10RS0011-01-2020-003062-38 Дело №2-3318/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 июня 2020 г. г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Е.Н.Ващенко,
при секретаре М.В.Поташевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калачика А.А. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) о включении периодов работы в стаж, назначении пенсии,
установил:
Истец обратился в суд с иском по тем основаниям, что решением Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ № истцу отказано в установлении пенсии в связи с недостаточным стажем работы в районах Крайнего Севера с учетом приравненных к ним местностях, не включены в страховой стаж и стаж МКС периоды работы в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также в стаж МКС периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку истец является гражданином <данные изъяты>, временно пребывающим в Российской Федерации, в указанные периоды на него не распространялось обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом № 167-ФЗ, начисление и уплата страховых взносов за указанные периоды производились, сведения индивидуального (персонифицированного) учета страхователем не представлены. Истец просит обязать ответчика включить в страховой стаж, общий трудовой стаж и в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также в стаж в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
Истец в судебное заседание не явился, извещен о слушании дела, в порядке ст.39 ГПК РФ требования изменил, просит включить в страховой стаж, общий трудовой стаж и в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, ранее в судебном заседании возражал относительно заявленных требований, по основаниям, изложенным в решении об отказе в назначении пенсии.
Третье лицо ООО «ПСК СТРОИТЕЛЬ» явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, извещены о слушании дела.
Суд, изучив материалы дела, материалы пенсионного дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Федеральный закон № 400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет.
В силу п.6 ч.1 ст.32 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона мужчинам, достигшим возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере.
В соответствии с действовавшим до 01.01.2015 Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 173-ФЗ) право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет (ст.7).
Согласно пп.6 п.1 ст.28 Федерального закона № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 указанного Закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 25 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере.
В судебном заседании установлено, подтверждается представленной в материалы дела трудовой книжкой истца, иными материалами дела, что истец, ранее проживавший и трудившийся на территории <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ принят на работу в <данные изъяты>. Регистрация истца осуществлялась работодателем по месту его пребывания: <адрес>, и продлевалась каждый год. В спорный период истец был <данные изъяты>, временно пребывающим на территории Российской Федерации, вид на жительство получен ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ № истцу отказано в установлении пенсии в связи с недостаточным стажем работы в районах Крайнего Севера с учетом приравненных к ним местностях, не включены в страховой стаж и стаж МКС периоды работы в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку истец являлся <данные изъяты>, не имеющим статуса постоянного или временного проживания на территории Российской Федерации; в указанный период на него не распространялось обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом № 167-ФЗ, начисление и уплата страховых взносов в Пенсионный фонд РФ за указанный период не производилась, сведения индивидуального (персонифицированного) учета страхователем не представлены.
Между тем, суд учитывает, что необходимо разделять правовое положение иностранных граждан, а также правовое регулирование пенсионного обеспечения до и после вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (которым определено понятие страхового стажа).
В соответствии с ч.3 ст.62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Согласно ст.3, 5, 7 и 10 Закона СССР от 24.06.1981 №5152-Х «О правовом положении иностранных граждан в СССР» иностранные граждане в СССР пользуются теми же правами и свободами и несут те же обязанности, что и граждане СССР, если иное не вытекает из Конституции СССР, настоящего Закона и других актов советского законодательства.
Иностранные граждане могут постоянно проживать в СССР, если они имеют на то разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел.
Иностранные граждане, находящиеся в СССР на ином законном основании, считаются временно пребывающими в СССР. Они обязаны в установленном порядке зарегистрировать свои заграничные паспорта или заменяющие их документы и выехать из СССР по истечении определенного им срока пребывания.
Временно пребывающие в СССР иностранные граждане могут заниматься трудовой деятельностью в СССР, если это совместимо с целями их пребывания в СССР.
Иностранные граждане пользуются правами и несут обязанности в трудовых отношениях наравне с гражданами СССР.
Временно пребывающие в СССР иностранные граждане имеют право на получение пособий, пенсий и на другие формы социального обеспечения на основаниях и в порядке, установленных законодательством Союза ССР.
Порядок пенсионного обеспечения лиц, прибывших на жительство в Российскую Федерацию из государств - бывших республик Союза ССР, регулируется принятым 13 марта 1992 года Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения.
В силу статьи 1 данного Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Согласно статье 6 назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства. Для установления права на пенсию гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств.
Трудовая деятельность истца в спорный период на территории Республики Карелия ответчиком не оспаривается.
В ДД.ММ.ГГГГ, учитывая спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, истец состоял в трудовых отношениях с <данные изъяты>, находящемся в местности, приравненной к районам Крайнего Севера (МКС), имел регистрацию по месту пребывания в течение всего периода работы. Таким образом, истец постоянно, непрерывно проживает на территории Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ, данное обстоятельство подтверждается самим фактом постоянной работы истца у одного работодателя.
В силу положений ст.6 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» иностранные граждане подлежат обязательному социальному страхованию наравне с гражданами Российской Федерации.
Между тем, поскольку в спорный период истец являлся <данные изъяты>, временно пребывающим на территории Российской Федерации, отчисления в Пенсионный фонд с его заработной платы работодателем не производились. В ДД.ММ.ГГГГ Калачик А.А. был <данные изъяты>, временно пребывающим на территории Российской Федерации, согласно п.2 ст.239 Налогового кодекса РФ, согласно ч.2 которой (утратившей силу с 01.01.2003) налогоплательщики освобождались от уплаты налога с выплат в пользу иностранных граждан, не обладающих правом на государственное пенсионное обеспечение до ДД.ММ.ГГГГ. За период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время страховые взносы в Пенсионный фонд уплачиваются как за иностранного гражданина, имеющего вид на жительство. За период, когда была уплата страховых взносов, подавались индивидуальные сведения персонифицированного учета.
Согласно ст.1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователями являлись граждане, в том числе иностранные, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации.
Таким образом, по действовавшему в спорный период законодательству, иностранные граждане, временно пребывающие на территории Российской Федерации в спорный период к застрахованным лицам, подлежащим обязательному пенсионному страхованию, не относились, а потому на выплаты и вознаграждения, получаемые данными лицами, работодателями страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не должны были начисляться и не уплачивались.
Таким образом, не смотря на то, что истец был ДД.ММ.ГГГГ формально зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования на основании сведений, представленных работодателем, застрахованным лицом до ДД.ММ.ГГГГ в силу закона не являлся.
В силу положений ст.13 Федерального закона № 173-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст.10 и 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
В соответствии с п.6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовой пенсии, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 № 555 (далее - Правила), основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее именуется - трудовая книжка).
Как установлено, в спорный период истец осуществлял трудовую деятельность, что подтверждается его трудовой книжкой и сведениями, представленными работодателем. При этом, период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> учтен ответчиком в соответствующие виды стажа.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.01.2004 № 2-П со ссылкой на постановление от 24.05.2001 № 8-П и определение от 05.11.2002 № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В силу ст.89 действовавшего до 01.01.2002 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 340-1) в общий трудовой стаж включается любая работа в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму до установления Советской власти и за границей), члена колхоза или другой кооперативной организации; иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию.
При таких обстоятельствах, также в силу ст.89 ФЗ № 340-1, согласно которой учет трудового стажа не поставлен в зависимость от обязательной уплаты страховых взносов (указанная позиция отражена в Постановлении Президиума Верховного Суда Республики Карелия от 05.06.2013 по делу № 44г-21-2013), суд приходит к выводу о том, что у истца имеется право на включение в страховой страж, общий трудовой стаж и стаж работы в МКС периода его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
Кроме того, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сведения персонифицированного учета работодателем в настоящее время представлены в УПФ, таким образом, данный период также подлежит включению в страховой страж, общий трудовой стаж и стаж работы в МКС, учитывая изложенное, при наступлении возраста <данные изъяты> у истца возникает право на назначение пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>.
Руководствуясь ст.ст.194 -198 ГПК РФ суд,
р е ш и л :
Иск удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) включить Калачику А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в страховой стаж, общий трудовой стаж и в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) в пользу Калачика А.А. государственную пошлину в сумме <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.
Судья Е.Н. Ващенко
Решение в окончательной форме принято 22.06.2020.