Решение по делу № 2-3696/2021 ~ М-1048/2021 от 18.02.2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ

<адрес>

дело

Красногорский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Зотовой С.В.,

при секретаре ФИО7,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3, ФИО2, ФИО4, ФИО5 к Администрации городского округа <адрес> о признании решения незаконным,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3, ФИО2, ФИО4, ФИО5 обратились в суд с указанным выше иском, в обоснование которого указали, что на основании решения Красногорского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3, ФИО2, ФИО4, ФИО5 принадлежит на праве общей долевой собственности, по ? доле каждому, часть жилого дома общей площадью 58,2 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, городской округ Красногорск, микрорайон Опалиха, <адрес>.

Право собственности на указанное имущество зарегистрировано за истцами в установленном законом порядке, ДД.ММ.ГГГГ на имя истцов выданы свидетельства о государственной регистрации права.

С целью выкупа земельного участка, расположенного под объектом недвижимости, для уточнения местоположения его границ и площади кадастровым инженером ФИО8 произведен контрольный промер земельного участка, расположенного по вышеуказанному адресу с составлением схемы (плана) границ земельного участка. По результатам натурных измерений площадь земельного участка составила 571 кв.м.

Для оформления спорного земельного участка в собственность истцы обратились в администрацию городского округа <адрес> с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, согласно схеме расположения земельного участка, его общая площадь составила 571 кв.м.

Решением Администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №Р41086369 истцам было отказано в согласовании схемы расположения земельного участка ввиду его нахождения в санитарной зоне источников питьевого водоснабжения.

Истцы полагают, что решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным и необоснованным, так как не основано на законе, просят признать решение Администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, просят обязать Администрацию городского округа <адрес> утвердить схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, городской округ Красногорск, микрорайон Опалиха, <адрес>, условный номер ЗУ1, площадью 571 кв.м, просят также обязать Администрацию городского округа <адрес> заключить с истцами, ФИО3, ФИО2, ФИО4, ФИО5, договор купли-продажи земельного участка общей площадью 571 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, городской округ Красногорск, микрорайон Опалиха, <адрес>, по цене, равной трем процентам кадастровой стоимости земельного участка.

Истцы, представитель истцов в судебное заседание не явились, извещены, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Ответчик Администрация г.о. Красногорск ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, просила принять решение в соответствии с действующим законодательством.

Ознакомившись с доводами сторон, исследовав и оценив представленные по делу доказательства, суд считает иск подлежащим удовлетворению, учитывая следующее.

Согласно п.2 ст.15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с названным Кодексом и федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентируется ст.39.1 ЗК РФ, предусматривающей формы перехода права собственности путем заключения договора аренды либо договоров купли-продажи.

Согласно п.3 ст.11.7 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 Земельного Кодекса.

Согласно п.1 ст.39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях, установленных в названной статье. В том числе: перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков (пп. 3 п.1 ст.39.28 ЗК РФ).

В силу п.3 ст.39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

В силу п.13 ст.11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии с п.1 ст.39.29 ЗК РФ в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.

Согласно п.9 ст.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного основания указанного в законе.

Пунктом 2 ст.27 ЗК РФ установлено, что земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Пунктом 8 ст.27 ЗК РФ установлен запрет на приватизацию земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.

Перечень оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков является исчерпывающим.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, сформированной в п.20 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N2 (2019), утв. Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ, «...для решения вопроса о правомерности перераспределения земельных участков необходимо не только установить наличие оснований для перераспределения, указанных в п.1 ст.39.28 ЗК РФ, но и отсутствие оснований для отказа, перечисленных в п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ».

Пунктом 1 ст.61 ЗК РФ предусмотрено, что ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель может быть признан судом недействительным.

П.1 ст.3 ГПК РФ предусматривает, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В ходе судебного заседания установлены и подтверждены материалами дела следующие обстоятельства.

Истцы ФИО3, ФИО2, ФИО4, ФИО5 на основании решения Красногорского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ являются собственниками по ? доли каждый части жилого дома, площадью 58,2 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, городской округ Красногорск, микрорайон Опалиха, <адрес>.

Право собственности истцов зарегистрировано в УФСГРКиК по <адрес> в установленном законом порядке, что подтверждается представленными в материалах дела свидетельствами о государственной регистрации права (л.д.10-17).

С целью выкупа земельного участка, расположенного под объектом недвижимости, истцы обратились в администрацию городского округа <адрес> с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, согласно схеме расположения земельного участка, его общая площадь составила 571 кв.м.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным администрацией городского округа <адрес>, отказано в перераспределении земельного участка ввиду нахождения его в зоне реконструкции <адрес>, а также в санитарной зоне источников питьевого водоснабжения <адрес> (л.д.23-25).

Судом установлено, что истцы обращались к ответчику за перераспределением испрашиваемого земельного участка, который не находится в чей-то частной собственности, собственность на него не разграничена, образование самостоятельного объекта недвижимости с целевым использованием и с возможностью доступа на вновь сформированный участок и эксплуатации земельного участка, согласно заключению эксперта, не представляется возможным.

Следовательно, все условия для перераспределения земельного участка, собственность на который не разграничена, соблюдены в полном объеме, в связи с чем данный истцам отказ не может являться законным, в ЗК РФ отсутствуют основания для отказа в предоставлении государственных услуг, ссылка на которые имеется в обжалуемом решении.

Суд полагает, что довод ответчика о том, что оборотоспособность спорного земельного участка ограничена, так как он находится в зоне с особыми условиями использования территории, согласно заключению Комитета по архитектуре и градостроительству <адрес>, не может являться основанием для отказа в предоставлении истцам в собственность за плату испрашиваемого ими земельного участка, по следующим основаниям.

С целью разрешения возникшего спора по делу была назначена судебная землеустроительная экспертиза, согласно выводам которой на исследуемой территории расположены земельные участки, с находящимися в пределах их границ зданиями жилой застройки, а также нежилыми зданиями. При проведении экспертного обследования была выполнена геодезическая планово-высотная съемка земельных участков и указанной выше прилегающей территории с целью определения координат границ, привязки строений и сооружений к его границам, а также для определения рельефа местности и составления схемы.

Экспертизой установлено, что рельеф местности в данном месте – равнинный, расстояние от ближней точки спорного участка до уреза воды реки Банька составляет 871 метр, расстояние от уреза воды до боковой границы 2-ого пояса зоны санитарной охраны в равнинной местности составляет 500 метров, в с вязи с чем спорный земельный участок площадью 571 кв.м, по адресу: <адрес>, городской округ Красногорск, микрорайон Опалиха, <адрес>, условный номер ЗУ1, в рамках представленного каталога координат в зоне санитарной охраны источников питьевого водоснабжения либо иной зоне с особыми условиями использования территории не расположен.

Суд, оценивая выводы экспертизы, считает их достоверными, так как экспертиза проведена экспертом ООО «Региональная земельная компания-К» ФИО9, который имеет специальные познания и значительный опыт экспертной работы, спорный земельный участок обследован экспертом в натуре, им учтены нормативные акты, регламентирующие землеустройство и кадастровый учет, зоны санитарной охраны источников водоснабжения, эксперт предупрежден об уголовной ответственности, выводы экспертизы согласуются с данными, содержащимися в плане земельного участка, выписках из ЕГРН и других материалах дела, представленное суду заключение экспертизы полное и обоснованное.

В соответствии с ч.5 ст.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в состав Единого государственного реестра недвижимости входит реестр границ, в котором отображаются сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий, в том числе о водоохранных зонах, прибрежных защитных полосах, зонах затопления, подтопления, и береговых линиях (границах водных объектов).

Внесение сведений в ЕГРН осуществляется в порядке межведомственного информационного взаимодействия и регулируется статьей 32 Закона N218 и Правилами предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3-13, 15 статьи 32 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N1532.

При таких обстоятельствах суд считает, что отсутствие в ЕГРН зарегистрированных сведений о границах зон с особыми условиями использования спорной территории, в том числе о водоохранных зонах, свидетельствует об отсутствии ограничений и обременений в отношении использования спорного объекта недвижимости, в связи с чем по данному гражданскому делу отсутствуют обстоятельства, которые в силу федерального закона могли бы воспрепятствовать реализации прав истцов на утверждение схемы расположения земельного участка по адресу: <адрес>, городской округа Красногорск, микрорайон Опалиха, <адрес>, условный номер ЗУ1, площадью 571 кв.м, в соответствии с представленным каталогом координат.

Согласно ст.39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:

1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;

2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;

3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;

4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Как предусмотрено ст.39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса.

В соответствии с п.1 ст.39.20 ЗК РФ, если иное не установлено указанной статьей или другими федеральными законами, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В силу подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них, в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ, осуществляется без проведения торгов.

Предварительное согласование предоставления земельного участка в силу Земельного кодекса Российской Федерации может быть осуществлено только в том случае, если земельный участок сформирован в соответствии с требованиями законодательства: соответствует предельным размерам земельных участков, не допускает вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосице, то есть соответствует требованиям статьи 11.9 названного Кодекса, включая обеспечение доступа (прохода или проезда) к нему от земельных участков общего пользования (пункт 26 части 1 статьи 26 Федерального закона N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении цены продажи земельных участков, находящихся в собственности <адрес> или государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на таких земельных участках» установлена цена продажа земельных участков, находящихся в собственности <адрес> или государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на таких земельных участках, в размере, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, равном: трем процентам кадастровой стоимости земельного участка в отношении земельных участков: относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения; относящихся к категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства (использования); вне зависимости от категории земель с разрешенным использование для жилищного строительства (включая индивидуальное жилищное строительство), ведения дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (включая индивидуальное гаражное строительство).

Анализируя установленные по делу обстоятельства, подтвержденные представленными в материалах дела доказательствами, суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО3, ФИО2, ФИО4, ФИО5 являются законными и обоснованными, а потому в их удовлетворении не может быть отказано.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление удовлетворить.

Признать решение Администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №Р41086369 незаконным.

Обязать Администрацию городского округа <адрес> утвердить схему расположения земельного участка по адресу: <адрес>, городской округ Красногорск, микрорайон Опалиха, <адрес>, условный номер ЗУ1, площадью 571 кв.м в следующих координатах:

<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>

Обязать Администрацию городского округа <адрес> заключить с ФИО3, ФИО2, ФИО4, ФИО5 договор купли-продажи земельного участка общей площадью 571 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, городской округ Красногорск, микрорайон Опалиха, <адрес>, по цене, равной трем процентам кадастровой стоимости земельного участка.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Красногорский городской суд в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Федеральный судья:

2-3696/2021 ~ М-1048/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Поляков Алексей Геннадьевич
Полякова Наталья Геннадьевна
Полякова Валентина Алексеевна
Ответчики
Администрация г/о Красногорск МО
Суд
Красногорский городской суд Московской области
Судья
Зотова Светлана Владимировна
Дело на странице суда
krasnogorsk--mo.sudrf.ru
18.02.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.02.2021Передача материалов судье
19.02.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.03.2021Подготовка дела (собеседование)
03.03.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.03.2021Судебное заседание
25.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее