Дело №
РЕШЕНИЕ СУДА
Именем Российской Федерации
г. Балашиха Московской области 19 сентября 2018 г.
Балашихинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Лебедева Д.И.,
при секретаре судебного заседания Тонких А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Данилюка Сергея Владимировича к Министерству социального развития Московской области о признании права на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения по месту фактического проживания,
Установил:
Истец Данилюк С.В. предъявил к ответчику – Балашихинское управлению социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области иск о признании права на получение мер социальной поддержки
по оплате жилого помещения по месту фактического проживания,
в обоснование которого указал о том, что ему как ветерану боевых действий предусмотрены меры социальной поддержки, а именно компенсация расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов. Решением жилищной комиссии ФГКУ «ЦВК по МТО Росгвардии» от ДД.ММ.ГГГГ года (протокол заседания жилищной комиссии ЦВК по МТО ВНГ России № 11) ему для использования в целях проживания предоставлено служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. В данном жилом помещении он и члены его семьи проживают на основании договора пользования служебным помещением № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенного с войсковой частью 3492 и он осуществляет плату за найм жилого помещения, коммунальные услуги и иные платежи, связанные с содержанием жилого помещения. Для реализации своего права предусмотренного п.п. 5 п. 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах»,
им в Балашихинское управление социальной защиты населения Министерства Социального развития Московской области подано заявление от ДД.ММ.ГГГГ года с приложением документов, подтверждающих факт проживания в жилом помещении, расположенному по адресу <адрес> и оплаты жилого помещения и коммунальных услуг. Из ответа Балашихинского управления социальной защиты населения Министерства Социального развития Московской области № 19.21.06-1230 от 24 мая 2018 года, стало известно
об отказе в назначении ему ежемесячной денежной компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, по причине несоответствия документов, необходимых для получения государственной услуги, по форме
и содержанию требованиям законодательства Российской Федерации в связи
с тем, что регистрация у него имеется по одному адресу, а квитанции предоставлены по другому.
На основании изложенного, истец Данилюк С.В. просил суд признать отказ должностных лиц Балашихинского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области
в назначении ежемесячной денежной компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг незаконным и необоснованным; обязать Балашихинское управление социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области установить и производить ежемесячную денежную компенсацию по оплате жилого помещения
и коммунальных услуг (л.д. 3-5).
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ года в порядке ч. 1 ст. 41 ГПК РФ
с согласия истца допущена замена ненадлежащего ответчика – Балашихинское управлению социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области надлежащим ответчиком – Министерство социального развития Московской области (л.д. 34).
В судебном заседании истец Данилюк С.В. иск поддержал, и просил удовлетворить иск по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика - Министерства социального развития Московской области по доверенности (л.д. 43-45; 46) – Гаврилова В.А.
в судебном заседании поддержала ранее представленный письменный отзыв
на исковое заявление, согласно которого просила отказать в удовлетворении иска (л.д. 27-28), в том числе пояснила о том, что истец не зарегистрирован
по адресу: <адрес>
Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд приходит
к следующему.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, установлены Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах»
(далее – Федеральный закон, ФЗ «О ветеранах», ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ).
Согласно ст. 1 названного Федерального закона, с учетом заслуг
по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда.
В соответствии с п.п. 1-4 п. 1 ст. 3 ФЗ «О ветеранах», к ветеранам боевых действий относятся: военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового
и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные
в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие
в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях
на территории Российской Федерации; военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, лица, участвовавшие
в операциях при выполнении правительственных боевых заданий
по разминированию территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1951 года, в том числе в операциях по боевому тралению в период с 10 мая 1945 года
по 31 декабря 1957 года; военнослужащие автомобильных батальонов, направлявшиеся в Афганистан в период ведения там боевых действий
для доставки грузов; военнослужащие летного состава, совершавшие
с территории СССР вылеты на боевые задания в Афганистан в период ведения там боевых действий.
Как установлено ст. 10 ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ меры социальной поддержки, установленные ст.ст. 14 - 19 и 21 данного Федерального закона
и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
В силу ст. 12 ФЗ «О ветеранах», данный Федеральный закон распространяется на граждан Российской Федерации, а также на постоянно проживающих на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, относящихся к категориям ветеранов, указанным в ст. ст. 2 - 4 (ст. 2. Ветераны Великой Отечественной войны; ст. 3. Ветераны боевых действий; ст. 4. Инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий).
Как установлено п. 1 ст. 13 указанного выше Федерального закона, социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей, в том числе, получение и содержание жилых помещений, оплату коммунальных услуг. Согласно п. 3 названной выше статьи, при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Согласно п. 1 ст. 16 ФЗ «О ветеранах», ветеранам боевых действий
из числа лиц, указанных в п.п. 1 - 4 п. 1 ст. 3 данного Федерального закона,
в числе прочих мер социальной поддержки предоставляется, в том числе, оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений
(в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членами семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающими. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда.
В силу ст. 27 ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ, ветераны имеют право
на обращение в суд за защитой прав, установленных данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации мер социальной поддержки.
Реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 года или Правительством Российской Федерации, как это установлено ст. 28 ФЗ «О ветеранах».
В силу ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ
«О статусе военнослужащих» (далее – ФЗ от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ) военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту,
и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе
по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
Постановлением Правительства Московской области от 19 декабря 2017 года № 1082/46 утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области (далее – Порядок), который определяет условия предоставления мер социальной поддержки
по оплате жилого помещения, в том числе за наем или за содержание жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества
в многоквартирном доме и коммунальных услуг (электроснабжение, газоснабжение, в том числе снабжение сетевым природным или сжиженным газом, газом в баллонах, водоснабжение, водоотведение (канализация), холодное и горячее водоснабжение, теплоснабжение (отопление),
а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, за топливо, приобретаемое в пределах норм, установленных для продажи населению,
и транспортные услуги для доставки этого топлива) (далее - меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг), установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области (далее - получатель).
Согласно п.п. 2 и 3 Порядка меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в виде ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (далее - компенсация). Компенсация назначается территориальными структурными подразделениями Министерства социального развития Московской области (далее - территориальное подразделение Министерства) по месту жительства получателя в размерах, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.
В соответствии с п.п. 18 и 19 указанного Порядка компенсация предоставляется получателю при отсутствии у него задолженности по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества
в многоквартирном доме и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении соглашения по ее погашению. Компенсация назначается получателю с первого числа месяца, в котором поступило обращение со всеми необходимыми документами.
Статьей 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»
(далее - Закон РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1), в числе основных понятий закреплены, в том числе: регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации
с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства,
его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства; место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых
он зарегистрирован по месту жительства.
Согласно ст. 3 названного выше Закона, в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации
его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства
в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) каждая сторона должна доказать
те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно материалам дела.
Данилюк С.В. проходит военную службу по контракту в войсковой части 3492, зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес> Фактически проживает в жилом помещении – квартире, расположенной по адресу: <адрес>, вносит плату за указанное жилое помещение и коммунальные услуги. При этом, по месту регистрации своей регистрации, в Отделе социальной защиты населения района Лефортово Юго-Восточного административного округа г. Москвы истец не получает социальных выплат.
Данные обстоятельства подтверждены надлежащими письменными доказательствами: выпиской из домовой книги (л.д. 8), справкой об обеспечении жилым помещением (л.д. 9), выпиской из протокола № <данные изъяты> заседания жилищной комиссии ФГКУ «ЦВК по МТО Росгвардии» от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. 10), актом приема-передачи и технического состояния помещения
(л.д. 11), договором пользования служебным помещением №<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. 12-14), отметкой о регистрации в паспорте (л.д. 16), платежными документами и квитанциями об оплате (л.д. 17-24; 41-42), сообщением о ранее назначенных выплатах (л.д. 39), справкой о факте получения, размере пособий, компенсации и других социальных выплат либо о неполучении указанных выплат от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. 40), и не оспаривались сторонами.
Данилюк С.В. является ветераном боевых действий, что подтверждено удостоверением серии <данные изъяты> (л.д. 15).
При таких обстоятельствах истец имеет право на предоставление ему такой меры социальной поддержки как оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений, которая предусмотрена
п.п. 5 п. 1 ст. 16 ФЗ «О ветеранах», в том числе, и на оплату указанного выше жилого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ года истец обратился к ответчику с заявлением о назначении соответствующей меры социальной поддержки, в чем ему было отказано
в письменном уведомлении от 24 мая 2018 года № 19.21.06-1230,
в котором указано в обоснование о том, что не предусмотрено предоставление мер социальной поддержки по месту фактического проживания гражданина
(л.д. 6-7).
Вместе с этим, данные обстоятельства не являются основанием для отказа в предоставлении Данилюку С.В. той меры социальной поддержки,
за получением которой он обратился к ответчику.
Регистрация истца по адресу: <адрес>», обусловлена прохождением истцом военной службы по контракту, и произведена в соответствии с ч. 3 ст. 15 ФЗ
от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ, и в силу ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1 не может служить основанием ограничения прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации. Вместе с этим, такая регистрация препятствует истцу
в получении указанной выше меры социальной поддержки.
При таких обстоятельствах, оснований для отказа ответчиком
в предоставлении истцу испрашиваемой им меры социальной поддержки, выраженного в письменном уведомлении от 24 мая 2018 года № 19.21.06-1230, не имелось, данный отказ не соответствует требованиям закона, а заявленное истцом требование о признании его таковым является обоснованным,
и подлежит удовлетворению, поскольку Данилюк С.В. имеет право
на предоставление ему данной меры социальной поддержки по адресу: Московская область, г. Балашиха, мкр, Дзержинского, ул. Баландина, д. 3,
кв. 233.
Нарушенное право Данилюка С.В. возможно восстановить путем обязания ответчика предоставить истцу меру социальной поддержки, предусмотренную п.п. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», по оплате жилья в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, начиная с ДД.ММ.ГГГГ года, поскольку он обратился к ответчику с соответствующим заявлением ДД.ММ.ГГГГ года.
Ответчик не представил суду доказательств, опровергающих доводы истца, и представленные по делу доказательства, исследованные в судебном заседании.
При этом, в порядке ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение
по заявленным истцом требованиям.
Иных требований по данному гражданскому делу не заявлено.
Таким образом, по указанным выше основаниям, рассматриваемый
в данном гражданском деле иск обоснован, и подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Данилюка Сергея Владимировича к Министерству социального развития Московской области о признании права на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения по месту фактического проживания – удовлетворить.
Признать не соответствующим требованиям закона решение Министерства социального развития Московской области об отказе Данилюку Сергею Владимировичу в назначении меры социальной поддержки, выраженное в письменном уведомлении от 24 мая 2018 года № 19.21.06-1230.
Признать за Данилюком Сергеем Владимировичем право
на предоставление меры социальной поддержки, предусмотренной п.п. 5 п. 1
ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О Ветеранах»
по месту проживания по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ года.
Обязать Министерство социального развития Московской области предоставить Данилюку Сергею Владимировичу меру социальной поддержки, предусмотренную п.п. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995
№ 5-ФЗ «О ветеранах», в виде компенсация расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов жилого помещения, расположенного
по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Балашихинский городской суд Московской области
в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Д.И. Лебедев
Решение принято судом в окончательной форме 19 октября 2018 г.
Судья Д.И. Лебедев