А второй сособственник квартиры проживает в ином регионе, иного суду представлено не было.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Минусинское межрайонное отделение ОАО «Красноярскэнергосбыт» с заявлением, в котором просила открыть финансовый лицевой счет, основание – изменение собственника жилья (л.д. 44-46).
ДД.ММ.ГГГГ истец вновь обратилась с заявлением к ответчику, в котором сообщила, что на регистрационном учете в <адрес> (предмет спора) никто не состоит (л.д. 49).
ДД.ММ.ГГГГ Новопашина Л.И. обратилась с заявлением к ответчику, в котором просила разъяснить начисления электроэнергии по квартире, собственником которой она является. Дополнительно в заявлении указала, что в квартире с ДД.ММ.ГГГГ фактически никто не проживает (л.д. 52).
Ссылаясь на Постановление РЭК Красноярского края от 13 декабря 2005 года № 273 Минусинское межрайонное отделение ОАО «Красноярскэнергосбыт» разъяснило Новопашиной Л.И. следующее, расчет электроэнергии производится по тарифу 2 рубля 16 копеек, в связи с тем, что в жилом помещении, что подтверждается заявлением истца, никто не проживает. При предоставлении истцом справки о составе семьи, ответчиком будет произведен перерасчет электрической энергии по количеству зарегистрированных граждан (л.д. 56).
В ДД.ММ.ГГГГ на основании письма жилищной организации ООО «Альтернатива», обслуживающее многоквартирный <адрес> в <адрес>, Минусинское межрайонное отделение ОАО «Красноярскэнергосбыт» произвел коррекцию начисления за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, расход по общедомовому прибору учета за указанный период составил <данные изъяты> кВт/ч, что в денежном выражении составляет <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки (л.д. 50-51).
В своем заявлении от ДД.ММ.ГГГГ истец пояснила, что в <адрес> периодически проживает она и её сын (ФИО6), на основании этого ответчик обязан производить начисление по электроэнергии в зависимости от количества фактически проживающих в квартире людей (л.д. 57-58).
Таким образом, судом установлено, что Новопашина Л.И., её сын фактически не проживают в спорном жилом помещении. Доводы истца о том, что сын истца периодически проживает в <адрес> являются несостоятельными, в связи с тем, что как пояснила истец в судебном заседании, его постоянным местом жительства является <адрес>.
Также судом было установлено, сторонами данное обстоятельство было подтверждено, что показания прибора учета истец ответчику не предоставляла, так как, по мнению Новопашиной Л.И., по закону это обязан делать сотрудник ТСЖ либо работник энергосбыта.
Суд не может согласиться с доводом истца в части того, что периодически она проживала в спорном жилом помещении, поскольку в силу ст. 56 ГПК РФ суду не представлено этому доказательств.
Что касается доводов истца о том, что ответчик не имел права применять тариф без учета социальной нормы, суд приходит к следующему.
Из представленного ответчиком расчета следует, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Минусинским отделением ОАО «Красноярскэнергосбыт» тариф к спорному жилому помещению применялся тариф 1,06 – 1,12, количество зарегистрированных людей в квартире – 2 (л.д. 43). С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ тариф ответчиком стал применяться – 1,8. В связи с Приказом РЭК от 20 декабря 2012 № 439-П с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ ответчиком стал применяться тариф – 2,08 (л.д. 42).
Таким образом, проведя анализ представленных в деле документов, с учетом пояснений сторон, судом установлено, что истец уведомила ответчика письменно о том, что с ДД.ММ.ГГГГ в указанной квартире никто не проживает (л.д. 52), поэтому доводы истца о том, что ответчик не обоснованно не начисляет социальную норму не могут быть основанием для удовлетворения требований, так как критерием начисления социальной нормы в соответствии с действующим законодательством, является фактическое проживание по указанному адресу потребителя электроэнергии.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Новопашиной Л.И. к ОАО «Красноярскэнергосбыт» о признании действий незаконными и понуждению совершить определенные действия - ОТКАЗАТЬ.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения суда.
Председательствующий:
Мотивированный текст решения суда изготовлен 28 мая 2015 года.