Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-268/2021 ~ М-242/2021 от 21.07.2021

Дело №2-268/2021

УИД №10RS0003-01-2021-000944-42

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 сентября 2021 года г. Кемь

Кемский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Яшковой И.С.,

при секретаре Леськовой В.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску П.В.Ф. к администрации Кемского муниципального района о восстановлении на учёте граждан, нуждающихся в жилом помещении, взыскании морального вреда,

установил:

П.В.Ф. обратился в суд с иском к администрации Кемского муниципального района по тем основаниям, что 06.07.2021 администрацией Кемского муниципального района вынесено постановление о снятии его с учёта в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Жилое помещение, в котором он зарегистрирован и проживает по адресу: г<адрес>, является федеральной собственностью, находится в оперативном управлении Министерства обороны РФ. Данная квартира была предоставлена бывшей супруге П.Н.Г. как работнику воинской части, в связи с чем она является служебной и предоставлена на время трудовых отношений. В настоящее время истец не обеспечен жилым помещением ни по договору социального найма, ни по договору найма жилых помещений социального использования, не является членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения социального использования, также, как и не является собственником жилых помещений или членом семьи собственника жилого помещения. На основании изложенного истец просит признать незаконными действия администрации Кемского муниципального района по снятию его с учёта нуждающихся в жилье, обязать восстановить в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях под номером очередности . Поскольку действиями ответчика истцу причинён моральный вред, истец просит также взыскать компенсацию морального вреда в размере (с учетом уточнения иска) 300000 рублей.

Судом к участию в деле в порядке подготовки в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены П.Н.Г.., П.Т.В.., Министерство обороны РФ, ФГКУ «Западное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны РФ, ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ.

В судебном заседании П.В.Ф. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснил, что состоял в списке нуждающихся в жилом помещении в качестве члена семьи отца, затем матери. Примерно в 1993 году его матери и сестре с двумя детьми предоставили жилые помещения, а он с супругой и двумя детьми остался в списках очередников. С 1987 года он проживал с супругой и двумя детьми в квартире, предоставленной супруге П.Н.Г. В настоящее время они разведены, проживают вдвоем. До настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено.

П.Н.Г. в судебном заседании полагала исковые требования подлежащими удовлетворению. Пояснила, что работала при войсковой части, военнослужащей не являлась. В 1982 году ей было предоставлено жилое помещение, в 1987 году в него вселился супруг П.В.Ф. В квартире они проживали с двумя детьми, в 1994 годы сын погиб.

Администрация Кемского муниципального района в судебное заседание своего представителя не направила, заявлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя ответчика. В представленных возражениях просит в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку жилое помещение, в котором проживает истец служебным не является. С даты заключения договора найма постоянного жилого помещения от 24.01.2005 между Мончегорской КЭЧ района и П.Н.Г.. истец и члены его семьи обеспечены жилым помещением по договору социального найма по адресу: <адрес>, вследствие чего П.В.Ф. утратил основания нахождения в очереди лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Требования истца о компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат, поскольку истцом не представлены доказательства виновных действий администрации Кемского муниципального района.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом.

Суд, заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Установлено, что решением Совета депутатов трудящихся утверждены списки на очередность на получение квартир гражданам <адрес>. В списке (очередь общая) под номером значится П.Ф.Ф. (отец истца), состав семьи 4 человека.

Из объяснений П.В.Ф.. в судебном заседании следует, что он состоял в очереди нуждающихся в жилье в качестве члена семьи отца П.Ф.Ф. После смерти П.Ф.Ф. его с матерью переселили по адресу: <адрес>, сестра вышла замуж, снялась с регистрации и выехала из жилого помещения.

В 1987 году истец фактически стал проживать с супругой П.Н.Г.. по адресу: <адрес>. При этом П.В.Ф. был зарегистрирован по месту жительства по прежнему адресу.

Указанное жилое помещение было предоставлено П.Н.Г. Мончегорской КЭЧ на основании ордера на жилое помещение . Впоследствии 24.01.2005 с П.Н.Г. заключен договор найма указанного жилого помещения, в котором указано, что наймодатель предоставляет постоянное жилое помещение.

Жилое помещение по адресу: <адрес>, площадью 41,7 кв.м, находится в собственности Российской Федерации, закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ «Северо-Западное территориальное Управление имущественных отношений» Министерства обороны (выписка из ЕГРН).

Отнесение квартиры по адресу: <адрес> к специализированному (служебному) фонду судом не установлено (ответы территориального отдела «Петрозаводский» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры «комплекса» филиал «Западный», администрации Кемского муниципального района). Многоквартирный жилой дом, в котором проживает истец, аварийным, подлежащим сносу и расселению не признан.

Из справки Кандалакшской КЭЧ района от 06.02.1991 следует, что семья П.Н.Е. (матери истца) состоит из 8-ми человек: П.Н.Е.., сына П.В.Ф. (истец), и его супруги П.Н.Г. с дочерью П.Т.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и сына М.В.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочери ФИО44, внука С.М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, внука С.В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

П.В.Ф. в судебном заседании пояснил, что в 1993 году жилой дом по адресу:<адрес>, расселили, при этом его матери П.Н.Е. (состав семьи 1 человек) и сестре ФИО44 (состав семьи 3 человека) были предоставлены жилые помещения. Данные объяснения подтверждаются справками о составе семьи Мончегорской КЭЧ района от

П.В.Ф. на 20.01.1993 был зарегистрирован по адресу: <адрес>. Семья истца состояла из супруги и двоих детей (справки Мончегорской КЭЧ района от

Из заявления П.В.Ф. в мэрию <адрес> от 19.01.1993 следует, что П.В.Ф. согласен проживать своей семьей по адресу: <адрес> и остаться в прежней очереди, где состоял вместе с матерью П.Н.Е..

При этом, судом установлено, что семья П.В.Ф. с 1987 года фактически проживала по адресу: <адрес>.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждён список очерёдности граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в <адрес> на 1994 год, в котором под номером 1 значится П.В.Ф.., проживающий по адресу: <адрес>, состав семьи 4 человека.

Согласно выписке из домовой книги П.В.Ф. с 06.02.2001 зарегистрирован по адресу: <адрес>

03.03.2014 брак между П.В.Ф.. и П.Н.Г. прекращён.

Согласно выпискам из ЕГРН П.В.Ф.., П.Н.Г.. объектов недвижимости в собственности не имеют, П.Т.А. с 08.09.2020 на основании договора участия в долевом строительстве на праве общей совместной собственности принадлежит жилое помещение, площадью 39,5 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>.

Решением Кемского городского суда Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования П.В.Ф.. к администрации Кемского муниципального района о восстановлении на учете граждан, нуждающихся в жилье, удовлетворены. Суд признал незаконными действия администрации Кемского городского поселения, выразившиеся в вынесении постановления заместителя главы Кемского городского поселения С. от о снятии с учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях П.В.Ф.. Суд обязал администрацию Кемского муниципального района восстановить П.В.Ф.. на учёте граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма под номером .

24.06.2021 истец был восстановлен в списке граждан, состоящих на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Постановлением администрации Кемского муниципального района от 06.07.2021 П.В.Ф. был снят с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, а именно: предоставлением домоуправлением Мончегорской КЭЧ члену семьи П.В.Ф.. П.Н.Г.. по договору найма от 24.01.2005 благоустроенного жилого помещения, площадью 41,7 кв.м по адресу: <адрес>, количественный состав семьи 3 человека. Данное постановление отменено ответчиком 25.08.2021.

Постановлением администрации Кемского муниципального района от 25.08.2021 П.В.Ф. снят с учёта в качестве нуждающегося в жилом помещении в соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», Законом Республики Карелия от 06.02.2006 №958-ЗРК «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Республике Карелия», в связи с утратой оснований, которые до введения Жилищного кодекса Российской Федерации давали право на получение жилого помещения по договорам социального найма (статья 29 Жилищного кодекса РСФСР), а именно: улучшение жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения (статья 32 Жилищного кодекса РСФСР) на основании протокола жилищной комиссии администрации Кемского муниципального района.

В силу статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

В соответствии с положениями статьи 5 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее - Вводный закон) к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.

Основания для снятия граждан с учета, которые приняты на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 01.03.2005, установлены частью 2 статьи 6 Вводного закона.

В силу указанной нормы граждане, принятые на учет до 01.03.2005 в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с такого учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

При этом по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования часть 2 статьи 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» не предполагает возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до 1 марта 2005 года принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 2009 года № 1549-О-П «По жалобе гражданина С.А.В. на нарушение его конституционных прав частью 2 статьи 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»).

В соответствии со статьёй 29 Жилищного кодекса РСФСР (далее - ЖК РСФСР) нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане в том числе: 1)имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов; 2) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям; 3) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно.

Согласно ст. 32 ЖК РСФСР право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи. Граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях: 1) улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения; 2) выезда на другое постоянное место жительства; 3) выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет; 4) прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность. Не могут быть сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий семьи, потерявшие кормильца, состоявшего на учете.

До введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации действовали Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений по договору найма в Республике Карелия, утверждённые Постановлением Правительства Республики Карелия от 25.11.2003 №132-П. Согласно данному Постановлению признаны утратившими силу пункты 1-6 Постановления Совета Министров Карельской АССР и Карельского областного совета профсоюзов от 04.04.1988 № 83 «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлении жилых помещений в Карельской АССР».

Согласно Правилам учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Карельской АССР, утверждённых постановлением Совета Министров Карельской АССР и Карельского областного совета профсоюзов от 04.04.1988 №83 (далее Правила), нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются, в том числе, граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи 7 квадратных метров и менее (пункт «а» раздела II).

В силу пункта 20 Правил право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных в настоящем пункте.

Граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, в результате которых отпали основания для предоставления жилого помещения (пункт 7 и пункт 43 настоящих Правил).

Согласно пункту 43 Правил предоставляемое гражданам для проживания жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям. Минимальный размер предоставляемый гражданам жилой площади на одного человека в Карельской АССР должен быть не менее 9 квадратных метров.

Таким образом, при решении вопроса о наличии оснований для снятия граждан с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, принятых на такой учет в соответствии с законодательством, действующим на территории Республики Карелия, уровень жилищной обеспеченности таких граждан следует проверять на предмет его соответствия норме предоставления (как это было установлено ранее действовавшими Правилами учета), но при этом сама норма предоставления должна определяться в соответствии с действующим законодательством.

Пунктом 1 решения Совета Кемского городского поселения от 27.11.2008 № 30-1/147 утверждена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, являющаяся минимальным размером площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в размере 16 кв. м общей площади.

Учетная норма на каждого члена семьи установлена решением Совета Кемского городского поселения от 22.05.2008 № 24-1/120 в размере 11.3 кв.м.

В силу части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Содержание названной нормы закона указывает на то, что наличие у членов семьи собственника жилого помещения права пользования всеми имеющимися в их распоряжении жилыми помещениями предопределяет обязанность по их учету при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения. Иное толкование данной нормы может привести к сверхнормативному обеспечению граждан жильем за счет государства.

Площадь жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес> право пользования которым имеет истец, составляет 41.7 кв.м. С учетом, жилого помещения, находящегося в собственности П.Т.А.. 19,75 кв.м (39,5/2), количества лиц, состоящих на учете, размер площади на одного члена семьи составляет 20,48 кв.м (41,7+19,75/3).

Из материалов дела следует, что, вселившись в жилое помещение, предоставленное его супруге для постоянного проживания по адресу: <адрес>, истец приобрел право пользования жилым помещением, при этом утратив право на предоставление ему жилого помещения.

Подпунктом «з» пункта 21 Правил установлено, что не могут быть сняты с учета нуждающиеся в улучшении жилищных условий граждане получившие жилые помещения в порядке временного улучшения жилищных условий, то есть менее минимального размера жилой площади, установленного п. 43 Правил, а также получившие служебные жилые помещения – независимо от занимаемой площади.

Судом установлено, что жилое помещение, в котором проживает истец, к служебным жилым помещениям не относится, при вселении истца в указанную квартиру размер жилой площади на каждого члена семьи составлял 10,425 кв.м (41,7/4), то есть более установленного п. 43 Правил размера (9 кв.м).

Поскольку П.В.Ф. и члены его семьи имеют обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи не ниже как нормы предоставления, так и учетной нормы, суд приходит к выводу о том, что П.В.Ф. утратил основание, которое до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давало ему право на получение жилого помещения по договору социального найма, и он был обоснованно снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.

С учётом установленных обстоятельств, исковые требования о признании незаконными действий администрации Кемского муниципального района по снятию его с учёта нуждающихся в жилье, обязании восстановить в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях под номером очередности , взыскании компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь требованиями ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования П.В.Ф. оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано через Кемский городской суд Республики Карелия:

- в апелляционном порядке - в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме;

- в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.

Судья И.С. Яшкова

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

2-268/2021 ~ М-242/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Пекшуев Валентин Федорович
Ответчики
Администрация Кемского муниципального района
Другие
Пекшуева Татьяна Валентиновна
Министерство обороны Российской Федерации
ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации
ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
Пекшуева Наталья Григорьевна
Суд
Кемский городской суд Республики Карелия
Судья
Яшкова Ирина Сергеевна
Дело на странице суда
kemsky--kar.sudrf.ru
21.07.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.07.2021Передача материалов судье
22.07.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.08.2021Судебное заседание
01.09.2021Судебное заседание
16.09.2021Судебное заседание
22.09.2021Судебное заседание
22.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее