Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-7372/2010 ~ М-7014/2010 от 20.09.2010

2-8146/5

2-7372/5

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 декабря 2010 года г.Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Овчинниковой О.В., при секретаре Сабуровой С.В.,

с участием представителя заявителей, представителя ФГУ «Земельная кадастровая палата», представителя заинтересованного лица ООО «Межевое бюро»,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям о признании незаконными решений Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Республике Карелия об отказе в постановке на государственный кадастровый учет объектов недвижимости,

установил:

Ральман Д.Б. обратился в суд с заявлением по тем основаниям, что ФГУ «Земельная кадастровая палата» решением от 08.09.2010 года по заявлению Ральмана Д.Б. от 18.08.2010 года отказало в постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости – земельного участка, площадью ориентировочно 1000 кв.м., расположенного в районе <адрес> и <адрес> в г.Петрозаводске, предоставленного ФИО1 распоряжением Министерства природных ресурсов Республики Карелия для индивидуального строительства -р от 02.10.2009 года. Заявитель полагает отказ не основанным на законе, просит решение ФГУ «Земельная кадастровая палата» об отказе в постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости признать незаконным, обязать ФГУ «Земельная кадастровая палата» осуществить государственный кадастровый учет объекта недвижимости в соответствии с заявлением ().

Ральман Д.Б. обратился в суд с заявлением по тем основаниям, что ФГУ «Земельная кадастровая палата» решением от 27.09.2010 года по заявлению Ральмана Д.Б. от 09.09.2010 года отказало в постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости – земельного участка, площадью ориентировочно 1000 кв.м., расположенного в районе <адрес> и <адрес> в г.Петрозаводске, предоставленного ФИО2 распоряжением Министерства природных ресурсов Республики Карелия для индивидуального строительства -р от 02.10.2009 года. Заявитель полагает отказ не основанным на законе, просит решение ФГУ «Земельная кадастровая палата» об отказе в постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости признать незаконным, обязать ФГУ «Земельная кадастровая палата» осуществить государственный кадастровый учет объекта недвижимости в соответствии с заявлением ().

По ходатайству заявителя указанные гражданские дела на основании ч.4 ст.151 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определением суда от 01 ноября 2010 года соединены в одно производство.

Определениями суда к рассмотрению дела в качестве заинтересованных лиц привлечены Следственное управление при МВД Карелии, Министерство природных ресурсов Республики Карелия, Администрация Петрозаводского городского округа.

В судебном заседании заявитель Ральман Д.Б. заявления поддержал.

Заинтересованные лица Лебедев А.П. и Пермяков В.А. в судебное заседание не явились, извещались о времени и месте судебного заседания.

Представитель ФГУ «Земельная кадастровая палата» по РК Дегтева Г.И., выступающая на основании доверенности, с заявлениями не согласна, полагая отказы в осуществлении кадастрового учета обоснованными.

Представитель ООО «Межевое бюро» по доверенности Перерва И.В. заявленные требования поддержал.

Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) по Республике Карелия, Администрации Петрозаводского городского округа, Следственного управления при МВД Республики Карелии, Министерства природных ресурсов Республики Карелия в судебное заседание не явились, извещались о времени и месте судебного заседания, просят рассмотреть дело в отсутствие представителя, отказы полагают обоснованными.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, обозрев межевые планы, учетные дела, суд считает, что заявления подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии с абзацем 6 пункта 25 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

В судебном заседании установлено, что решениями ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Республике Карелия:

- от 08.09.2010 года по заявлению Ральмана Д.Б. от 18.08.2010 года,

- от 27.09.2010 года по заявлению Ральмана Д.Б. от 09.09.2010 года,

было отказано в постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости - земельного участка. Земельные участки ориентировочной площадью 1000 кв. м. в районе улиц <адрес> в г.Петрозаводске для индивидуального жилищного строительства были предоставлены ФИО1 и ФИО2 распоряжениями Мини­стерства природных ресурсов Республики Карелия. Согласно распоряжениям, заявители должны обеспечить проведение кадастровых работ и постановку земельного участка на кадастровый учет в течение одного года.

Согласно ч. 1 ст. 27 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» имеется закрытый перечень оснований для принятия решения об отказе в осуществлении кадастрового учета. При этом необходимо учитывать разъяснения Росреестра о том, что основания для отказа предусмотренные ст. 27 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» должны носить характер, не позволяющий в принципе осуществить государственный кадастровый учет объекта недвижимости. Такие основания должны быть установлены исключительно законом (письмо Росреестра от 29 января 2010 г. № 14-601-ВК, от 21 октября 2009 г. № 14-8394-ВК, от 2 октября 2009 г. № 14-7828-ВК, письмо Роснедвижимости от 30.05.2008 N ВК/2370).

Письмом руководителя Управления Федеральной службы государственной регистра­ции, кадастра и картографии по Республике Карелия ФИО3 (прилагается) даны пояснения о том, что отказ в постановке земельного участка на кадастровый учет будет осуществлен в связи с наличием представления Следственного управления при МВД по Республике Карелия о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления (других нарушений закона) от 30.07.2010 г. . Не имея возможности не исполнить данное представление, ФГУ «Земельная кадастровая палата» по РК вынуждена была отказать в постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости - земельного участка на основании п. 2 ч. 2 ст. 27 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 27 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям закона.

Так одним из оснований для отказа в постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости указано отсутствие реквизитов документации по планировке территории (проекты межевания территорий), в нарушение требований ч. 10 ст. 38 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», ч. 2 ст. 41 Градостроительного Кодекса РФ (далее ГрК РФ), п. 23 Приложения N 2 к Приказу Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков».

При определении требований предоставляемым документам необходимо учитывать порядок предоставления заявителю земельного участка (в данном случае он определяется ст. 30.1 Земельного кодекса РФ), а также учитывать особенности разработки документации по планировке территории, её фактическое наличие, лиц ответственных за её разработку, установленные законном случаи, когда формирование земельного участка без такой документации невозможно.

Согласно п. 3 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ, в случае, если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом документации по планировке территории или иного предусмотренного федеральным законом документа, в заявлении об образовании земельных участков указываются реквизиты таких документов.

Такие случаи установлены п. 7 ст. 11.2, п. 2.1 ст. 30, ст. 30.2 Земельного кодекса РФ. Статьей 30.1 Земельного кодекса РФ, Главой 5 Градостроительного кодекса РФ не предусмотрено требований об обязательности наличия документа­ции по планировке территории или иного предусмотренного федеральным законом докумен­та, а также положений, в соответствии с которыми невозможно образовать земельный уча­сток без подобного рода документации, либо требований к гражданам о подготовке такой документации.

Кроме того, по данному вопросу давались разъяснения письмом NВК/2019 Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 30.04.2008 года «О государственном кадастре недвижимости», в котором указано, что в случае когда, не выполнена планировка территории, в пределах которой расположен земельный участок, возможна постановка земельного участка на кадастровый учет.

Те же выводы подтверждены п. 2.2 письма Росреестра от 10.06.2010 года N 14-4548-ГЕ.

Кроме того, причиной для отказа в постановке на кадастровый учет указано, что на титульном листе межевого плана подпись председателя правления потребительского кооператива «7-й Университетский» не заверена оттиском печати, что не соответствует правилам п. 33 Требований.

Не имеется оснований для отказа по этой причине, так как на титульном листе межевого плана имеется подпись заказчика (ФИО1).

Следующей причиной отказа в решении органа указано, что в содержании межевого плана отсутствуют наименование и реквизит документов, включённых в состав приложения после Распоряжения Министерства природных ресурсов.

Документы, на которые ссылается ФГУ «ЗКП», не имеют ни наименования, ни реквизитов, так что требование ФГУ «ЗКП» неисполнимо.

Указанное обстоятельство не может являться основанием для отказа в постановке объекта недвижимости на кадастровый учёт, так как не предусмотрено законодательством.

Такая позиция подтверждается Письмом Министерства экономического развития РФ от 21.10..2009 года N 14-8394-ВК.

Кроме того, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости в своём письме от 30.05.2008 года № ВК/2370 разъясняет, что «Замечания, не влияющие на возможность осу­ществления государственного кадастрового учета, могут устраняться в рабочем порядке (при наличии контактного адреса или телефона заявителя) либо путем приостановления кадастрового учета на основании п. 4 ч. 2 ст. 26 Закона о кадастре недвижимости».

Таким образом, по указанному основанию не может приниматься отказ в государственном кадастровом учете.

Следующей причиной отказа в постановке на государственный кадастровый учет указано, что в межевом плане отсутствуют сведения о дате создания и дате последнего обновления используемого картографического материала.

Наименование картографического материала указано.

Указанное обстоятельство не является основанием для отказа в постановке земельного участка на государственный кадастровый учет, является замечанием, устраняемым в рабочем порядке, как это указано в письме Роснедвижимости от 30.05.2008 года № ВК/2370.

Кроме того, причиной для отказа в постановке на государственный кадастровый учет указано, что требуется указать квадратическую погрешность положения характерной точки (Mt), а не нормативную точность определения координат характерных точек границ.

Указанное обстоятельство не является основанием для отказа в постановке земельно­го участка на государственный кадастровый учет, является замечанием, устраняемым в рабочем порядке, как это указано в письме Роснедвижимости от 30.05.2008 года № ВК/2370.

Более того, формулы расчёта квадратической погрешности исключены из межевого плана в соответствии с решением ФГУ «ЗКП» об отказе в постановке на кадастровый учёт от 10.03.2010 года того же самого земельного участка.

Следующей причиной отказа в постановке на государственный кадастровый учет указано, что не представлена, заверенная кадастровым инженером копия документа о разрешенном использовании земельного участка в соответствии с положениями п. 58 Требований.

Пунктом 1 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ определенно, что образование земельных участков возможно как из других земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В п. 3 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ указано, что целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Для реализации положений ст. 11.2 Земельного кодекса РФ введено правило п. 58 Требований.

В соответствии с положениями п. 58 Требований, вид разрешенного использования образуемых земельных участков должен соответствовать сведениям ГКН о виде разрешенного использования исходного земельного участка, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации. В таких случаях необходимо предоставление, указанных в абзаце 2 этого пункта документов: «в соответствии с декларацией заинтересованного лица о выбранном виде разрешенного использования земельного участка на основании градостроительного регламента либо на основании иного акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, определяющего вид разрешенного использования образуемого земельного участка».

Однако, в данном случае заявителем не производится изменения вида разрешенного использования земельного участка. Кроме того, земельный участок не образуется из другого земельного участка, а образуется из земель, что исключает возможность применения требований п. 58. В таком случае, допустимым является внесение в межевой план сведений из акта уполномоченного органа о предоставлении земельного участка.

Земельный участок был предоставлен Распоряжением Министерства природных ре­сурсов для индивидуального жилищного строительства, при этом какого-либо противоречия между сведениями в кадастре и поданными документами не имеется.

Кроме того, причиной отказа в постановке на государственный кадастровый учет указано, что отсутствуют копии документов, на основании которых внесены сведения об обеспечении образуемого земельного участка доступом к земельным участкам общего пользования, что требуется в соответствии с п. 63 Требований.

В соответствии с п. 63 Требований условием применения вышеуказанного правила, является - «если образование части земельного участка связано с обеспечением доступа к землям (земельным участкам) общего пользования». Данное требование установлено для реализации положений п. 4 ст. 27 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Исходя из содержания Распоряжения Министерства природных ресурсов, образование земельного участка заявителя не связанно с обеспечением доступа к землям (земельным участкам) общего пользования.

С учетом требований п. 4 ст. 27 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» достаточным является указание в графе «3» раздела «Сведения о земельных участках, посредством которых обеспечивается доступ к образуемым или измененным земельным участкам» - «земли (земельные участки) общего пользования» (п. 65 Требований).

Таким образом, замечание не является основанием для отказа в государственном кадастровом учете.

Следующей причиной в обжалуемых решениях органа указано, что в соответствии с п. 74 Требований (Приказ Минэкономразвития № 412 от 24.11.2008 года) в составе межевого плана должна быть приведена копия фрагмента картографического материала с перекрестиями координатной сетки.

В составе межевого плана имеется копия фрагмента отсканированного картографического материала, на котором необходимые сведения отражены.

Таким образом, замечание не является основанием для отказа в государственном кадастровом учете.

Основанием для отказа в постановке на государственный кадастровый учет указано, что в разделе «Схема расположения земельных участков и их частей» отсутствует отображение земель общего пользования» в соответствии с п. 76 Требований.

В соответствии с п. 5 ст. 38 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», п.75 Требований в графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута.

Пунктом 76 Требований определенно, что в случае подготовки межевого плана в результате кадастровых работ по образованию земельных участков дополнительно на Схеме отображаются земельные участки или земли общего пользования (допускается схематично отображать местоположение улиц, дорог общего пользования, парков, скверов и т.п.).

Как следует из буквального содержания указанных положений закона, а также п. 76 Требований, отображение земельных участков или земель общего пользования необходимо только в случае наличия таковых.

В случае отсутствия земельных участков или земель общего пользования (улиц, дорог общего пользования, парков, скверов и т.п.), не имеется необходимости указывать их на схеме. В такой ситуации не имеется оснований полагать, в силу ст. 262 Гражданского кодекса РФ, что к земельным участкам не будет обеспечен доступ. Тем более, что в представленном в ФГУ «ЗКП» межевом плане схематично отображены земли общего пользования.

Кроме того, судом установлено, что решения Министерства природных ресурсов РК в установленном порядке не признаны незаконными.

ФГУ «Земельная кадастровая палата» по РК не представила суду бесспорных доказательств, подтверждающих, что представленные заявителем документы не позволяли осуществить государственный кадастровый учет объектов недвижимости – земельных участков.

На момент принятия решений об отказе в проведении государственного кадастрового учета в Управление Росреестра поступило Представление Следственного управления при МВД Карелии от 30.07.2010 года , адресованное руководителю Управления и директору ФГУ «Земельная кадастровая палата» по РК, о том, что кадастровые работы в отношении земельных участков, которые граждане (согласно перечню) пытаются поставить на кадастровый учет, произведены на основании подложных документов; предложено принять меры по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления (других нарушений закона), с содержанием которого директор ФГУ «Земельная кадастровая палата» по РК был ознакомлен.

Судом установлено, что в настоящее время в производстве Следственного управления при МВД по Республике Карелия находится уголовное дело , возбужденное 14 января 2010 года по ч.4 ст.159 УК РФ, срок предварительного расследования продлен до 14 ноября 2010 года, производство по уголовному делу не приостанавливалось, не прекращалось.

Однако в настоящее время не представлено доказательств, подтверждающих, что кадастровые работы в отношении земельных участков, которые заявители пытаются поставить на кадастровый учет, произведены на основании подложных документов.

Также не имеется доказательств того, что по указанному уголовному делу кому-либо из заявителей предъявлено обвинение по данному факту.

Также не представлено доказательств, свидетельствующих о принятии следователем обеспечительных мер.

В связи с изложенным, обжалуемые решения нельзя признать законными, в связи с чем заявления подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194, 198, 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Заявления о признании незаконными решений Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Республике Карелия об отказе в постановке на государственный кадастровый учет объектов недвижимости удовлетворить.

Признать незаконными решения ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Республике Карелия:

- от 08.09.2010 года по заявлению Ральмана Д.Б. от 18.08.2010 года,

- от 27.09.2010 года по заявлению Ральмана Д.Б. от 09.09.2010 года.

Обязать ФГУ «Земельная кадастровая палата» осуществить государственный кадастровый учет объекта недвижимости в соответствии требованиями закона по заявлениям:

Ральмана Д.Б. от 18.08.2010 года,

Ральмана Д.Б. от 09.09.2010 года.

Взыскать с Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Республике Карелия в пользу ФИО1, ФИО2 расходы по госпошлине по 200 рублей в пользу каждого.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение 10 дней через Петрозаводский городской суд.

Судья Овчинникова О.В.

Мотивированное решение в порядке ст.199 ГПК РФ

составлено 27 декабря 2010 года.

2-7372/2010 ~ М-7014/2010

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ральман Дмитрий Борисович
Другие
Министерство природных ресурсов РК
СУ при МВД по Республике Карелия
ФГУ "Земельная кадастровая палата по Республике Карелия"
Администрация Петрозаводского городского округа
Лебедев Дмитрий Борисович
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия
общество с ограниченной ответственностью "Межевое бюро"
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Овчинникова О.В.
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
20.09.2010Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.09.2010Передача материалов судье
22.09.2010Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.09.2010Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.09.2010Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
05.10.2010Предварительное судебное заседание
29.10.2010Предварительное судебное заседание
13.11.2010Судебное заседание
29.11.2010Судебное заседание
15.12.2010Судебное заседание
11.01.2011Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее