15 октября 2018 г. г. Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Шелудько В.В.,
судей Борс Х.З., Поповой С.Г.,
по докладу судьи Шелудько В.В.,
при секретаре Мотько Д.Ю.
слушала в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования г-к. Анапа по доверенности Беляк В.Е. на решение Краснодарского краевого суда от 5 марта 2018 г.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
Коптенко И.И. обратился в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> площадью 852 кв. м, расположенного по адресу: <...>, в размере рыночной стоимости, равной 4 681 800 рублей.
Обжалуемым решением Краснодарского краевого суда от 5 марта 2018 г. кадастровая стоимость земельного участка установлена в размере 14 095 000 рублей. Кадастровая стоимость в указанном размере установлена на период со 1 января 2017 г. и до даты внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости предписано считать 22 декабря 2017 г.
В апелляционной жалобе представитель администрации муниципального образования г-к. Анапа по доверенности Беляк В.Е. просит решение суда отменить, полагая его незаконным и необоснованным.
Исследовав материалы дела, проверив и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности проводится государственная кадастровая оценка земель. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Из содержания положений статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» следует, что под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьёй 24.19 Федерального закона.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером <...> площадью 852 кв. м, расположенный по адресу: <...>, относится к категории земель населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования «для эксплуатации объекта № 6 торгово-развлекательного комплекса», кадастровая стоимость составляет 18198 225 рублей 84 копейки.
Истец является арендатором рассматриваемого земельного участка. Арендодателем выступает управление имущественных отношений администрации МО г-к. Анапа. В соответствии с приложением к договору аренды размер годовой арендной платы рассчитан исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2016 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости.
В силу положений статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно сведениям, предоставленным филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю, датой, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость рассматриваемых земельных участков является 1 января 2016 г.
В суд истцом представлен отчет об оценке рыночной стоимости рассматриваемого земельного участка, выполненный оценщиком ООО «Сообщество экспертов и оценщиков». Оценщиком рыночная стоимость земельного участка установлена в размере 4 681 800 рублей.
Вместе с тем, при рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что представленный отчет о рыночной стоимости спорного земельного участка вызывает сомнения в достоверности установленной рыночной стоимости, в связи с чем, по делу назначена судебная оценочная экспертиза для определения рыночной стоимости земельного участка по состоянию на дату определения его кадастровой стоимости.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы, рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2016 г. составляла 14095000 руб.
Заключение судебной экспертизы соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», а также не противоречит положениям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федеральным стандартам оценки. В ходе судебного разбирательства представителями органов государственной власти и местного самоуправления выводы эксперта не опровергнуты.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со статьёй 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, экспертное заключение содержит расписку эксперта о том, что он предупрежден об уголовной ответственности по указанной статье Уголовного кодекса Российской Федерации. Таким образом, заключение эксперта является достоверным.
Истцом доказан факт несоответствия кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости его рыночной стоимости, кадастровая стоимость значительно превышает рыночную, что затрагивает права и обязанности истца.
Согласно положениям ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Административный истец направил исковое заявление в Краснодарский краевой суд почтой 22 декабря 2017 г.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в ходе проведения государственной кадастровой оценки данного земельного участка не были допущены нарушения закона, не является основанием к отмене решения суда, поскольку истцом реализовано законное право на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости земельного участка. При этом весь комплекс условий, установленных для этого нормативными правовыми актами, административным истцом соблюден.
Довод о снижении поступлений в местный бюджет является несостоятельным и не заслуживает внимания, поскольку не основан на законе.
Довод об отсутствии в договоре аренды согласия собственника земельного участка на пересмотр результатов определения кадастровой стоимости является следствием неверного толкования положений Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 г. № 28. Такое согласие требуется в случае, когда собственником объекта недвижимого имущества являются граждане и (или) юридические лица, а не органы государственной или муниципальной власти.
В пункте 6 приведенного постановления сказано, что арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Несогласие заявителя жалобы с заключением судебной экспертизы не мотивировано и не может служить основанием к отмене судебного решения.
На основании изложенного, судебная коллегия считает решение Краснодарского краевого суда от 5 марта 2018 г. законным и обоснованным, не подлежащим изменению либо отмене.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
решение Краснодарского краевого суда от 5 марта 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи