РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гор. Костомукша 04 октября 2012 года
Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Сафаряна И.А.,
при секретаре Каварналы О.А.,
с участием истца Ю.М.В.,
представителя ответчика ГУ УПФ РФ в г. Костомукша РК Г.М.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ю.М.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Костомукша РК о включении периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости и возложении обязанности по ее назначению,
установил:
Ю.М.В. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ в г. Костомукша РК о включении периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, указав, что в период работы в <данные изъяты> ею был взят отпуск по уходу за ребенком до достижения 3 лет с 27.04.1989г. по 26.04.1990г. и до достижения ребенком 5 лет с 27.04.1990г. по 26.04.1992г. Согласно справке, уточняющей характер работы или условия труда, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, выданной работодателем, в период с 18.07.1985г. по 27.04.1992г. осуществляла трудовую деятельность в должности машиниста насосных установок. При обращении с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3 и 5 летнего возраста не могут быть включены в периоды работы, дающие право на назначение досрочной трудовой пенсии. Просит признать действия ГУ УПФ РФ в г. Костомукша РК незаконными и обязать ответчика включить спорные периоды в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
В судебном заседании истец изменила требования, просила признать незаконным решение ГУ УПФ РФ в г. Костомукша, обязать ответчика включить указанные ею периоды работы и назначить досрочную трудовую пенсию с момента обращения с заявлением с 24 августа 2010г. по доводам, изложенным в заявлении, и пояснила, что с учетом указанных периодов, стаж работы по Списку №2 на момент обращения составлял 7 лет 03 месяца 25 дней. В период нахождения в отпуске до достижения ребенком 3-х летнего возраста, вышла на работу и проработала около двух месяцев, однако в связи со здоровьем ребенка вынуждена была взять отпуск по уходу за ребенком до достижения им 5-го возраста.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в г. Костомукша РК Г.М.Д., действующая на основании доверенности, иск не признала, пояснила, что стаж работы истца, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости на момент обращения составил менее 6 лет, требуемых на данный возраст, в связи с чем истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Ранее действовавшим трудовым законодательством не предусматривалось сохранение стажа работника при предоставлении отпуска по уходу за ребенком до достижения им 5-летнего возраста, в связи с чем требования заявлены необоснованно. Просит отказать в удовлетворении иска.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что иск подлежит частичному удовлетворению.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173-ФЗ от 17 декабря 2001 года (далее Закона) право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины достигшие возраста 55 лет.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 27 Закона мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет (ст. 28.1 Закона Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
В судебном заседании установлено, что истец Ю.М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения с 02.01.1986г. по 21.06.1988г. работала в должности машиниста насосных установок, занятая на перекачке шлама, пульпы, промпродукта и реагентов в <данные изъяты>, что соответствует Списку №2 раздела 2 подраздела а позиции 2030000а-13910, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. №10. 26 апреля 1987г. у истца родился ребенок. В период с 22.06.1987г. по 26.10.1988г. истцу был предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им полутора лет. С 27.10.1988г. по 23.06.1989г. работала в должности машиниста насосных установок в количестве 7 месяцев 27 дней. С 24.06.1989г. по 26.04.1990г. Ю.М.В. был предоставлен отпуск до достижения ребенком 3-го возраста в количестве 10 месяцев 2 дней и с 27.04.1990г. по 26.04.1992г. находилась в отпуске до достижения ребенком 5 лет. 27.04.1992г. истец уволена по ст. 31 КЗоТ РФ по собственному желанию.
24 августа 2010г. истец обратилась в ГУ УПФ РФ в г. Костомукше РК с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ в г. Костомукше от 02.10.2010г. №33 ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с недостаточным стажем работы, дающим право на назначение досрочной трудовой пенсии, поскольку стаж работы по Списку №2 составил 04 года 06 месяцев 15 дней, при требуемом по закону 6 лет. Ответчик не включил истцу в стаж работы по специальности, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с 24.06.1989г. по 26.04.1990г. в количестве 10 месяцев двух дней.
Суд считает незаконным решение ГУ УПФ РФ в г. Костомукша РК в части не включения в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, поскольку юридически значимым обстоятельством при рассмотрении настоящего дела является период возникновения права истца на предоставление ей отпуска по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста.
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Лишь с принятием Закона Российской Федерации N 3543-1 от 25 сентября 1992 года "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст. 167 КЗоТ РФ). Данным законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Законом СССР от 22 мая 1990 года N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства" были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
В соответствии с данным Законом законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствие с настоящим законом.
Исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, статьи 167 КЗоТ РСФСР (в редакции Закона РСФСР от 9 декабря 1971 года), период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.
Пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 от 20 декабря 2005 года "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" предусмотрено, что при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.
Как установлено в судебном заседании отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет истцу был предоставлен до введения новой редакции ст. 167 Трудового кодекса РФ
Невключение в стаж работы истцу периода ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком до трех лет противоречит конституционному принципу равенства граждан, ухудшает положение истца и фактически применяет к спорному периоду обратную силу закона, тогда как положения Закона РФ № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Законов о труде РСФСР» такое применение обратной силы не предусматривали. Указанный Закон РФ был введен в действие с момента официальной публикации с 06.10.1992 г. и его действие распространяется на те правоотношения, которые имели место после указанной даты.
Учитывая конкретные обстоятельства данного дела, анализируя доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что период нахождения Ю.М.В. в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста начался с 24.06.1989г., то есть до 06 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-I «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), в связи с чем указанный период подлежит включению в стаж работы истца по специальности независимо от времени обращения за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.
С учетом изложенного суд считает, что период нахождения истца с 24 июня 1989 года по 26 апреля 1990 г. в количестве десяти месяцев двух дней в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-х летнего возраста, подлежит зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.
Требования истца о включении в стаж работы периода ее нахождения в отпуске с 27.04.1990г. по 26.04.1992г. и возложении обязанности назначить досрочную трудовую пенсию с 24 августа 2010г. удовлетворению не подлежат, поскольку законом не предусматривалось включение в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии период нахождения лиц в отпуске по уходу за ребенком до достижения ими 5 лет. На момент обращения истца с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости с учетом включения спорного периода с 24 июня 1989 года по 26 апреля 1990 г. её стаж составляет менее 6 лет, требуемых по закону при достижении возраста 47 лет.
Согласно п. 1 ст. 19 Закона трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 ст.19 Закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).
С учетом включения спорного периода работы в специальный стаж, стаж работы истца на момент достижения ею 48 лет составил свыше 5 лет, в связи с чем право истца на досрочное назначение трудовой пенсии по старости возникло 31 мая 2011г.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ГУ УПФ РФ в г. Костомукша РК в пользу Ю.М.В. подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 руб.
Руководствуясь ст.ст. 196-198,199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Костомукша РК №33 от 02 сентября 2010г.
Включить Ю.М.В. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с 24 июня 1989 года по 26 апреля 1990 г. в количестве десяти месяцев двух дней.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Костомукша Республики Карелия назначить Ю.М.В. досрочную трудовую пенсию по старости по пп. 2 п. 1 ст. 27 и ст. 28.1 Федерального Закона «О трудовых пенсиях» с 31 мая 2011 года.
В удовлетворении требований истца о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 27 апреля 1990г. по 26 апреля 1992 года и назначении досрочной трудовой пенсии с 24 августа 2008 года, отказать.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Костомукша РК в пользу Ю.М.В. государственную пошлину в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме через Костомукшский городской суд.
Судья И.А. Сафарян
Мотивированное решение составлено 08 октября 2012 года.