РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 января 2020 года Центральный районный суд г. Тольятти, Самарской области, в составе:
председательствующего Соболевой Ж.В.
при секретаре Пяташовой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному иску ФИО2 к ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по Самарской области, начальнику ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по Самарской области ФИО4, УФСИН России по Самарской области о признании незаконными бездействий,
установил:
Административный истец ФИО2 обратилась в суд с административным иском к ФКУ СИЗО-4 г. Тольятти УФСИН России по Самарской области, в котором просила признать незаконным, не соответствующим Правилам медицинского освидетельствования подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О медицинском освидетельствовании подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений», ответ должностного лица – начальника ФКУ СИЗО-4 ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ за номером 64/80/63/24-7706, признать незаконным бездействие должностного лица – начальника ФКУ СИЗО-4, выразившееся в не направлении на медицинское освидетельствование обвиняемого ФИО3, содержащегося в СИЗО-4. В обоснование административного иска указано, что в ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по Самарской области содержится арестованный по ч.4 ст. 132 УК РФ ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ г.р., защиту которого осуществляет адвокат ФИО2 (ордер находится в личном деле обвиняемого). ДД.ММ.ГГГГ адвокат ФИО2 на имя начальника ФКУ СИЗО-4 ФИО4 направила заявление о направлении обвиняемого на медицинское освидетельствование, поскольку у ФИО10 имеется целый ряд заболеваний, препятствующих его содержанию под стражей. Копии медицинских документов были приобщены к заявлению. ДД.ММ.ГГГГ был дан письменный ответ, в котором сообщалось, что ФИО10 будет направлен на медицинское освидетельствование в плановом порядке. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ ФИО10 не был выведен конвоем в кабинет для беседы с адвокатом, по причине, что последний не может выйти самостоятельно из камеры, в связи с потерей зрения. В нарушение Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О медицинском освидетельствовании подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений» начальник ФКУ СИЗО -4 ФИО4 не вынес постановление о направлении обвиняемого ФИО10 на медицинское освидетельствование либо об отказе в направлении последнего, на медицинское освидетельствование. Также, в нарушение пункта 4 вышеуказанных Правил, начальник ФКУ СИЗО-4 не вручил обвиняемому, а также его защитнику, подавшему заявление, мотивированное постановление под роспись.
В судебное заседание административный истец, будучи надлежаще извещенным о дне рассмотрения дела в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, заявленные требования просила удовлетворить в полном объеме.
Административный ответчик ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по Самарской области в лице представителя ФИО13., действующего по доверенности, в судебное заседание не явился, письменно просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменные возражения из которых следует, что в установленные сроки был дан ответ, при этом оснований во внеплановом направлении ФИО10 на медицинское освидетельствование не имелось. В удовлетворении иска просил отказать.
На основании определения от ДД.ММ.ГГГГ в качестве административных ответчиков были привлечены начальник ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по Самарской области ФИО4, УФСИН России по Самарской области, заинтересованного лица ФИО10
Представитель административных ответчиков ФИО4, УФСИН России по Самарской области ФИО5, действующая на основании доверенностей, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, представила письменный отзыв, из которого следует, что административный иск ответчики не признают, поскольку ДД.ММ.ГГГГ был дан ответ, что ФИО10 будет направлен на медицинское освидетельствование в плановом порядке, что соответствует требованиям действующего законодательства. ДД.ММ.ГГГГ ФИО10 был направлен в больницу для подтверждения диагнозов, после чего на основании ходатайства начальника МЧ-14 от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО10 ДД.ММ.ГГГГ направлен на медицинское освидетельствование. ДД.ММ.ГГГГ комиссией ГБУЗ «Самарская областная клиническая больница им. В.Д. Середавина» установлено наличие у ФИО10 заболеваний, препятствующих содержанию под стражей. В удовлетворении иска просит отказать.
Заинтересованное лицо ФИО10 о дне слушания дела извещен, в судебное заседание не явился, причины неявки не сообщил.
Суд, изучив административное исковое заявление, исследовав материалы дела, считает, административное исковое заявление не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (части 1 и 2 статьи 46).
Положения части 1 статьи 218 КА РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд, в том числе с требованиями об оспаривании бездействия органа государственной власти иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Исходя из положений ч. 1 ст. 49 УПК РФ адвокат осуществляет в установленном законом порядке защиту прав и интересов подозреваемых и обвиняемых и оказывает им юридическую помощь при производстве по уголовному делу.
Судом установлено, что адвокат ФИО2, реестровый № ПАСО КА «Дом Права», в связи с осуществлением своей адвокатской деятельности, имеет соглашение и ордер на оказание юридической помощи обвиняемому в совершении преступления, предусмотренного ст.132 ч.4 п. «б» УК РФ, ФИО10, который с ДД.ММ.ГГГГ находился в ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по Самарской области.
ДД.ММ.ГГГГ адвокатом ФИО2 подано заявление на имя начальника ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по Самарской области ФИО4 о направлении ФИО10 на медицинское освидетельствование, поскольку у него имеется ряд заболеваний, которые препятствуют содержанию ФИО10 под стражей. К заявлению были приложены копии медицинских документов.
ДД.ММ.ГГГГ адвокату ФИО2 начальником ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по <адрес> ФИО4 был дан ответ, согласно которому ФИО10 в плановом порядке будет направлен на медицинское освидетельствование по Постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О медицинском освидетельствовании подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений».
Обращаясь с настоящим административным иском, административный истец указывает на то, что в нарушение п.п.3 и 4 Правил медицинского освидетельствования подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, начальник СИЗО-4 ФИО4 решение о направлении обвиняемого ФИО10 на медицинское освидетельствование в установленный срок не принял, как и мотивированное постановление об отказе в направлении последнего на медицинское освидетельствование. Мотивированное постановление обвиняемому, а также его защитнику, подавшему заявление, под роспись не вручено. Ответ на заявление был направлен в адрес заявителя спустя 12 дней. Между тем, ФИО10 является инвалидом третьей группы и имеет заболевания препятствующие содержанию под стражей.
В соответствии с частью 1.1. статьи 110 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации мера пресечения в виде заключения под стражу также изменяется на более мягкую при выявлении у подозреваемого ли обвиняемого в совершении преступления тяжелого заболевания, препятствующего его содержанию под стражей и удостоверенного медицинским заключением, вынесенным по результатам медицинского освидетельствования. Перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, порядок их медицинского освидетельствования и форма медицинского заключения утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2011 года N 3 "О медицинском освидетельствовании подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений" утверждены Правила медицинского освидетельствования подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений (далее - Правила), Перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений (далее - Перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений) и форма медицинского заключения о наличии (отсутствии) тяжелого заболевания, включенного в перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений.
Пунктом 2 указанных выше Правил предусмотрено, что рассмотрение вопроса о направлении подозреваемого или обвиняемого на медицинское освидетельствование осуществляется при наличии одного из следующих документов:
письменное заявление подозреваемого или обвиняемого либо его законного представителя или защитника о наличии у подозреваемого или обвиняемого тяжелого заболевания, включенного в перечень, подтвержденное медицинскими документами, содержащими данные стационарного медицинского обследования (далее - медицинские документы), адресованное лицу (органу), в производстве которого находится уголовное дело (далее - лицо (орган)), либо начальнику места содержания под стражей;
ходатайство руководителя медицинского подразделения места содержания под стражей или лечебно-профилактического учреждения уголовно-исполнительной системы, адресованное начальнику места содержания под стражей, подтвержденное медицинскими документами.
Лицо (орган) либо начальник места содержания под стражей рассматривает заявление или ходатайство, указанные в пункте 2 настоящих Правил, с прилагаемыми медицинскими документами и в течение рабочего дня, следующего за днем их получения, принимает решение о направлении подозреваемого или обвиняемого на медицинское освидетельствование в медицинскую организацию государственной или муниципальной системы здравоохранения (далее - медицинская организация) либо выносит постановление о мотивированном отказе в направлении на медицинское освидетельствование при отсутствии медицинских документов (пункт 3 Правил).
Постановление об отказе в направлении на медицинское освидетельствование вручается под роспись подозреваемому или обвиняемому, его законному представителю и защитнику (п.4 Правил).
Отказ в направлении подозреваемого или обвиняемого на медицинское освидетельствование может быть обжалован в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п. 5 Правил).
Как следует из материалов дела решение об отказе в направлении ФИО10 на медицинское освидетельствование не принималось, следовательно обвиняемому и его защитнику под роспись не вручалось.
В соответствии с п.9 приказа Минюста от 28.12.2017 г. «Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы» в случае невозможности оказания медицинской помощи в одном из структурных подразделений медицинской организации уголовно-исполнительной системы, заключенные под стражу, или осужденные направляются в иные структурные подразделения медицинской организации УИС или медицинской организации, где такая медицинская помощь может быть оказана.
В соответствии с п.18 указанного Приказа в медицинских организациях УИС медицинская помощь в стационарных условиях лицам, заключенным под стражу, или осужденным оказываются в больницах, а также специализированных отделениях при медицинских частях.
Направление лиц, заключенных под стражу, или осужденных в больницу в плановом порядке осуществляется медицинским работником по предварительному письменному запросу с учетом сроков ожидания медицинской помощи, предусмотренных Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 г. и на плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19.12.2016 г. Согласно Программе сроки ожидания оказания специализированной (за исключением высокотехнологичной) медицинской помощи не должны превышать 30 календарных дней со дня выдачи лечащим врачом направления на госпитализацию.
ДД.ММ.ГГГГ начальником СИЗО-4 заявителю был дан ответ о том, что ФИО10 будет направлен на медицинское освидетельствование в плановом порядке, что полностью согласуется с требованиями вышеприведенного законодательства. Поскольку для уточнения имеющихся заболеваний и дальнейшего прохождения медицинского освидетельствования ФИО10 нуждался в специализированной медицинской помощи в стационарных условиях –исследования и консультации узких специалистов, которые в штате филиала «Медицинская часть №» ФГУЗ «Медико-санитарная часть № ФСИН» отсутствуют, ДД.ММ.ГГГГ ФИО10 был направлен в установленный срок, т.е. в течение 30 дней, для подтверждения диагнозов в филиал «Больница» ФКУЗ «Медико-санитарная часть № Федеральной службы исполнения наказаний». После проведенных исследований и консультаций, ДД.ММ.ГГГГ начальник филиала «Больница» федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № Федеральной службы исполнения наказаний» направил в адрес СИЗО-4 (начальнику МЧ-14 ФИО7) ходатайство о том, чтобы ФИО10 был направлен на медицинское освидетельствование для определения наличия или отсутствия заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, утвержденных Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ №.
ДД.ММ.ГГГГ Врио начальника ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по Самарской области принято решение о направлении ФИО10 на медицинское освидетельствование с приложением медицинских документов – выписки из истории болезни из филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-63 ФСИН России.
ДД.ММ.ГГГГ комиссией ГБУЗ «Самарская областная клиническая больница им. В.Д. Середавина» установлено, что у ФИО10 имеются заболевания, включенные в перечень тяжелых заболеваний препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных требований, поскольку начальником ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по Самарской области при рассмотрении заявления административного истца, не допущено незаконного бездействия, а действия, соответствуют требованиям закона и не нарушают прав истца, испрашиваемые действия в виде медицинского освидетельствования проведены.
Совокупность оснований для признания незаконным оспариваемого бездействия, предусмотренного положениями статьи 227 КАС РФ, при рассмотрении настоящего административного дела не установлена.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 178-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного иска ФИО2 к ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по Самарской области, ФИО4, УФСИН России по Самарской области о признании незаконными бездействий - отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия путем подачи апелляционной жалобы в Самарский областной суд через Центральный районный суд г.Тольятти.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий: <данные изъяты> Соболева Ж.В.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>